Тест по теме «Стихосложение» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тест по теме «Стихосложение»

2017-11-16 724
Тест по теме «Стихосложение» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УМК «Литература. 10 класс» Т. Ф. Курдюмовой

Пояснительная записка

Актуальность. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубинные чувства. Нет такого понятия, которого нельзя было бы назвать русским словом. Читая прекрасные произведения великих поэтов, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться, научиться понимать законы «сцепления» слов.

Со времен первых церковнославянских грамматик начала ХV11 века для образованного человека на Руси считалось обязательным не только знание законов, но и умение слагать стихи. Много позже Пушкин и его друзья – лицеисты, готовясь к серьезной государственной службе, штудировали стихотворные размеры и с азартом соревновались в умении слагать стихи.

Десятилетие спустя уже широко известный поэт скажет о своем герое Онегине:

Высокой страсти не имея,

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Почему, интересно, бились? Видимо, пытались привить «доброму приятелю» вкус к поэзии. Не получилось в силу полной поэтической «глухоты» последнего. Это немаловажная деталь, ибо автор безжалостно накажет Онегина именно за его крайний рационализм. Как показывает практика, абсолютное большинство выпускников, подобно пушкинскому герою, не может отличить ямба от хорея, не говоря о более сложном. Объективных причин много, но, пожалуй, самая острая – падение интереса к поэзии вообще.

Темы школьного курса литературы, посвящённые анализу поэтических произведений, справедливо считают труднейшими. Эти трудности усугубляются недостаточным опытом юных читателей и ограниченностью времени, отведённого учебным планом для теории литературы. Ограничиться лекционным методом, при котором урок вмещает большой объём материала, невозможно: необходимо участие самих школьников в работе как чтецов, докладчиков, комментаторов, исследователей. Иначе урокам в школе, с их неизбежной фрагментарностью, грозит опасность поспешного и поверхностного подхода к поэзии, от которого всегда недалеко до невольной утраты художественных ценностей. Примитивизация же художественной мысли ведёт к потерям и в обучении, и в развитии, и в воспитании учащихся. Вот поэтому – то необходимо и дать учащимся необходимые знания по теории стиха, тем более что почти половина изучаемого на уроках литературы – это стихи. Опыт работы показывает, что лучше понимается поэзия тогда, когда учащиеся умеют видеть структурное своеобразие лирики, умеют определять формальные принципы организации стиха. Знание законов стихотворной речи углубляет восприятие поэтического текста, помогает оценить его красоту и силу.

Хотелось бы, используя активные формы и методы преподавания, характерные для современного обучения (лекции, творческое чтение, эвристическую беседу, урок-семинар, урок-диспут и т.д.), а также современные информационно-коммуникационные технологии, которые помогут учителю в демонстрации образцового чтения лирических произведений, создать систему уроков, отличающуюся жанровым своеобразием

Предлагаемый элективный курс углубляет и расширяет знания учащихся по литературе. Он предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Курс опирается на знания и умения, полученные ранее. В процессе занятий учащиеся познакомятся с основами метрики, ритмики и строфики русского стиха, научатся делать стиховедческий анализ и разовьют умения определять значимость поэтического текста.

Сложность состоит в том, что стиховой уровень по отношению к содержательному и идейно-тематическому периферийный. Путь от знакомства с терминами и понятиями к осознанию их эстетической функции очень сложен. Главная опасность – формализм. Поэтому главным условием эффективности усвоения знаний по стихосложению является системный подход, который предполагает:

- систему практических занятий;

- строгое соблюдение принципов доступности и постепенности;

- формирование теоретических знаний в процессе комплексного анализа текста.

Перспективность. Программа способствует созданию у учащихся единых представлений о мире, так как интегрирует языкознание, психологию, философию, историю, живопись, музыку; является дополнительной подготовкой к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. Он также направлен на будущее профессиональное самоопределение учащихся в области журналистики, театра, кино, так как развивает творческие и артистические способности детей.

Цель курса:

- создание условий для расширения знаний учащихся о теоретических основах стихосложения и овладения навыками анализа поэтического произведения как единого стилистического целого.

Задачи:

- стимулировать нестандартный подход к восприятию поэтического произведения учащимися;

- способствовать повышению интереса к литературе в целом;

- развивать самобытное мышление, поэтическую речь, артистические способности ребят;

- формировать интересную творческую личность, способную выразить себя в слове.

В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения.

