Тема: Классификация и морфология минералов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема: Классификация и морфология минералов

2017-11-16 115
Тема: Классификация и морфология минералов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Геология лесных ландшафтов

 

 

Методические указания к лабораторным занятиям

студентов II курса ЛХФ, обучающихся по программе бакалавриата

по направлению – «Лесное дело» специальности 250100

 

 

Брянск 2012

 


УДК 630*114(072)

 

Геология лесных ландшафтов: Методические указания к лабораторным занятиям студентов II курса ЛХФ, обучающихся по программе бакалавриата по направлению – «Лесное дело» специальности 250100 /Брянск. гос. инж.-технол. акад. Сост. З.Н. Маркина, Д.А. Костюченко, С.И. Марченко, Л.А. Соколов. – Брянск: БГИТА, 2007. – 43 с.

 

Представлена тематика практических занятий, которая подобрана в развитие вопросов теоретического курса. Поставлены цели занятий и форма отчётности.

 

 

Рецензент: профессор кафедры садово-паркового

и ландшафтного строительства, д-р с.-х. н., профессор А.Н. Ткаченко

 

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями лесохозяйственного факультета БГИТА

Протокол № ___ от _____________ 2012 г.

 

 

© Брянская государственная

инженерно-технологическая академия


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Дисциплина «Геология лесных ландшафтов» является комплексной естественнонаучной дисциплиной с определёнными элементами технических знаний и ставит своей целью создание научной основы в освоении специальных дисциплин: лесоводство, лесные культуры, лесная таксация и лесоустройство, лесные и гидротехнические мелиорации, и выступает как специальный предмет при изучении разделов; почвоведение, лесные питомники, экология древесных пород, лесные культуры, лесовосстановление, осушение лесных земель, устройство леса на почвенно-типологической основе и т.д.

Новый учебный план предполагает не только теоретические занятия (лекционные), но и лабораторные, в связи с чем, и возникла необходимость разработки данных методических указаний.

Тематика лабораторных занятий подобрана в развитие вопросов теоретического курса и тесно перекликается с ними.

Методические указания призваны помочь студентам в изучении важнейших вопросов геологии лесных ландшафтов при ограниченном бюджете времени. На изучение раздела минералогии отводится три лабораторных занятия, раздела петрографии – два занятия, связи почвообразующих пород с геологическим строением и рельефом местности – два занятия, закономерностей пространственного размещения горных пород – одно занятие, и изучение скорости движения подземных вод и построение карты гидроизогипс – одно занятие. Программа и необходимые указания для работы с минералами и горными породами на занятиях и во внеурочное время позволят студентам детально изучить породообразующие минералы их внешние признаки и свойства; выделить почвообразующие минералы и горные породы, их влияние на лесорастительные свойства почв.

Знания, полученные студентами, помогут им в изучении специальных дисциплин и в будущей практической деятельности с учётом природоохранных требований и ландшафтно-типологического подхода.

 

 

Лабораторное занятие 1

Лабораторное занятие 2

 

 

Лабораторное занятие 3

Лабораторное занятие 4

 

 

Лабораторное занятие 5

 

 

ТЕМА: ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, СОСТАВ,

СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА

 

 

1 Беседа-опрос по прошлому материалу - 15 мин.

2 Объяснение - 30 мин.

2.1 Понятие об осадочных горных породах.

2.2 Краткая характеристика состава, строения и свойств осадочных горных пород.

3 Самостоятельная работа студентов - 45 мин.

3.1 Изучить классификацию осадочных горных пород по литературе и коллекциям.

3.2 Описать классификацию осадочных обломочных горных пород. Результаты записать в рабочую тетрадь (таблица 8).

3. Задание для самостоятельной внеурочной работы - 4 часа.

3.1 Проработать тему занятия по рекомендованной литературе.

3.2 Описать состав, строение и свойства осадочных горных пород. Результаты записать в рабочую тетрадь (таблица 9).

 

Материальное обеспечение занятий

1. Раздаточные образцы горных пород - по 3 штуки на каждого студента.

2. Коллекции горных пород

 

Список горных пород для описания

Обломочные горные породы: грубообломочные (псефиты); среднеобломочные (песчаные, или псаммиты); тонкообломочные (алевриты); глинистые породы(пелиты).

3.3 Записать в рабочую тетрадь наиболее ценную информацию, характеризующую осадочные горные породы. Запись вести в форме таблиц (таблица 8 и 9).

4 Задание для самостоятельной внеурочной работы - 4 часа.

 

5 Материальное обеспечение занятий.

5.1 Методические указания и другая специальная литература.

5.2 Коллекции горных пород. Раздаточные образцы горных пород для определения.

5.3 Таблицы и плакаты. Стенды.

