Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-16 | 242 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания
Культурология как наука
Лесли Уайт (1900-1975) Обосновал необходимость культурологии как отрасли знания. Разработал теоретические основы культурологии | «Наука о культуре», 1949; «Эволюция культуры», 1959; «Понятие культуры», 1973 | Культура – целостная и самонастраивающаяся система материальных и духовных элементов. Под влиянием семиотики особое значение в развитии культуры придавал символам, а также «технологической» и «энергетической» сторонам цивилизации (развитие культуры зависит от «количества энергии на душу населения») |
Культурология как научная дисциплина: | - исследует способы удовлетворения потребностей, принятых в данном обществе, - наука о способах межпоколенной трансляции опыта, - о процессах формирования социально значимых знаний в человеческом коллективе |
Основные задачи | - выявление макродинамики и микродинамики развития культуры, т.е. - изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, - выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества, - разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки |
Основные этапы становления современной культурологии
Донаучный этап (до возникновения науки Нового времени) | Содержит ранние стихийные догадки и представления о цикличности культурно-исторического процесса | |
Научно-исторический этап (до середины XIX в.) | На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития, найти общее основание истории | |
Научно-философский этап | Включает философское осмысление культурного развития человечества на основе анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления. Складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание |
Структура культурологии (подходы)
|
С.Н.Иконникова | В состав культурологии входят 5 разделов: - история мировой и отечественной культуры, - история культурологических учений, - социология культуры, - культурная антропология, - прикладная культурология. | |
А.Я.Флиер | В состав культурологии входят 3 основных отрасли: - фундаментальная культурология, - антропология, - прикладная культурология. |
Цели | |
Фундаментальная культурология | - теоретическое познание феномена культуры, - разработка категориального аппарата и методов исследования |
Прикладная культурология | - прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, - разработка основных направлений культурной политики, - деятельность сети культурных институтов, - охрана и использование культурного наследия |
Основные компоненты культурологии
Онтология культуры(бытие культуры) | Фундаментальные принципы бытия культуры, многообразие ее определений и социальных функций. |
Гносеология культуры(познание культуры) | Фундаментальные принципы познания культуры, внутренняя структура и методология культурологии |
Методы культурологии
Универсальные методы | |
Системный | позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность |
Структурно-функциональный | выявляет роль каждого элемента в функционировании культуры |
Феноменализм | опора на данные, полученные эмпирическим путем, т.е. в результате непосредственного наблюдения, эксперимента |
Компаративизм | сравнительно-исторический метод, служащий для установления сходства и соответствий между фактами и явлениями культуры разных народов |
Онтологизм | культура рассматривается как автономный слой реальности |
Номинализм | отрицание универсалий и признание первичности вещей |
Концептуализм | первичность общих понятий – универсалий, или концептов, как особых форм познания действительности |
Дискурс | как ответвление концептуализма. Образован от латинского discursus – рассуждение. Сегодня сводится к комплексному понятию, означающему семиотическое (знаковое) и деятельностное единство мысли, слова, знания и его словесного выражения |
Собственно культурологические методы | |
Культурантропо-логический | культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизм передачи культурных навыков от человека к человеку |
Семиотический | трактует культуру как форму общения людей посредством прежде всего языка |
Герменевтика | концентрирует в себе традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. |
Контент-анализ | выявляет и оценивает специфические характеристики носителей информации, текстов как способ фиксации культурных тенденций |
Кросскультурный анализ | сравнительный метод исследования культур, оперирующий универсальными культурными моделями – паттернами |
Аксиологический метод | соотносит явления и факты культуры с их местом в реальности и структуре ценностного мира. |
Понятие культуры
|
Концепции | Представители | Понятие культуры |