Реализация курса представляет собою сочетание теоретического материала (лекции) и в большей части практических упражнений:

- в разделе «Практикум» – это элементы анализа и целостный анализ поэтического текста под руководством учителя;

- в разделе «Самостоятельная работа» – это творческие работы учащихся, выполняемые при консультировании учителя;

- в разделе «Контроль и домашние задания» – закрепление навыка самостоятельно оформлять анализ лирического произведения частично или полностью в форме творческой работы.

Результаты реализации программы элективного курса предполагают:

- овладение теорией стиха;

- овладение умениями анализа поэтической речи;

- овладение умением строить цельное высказывание, основанное на описании восприятия, истолкования и оценки лирического произведения.

Форма контроля знаний учащихся – тестирование, письменные работы «Интерпретация лирического произведения».

Технологической базой для проведения курса является обучение в сотрудничестве.

Методические рекомендации к проведению занятий

Элективный курс строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроке литературы с 5 по 10 класс. Курс знакомит с основами метрики, ритмики и строфики русского стиха, опираясь на сложившиеся положения современной стиховедческой науки. В соответствии с установившейся традицией вначале рассматриваются метрические определители стиха, затем его модуляции и только потом – строфы и целые тексты. Изучение носит проблемный характер и основывается на комплексном подходе к систематизации стиховедческого материала. Учащиеся знакомятся с основными методами и приемами стиховедческого анализа, а затем анализируют тексты самостоятельно.

Стих не существует сам по себе. Особенности стихотворной речи связаны напрямую с тончайшими оттенками смысла слова. Живая речь передает непосредственные человеческие чувства. Вот почему невозможно изучать поэтическое произведение без анализа подвижной связи между стихом и словом, их влияния и обусловленности. Именно для этого и необходимы знания о строении речи и умения и навыки ее анализа.

 

CОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Системы стихосложения: силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая. Характеристика, примеры поэтического текста.

Тема 2. Стихотворные размеры. Двусложные, трёхсложные (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Характеристика, примеры поэтического текста.

Тема 3. Рифма. Виды рифм (перекрёстная, парная, опоясывающая или кольцевая). Особенности строфики поэтического текста.

Тема 4. Художественно-выра зительные средства поэтической речи (тропы). Простые и сложные. Название тропа, характеристика, примеры из поэтического текста. Разновидности эпитета. Функции художественно-выразительных средств (тропов).

Тема 5. Поэтический синтаксис (синтаксические фигуры поэтической речи0. Стилистические фигуры, синтаксические приёмы. Название синтаксической фигуры, характеристика, примеры из поэтического текста.

Тема 6. Поэтическая фонетика (использование звуковых сочетаний в поэтической речи). Фонетические приёмы (звуковой повтор – звукопись): анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс. Характеристика. Примеры из поэтического текста.

Тема 7. Лексические средства выразительности художественной речи. Контекстуальные, историзмы, архаизмы, авторские. Название лексического средства, характеристика, примеры из художественного произведения.

Тема 8. Анализ лирического произведения. История создания лирического произведения. Особенности жанра. Идейно-тематическое своеобразие. Особенности лирического героя. Художественно-выразительные средства, используемые в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта. Лексические средства, используемые в стихотворении, их идейно-художественное значение. Синтаксические фигуры. Их идейно-художественная роль. Риторическая фонетика. Её роль. Стихотворный размер лирического произведения. Место и роль лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Тема 9. Практическая работа учащихся над анализом лирического произведения.

Тема 10. Тестирование по теме.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Виды деятельности учащихся
теория практика
1.Система стихосложения   2.Стихотворные размеры     3.Виды рифмы. Особенности строфики поэтического текста.   4.Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы).   5.Поэтический синтаксис (синтаксические фигуры поэтической речи).   6.Поэтическая фонетика   7.Лексические средства выразительности художественной речи.   8. Анализ лирического произведения.     9. Тестирование по теме курса.   Итого: 18 часов                                           Лекция. Практика. Лекция. Практика.     Лекция. Беседа.     Семинар.     Лекция. Практика.     Практика.     Семинар.   Лекция. Практика.     Зачёт Конспект. Работа с худ. текстом.   Конспект. Творческое чтение.   Конспект. Эвристическая беседа.   Выступление с докладами. Беседа.     Конспект. Работа с текстом.     Исследовательская работа. Творческое чтение.   Доклады. Работа с текстом.   Конспект. Работа с текстом. Исследовательская работа. Тестирование

Вариант 1

Подчеркните метафоры

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

Лучший друг нам жизни сей

Вера в провиденье

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон:

Счастье – пробужденье.

 

Вариант 2

Список использованной литературы

1. Виноградова В.Н. Словотворчество. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995.

2. Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., «Наука», 1974.

3. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., «Наука», 1973.

4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., «Просвещение», 1972.

5. Миронова Н.А. Литература в таблицах. Справочные материалы. АСТ. Астрель. М., 2005.

6. Холщевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., Изд. ЛГУ, 1972.

7. Сборники стихотворений русских поэтов.

8. Словари - справочники литературоведческих терминов.

УМК «Литература. 10 класс» Т. Ф. Курдюмовой

Пояснительная записка

Актуальность. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубинные чувства. Нет такого понятия, которого нельзя было бы назвать русским словом. Читая прекрасные произведения великих поэтов, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться, научиться понимать законы «сцепления» слов.

Со времен первых церковнославянских грамматик начала ХV11 века для образованного человека на Руси считалось обязательным не только знание законов, но и умение слагать стихи. Много позже Пушкин и его друзья – лицеисты, готовясь к серьезной государственной службе, штудировали стихотворные размеры и с азартом соревновались в умении слагать стихи.

Десятилетие спустя уже широко известный поэт скажет о своем герое Онегине:

Высокой страсти не имея,

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Почему, интересно, бились? Видимо, пытались привить «доброму приятелю» вкус к поэзии. Не получилось в силу полной поэтической «глухоты» последнего. Это немаловажная деталь, ибо автор безжалостно накажет Онегина именно за его крайний рационализм. Как показывает практика, абсолютное большинство выпускников, подобно пушкинскому герою, не может отличить ямба от хорея, не говоря о более сложном. Объективных причин много, но, пожалуй, самая острая – падение интереса к поэзии вообще.

Темы школьного курса литературы, посвящённые анализу поэтических произведений, справедливо считают труднейшими. Эти трудности усугубляются недостаточным опытом юных читателей и ограниченностью времени, отведённого учебным планом для теории литературы. Ограничиться лекционным методом, при котором урок вмещает большой объём материала, невозможно: необходимо участие самих школьников в работе как чтецов, докладчиков, комментаторов, исследователей. Иначе урокам в школе, с их неизбежной фрагментарностью, грозит опасность поспешного и поверхностного подхода к поэзии, от которого всегда недалеко до невольной утраты художественных ценностей. Примитивизация же художественной мысли ведёт к потерям и в обучении, и в развитии, и в воспитании учащихся. Вот поэтому – то необходимо и дать учащимся необходимые знания по теории стиха, тем более что почти половина изучаемого на уроках литературы – это стихи. Опыт работы показывает, что лучше понимается поэзия тогда, когда учащиеся умеют видеть структурное своеобразие лирики, умеют определять формальные принципы организации стиха. Знание законов стихотворной речи углубляет восприятие поэтического текста, помогает оценить его красоту и силу.

Хотелось бы, используя активные формы и методы преподавания, характерные для современного обучения (лекции, творческое чтение, эвристическую беседу, урок-семинар, урок-диспут и т.д.), а также современные информационно-коммуникационные технологии, которые помогут учителю в демонстрации образцового чтения лирических произведений, создать систему уроков, отличающуюся жанровым своеобразием

Предлагаемый элективный курс углубляет и расширяет знания учащихся по литературе. Он предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Курс опирается на знания и умения, полученные ранее. В процессе занятий учащиеся познакомятся с основами метрики, ритмики и строфики русского стиха, научатся делать стиховедческий анализ и разовьют умения определять значимость поэтического текста.

Сложность состоит в том, что стиховой уровень по отношению к содержательному и идейно-тематическому периферийный. Путь от знакомства с терминами и понятиями к осознанию их эстетической функции очень сложен. Главная опасность – формализм. Поэтому главным условием эффективности усвоения знаний по стихосложению является системный подход, который предполагает:

- систему практических занятий;

- строгое соблюдение принципов доступности и постепенности;

- формирование теоретических знаний в процессе комплексного анализа текста.

Перспективность. Программа способствует созданию у учащихся единых представлений о мире, так как интегрирует языкознание, психологию, философию, историю, живопись, музыку; является дополнительной подготовкой к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. Он также направлен на будущее профессиональное самоопределение учащихся в области журналистики, театра, кино, так как развивает творческие и артистические способности детей.

Цель курса:

- создание условий для расширения знаний учащихся о теоретических основах стихосложения и овладения навыками анализа поэтического произведения как единого стилистического целого.

Задачи:

- стимулировать нестандартный подход к восприятию поэтического произведения учащимися;

- способствовать повышению интереса к литературе в целом;

- развивать самобытное мышление, поэтическую речь, артистические способности ребят;

- формировать интересную творческую личность, способную выразить себя в слове.

