Важным свойством педагогических тестов является то, что они имеют дело с результатами работы учащегося, и только с ними. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Важным свойством педагогических тестов является то, что они имеют дело с результатами работы учащегося, и только с ними.

2017-11-16 185
Важным свойством педагогических тестов является то, что они имеют дело с результатами работы учащегося, и только с ними. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тесты. Что это такое?

 

Когда учителя или ученики говорят о тестах, то чаще всего они имеют в виду некий набор заданий с выбором ответов, из которых нужно быстро найти верный. Такое представление, конечно, не отражает всего имеющегося разнообразия педа­гогических тестов.

Что же необходимо знать ученику и учителю о тестах, чтобы научиться успеш­но их выполнять?

К настоящему времени в педагогике разработаны разнообразные типы тестов, различающихся как по форме и видам используемых заданий, так и по целям, которые они преследуют. С успехом применяются, например, устные, письменные, компьютерные, проектные формы тестирования. Задания в тестах могут предусматривать либо выбор ответа из предложенных вариантов (они называются элек­тивными), либо свободно конструируемые ответы (инвентивные задания). Внутри заданий с выбором ответов тоже существуют отличия. Так, наибольшее распро­странение в нашей школе получили задания, в которых среди представленных для выбора вариантов ответов верным является только один, а остальные неверны. Уча­щийся должен указать этот единственно верный ответ. Однако часто более эффек­тивными оказываются задания, в которых нужно выбрать сразу несколько из пред­ложенных вариантов. Задания могут иметь возрастающий характер сложности, а могут быть одинаковыми по сложности (это свойство критериально-ориентирован­ных тестов). Существуют также тесты констатирующего характера (их цель - определить степень подготовленности учащегося) и диагностирующие тесты, кото­рые помогают установить причину недостаточной подготовленности.

Важным свойством педагогических тестов является то, что они имеют дело с результатами работы учащегося, и только с ними.

Так, например, если мы хотим измерить такой сложный параметр, как понима­ние какой-либо темы, мы должны определить, в каких видах работы учащийся может его показать. Поэтому первичным материалом любого теста должен быть перечень основных видов работы, которые будут в нем проверены. Устанавливая связь между работой, проверяемой в тесте, и теми сложными субстанциями, изме­рение которых составляет цель тестирования, мы строим модель, адекватность ко­торой может определяться либо экспертным путем, либо экспериментально.

Достоинством такого подхода является то, что в этом случае ясно, об измерении чего идет речь. Иначе надо ли вообще измерять те навыки учащегося, которые ни­когда и ни при каких условиях не проявятся ни в какой его деятельности?

Таким образом, педагогический тест - это измерительное средство, пред­назначенное для оценки результатов работы учащегося, определяемых сфор­мированным у него уровнем учебной подготовки.

Условия тестирования

Приведенное определение теста, являясь весьма общим, в то же время накла­дывает очень жесткие ограничения на материал, который претендует называться тестом. Представление о тесте только как о некоем наборе заданий является аб­солютно неверным. Достаточно, например, изменить время, отведенное на выпол­нение этого набора, чтобы изменился результат. Результат может измениться и в зависимости от того, как комментируется тестирование лицами, которые его про­водят. Таким образом, не только содержание (набор) заданий, но и условия тести­рования определяют результаты испытуемых. Для установления различий между учащимися, необходимо, чтобы они выполняли тест в одинаковых условиях. Поэтому к тесту прилагаются специ­альные инструкции, которые могут быть и подробными (полный сценарий прове­дения тестирования), и краткими, апеллирующими к опыту тех, кто проводит тес­тирование.

Правило 1

 

Накануне тестирования постарайтесь не переутомляться, лучше дать себе отдых: вряд ли вы сумеете сколько-нибудь существенно повысить свой уровень подготовки за один день. Наоборот, гораздо больше шансов в этом случае запутаться и получить психологическую установку на неудачу. Раз вы решили принять участие в тести­ровании, то лучше решить для себя, что вы к нему готовы. Единственное, что действительно стоит повторить накануне, так это типы и формы зада­ний, с которыми вы можете встретиться на тестировании, и правила за­полнения всех бланков ответов. Прочитайте еще раз инструкции по офор­млению вашей работы на ЕГЭ. Это сбережет ваше время на тесте и исключит досадные технические ошибки. Нужно надеяться, что повторение этого материала снимет напряжение и даст положительный психологический эффект - ощущение того, что все идет по плану, что вы способны полностью контролировать ситуацию.

