Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания

2017-11-16 242
Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания

Культурология как наука

Лесли Уайт (1900-1975) Обосновал необходимость культурологии как отрасли знания. Разработал теоретические основы культурологии «Наука о культуре», 1949; «Эволюция культуры», 1959; «Понятие культуры», 1973 Культура – целостная и самонастраивающаяся система материальных и духовных элементов. Под влиянием семиотики особое значение в развитии культуры придавал символам, а также «технологической» и «энергетической» сторонам цивилизации (развитие культуры зависит от «количества энергии на душу населения»)

 

Культурология как научная дисциплина: - исследует способы удовлетворения потребностей, принятых в данном обществе, - наука о способах межпоколенной трансляции опыта, - о процессах формирования социально значимых знаний в человеческом коллективе
Основные задачи - выявление макродинамики и микродинамики развития культуры, т.е. - изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, - выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества, - разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки

Основные этапы становления современной культурологии

  Донаучный этап (до возникновения науки Нового времени) Содержит ранние стихийные догадки и представления о цикличности культурно-исторического процесса
  Научно-исторический этап (до середины XIX в.) На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития, найти общее основание истории
  Научно-философский этап Включает философское осмысление культурного развития человечества на основе анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления. Складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание

Структура культурологии (подходы)

  С.Н.Иконникова В состав культурологии входят 5 разделов: - история мировой и отечественной культуры, - история культурологических учений, - социология культуры, - культурная антропология, - прикладная культурология.
  А.Я.Флиер В состав культурологии входят 3 основных отрасли: - фундаментальная культурология, - антропология, - прикладная культурология.
  Цели
Фундаментальная культурология - теоретическое познание феномена культуры, - разработка категориального аппарата и методов исследования
Прикладная культурология - прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, - разработка основных направлений культурной политики, - деятельность сети культурных институтов, - охрана и использование культурного наследия

Основные компоненты культурологии

Онтология культуры(бытие культуры) Фундаментальные принципы бытия культуры, многообразие ее определений и социальных функций.
Гносеология культуры(познание культуры) Фундаментальные принципы познания культуры, внутренняя структура и методология культурологии

Методы культурологии

  Универсальные методы
Системный позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность
Структурно-функциональный выявляет роль каждого элемента в функционировании культуры
Феноменализм опора на данные, полученные эмпирическим путем, т.е. в результате непосредственного наблюдения, эксперимента
Компаративизм сравнительно-исторический метод, служащий для установления сходства и соответствий между фактами и явлениями культуры разных народов  
Онтологизм культура рассматривается как автономный слой реальности
Номинализм отрицание универсалий и признание первичности вещей
Концептуализм первичность общих понятий – универсалий, или концептов, как особых форм познания действительности
Дискурс как ответвление концептуализма. Образован от латинского discursus – рассуждение. Сегодня сводится к комплексному понятию, означающему семиотическое (знаковое) и деятельностное единство мысли, слова, знания и его словесного выражения
  Собственно культурологические методы
Культурантропо-логический культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизм передачи культурных навыков от человека к человеку
Семиотический трактует культуру как форму общения людей посредством прежде всего языка
Герменевтика концентрирует в себе традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов.
Контент-анализ выявляет и оценивает специфические характеристики носителей информации, текстов как способ фиксации культурных тенденций
Кросскультурный анализ сравнительный метод исследования культур, оперирующий универсальными культурными моделями – паттернами
Аксиологический метод соотносит явления и факты культуры с их местом в реальности и структуре ценностного мира.

