Лабораторная работа №3. Организация ввода/вывода информации. Механизм прерываний — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Лабораторная работа №3. Организация ввода/вывода информации. Механизм прерываний

2017-11-16 640
Лабораторная работа №3. Организация ввода/вывода информации. Механизм прерываний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы изучить основные приёмы, используемые при организации обмена данными через порты ввода/вывода (I/O).

Краткие теоретические сведения

Порты I/O относятся к периферии МК и являются средством его общения с внешними устройствами. Каждый порт имеет три регистра:

DDRx, PINx, PORTx. Где “x” имя порта (A,B,C,D и т.д.), количество которых различается, в зависимости от модели контроллера.

· DDRx определяет направление передачи данных порта на ввод либо вывод. Запись 0x00 настраивает порт на ввод данных. Например, запись в регистр DDRA значения 0b11111100, настроит нулевую и первую линии порта А на режим ввода, а остальные на вывод.

· PINx – регистр, в который читается состояние логических уровней на выводах контроллера.

· PORTx – регистр, из которого данные попадают на соответствующие выводы контроллера при выводе.

Вывод данных из контроллера производится командой OUT, а ввод –командой IN (например, in r16, PinA, или out PortB, r16). При этом соответствующие выводы предварительно должны быть настроены на ввод либо на вывод данных.

Для непосредственной работы с линиями портов ввода/вывода удобно пользоваться командами SBI, CBI и SBIS, SBIC. Первая устанавливает указанный бит в порту, а вторая сбрасывает. Например:

 

cbi PortA,7; обнулить 7й бит в регистре ввода-вывода PortA

sbi PortB,6; выставить 6й бит в регистре ввода-вывода PortB

 

SBIC проверяет состояние разряда регистра ввода/вывода. Если разряд сброшен, команда, следующая за sbic Address,bit пропускается. SBIS наоборот, пропускает команду, следующую за sbis Address,bit если разряд установлен. Следует помнить, что эти команды актуальны только в пределах пространства регистров I/O.

Задание на лабораторную работу

Задача 3.1. Написать программу, обеспечивающую отображение состояния i -го и j -го битов операнда на линиях порта B i и j соответственно. Адрес операнда 02** в памяти данных. Собрать модель схемы в Proteus и подключить к выводам порта B i и j светодиоды, отображающие состояние операнда. Программу проверить для операндов FF, 0F, F0, 00.

Задача 3.2. Написать программу, обеспечивающую отображение состояния клавиши, подключенной к линии i порта B, с помощью светодиода, подключенного к линии j порта D (нажато – горит, отжато – не горит). Промоделировать работу схемы в Proteus.

Задача 3.3. Написать программу, обеспечивающую подсчёт нажатий на клавишу, подключенную к линии i порта B. Отобразить десятичный эквивалент количества нажатий на двух семисегментных индикаторах, подключенных к порту D. Сброс в 0 клавишей на линии j порта B. При достижении значения счётчика 99 значение больше не увеличивать. Промоделировать работу схемы в Proteus.

Задача 3.4. Написать программу, обеспечивающую увеличение либо уменьшение десятичного счётчика в зависимости от нажатия клавиш “+” или “-“, подключенных к линиям i и j порта D. Отобразить десятичное значение на двух семисегментных индикаторах, подключенных к порту B. При опросе клавиш задействовать механизм внешнего прерывания. Сброс в 0 клавишей на линии k порта D. При достижении значения счётчика 99 значение больше не увеличивать, а также не уменьшать менее 0. Промоделировать работу схемы в Proteus.

Задача 3.5. Написать программу, обеспечивающую работу энкодера, подключенного к выводам порта D i и j. Отобразить десятичный эквивалент поворота ручки энкодера на двух семисегментных индикаторах, подключенных к порту B. При опросе энкодера задействовать механизм внешнего прерывания. Сброс в 0 клавишей на линии k порта D. При достижении значения счётчика 99 значение больше не увеличивать, а также не уменьшать менее 0. Промоделировать работу схемы в Proteus.

Примеры решения задач

Задача 3.1. Составим программу, обеспечивающую отображение состояния нулевого бита операнда на нулевой линии порта B. Собрать модель схемы в Proteus и подключить к нулевому выводу порта B светодиод, отображающий состояние нулевого бита операнда. Программу проверить для операндов FF и 00.