Вечером соберите вещи, которые необходимо завтра взять с собой. Не забудьте документ, удостоверяющий личность. Лягте спать пораньше. Не используйте ника­ких успокаивающих медикаментозных средств, лучше прогуляйтесь перед сном.

Правило 2

 

Утром в день тестирования желательно встать на час раньше, чем обычно, что­бы собраться, не торопясь и не опоздать на экзамен. Примите, если это возможно, контрастный душ. Обязательно позавтракайте, но не очень плотно. Хорошо, если по дороге на экзамен вы сможете хотя бы часть пути пройти пешком. Постарайтесь по дороге не думать о предстоящем экзамене, сосредоточьтесь на каких-нибудь при­ятных мыслях. В начале экзамена внимательно слушайте все указания организа­торов и точно им следуйте. Перед тем, как приступить непосредственно к выполне­нию теста, на одну минуту закройте глаза, представьте себе, что вы находитесь на берегу моря или озера, попробуйте представить себе прибой или пение птиц, постарайтесь добиться того, чтобы ваше сердце билось ровно и спокойно. Скажите себе: я все смогу, я справлюсь, и у меня все будет хорошо. Теперь откройте глаза и приступайте к работе.

Прежде всего, прочитайте инструкцию к первой группе заданий в тесте. Если она отличается от ранее вам известной, постарайтесь определить отличия. Посмот­рите, сколько заданий данного типа вам нужно будет выполнить. Обратите внима­ние на бланк. Найдите на нем место, где нужно фиксировать ответы на задания этого типа. В тесте ЕГЭ первые задания относятся к группе А. Выполняйте их в том порядке, как они представлены в тесте. Однако не тратьте на ознакомительный этап слишком много времени.

Правило 3

 

Читайте очень внимательно условие каждого задания. Постарайтесь понять, о чем конкретно вас спрашивают, что нужно выполнить именно в данном задании. Очень часто учащиеся не понимают вопроса, они подменяют вопрос конкретного задания тем, с которым чаще встречались в процессе обучения. Необходимо не про­сто вспоминать алгоритмы решения похожих по содержанию задач, но точно опре­делить, что дано в условии, а что нужно найти.

Эти трудности легче всего проиллюстрировать на следующем примере. На тесте по математике в некотором задании с выбором ответов просят найти ко­рень уравнения. Уравнение представлено многочленом 4-й степени, не своди­мым к квадратному уравнению (учащиеся, знакомые только со стандартной программой, не знают алгоритма решения этого уравнения). В качестве вари­антов ответов даны возможные корни приведенного уравнения. Необходимо указать, какой ответ верен. Опыт показывает, что в некоторых случаях до 50% учащихся оказываются неспособными выполнить это простейшее задание пра­вильно. Они терпят неудачу, потому что не знают алгоритма решения. Между тем достаточно просто подставить заданные числа в уравнение и найти те из них, которые ему удовлетворяют. Это задание не ставило задачу проверить умение решать уравнение определенного типа, оно проверяло осмысление по­нятия «корень уравнения» и владение вычислительными навыками. Большин­ство учащихся, не сумевших его выполнить, как показало затем проведенное исследование, просто не поняли вопроса, они подменили его другим вопросом, с которым чаще встречались в учебном процессе. Не стесняйтесь пользоваться подсказками, содержащимися в тексте задания, чтобы найти верный ответ. Иногда логический анализ вариантов ответа может по­мочь найти правильный, даже не прибегая к знаниям из проверяемой предметной области.

Правило 4

 

Не теряйте время на заданиях, вызвавших у вас затруднения. Если вы не знае­те, как выполнить данное задание, переходите к следующему. Вы сможете вер­нуться к нему после того, как выполните все остальные. Постарайтесь обязательно дойти до конца теста еще до окончания отведенного времени. Большинство тестов позволяют получить довольно высокий результат при выполнении 80-90% зада­ний. Ваша задача - выполнить как можно больше заданий из числа тех, которые вы умеете выполнять, а не научиться выполнять те, которых раньше делать не уме­ли. Не забудьте на отдельном листке помечать номера тех заданий, которые вы отложили при первом просмотре, а также тех, в правильности ответов на которые не уверены. Этот список поможет быстро найти все задания, к которым нужно вернуться, не пропустив ни одного из них, что случается очень часто. Если затрудне­ния преодолеть все-таки не удается, вы должны будете решить, что лучше - совсем не выполнить задание или, если речь идет о задании с выбором ответов, указать ответ, в котором вы не вполне уверены, но тогда, возможно, ошибиться. На едином экзамене неверно выполненное и пропущенное задание на результат влияют одина­ково. Поэтому лучше все-таки указать ответ, ведь вы можете и угадать (особенно в том случае, если можно отвергнуть часть заведомо неверных ответов: вероятность того, что выбранный вами ответ окажется верным, наверняка возрастет).