Понятие культуры

Концепции Представители Понятие культуры
Рационалистическая модель культуры (Начало теоретической разработки проблем культуры: вторая половина XVIII в.)   Дж.Вико, Вольтер, И.Г.Гердер (1744-1803), Г.Гегель (1770-1831) Культура – мир разума(осмысление действительности, исходя из рациональных представлений о мире). Гердер: культура есть способ реализации человеческого гения, развитие духовных ценностей через язык и речь. Гегель: считал культуру характеристикой развития разума человека.
Этические концепции И.Кант, А.Швейцер, М.Ганди Критерий развития культуры – уровень гуманизма, достигнутый обществом. Кант: ведущие элементы культуры – истина, добро, красота, мораль и нравственность. Культура – цель и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию. Нравственность – категорический императив.
Этнологические концепции: - культурная, - социальная, - структурная антропология Э.Тайлор, Л.Леви-Брюль, Ф.Боас, А.Кребер, А.Радклифф-Браун, Б.Малиновский, К.Леви-Строс Культура – процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов (А.Тайлор, основоположник культурной антропологии). Культура – совокупность взаимосвязанных институтов, которые служат удовлетворению первичных (физиологических и психологических) и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей (Б.Малиновский, основатель социальной антропологии). Культура – совокупность знаковых систем, скрытым механизмом действий которой выступало «коллективное бессознательное» (правила, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксируются сознанием) (К.Леви-Строс, основатель структурной антропологии)
Натуралистическое направление Объединяло медиков, психологов, биологов Культура – такое же приспособление человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.
К нему примыкают:    
Фрейдизм З.Фрейд (1856- 1939), основоположник теории психоанализа Культура – сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Культура строится на «принуждении и запрете влечений», которые являются содержанием подсознания человека. Направляющая сила поведения – либидо (стихийные влечения, среди которых основной – инстинкт к продолжению рода, половой инстинкт). Энергия аффективных (страстных) влечений либидо находит выход в преобразованном виде в общественной деятельности и культурном творчестве.
Этология(изучает поведение, нравы и психику животных) К.Лоренц (р.1903), И.Тинберген (р.1907), К.фон Фриш (1886-1982) Этологи отождествляли инстинкты животных с естественными истоками человеческой культуры (стереотипы поведения животных соответствовали культурным нормам человека)
функциональная теория культуры Б.К.Малиновский (1884-1942), основатель социальной антропологии (см.выше) Одна из задач культуры, которая первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности, развитие и передача потомкам вторичных потребностей (социального опыта). Различия между культурами – различия в способах удовлетворения вторичных потребностей. Основное условие существования цивилизации – «равновесие», гармония социальных институтов.
Социологическая концепция Т.С.Элиот (1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А.Вебер (1868-1958), М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Манхейм Истоки культуры – в общественной природе и организации. В центре внимания – общество, его структура и социальные институты. Цель социального института – организовать деятельность людей в определенной сфере общества, обеспечить системность и устойчивость общества. Культура – позволяет достичь этой цели, поэтому она - социальный институт. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми он строит свое поведение в самых разных областях.
Аксиологическая концепция   В.Виндельбанд, Г.Риккерт Культура – мир ценностей (организованная система смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества). Следовательно, культура воплощает все самое важное с точки зрения сообщества людей (что поддерживается и сохраняется для будущих поколений).
Символическая концепция Э.Кассирер (1874-1945), Юнг, Хайдеггер Культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами.
Деятельностная концепция В.Межуев, Н.Злобин, Э.Маркарян Культура – совокупность «технологий» (способов совершения действий). Культура рассматривается как многообразие предметной деятельности, в которой человек находит и творит себя как мыслящего, разумного субъекта.
Игровая концепция Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе, Э.Берн Культура – свободная, творческая, неутилитарная, близкая к игре деятельность.
Семиотическая концепция Ю.Лотман, Ю.Успенский, Р.Барт Культура – небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Для расшифровки культуры нужно знать коды знаковых систем (например, один из кодов – язык).

Культурогенез

Теория Представители Причина выделения человека из животного мира
Трудовая Г.Гегель, Ф.Энгельс Создание и использование предметов (артефактов), орудий труда
Игровая Й.Хейзинга «Homo Ludens» - Человек играющий: поэзия родилась в игре, музыка и танец – сплошная игра, право выделилось из обычаев социальной игры и т.д. В современной культуре игровой элемент убывает, происходит путаница игры и серьезного. Современный человек не воспринимает серьезно работу, долг, жизнь. И, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер (например, политические речи лидеров Хейзинга оценивает как злое озорничанье)
Натуралистическая Фрейд, Юнг, Лоренц Биологические механизмы
Символическая Ф. де Соссюр, Э.Кассирер, Леви-Строс, Л.Уайт Создание новых знаков, языковая коммуникация. Язык, наука, искусство, религия, мифы – составные символического круга, в котором живет человек (в отличие от животного, не имеющего символической системы). Э.Кассирер: Человек – «символическое животное» (в отличие от традиционного определения: человек - «мыслящее животное»).