 

 

Таблица 8 – Классификация обломочных осадочных пород

 

Размер обломков, мм Обломки Обломочные породы Фракции по ГОСТ 25100-95
углова-тые окатан-ные рыхлые сцементированные из частиц
углова-тых окатан-ных
             

 

Таблица 9 – Характеристика обломочных осадочных горных пород

Порода Породообра-зующие минералы Структура, текстура, формы залегания Описание породы
       
       

 

 

Лабораторное занятие 6

 

 

Лабораторное занятие 7

ТЕМА: СВЯЗЬ ПОЧВООБРАЗУЮЩИХ ПОРОД С ГЕОЛОГИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ И РЕЛЬЕФОМ МЕСТНОСТИ

 

 

1 Беседа-опрос по прошлому материалу - 15 мин.

2 Объяснение - 30 мин.

2.1 Понятие об основных геологических событиях на территории РФ и главнейших этапах развития органической жизни.

2.2 Стратиграфическое размещение пород на территории Брянской области и в Брянском лесном массиве

2.3 Краткая характеристика отложений третичного периода на территории области.

3 Самостоятельная работа студентов - 45 мин.

3.1 Изучить стратиграфическое размещение пород третичного периода на территории Брянской области по литературе и стратиграфическим колонкам.

3.2 Описать отложения по периодам в геохронологической последовательности. Записать в рабочую тетрадь наиболее ценную информацию, характеризующую взаимосвязь почвообразующих пород с геологическим строением и рельефом местности. Запись вести в форме текста. Построить геолого-геоморфологический профиль по разведывательным скважинам.

Список отложений горных пород для описания

Отложения палеогеновой системы, отложения меловой системы, отложения девонского периода, отложения нижнего карбона, отложения мезозоя, отложения верхнеюрского моря, отложения палеогена.

4 Задание для самостоятельной внеурочной работы - 4 часа.

4.1 Проработать тему занятия по рекомендованной литературе.

4.2 Описать геологическое строение Брянской области по геологической карте в рабочей тетради.

5 Материальное обеспечение занятий.

5.1 Методические указания и другая специальная литература.

5.2 Стратиграфические колонки.

 

 

Лабораторное занятие 8

 

 

ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

1 Беседа-опрос по прошлому материалу - 15 мин.

2 Объяснение - 30 мин.

2.1 Почвообразующие горные породы.

2.2 Характеристика осадочных почвообразующих горных пород.

2.3 Взаимосвязь между почвообразующими породами, основными типами почв Брянского лесного массива и типами лесорастительных условий.

3 Самостоятельная работа студентов - 45 мин.

3.1 Изучить генезис, условия формирования, состав, строение, сложение и свойства четвертичных осадочных горных пород по литературе и коллекциям.

3.2 Описать почвообразующие четвертичные осадочные горные породы в рабочей тетради.

3. Задание для самостоятельной внеурочной работы - 4 часа.

3.1 Проработать тему занятия по рекомендованной литературе.

3.2 Описать состав, строение и свойства почвообразующих осадочных горных пород. Результаты записать в рабочую тетрадь.

 

Материальное обеспечение занятий

1 Раздаточные образцы почвообразующих осадочных горных пород. Коллекции почвообразующих осадочных горных пород.

 

Список почвообразующих осадочных горных пород для описания.

1 Элювиальные породы, или элювий.

2 Делювиальные породы, или делювий.

3 Пролювиальные отложения, или пролювий.

4 Аллювиальные отложения, или аллювий.

5 Озёрно-аллювиальные отложения.

6 Ледниковые, или моренные, отложения.

7 Флювиогляциальные, или водно-ледниковые, отложения.

8 Покровные суглинки.

9 Озёрно–ледниковые отложения.

10 Лёссы и лёссовидные суглинки.

11 Эоловые отложения.

12 Морские отложения.

3.3 Записать в рабочую тетрадь наиболее ценную информацию, характеризующую почвообразующие осадочные породы. Запись вести в форме текста.

4 Задание для самостоятельной внеурочной работы - 4 часа.

 

5 Материальное обеспечение занятий.

5.1 Методические указания и другая специальная литература.

5.2 Коллекции горных пород. Раздаточные образцы горных пород для определения.

5.3 Таблицы и плакаты. Стенды.

 

 

Лабораторное занятие 9

Геология лесных ландшафтов

 

 

Методические указания к лабораторным занятиям

студентов II курса ЛХФ, обучающихся по программе бакалавриата

по направлению – «Лесное дело» специальности 250100

 

Формат 60х941/16. Тираж 25 экз. Печ. л. - 1,0.

Брянская государственная инженерно-технологическая академия.

241037, г. Брянск, пр. Станке-Димитрова, 3

Редакционно-издательский отдел.

Подписано к печати ___ ______________ ______г.

Геология лесных ландшафтов

 

 

Методические указания к лабораторным занятиям

студентов II курса ЛХФ, обучающихся по программе бакалавриата

по направлению – «Лесное дело» специальности 250100

 

 

Брянск 2012

 


УДК 630*114(072)

 

Геология лесных ландшафтов: Методические указания к лабораторным занятиям студентов II курса ЛХФ, обучающихся по программе бакалавриата по направлению – «Лесное дело» специальности 250100 /Брянск. гос. инж.-технол. акад. Сост. З.Н. Маркина, Д.А. Костюченко, С.И. Марченко, Л.А. Соколов. – Брянск: БГИТА, 2007. – 43 с.