Соответствующая программа имеет вид:

 

.include "m2560def.inc"

 

init: ldi r16, 0x01; настройка на вывод линии 0 порта B

out DDRB, r16

ldi r16, 0xFF; операнд

ldi r17, 0x01; маска для проверки на 1 бита 0

 

main: and r16, r17; выделить нулевой бит

brne on; переход по ненулю

ldi r16, 0x00; вывод на линию 0 порта B "0"

out PORTB, r16

rjmp end; обход включения линии порта

on: ldi r16, 0x01; вывод на линию 0 порта B "1"

out PORTB, r16

end: rjmp end; остановка программы

 

Модель микроконтроллерной системы Arduino для разработанной программы в среде Proteus выглядит следующим образом:

 

 

Светодиод подключен катодом к минусовому проводу ”земли“, поэтому включается подачей логической ”1“ с порта B. Резистор необходим для согласования уровня напряжения на выходе Arduino (5 вольт) с напряжением включения светодиода (3 вольта).

Эмуляция работы устройства показывает, что при значении операнда FF светодиод включен, а при значении 00 – выключен.

 

Задача 3.2. Составим программу, обеспечивающую отображение состояния клавиши, подключенной к линии 0 порта B, с помощью светодиода, подключенного к линии 0 порта D (нажато – горит, отжато – не горит). Промоделировать работу схемы в Proteus.

Для выполнения действий во время работы устройства алгоритм программы примет вид бесконечного цикла, который постоянно опрашивает состояние клавиши на входе, в соответствии с этим производит вычисления, и выдаёт управляющее воздействие на выход.

При опросе кнопки необходимо учитывать, что она работает в инверсной логике, т.е. её нажатие вызывает появление логического нуля в соответствующем разряде порта B. Соответствующая программа имеет вид:

 

.include "m2560def.inc"

 

init: ldi r16, 0b00000000; настройка на ввод линии 0 порта B

out DDRB, r16

ldi r16, 0b00000001; настройка на вывод линии 0 порта D

out DDRD, r16

ldi r19, 0b00000001; маска для инверсии 0 бита

 

main: in r16, PINB

eor r16, r19; инвертирование 0 бита

out PORTD,r16; вывод на линию 0 состояния бита 0 r16

rjmp main; организация бесконечного цикла

 

Модель микроконтроллерной системы Arduino для разработанной программы в среде Proteus выглядит следующим образом:

 

 

При использовании такой схемы на практике необходимо учитывать эффект дребезга контактов кнопки, которая выражается в многократном замыкании-размыкании цепи в момент соединения контактов. Это воспринимается как быстрая смена логических уровней сигнала, или как многократное нажатие клавиши. Поэтому кнопку следует считать нажатой, если на входе МК в течении более чем 0,01с будет присутствовать низкий уровень.

 

Задача 3.3. Составим программу, обеспечивающую подсчёт нажатий на клавишу, подключенную к линии 0 порта B. Отобразить десятичный эквивалент количества нажатий на семисегментном светодиодном индикаторе, подключенному к четырём младшим линиям порта D. Сброс в 0 клавишей на линии 1 порта B. При достижении значения счётчика 9 значение больше не увеличивать. Промоделировать работу схемы в Proteus.

 

.include "m2560def.inc"

 

init: ldi r16, 0b00000000; настройка на ввод линий 0,1 порта B

out DDRB, r16

ldi r16, 0b00001111; настройка на вывод линий 0-3 порта D

out DDRD, r16

clr r17; сброс счётчика

bclr 6; разрешить увеличение счёта b6SREG=0

 

main: sbis PINB, 1; проверить кнопку RESET

clr r17; если нажата, то сброс счётчика

sbic PINB, 0; проверить кнопку +

rjmp off; переход если не нажато

brbs 6, nozero; можно увеличить счёт?

inc r17

nozero:bset 6; запретить увеличение счёта b6SREG=1

rjmp end; обход разрешения

off: bclr 6; разрешить увеличение счёта

end: cpi r17, 0x0A; сравнить r17 с числом A

brne indic; перейти, если r16 /= A

dec r17

indic: out PORTD,r17; вывод

rjmp main; организация бесконечного цикла

 

Для управления семисегментным индикатором целесообразно применить дешифратор, для преобразования двоичного кода, формируемого контроллером, в управляющие сигналы, включающие отдельные светодиоды, которые соответствуют цифрам кода. В качестве такого элемента используем микросхему 74LS47.