Морфология (формы) культуры

(В ряде изданий «морфология» - структура и формы)

Основные формы: мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, наука, философия, экономика.
Миф (греч. – сказание, сообщение). Характерные черты - синкретизм (нерасчленность, недифференцированность его функций); - отождествление фантазии с реальностью; - объяснение действительности в наглядно-образной форме; - эмоциональная насыщенность, - связь с магией
Социокультурные функции мифа - стереотипизации (создает образцы, по которым строится мышление и поведение людей), - компенсации (компенсирует недостаток знаний о мире, объясняет непонятное), - символизации (в символическом виде отражает явления реальности)
Религия(лат.-набожность, святыня) Мировоззрение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного»
В зависимости от представлений людей о Боге выделяют религии   - монотеистические (иудаизм, христианство, ислам), - языческие (политеизм, восточные культы), - этические (философские учения, трансформировавшиеся в религию): конфуцианство, даосизм, буддизм, - религии личного спасения (даосизм, индуизм)
По степени распространенности выделяют - мировые религии (буддизм, христианство, ислам), - локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т.д.).

Мировые религии

Буддизм. Идейные истоки:   брахманизм.
Принципы буддийского вероучения (Четыре благородные истины):   1.Существует страдание. 2.Страдание имеет причину (желания). 3.Существует прекращение страдания (устранить причину: освобождение от желаний). 4.Существует путь к прекращению страдания (путь Будды – достижение Нирваны).

 

Христианство: IV век   Признание христианства как государственной религии в Римской империи.
XI век Раскол христианской церкви на католичество и православие.
XVI век Реформация (появление протестантизма).
Семь таинств: священные действия, через которые человеку тайно дается благодать Святого духа: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование.
  Различия ветвей христианства
  Католичество Православие Протестантизм
Организация Единая церковь (глава – папа Римский) Совокупность автокефальных (самостоятельных) церквей (глава автокефальной церкви – патриарх) Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии
Вопросы богословия Святой дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. Церковь – хранитель и распорядитель Святого Духа, потому она – выше светских властей и непогрешима Святой дух исходит только от Бога-отца Посредники между людьми и Богом не нужны
Душа после смерти Ад, рай, чистилище Ад и рай Условия спасения души – вера и добродетельное поведение
В области культа Крестятся слева направо. Причащение хлебом. Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека) Крестятся справа налево. Причащение хлебом и вином. Крещение окунанием. Миропомазание при крещении. Главный праздник – Пасха (конец земной жизни Иисуса) Признание только двух таинств – Крещения и причащения, отмена пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов
Для священников Целибат (обет безбрачия) Семья Отмена монашества
Особенности системы ценностей Акцент на человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни Акцент на божественности Христа, на стремлении к спасению души Хозяйственная деятельность, приумножение богатств угодны Богу

 

Ислам. Основатель вероучения   Мухаммед (ок.610 г.).
Священная книга Коран (записан после смерти Мухаммеда). Источник шариата.
Шариат Совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний. Установлены Аллахом и переданы людям через пророка Мухаммеда.
  Основные догматы ислама
Вера в единого Бога Аллаха В противовес христианской Троице ислам утверждает, что Бог един
Вера в ангелов и демонов Бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха
Вера в святость Корана Коран – божественное откровение, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет
Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда Среди пророков предпочтение отдается Мухаммеду («посланнику Аллаха»)
Вера в рай или ад Мусульмане, выполняющие религиозные предписания, попадают в рай. Оттклоняющиеся от принципов вероучения, неверные – в ад.
Вера в божественное предопределение Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога
Вера в бессмертие души Душа покидает тело в момент смерти, воскресение из мертвых – в день Страшного суда
Особенности мусульманской культуры:   - многонациональность, ислам и арабский язык как объединяющие элементы, - уважение к учености, забота о развитии просвещения, - достижения науки (арабские цифры, развитие алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, химии, минералогии, ботаники, физиологии, языкознания).