Правило 5

 

Держите заданный темп, не забывайте, что отведенное на тест время строго ограничено. Обратите внимание на то, что наиболее времяемкие задания (груп­пы С) расположены в самом конце теста. Не разрешайте себе отвлекаться на посто­ронние мысли или действия. Не предавайтесь размышлениям о том, зачем вам задали тот или иной вопрос, не думайте о том, что с вами будет, если вы плохо выполните тест. Не пытайтесь оценивать корректность формулировки вопроса или других содержащихся в тесте материалов. Будьте сосредоточенными и вниматель­ными. Не расстраивайтесь, если вы обнаружили, что на какое-то задание был дан неверный ответ, - просто внесите в соответствующее место на бланке новый ответ. Не стремитесь сдать ваш тест до окончания отведенного на экзамен времени, рабо­тайте до конца тестирования. Если вы быстро выполнили все задания, еще раз про­верьте решения, обратив особое внимание на правильность оформления результа­тов заданий группы С.

Правило 6

 

Работайте самостоятельно, не пытайтесь проконсультироваться с соседом. Во-первых, списывание, как правило, чревато дополнительными ошибками. Во-вто­рых, если вас уличат в списывании на едином экзамене, ваш результат окажется хуже, чем если вы допустите какое угодно количество ошибок или даже выполните все задания теста неверно (последнее в общем случае маловероятно). Самостоя­тельная и независимая работа при тестировании является необходимым условием для достижения хороших результатов.

Никогда не подсказывайте, даже если вы уверены в том, что знаете, как нужно выполнить задание. Это может обойтись дорого и вам, и тому, кому вы подсказываете.

Правило 7

 

Строго соблюдайте все требования, связанные с представлением первичных дан­ных. Заполняйте выданные вам бланки регистрации и ответов в строгом соответ­ствии с полученными на экзамене инструкциями. Убедитесь перед заполнением, что вы их поняли верно. Пренебрежение этими правилами в условиях, когда ввод данных осуществляется считывающим устройством, может уничтожить ваши луч­шие результаты. Ваш успех в немалой степени зависит от того, насколько внима­тельно вы умеете читать.

 

Методика

подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Курс «Обществознание» для старшей школы аккумулирует современные представления об обществе, природе и личности. Он включает в свой состав темы проблемного содержания, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументировано рассуждать.

Особенностью методического построения заданий по обществознанию является его комплексность, предполагающая использование культурологического, философского, антропологического, социологического, политологического, юридического знания. Особое внимание отводится методам культурологии, которые позволяют рассматривать групповые, общественные и общечеловеческие ценности через призму культуры.

Задания предусматривают проверку пройденных в основной школе вопросов (деятельность человека, мировоззрение, человек и личность, взаимодействие природы и общества и т.п.) на более высоком познавательном уровне, с учетом различных точек зрения. Этому способствует соответствующая постановка вопросов. Например, говорится не просто об истине, а о критериях истины и указываются теории, их обосновывающие (классическая, марксистская, позитивистская, неопозитивистская теории, теория прагматизма); не о личности, а о теориях личности — психоаналитической, гуманистической; не просто о семье, а о современной семье; не просто об обществе, а о разнообразии взглядов на понятие «общество» и т. д.

Особо стоит отметить ориентированность на практическую применимость знаний: темы и вопросы демонстрационных вариантов выбраны с учетом жизненных реалий учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать верные решения.

Далее приводится положения обязательного минимума с указанием тем курса, раскрывающих их содержание.

Блок «Общество как сложная динамическая система». Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации. Он целиком приведен в темах 3-7.

Блок «Человек как творец и творение культуры». (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур [1]. Потребности и интересы.Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.) Он раскрывается в темах 1 и 9.

Блок «Человек в системе общественных отношений». (Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.) Он раскрывается в темах 2, 5 и 7.

Блок «Правовое регулирование общественных отношений». (Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.

 

 

Итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена, проводимая в течение шести лет, позволила получить объективные данные, отражающие общие черты обществоведческой подготовки выпускников средней школы, уровень их обществоведческих знаний и учебных умений. Анализ результатов ЕГЭ дает возможность определить некоторые направления совершенствования методики преподавания предмета.