Модель микроконтроллерной системы Arduino для разработанной программы в среде Proteus выглядит следующим образом:

 

 

Задача 3.4. Составим программу, увеличивающую либо уменьшающую десятичный счётчик по нажатию клавиш “+” или “-“. Подключим их к линиям 0 и 1 порта D. Отобразим десятичное значение на семисегментном индикаторе, подключенном к порту B. При опросе клавиш используем внешнее прерывание. Сброс в 0 клавишей на линии 2 порта D. Промоделируем работу схемы в Proteus.

Для работы с прерываниями необходимо описать таблицу векторов для данного типа МК через директивы ассемблера.org. Из документации на МК ATmega2560 следует, что внешние прерывания INTx имеют диапазон адресов $0002.. $0010. При этом INT0 принимается с линии порта PD0 микроконтроллера, а INT1 – c PD1 соответственно. Для желаемых INTx по заданным адресам записывается команда перехода на обработчик rjmp Ext_INT. Подпрограмма-обработчик должна быть как можно короче и обязательно заканчиваться командой reti. Основная программа начинается с метки Reset, где настраивается указатель стека и внешние прерывания разрешаются локально (регистр EIMSK), а также условие срабатывания по спаду входного сигнала в регистре EICRA (адрес в пространстве ввода/вывода 0x69).

 

.include "m2560def.inc"

 

.cseg

.org $0000 rjmp Reset; (Reset)