 

Искусство Форма культуры, которая отражает жизнь в художественных образах.
Формы искусства:  
Пространственные скульптура, живопись, архитектура, прикладное искусство
ВременнЫе литература, музыка
Пространственно-временнЫе танец, театр, кино
Мораль   Форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей
Социокультурные функции морали 1.Мотивационная функция: непосредственно формирует нравственный облик личности; 2.Конститутивная(лат.constitus утвердившийся, установленный)функция: определяется тем, что принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формы регуляции поведения людей. 3.Координационная функция: в силу приоритетности своих принципов мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Экономика (греч. буквально – искусство ведения домашнего хозяйства). Форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.  

Культура как система знаков

Знак предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи
Типы знаков: 1.Естественные знаки (знаки-признаки). 2.Функциональные знаки. 3.Конвенциональные знаки (лат. условие, соглашение). Служат обозначением предмета «по условию». 4. Знаковые системы записи (письменность). 5.Вербальные знаковые системы (язык)
Социокультурная дифференциация языков   - языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский), - племенные разговорные языки (не имеющие письменности), - бесписьменные языки (узкая сфера обращения), - национальные языки

 

Динамика культуры

  Понятие динамики культуры:
  Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.
  Раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.
  Динамика культуры – это целостный процесс изменчивости в культуре, который имеет направленный характер.
  Понятие динамики культуры тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие динамики культуры; вместе с тем оно менее определенно.
П.Сорокин: (1889-1968) - ввел термин «динамика культуры» («Социальная и культурная динамика»), - исторический процесс есть циклическая флуктуация (случайность) основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов, - заложил в основу динамики культуры принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры.

Теории культурной динамики

Эволюци-онные теории Э.Тайлор, Г.Спенсер, Дж.Фрезер,.Г.Морган   Процесс культурного развития представлялся однолинейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы - от простого к сложному. Основная черта теорий: идея единства человеческого рода и единообразия развития культуры (линейность). Причина культурных различий между народами – их принадлежность к различным стадиям исторического прогресса. Форма культурной динамики — последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации
Цикличес-кие теории Гердер, Гумбольдт, Кант (заложили основы). О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, П.Сорокин (развитие концепции) История – чередование культур, круговорот «цивилизаций». Они подобны организмам, проходящим общие циклы. (у Шпенглера – жизненный цикл культуры имеет три стадии: докультурный (этнический), культурный и цивилизационный. У Тойнби – четыре: возникновение, рост, надлом, распад). Тойнби: теория «вызова-ответа» (причина изменчивости цивилизаций)
Структура-лизм К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Рикарду, Р.Барт, Э.Сепир Культурные изменения - результат обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) как информации, так и энергии при обмене между социальными системами.
Синергети-ческий подход Г.Хакен, К.Майнцер, Джей Форрестер, И.Р.Пригожин (1917-2003), М.С.Каган Причина изменчивости - системный взрыв, т.е. резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с несколькими вариантами будущего (в синергетике – понятие бифуркации). Точка бифуркации – неустойчивое состояние, из которого система может эволюционировать по разным бифуркационным ветвям. (Примеры резкого изменения вектора развития – то, что вызвало к жизни античность или привело к началу Нового времени, сменившего средневековье. Такого рода изменения ряд авторов трактует через понятие бифуркации).
Понятия,выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира (отсутствуют в природе) Определение понятий
Значение информационная составляющая, которую несет объект, играющий для нас (в ситуации его восприятия) роль знака. Она существует, но еще не может быть оценена
Норма диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью, устойчивое регулятивное образование
Артефакты продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный)
Ценности Принятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек
Предметные ценности природные богатства, полезность продуктов труда, получившие истолкование исторические события, культурное наследие прошлого, научные истины, художественные произведения, эстетические характеристики природных объектов, предметы религиозного поклонения.
Ценности сознания общественные установки (предписания и запреты, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, о справедливости и т.п.)
Знания (когнитивные смыслы) информация о свойствах объектов действительности
Регулятивы (регулятивные смыслы) правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность

Функции культуры

Информационная Обеспечивает трансляцию социального опыта
Адаптивная Определяет изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам
Коммуникативная Формирует средства человеческого общения (культура существует как момент коммуникации, диалога, где проявляются ее смыслы)
Интегративная Определяет единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей
Гносеологическая (познавательная) Собирает и сохраняет знания, полученные человечеством (культура – своеобразная «база данных» человечества)
Семиотическая (греч. семиотика – учение о знаках) Способствует изучению знаковых систем, без которых нельзя овладеть достижениями культуры
Регулятивная (нормативная) Регулирует различные виды общественной и личной деятельности, поддерживается моралью и правом
Социализации Определяет содержание, средства и способы социализации

Синергетический подход

Общество как социальный организм – это: Сверхсложная диссипативная (открытая) эволюционизирующая система
Свойства - взаимодействие со средой – материальное производство – экономика, - самоорганизация – социальная иерархизация, управление, власть – политика, - рост объема используемой информации – информационная среда в человеческом обществе – культура
Технология как культурный феномен в широком смысле организационная сторона любой деятельности
Основные формы технологической культуры: - техника (материальное «тело»), - наука (интеллектуальная «душа»), - инженерия(деятельное начало, подчиняющее «тело» «душе»).

Функции техники в культуре

  Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры
  Средство приложения достижений культуры к решению практических задач – ответ на «социальный заказ» культуры
  Создание инструментария культуры – средств и способов деятельности
  Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи

Образ техники в культуре

(существующее в культуре представление о ней)

Первобытная культура Ее наделение магическими свойствами
Античность Творение разума, изобретательский талант – дар богов
Религиозная культура Средневековья Условие человеческого бытия, данное Богом. Осуждение технических новаций как попытки отойти от установленных Богом канонов
Возрождение Техника – важнейший фактор общественного прогресса
Первая треть XIX (луддизм) Волна негативного отношения к технике
Национальные различия образа техники Пример: подозрение и недоверие крестьян к чужой технике в России
ХХ век Борьба двух тенденций: техницизма (техника – благо) и антитехницизма (техника – зло)