Рационалистическая модель культуры (Начало теоретической разработки проблем культуры: вторая половина XVIII в.) | Дж.Вико, Вольтер, И.Г.Гердер (1744-1803), Г.Гегель (1770-1831) | Культура – мир разума(осмысление действительности, исходя из рациональных представлений о мире). Гердер: культура есть способ реализации человеческого гения, развитие духовных ценностей через язык и речь. Гегель: считал культуру характеристикой развития разума человека. |
Этические концепции | И.Кант, А.Швейцер, М.Ганди | Критерий развития культуры – уровень гуманизма, достигнутый обществом. Кант: ведущие элементы культуры – истина, добро, красота, мораль и нравственность. Культура – цель и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию. Нравственность – категорический императив. |
Этнологические концепции: - культурная, - социальная, - структурная антропология | Э.Тайлор, Л.Леви-Брюль, Ф.Боас, А.Кребер, А.Радклифф-Браун, Б.Малиновский, К.Леви-Строс | Культура – процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов (А.Тайлор, основоположник культурной антропологии). Культура – совокупность взаимосвязанных институтов, которые служат удовлетворению первичных (физиологических и психологических) и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей (Б.Малиновский, основатель социальной антропологии). Культура – совокупность знаковых систем, скрытым механизмом действий которой выступало «коллективное бессознательное» (правила, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксируются сознанием) (К.Леви-Строс, основатель структурной антропологии) |
Натуралистическое направление | Объединяло медиков, психологов, биологов | Культура – такое же приспособление человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. |
К нему примыкают: | ||
Фрейдизм | З.Фрейд (1856- 1939), основоположник теории психоанализа | Культура – сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Культура строится на «принуждении и запрете влечений», которые являются содержанием подсознания человека. Направляющая сила поведения – либидо (стихийные влечения, среди которых основной – инстинкт к продолжению рода, половой инстинкт). Энергия аффективных (страстных) влечений либидо находит выход в преобразованном виде в общественной деятельности и культурном творчестве. |
Этология(изучает поведение, нравы и психику животных) | К.Лоренц (р.1903), И.Тинберген (р.1907), К.фон Фриш (1886-1982) | Этологи отождествляли инстинкты животных с естественными истоками человеческой культуры (стереотипы поведения животных соответствовали культурным нормам человека) |
функциональная теория культуры | Б.К.Малиновский (1884-1942), основатель социальной антропологии (см.выше) | Одна из задач культуры, которая первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности, развитие и передача потомкам вторичных потребностей (социального опыта). Различия между культурами – различия в способах удовлетворения вторичных потребностей. Основное условие существования цивилизации – «равновесие», гармония социальных институтов. |
Социологическая концепция | Т.С.Элиот (1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А.Вебер (1868-1958), М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Манхейм | Истоки культуры – в общественной природе и организации. В центре внимания – общество, его структура и социальные институты. Цель социального института – организовать деятельность людей в определенной сфере общества, обеспечить системность и устойчивость общества. Культура – позволяет достичь этой цели, поэтому она - социальный институт. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми он строит свое поведение в самых разных областях. |
Аксиологическая концепция | В.Виндельбанд, Г.Риккерт | Культура – мир ценностей (организованная система смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества). Следовательно, культура воплощает все самое важное с точки зрения сообщества людей (что поддерживается и сохраняется для будущих поколений). |
Символическая концепция | Э.Кассирер (1874-1945), Юнг, Хайдеггер | Культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами. |
Деятельностная концепция | В.Межуев, Н.Злобин, Э.Маркарян | Культура – совокупность «технологий» (способов совершения действий). Культура рассматривается как многообразие предметной деятельности, в которой человек находит и творит себя как мыслящего, разумного субъекта. |
Игровая концепция | Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе, Э.Берн | Культура – свободная, творческая, неутилитарная, близкая к игре деятельность. |
Семиотическая концепция | Ю.Лотман, Ю.Успенский, Р.Барт | Культура – небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Для расшифровки культуры нужно знать коды знаковых систем (например, один из кодов – язык). |
Культурогенез
|
|
Теория | Представители | Причина выделения человека из животного мира |
Трудовая | Г.Гегель, Ф.Энгельс | Создание и использование предметов (артефактов), орудий труда |