.org $0002 rjmp Ext_INT0; (INT0) External Interrupt Request 0

.org $0004 rjmp Ext_INT1; (INT1) External Interrupt Request 1

.org $0006 reti; (INT2) External Interrupt Request 2

.org $0008 reti; (INT3) External Interrupt Request 3

.org $000A reti; (INT4) External Interrupt Request 4

.org $000C reti; (INT5) External Interrupt Request 5

.org $000E reti; (INT6) External Interrupt Request 6

.org $0010 reti; (INT7) External Interrupt Request 7

.org $0012 reti; (PCINT0) Pin Change Interrupt Request 0

.org $0014 reti; (PCINT1) Pin Change Interrupt Request 1

.org $0016 reti; (PCINT2) Pin Change Interrupt Request 2

.org $0018 reti; (WDT) Watchdog Time-out Interrupt

.org $001A reti; (TIMER2_COMPA) Timer/Counter2 Compare Match A

.org $001C reti; (TIMER2_COMPB) Timer/Counter2 Compare Match B

.org $001E reti; (TIMER2_OVF) Timer/Counter2 Overflow

.org $0020 reti; (TIMER1_CAPT) Timer/Counter1 Capture Event

.org $0022 reti; (TIMER1_COMPA) Timer/Counter1 Compare Match A

.org $0024 reti; (TIMER1_COMPB) Timer/Counter1 Compare Match B

.org $0026 reti; (TIMER1_COMPC) Timer/Counter1 Compare Match C

.org $0028 reti; (TIMER1_OVF) Timer/Counter1 Overflow

.org $002A reti; (TIMER0_COMPA) Timer/Counter0 Compare Match A

.org $002C reti; (TIMER0_COMPB) Timer/Counter0 Compare Match B

.org $002E reti; (TIMER0_OVF) Timer/Counter0 Overflow

.org $0030 reti; (SPI_STC) Serial Transfer Complete

.org $0032 reti; (USART0_RX) USART0 Rx Complete

.org $0034 reti; (USART0_UDRE) USART0 Data Register Empty

.org $0036 reti; (USART0_TX) USART0 Tx Complete

.org $0038 reti; (ANALOG_COMP) Analog Comparator

.org $003A reti; (ADC) ADC Conversion Complete

.org $003C reti; (EE_READY) EEPROM Ready

.org $003E reti; (TIMER3_CAPT) Timer/Counter3 Capture Event

.org $0040 reti; (TIMER3_COMPA) Timer/Counter3 Compare Match A

.org $0042 reti; (TIMER3_COMPB) Timer/Counter3 Compare Match B

.org $0044 reti; (TIMER3_COMPC) Timer/Counter3 Compare Match C

.org $0046 reti; (TIMER3_OVF) Timer/Counter3 Overflow

.org $0048 reti; (USART1_RX) USART1 Rx Complete

.org $004A reti; (USART1_UDRE) USART1 Data Register Empty

.org $004C reti; (USART1_TX) USART1 Tx Complete

.org $004E reti; (TWI) 2-wire Serial Interface

.org $0050 reti; (SPM_RDY) Store Program Memory Ready

.org $0052 reti; (TIMER4_CAPT) Timer/Counter4 Capture Event

.org $0054 reti; (TIMER4_COMPA) Timer/Counter4 Compare Match A

.org $0056 reti; (TIMER4_COMPB) Timer/Counter4 Compare Match B

.org $0058 reti; (TIMER4_COMPC) Timer/Counter4 Compare Match C

.org $005A reti; (TIMER4_OVF) Timer/Counter4 Overflow

.org $005C reti; (TIMER5_CAPT) Timer/Counter5 Capture Event

.org $005E reti; (TIMER5_COMPA) Timer/Counter5 Compare Match A

.org $0060 reti; (TIMER5_COMPB) Timer/Counter5 Compare Match B

.org $0062 reti; (TIMER5_COMPC) Timer/Counter5 Compare Match C

.org $0064 reti; (TIMER5_OVF) Timer/Counter5 Overflow

.org $0066 reti; (USART2_RX) USART2 Rx Complete

.org $0068 reti; (USART2_UDRE) USART2 Data Register Empty

.org $006A reti; (USART2_TX) USART2 Tx Complete

.org $006C reti; (USART3_RX) USART3 Rx Complete

.org $006E reti; (USART3_UDRE) USART3 Data Register Empty

.org $0070 reti; (USART3_TX) USART3 Tx Complete

.org INT_VECTORS_SIZE; Конец таблицы прерываний

 

Ext_INT0:; обработчик прерывания по входу INT0

inc r17; счётчик++

cpi r17, 0x0A; сравнить r17 с числом A

brne ret0; перейти, если r17 /= A

dec r17

ret0: reti; выход из обработчика прерывания

 

Ext_INT1:; обработчик прерывания по входу INT1

dec r17; счётчик--

cpi r17, 0xFF; сравнить r17 с числом FF

brne ret1; перейти, если r17 /= FF

inc r17; счётчик++

ret1: reti; выход из обработчика прерывания

 

Reset: ldi r16,Low(RAMEND); Старт программы

out SPL,r16; Обязательная инициализация стека

ldi r16,High(RAMEND); Указатель стека устанавливается на конец ОЗУ

out SPH,r16

ldi r16,0b00000011; Разрешаем прерывания INT0 и INT1 локально

out EIMSK,r16

ldi r16,0b00001010; Настройка условия генерации прерывания

sts EICRA,r16; по спаду входного сигнала

sei; Разрешаем прерывания глобально

ldi r16,0b00000000; настройка на ввод линий 0,1,2 порта D

out DDRD,r16

ldi r16,0b00001111; настройка на вывод линий 0-3 порта B

out DDRB,r16

clr r17; сброс счётчика

 

main: sbis PIND,2; проверить кнопку RESET

clr r17; если нажата, то сброс счётчика

out PORTB,r17; вывод

rjmp main

 

Модель микроконтроллерной системы Arduino для разработанной программы в среде Proteus выглядит следующим образом:

 

 

Задача 3.5. Составим программу, увеличивающую либо уменьшающую десятичный счётчик при воздействии на энкодер, подключенный к линиям 0 и 1 порта D. Отобразим десятичное значение на семисегментном индикаторе, подключенном к порту B. При опросе энкодер задействуем механизм внешнего прерывания. Сброс в 0 клавишей на линии 2 порта D. Промоделируем работу схемы в Proteus.

Энкодер – это датчик положения движущихся частей, который имеет две контактные пары, формирующие при вращении его ротора две импульсные последовательности, сдвинутые на 90°. По этому сдвигу можно судить о направлении вращения энкодера.

На диаграмме показана зависимость выходов А и В друг от друга при вращении энкодера по часовой или против часовой стрелки.

Всякий раз, когда по прерыванию INT0 сигнал А переходит от нуля к положительному уровню, необходимо считывать значение выхода В. Если B в этот момент находится в положительном состоянии, значит энкодер вращается по часовой стрелке, иначе – против часовой стрелки. В зависимости от полученного результата увеличивается или уменьшается значение счётчика.

 

.include "m2560def.inc"

 

.cseg

.org $0000 rjmp Reset; (Reset)

.org $0002 rjmp Ext_INT0; (INT0) External Interrupt Request 0

.org INT_VECTORS_SIZE; Конец таблицы прерываний

 

Ext_INT0:; обработчик прерывания по входу INT0

inc r17; счётчик++

cpi r17, 0x0A; сравнить r17 с числом A

brne ret0; перейти, если r17 /= A

dec r17

ret0: reti; выход из обработчика прерывания

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.