Назначение ЕГЭ в том, чтобы оценить уровень общеобразовательной подготовки по предмету с целью итоговой аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и их зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения. Экзамен по обществознанию – это один из экзаменов, которые выпускники школ сдают по выбору.

Из года в год ЕГЭ по обществознанию расширяется как территориально, так и по количеству включающихся в него выпускников. В 2006 году в экзамене участвовали 85 592 выпускника из 52 регионов (в 2005 году – 65358 выпускников из 40 регионов). Для сравнения: в 2004 году экзамен по обществознанию проводился в 27 регионах Российской Федерации, в нем участвовало 60392 выпускника. В 2003 году экзамен проводился в 17 регионах, в нем участвовало 33633 выпускника, в 2002 г. – в 4-х регионах экзамен сдавало 3384 выпускника. По числу участников экзамена обществознание продолжает находиться в числе массовых предметов, уступая среди предметов по выбору, как и в 2005 году, только физике.

 

Основные результаты

Рекомендации

Преподавания обществознания

Политология.

Н.КАЗИНС: «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность ».

 

На протяжении всей истории человечества формировались различные типы политических режимов, т.е. системы способов и методов осуществления государственной власти.

В современной политологии выделяются три основных типа, а в качестве главного критерия классификации их используется такой признак, как свобода.

При тоталитарном режиме, свобода ограничена в большей степени, так как государство ведет тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, господствует единая идеология, на нет сведен политический плюрализм. При таком режиме свободу имеет только само государство, выступающее как мощный аппарат контроля и принуждения. Такой была наша страна в 1930 – 1940 – е годы, когда миллионами репрессировались граждане, без суда и следствия, и вся власть находилась в руках «вождя» И.В.Сталина.

Авторитарный режим характеризуется централизацией всей государственной власти в руках бюрократической, административной элиты, оппозиция существует, но подвергается жесткому давлению, существует идеологический контроль в СМИ, экономический плюрализм, т.е. развитие различных форм собственности и предпринимательства.

Ярким примером авторитаризма в сегодняшнем мире является правление Уго Чавеса в Венесуэле, Махмуда Ахмадинижада в Иране.

Наиболее полно принцип свободы и равенства реализуется в демократическом государстве. При этом политическом режиме высшей ценностью провозглашаются права и свободы каждого человека, существует принцип разделения властей, граждане участвуют в выборах главы государства и законодательной власти. Источником и носителем власти является народ.

Демократия составляет способ развития человеческой цивилизации, отражая и реализуя ее вечное стремление к идеалу справедливости.

В современном мире все развитые страны являются демократическими. 12 декабря 1993 года Россия вошла в число этих стран, приняв на референдуме Конституцию Российской Федерации.

Я считаю, что демократию в России неправильно понимают многие граждане. Все, с 1993 года, почему-то стали думать, что теперь «все можно»! Демократию стали понимать как вседозволенность, неограниченную свободу. За эти почти 15 лет «свободы» культурное и морально – нравственное состояние нашего общества резко ухудшилось. Неправильное понимание и применение свободы развратило души многих людей. Но, как говорил Бернард Шоу: «Свобода предполагает ответственность…».

Я считаю, что всем важно понять, что демократия – это не только права и свободы, но и ответственность перед законом, не просто возможность иметь гарантированные права, но и обязанность не нарушать права другого. Общество без демократии вообще немыслимо, так как иначе это будет не общество, а мир животных, где справедливость основана только на приоритете силы одного над другим.

Я согласен с Н.Казинсом, что демократия и свобода, предполагает ответственность, но только в том обществе, в котором высокая политическая культура.

И как сказал Бернард Шоу: «Свобода предполагает ответственность, поэтому многие ее боятся».

 

Рекомендации

по учебной литературе для подготовки к экзамену.

 

Подготовку к экзамену можно осуществлять по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, используемым в школах в последние два года.

В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов обществоведческого курса, зафиксированных в документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать помимо основного один-два дополнительных учебника (учебных пособия) из Федерального перечня:

1) Человек и общество. Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Ч. 1. 10 кл. – Просвещение, 2000-2005.

2) Человек и общество. Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Ч. 2. 11 кл. – Просвещение, 2000-2005.

3) Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл. – Дрофа, 2005.

4) Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл. – Дрофа, 2005.

5) Никитин А.Ф. и др. Обществознание. 10-11 кл. – Просвещение, 2003-2005.

6) Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - Русское слово, 2001-2005.

7) Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. - Русское слово, 2001-2005.