В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения.

Реализация курса представляет собою сочетание теоретического материала (лекции) и в большей части практических упражнений:

- в разделе «Практикум» – это элементы анализа и целостный анализ поэтического текста под руководством учителя;

- в разделе «Самостоятельная работа» – это творческие работы учащихся, выполняемые при консультировании учителя;

- в разделе «Контроль и домашние задания» – закрепление навыка самостоятельно оформлять анализ лирического произведения частично или полностью в форме творческой работы.

Результаты реализации программы элективного курса предполагают:

- овладение теорией стиха;

- овладение умениями анализа поэтической речи;

- овладение умением строить цельное высказывание, основанное на описании восприятия, истолкования и оценки лирического произведения.

Форма контроля знаний учащихся – тестирование, письменные работы «Интерпретация лирического произведения».

Технологической базой для проведения курса является обучение в сотрудничестве.

Методические рекомендации к проведению занятий

Элективный курс строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроке литературы с 5 по 10 класс. Курс знакомит с основами метрики, ритмики и строфики русского стиха, опираясь на сложившиеся положения современной стиховедческой науки. В соответствии с установившейся традицией вначале рассматриваются метрические определители стиха, затем его модуляции и только потом – строфы и целые тексты. Изучение носит проблемный характер и основывается на комплексном подходе к систематизации стиховедческого материала. Учащиеся знакомятся с основными методами и приемами стиховедческого анализа, а затем анализируют тексты самостоятельно.

Стих не существует сам по себе. Особенности стихотворной речи связаны напрямую с тончайшими оттенками смысла слова. Живая речь передает непосредственные человеческие чувства. Вот почему невозможно изучать поэтическое произведение без анализа подвижной связи между стихом и словом, их влияния и обусловленности. Именно для этого и необходимы знания о строении речи и умения и навыки ее анализа.

 

CОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Системы стихосложения: силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая. Характеристика, примеры поэтического текста.

Тема 2. Стихотворные размеры. Двусложные, трёхсложные (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Характеристика, примеры поэтического текста.

Тема 3. Рифма. Виды рифм (перекрёстная, парная, опоясывающая или кольцевая). Особенности строфики поэтического текста.

Тема 4. Художественно-выра зительные средства поэтической речи (тропы). Простые и сложные. Название тропа, характеристика, примеры из поэтического текста. Разновидности эпитета. Функции художественно-выразительных средств (тропов).

Тема 5. Поэтический синтаксис (синтаксические фигуры поэтической речи0. Стилистические фигуры, синтаксические приёмы. Название синтаксической фигуры, характеристика, примеры из поэтического текста.

Тема 6. Поэтическая фонетика (использование звуковых сочетаний в поэтической речи). Фонетические приёмы (звуковой повтор – звукопись): анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс. Характеристика. Примеры из поэтического текста.

Тема 7. Лексические средства выразительности художественной речи. Контекстуальные, историзмы, архаизмы, авторские. Название лексического средства, характеристика, примеры из художественного произведения.

Тема 8. Анализ лирического произведения. История создания лирического произведения. Особенности жанра. Идейно-тематическое своеобразие. Особенности лирического героя. Художественно-выразительные средства, используемые в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта. Лексические средства, используемые в стихотворении, их идейно-художественное значение. Синтаксические фигуры. Их идейно-художественная роль. Риторическая фонетика. Её роль. Стихотворный размер лирического произведения. Место и роль лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Тема 9. Практическая работа учащихся над анализом лирического произведения.

Тема 10. Тестирование по теме.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Виды деятельности учащихся
теория практика
1.Система стихосложения   2.Стихотворные размеры     3.Виды рифмы. Особенности строфики поэтического текста.   4.Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы).   5.Поэтический синтаксис (синтаксические фигуры поэтической речи).   6.Поэтическая фонетика   7.Лексические средства выразительности художественной речи.   8. Анализ лирического произведения.     9. Тестирование по теме курса.   Итого: 18 часов                                           Лекция. Практика. Лекция. Практика.     Лекция. Беседа.     Семинар.     Лекция. Практика.     Практика.     Семинар.   Лекция. Практика.     Зачёт Конспект. Работа с худ. текстом.   Конспект. Творческое чтение.   Конспект. Эвристическая беседа.   Выступление с докладами. Беседа.     Конспект. Работа с текстом.     Исследовательская работа. Творческое чтение.   Доклады. Работа с текстом.   Конспект. Работа с текстом. Исследовательская работа. Тестирование

Тест по теме «Стихосложение»

Вариант 1


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.