 

Представлена тематика практических занятий, которая подобрана в развитие вопросов теоретического курса. Поставлены цели занятий и форма отчётности.

 

 

Рецензент: профессор кафедры садово-паркового

и ландшафтного строительства, д-р с.-х. н., профессор А.Н. Ткаченко

 

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями лесохозяйственного факультета БГИТА

Протокол № ___ от _____________ 2012 г.

 

 

© Брянская государственная

инженерно-технологическая академия


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Дисциплина «Геология лесных ландшафтов» является комплексной естественнонаучной дисциплиной с определёнными элементами технических знаний и ставит своей целью создание научной основы в освоении специальных дисциплин: лесоводство, лесные культуры, лесная таксация и лесоустройство, лесные и гидротехнические мелиорации, и выступает как специальный предмет при изучении разделов; почвоведение, лесные питомники, экология древесных пород, лесные культуры, лесовосстановление, осушение лесных земель, устройство леса на почвенно-типологической основе и т.д.

Новый учебный план предполагает не только теоретические занятия (лекционные), но и лабораторные, в связи с чем, и возникла необходимость разработки данных методических указаний.

Тематика лабораторных занятий подобрана в развитие вопросов теоретического курса и тесно перекликается с ними.

Методические указания призваны помочь студентам в изучении важнейших вопросов геологии лесных ландшафтов при ограниченном бюджете времени. На изучение раздела минералогии отводится три лабораторных занятия, раздела петрографии – два занятия, связи почвообразующих пород с геологическим строением и рельефом местности – два занятия, закономерностей пространственного размещения горных пород – одно занятие, и изучение скорости движения подземных вод и построение карты гидроизогипс – одно занятие. Программа и необходимые указания для работы с минералами и горными породами на занятиях и во внеурочное время позволят студентам детально изучить породообразующие минералы их внешние признаки и свойства; выделить почвообразующие минералы и горные породы, их влияние на лесорастительные свойства почв.

Знания, полученные студентами, помогут им в изучении специальных дисциплин и в будущей практической деятельности с учётом природоохранных требований и ландшафтно-типологического подхода.

 

 

Лабораторное занятие 1

ТЕМА: КЛАССИФИКАЦИЯ И МОРФОЛОГИЯ МИНЕРАЛОВ

1. Объяснение - 45 мин.

1.1 Ознакомление студентов с рабочим планом лабораторных занятий по геологии лесных ландшафтов.

1.2 Классификация минералов по химическим свойствам и кристаллохимическая структура минералов.

1.3 Кристаллографические формы и морфология минералов.

2. Самостоятельная работа студентов - 45 мин..

2.1 Изучить классы минералов по литературе и коллекциям.

2.2 Описать внешние признаки и физические свойства по 1 минералу каждого класса. Результаты записать в рабочую тетрадь (таблица 1).

3. Задание для самостоятельной внеурочной работы - 4 часа.

3.1 Проработать тему занятия по рекомендованной литературе.

3.2 Описать внешние признаки и физические свойства наиболее распространенных минералов (по списку). Результаты записать в рабочую тетрадь (табл. 1).

 

Материальное обеспечение занятий.

1. Шкалы внешних признаков минералов: твердости, блеска, спайности, излома, плотности.

2. Капельницы с соляной кислотой, фарфоровые пластинки.

3. Раздаточные образцы минералов - по 3 штуки на каждого студента.

4. Коллекции породообразующих минералов.

 

Список минералов для описания.

I. Самородные элементы: графит, сера.

II. Сульфиды: пирит, халькопирит, галенит, сфалерит, киноварь, молибденит.

III. Галоидные соединения: галит, сильвин, флюорит.

IV. Окислы и гидроокислы:

а) окислы кремния - кварц, халцедон, опал;

б) окислы железа - гематит, магнетит, лимонит;

в) окислы алюминия - корунд, боксит;

г) окислы марганца - пиролюзит.

V. Карбонаты: кальцит, доломит, магнезит, сидерит, малахит.

VI. Фосфаты: апатит, вивианит, фосфорит.

VII. Сульфаты: гипс, ангидрит, мирабилит.

VIII. Силикаты:

а) островные - оливин, топаз, гроссуляр, альмандин, сфен;

б) цепочечные - авгит;

в) ленточные - роговая обманка;

г) листовые - мусковит, биотит, флогопит, глауконит, серпентин, тальк, каолин, монтмориллонит;

д) каркасные - ортоклаз, микроклин, альбит, лабрадор, нефелин, лейцит.

IX. Нитраты: чилийская селитра.

X. Органические минералы: озокерит, янтарь.

 

Таблица 1 - Классификация минералов

Тип Класс Представители
     
     

 

 

Лабораторное занятие 2

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.