Игровая | Й.Хейзинга | «Homo Ludens» - Человек играющий: поэзия родилась в игре, музыка и танец – сплошная игра, право выделилось из обычаев социальной игры и т.д. В современной культуре игровой элемент убывает, происходит путаница игры и серьезного. Современный человек не воспринимает серьезно работу, долг, жизнь. И, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер (например, политические речи лидеров Хейзинга оценивает как злое озорничанье) |
Натуралистическая | Фрейд, Юнг, Лоренц | Биологические механизмы |
Символическая | Ф. де Соссюр, Э.Кассирер, Леви-Строс, Л.Уайт | Создание новых знаков, языковая коммуникация. Язык, наука, искусство, религия, мифы – составные символического круга, в котором живет человек (в отличие от животного, не имеющего символической системы). Э.Кассирер: Человек – «символическое животное» (в отличие от традиционного определения: человек - «мыслящее животное»). |
Морфология (формы) культуры
|
(В ряде изданий «морфология» - структура и формы)
Основные формы: | мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, наука, философия, экономика. |
Миф (греч. – сказание, сообщение). Характерные черты | - синкретизм (нерасчленность, недифференцированность его функций); - отождествление фантазии с реальностью; - объяснение действительности в наглядно-образной форме; - эмоциональная насыщенность, - связь с магией |
Социокультурные функции мифа | - стереотипизации (создает образцы, по которым строится мышление и поведение людей), - компенсации (компенсирует недостаток знаний о мире, объясняет непонятное), - символизации (в символическом виде отражает явления реальности) |
Религия(лат.-набожность, святыня) | Мировоззрение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного» |
В зависимости от представлений людей о Боге выделяют религии | - монотеистические (иудаизм, христианство, ислам), - языческие (политеизм, восточные культы), - этические (философские учения, трансформировавшиеся в религию): конфуцианство, даосизм, буддизм, - религии личного спасения (даосизм, индуизм) |
По степени распространенности выделяют | - мировые религии (буддизм, христианство, ислам), - локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т.д.). |
Мировые религии
Буддизм. Идейные истоки: | брахманизм. |
Принципы буддийского вероучения (Четыре благородные истины): | 1.Существует страдание. 2.Страдание имеет причину (желания). 3.Существует прекращение страдания (устранить причину: освобождение от желаний). 4.Существует путь к прекращению страдания (путь Будды – достижение Нирваны). |
Христианство: IV век | Признание христианства как государственной религии в Римской империи. | ||
XI век | Раскол христианской церкви на католичество и православие. | ||
XVI век | Реформация (появление протестантизма). | ||
Семь таинств: | священные действия, через которые человеку тайно дается благодать Святого духа: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование. | ||
Различия ветвей христианства | |||
Католичество | Православие | Протестантизм | |
Организация | Единая церковь (глава – папа Римский) | Совокупность автокефальных (самостоятельных) церквей (глава автокефальной церкви – патриарх) | Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии |
Вопросы богословия | Святой дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. Церковь – хранитель и распорядитель Святого Духа, потому она – выше светских властей и непогрешима | Святой дух исходит только от Бога-отца | Посредники между людьми и Богом не нужны |
Душа после смерти | Ад, рай, чистилище | Ад и рай | Условия спасения души – вера и добродетельное поведение |
В области культа | Крестятся слева направо. Причащение хлебом. Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека) | Крестятся справа налево. Причащение хлебом и вином. Крещение окунанием. Миропомазание при крещении. Главный праздник – Пасха (конец земной жизни Иисуса) | Признание только двух таинств – Крещения и причащения, отмена пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов |
Для священников | Целибат (обет безбрачия) | Семья | Отмена монашества |
Особенности системы ценностей | Акцент на человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни | Акцент на божественности Христа, на стремлении к спасению души | Хозяйственная деятельность, приумножение богатств угодны Богу |
Ислам. Основатель вероучения | Мухаммед (ок.610 г.). |
Священная книга | Коран (записан после смерти Мухаммеда). Источник шариата. |
Шариат | Совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний. Установлены Аллахом и переданы людям через пророка Мухаммеда. |
Основные догматы ислама | |
Вера в единого Бога Аллаха | В противовес христианской Троице ислам утверждает, что Бог един |
Вера в ангелов и демонов | Бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха |
Вера в святость Корана | Коран – божественное откровение, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет |
Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда | Среди пророков предпочтение отдается Мухаммеду («посланнику Аллаха») |