Тема 3. Типология культур

Античный тип культуры

Греческая античность Римская античность
1.Эгейский (крито-микенский, минойский) период – III-II тыс.до н.э. 2.Гомеровский – XI-VIII вв.до н.э. 3.Архаический – VIII-VI вв.до н.э. 4.Классический – V-IV вв.до н.э. 5.Эллинистический – IV-I вв.до н.э. 1.Архаический (царский) – VII-V вв. до н.э. 2.Республиканский – V в. – 30-е гг. до н.э. 3.Имперский – 30-е гг. до н.э. – 476 г. н.э.
Древняя Греция Древний Рим
Характерные черты культуры
Культ тела, культ личности, агон, гуманистичность - в основе – греческие образцы, но – изменение масштабов (империя, а не полис), - политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям
Высшие ценности: красота, разумность, мера и гармония Высшие ценности: политика, война, управление. 1.
Главные сферы культуры
Философия, искусство Политика, законотворчество (в связи с необходимостью управления империей была создана детально разработанная система гос.органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство)
Философия
Переход от мифа к логосу. Значение: появление особого типа мышления (миф – это произвольный рассказ, где «истина» не раскрывается, а сообщается. Логос – это аргументация и доказательство, разумно-логические соображения). Развитие философии (стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине. Появление различных философских школ и направлений. Их от­личительная черта: внимание к природе и космосу Использование различных идей учений греческих мыслителей. Ориентация на политику и на этику (этика должна была показать, каким должен быть человек в условиях, когда существует вечная, как космос, Римская империя). Достижение древнеримской мысли: создание самостоятельной науки – юриспруденции. Одна из ее идей – господство закона как важнейшего источника права. Римское право – фундамент современной правовой культуры.
Искусство
Ведущий вид – скульптура (отражала идеал человека). Основной сюжет: совершенный мир богов и героев Образцы для древнегреческих мастеров - работы Фидия, Мирона, Поликлета   Особенности римской скульптуры: - создание индивидуальных скульптурных портретов (в отличие от греческой скульптуры римский портрет отражал черты оригинала, внутренний мир человека), - использование монументальной скульптуры в пропагандистских целях (устанавливали на форумах конные и пешие статуи выдающимся личностям)
Роль искусства: удовлетворение эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.  
Архитектура
Отражала пафос красоты, облагораживающей мир; подчеркивала идеал культуры (гармония, соразмерность, красота). Особенность греческой архитектуры: - небольшие по размерам сооружения, - храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека. Типы храмов: простиль, амфипростиль, диптер, периптер (основной тип). Главный элемент архитектуры: ордер (дорический, ионический, коринфский). Отражал телесный характер культуры. Одно из высших достижений классики – ансамбль афинского Акрополя.   Архитектура – ведущий вид искусства в Риме. Отражала военную мощь римской империи. Ее особенности: - масштабность, внешние эффекты, - введение инженерных сооружений как архитектурных объектов в городской ансамбль (мосты, дороги, гавани, крепости, каналы, акведуки), - переработка принципов греческой архитектуры, - изменение технических основ строительства. Главные элементы архитектуры: купол и арка. Высшее достижение храмовой архитектуры в Риме – Пантеон(II в.), храм всех богов, покровителей императорского дома. Примеры сооружений: амфитеатры, термы, базилики
Религия
Отличие греческой религии от древневосточной: отсутствие могущественной касты жрецов, вероисповедной догматики. Появление общегреческого пантеона богов. Отделение от религиозных обрядов театра, превращение его в самостоятельный вид искусства; появление театральных жанров: трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедия (Аристофан). Образ космоса как абсолютного божества. Римляне переняли греческих богов, но дали им свои имена (Зевс – Юпитер, Афина – Минерва, Афродита – Венера и т.д.). Сенека (философ, сенатор, воспитатель Нерона, автор ряда трагедий, предшественник христианства): идея космополитизма (от греч. - вселенского гражданства), идея великой идеальной божьей общины, которую позже назвали вселенской церковью. Совпадение идеи космополитизма (человеческой общности) в первые века нашей эры с распространением в Риме христианства.

 

Периоды Средневековья

  Исторические периоды Культурные процессы Особенности
  Раннее средневековье: V-XI вв. 1.V - конец VIII в. н. э. — культура варваров Кельты (крупнейший варварский народ): земледелие; скотоводство; обработка металлов; гончарный круг; эпос. Особенность культурного процесса: ассимиляция (романизация: перенятие чужих достижений, исчезновение кельтского языка, вытеснение местных богов культом императора и богини Рома, освоение языка и искусства римлян). Франки (германские варварские племена): декоративно-прикладное искусство; перенятие чужих достижений, в т.ч. принятие христианства (Хлодвиг)
    2. Конец VIII - первая половина IX вв. н.э. — ка­ролингское возрождение Культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов (в основном на территории Франции и Германии): преклонение перед образованностью, организация школ, новое знакомство с античной культу­рой, перевод античных авторов, привлечение к королевскому двору образованных деятелей, развитие ремесла, городов, литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
    3. Х-ХII вв. — романский стиль Первый собственно европейский стиль (период европейской раздробленности)
  Зрелое: XII-XIII вв. XIII-XIV вв. — готический стиль Период становления национальных европейских государств
  Позднее: XIV-XVI вв. Культура эпохи итальянского Возрождения Особый тип культуры при переходе от Средневековья к Новому времени
Христианство определило главные черты средневековой культуры: 2. религиозность (восприятие всего через призму религии), традиционализм, каноничность и символизм, дидактизм, проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти, культ аскетизма, направленность искусства на религиозно-

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.