В целях повышения уровня обществоведческой подготовки выпускников рекомендуется более активно использовать в процессе преподавания курса учебные пособия, входящие в состав УМК: хрестоматии, дидактические материалы, практикумы для учащихся, сборники задач, упражнений, заданий для тематической и итоговой проверки.

Для подготовки к экзамену рекомендуем использовать также следующие издания:

1) Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание /Е.Л.Рутковская, Л.Н.Боголюбов и др.; Редактор-составитель Е.Л.Рутковская. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

2) Единый государственный экзамен 2004-2005: Обществознание: Репетитор/Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Брандт М.Ю., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Котова О.А., Лискова Т.Е. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

3) Единый государственный экзамен 2005: Обществознание: Сборник заданий /Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Т.Е.Лискова и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

4) Единый государственный экзамен: Обществознание: Методика подготовки /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

5) Единый государственный экзамен 2005: Обществознание: Тренировочные задания /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.

6) ЕГЭ-2006. Обществознание. Тренировочные задания /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2006.

7) Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / [А.Ю.Лазебникова, Л.Н.Боголюбов, М.Ю.Брандт и др.]. - М.: Просвещение, 2006.

8) Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2005-2006 / под общ. ред. Е.Л.Рутковской; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки


 

Тесты. Что это такое?

 

Когда учителя или ученики говорят о тестах, то чаще всего они имеют в виду некий набор заданий с выбором ответов, из которых нужно быстро найти верный. Такое представление, конечно, не отражает всего имеющегося разнообразия педа­гогических тестов.

Что же необходимо знать ученику и учителю о тестах, чтобы научиться успеш­но их выполнять?

К настоящему времени в педагогике разработаны разнообразные типы тестов, различающихся как по форме и видам используемых заданий, так и по целям, которые они преследуют. С успехом применяются, например, устные, письменные, компьютерные, проектные формы тестирования. Задания в тестах могут предусматривать либо выбор ответа из предложенных вариантов (они называются элек­тивными), либо свободно конструируемые ответы (инвентивные задания). Внутри заданий с выбором ответов тоже существуют отличия. Так, наибольшее распро­странение в нашей школе получили задания, в которых среди представленных для выбора вариантов ответов верным является только один, а остальные неверны. Уча­щийся должен указать этот единственно верный ответ. Однако часто более эффек­тивными оказываются задания, в которых нужно выбрать сразу несколько из пред­ложенных вариантов. Задания могут иметь возрастающий характер сложности, а могут быть одинаковыми по сложности (это свойство критериально-ориентирован­ных тестов). Существуют также тесты констатирующего характера (их цель - определить степень подготовленности учащегося) и диагностирующие тесты, кото­рые помогают установить причину недостаточной подготовленности.

Важным свойством педагогических тестов является то, что они имеют дело с результатами работы учащегося, и только с ними.

Так, например, если мы хотим измерить такой сложный параметр, как понима­ние какой-либо темы, мы должны определить, в каких видах работы учащийся может его показать. Поэтому первичным материалом любого теста должен быть перечень основных видов работы, которые будут в нем проверены. Устанавливая связь между работой, проверяемой в тесте, и теми сложными субстанциями, изме­рение которых составляет цель тестирования, мы строим модель, адекватность ко­торой может определяться либо экспертным путем, либо экспериментально.

Достоинством такого подхода является то, что в этом случае ясно, об измерении чего идет речь. Иначе надо ли вообще измерять те навыки учащегося, которые ни­когда и ни при каких условиях не проявятся ни в какой его деятельности?

Таким образом, педагогический тест - это измерительное средство, пред­назначенное для оценки результатов работы учащегося, определяемых сфор­мированным у него уровнем учебной подготовки.

Условия тестирования

Приведенное определение теста, являясь весьма общим, в то же время накла­дывает очень жесткие ограничения на материал, который претендует называться тестом. Представление о тесте только как о некоем наборе заданий является аб­солютно неверным. Достаточно, например, изменить время, отведенное на выпол­нение этого набора, чтобы изменился результат. Результат может измениться и в зависимости от того, как комментируется тестирование лицами, которые его про­водят. Таким образом, не только содержание (набор) заданий, но и условия тести­рования определяют результаты испытуемых. Для установления различий между учащимися, необходимо, чтобы они выполняли тест в одинаковых условиях. Поэтому к тесту прилагаются специ­альные инструкции, которые могут быть и подробными (полный сценарий прове­дения тестирования), и краткими, апеллирующими к опыту тех, кто проводит тес­тирование.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.