Вера в рай или ад | Мусульмане, выполняющие религиозные предписания, попадают в рай. Оттклоняющиеся от принципов вероучения, неверные – в ад. |
Вера в божественное предопределение | Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога |
Вера в бессмертие души | Душа покидает тело в момент смерти, воскресение из мертвых – в день Страшного суда |
Особенности мусульманской культуры: | - многонациональность, ислам и арабский язык как объединяющие элементы, - уважение к учености, забота о развитии просвещения, - достижения науки (арабские цифры, развитие алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, химии, минералогии, ботаники, физиологии, языкознания). |
Искусство | Форма культуры, которая отражает жизнь в художественных образах. |
Формы искусства: | |
Пространственные | скульптура, живопись, архитектура, прикладное искусство |
ВременнЫе | литература, музыка |
Пространственно-временнЫе | танец, театр, кино |
Мораль | Форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей |
Социокультурные функции морали | 1.Мотивационная функция: непосредственно формирует нравственный облик личности; 2.Конститутивная(лат.constitus – утвердившийся, установленный)функция: определяется тем, что принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формы регуляции поведения людей. 3.Координационная функция: в силу приоритетности своих принципов мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. |
Экономика (греч. буквально – искусство ведения домашнего хозяйства). | Форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами. |
Культура как система знаков
Знак | предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи |
Типы знаков: | 1.Естественные знаки (знаки-признаки). 2.Функциональные знаки. 3.Конвенциональные знаки (лат. условие, соглашение). Служат обозначением предмета «по условию». 4. Знаковые системы записи (письменность). 5.Вербальные знаковые системы (язык) |
Социокультурная дифференциация языков | - языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский), - племенные разговорные языки (не имеющие письменности), - бесписьменные языки (узкая сфера обращения), - национальные языки |
Динамика культуры
Понятие динамики культуры: | |
Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. | |
Раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения. | |
Динамика культуры – это целостный процесс изменчивости в культуре, который имеет направленный характер. | |
Понятие динамики культуры тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие динамики культуры; вместе с тем оно менее определенно. | |
П.Сорокин: (1889-1968) | - ввел термин «динамика культуры» («Социальная и культурная динамика»), - исторический процесс есть циклическая флуктуация (случайность) основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов, - заложил в основу динамики культуры принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры. |
Теории культурной динамики
Эволюци-онные теории | Э.Тайлор, Г.Спенсер, Дж.Фрезер,.Г.Морган | Процесс культурного развития представлялся однолинейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы - от простого к сложному. Основная черта теорий: идея единства человеческого рода и единообразия развития культуры (линейность). Причина культурных различий между народами – их принадлежность к различным стадиям исторического прогресса. Форма культурной динамики — последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации |
Цикличес-кие теории | Гердер, Гумбольдт, Кант (заложили основы). О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, П.Сорокин (развитие концепции) | История – чередование культур, круговорот «цивилизаций». Они подобны организмам, проходящим общие циклы. (у Шпенглера – жизненный цикл культуры имеет три стадии: докультурный (этнический), культурный и цивилизационный. У Тойнби – четыре: возникновение, рост, надлом, распад). Тойнби: теория «вызова-ответа» (причина изменчивости цивилизаций) |
Структура-лизм | К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Рикарду, Р.Барт, Э.Сепир | Культурные изменения - результат обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) как информации, так и энергии при обмене между социальными системами. |
Синергети-ческий подход | Г.Хакен, К.Майнцер, Джей Форрестер, И.Р.Пригожин (1917-2003), М.С.Каган | Причина изменчивости - системный взрыв, т.е. резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с несколькими вариантами будущего (в синергетике – понятие бифуркации). Точка бифуркации – неустойчивое состояние, из которого система может эволюционировать по разным бифуркационным ветвям. (Примеры резкого изменения вектора развития – то, что вызвало к жизни античность или привело к началу Нового времени, сменившего средневековье. Такого рода изменения ряд авторов трактует через понятие бифуркации). |
Понятия,выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира (отсутствуют в природе) | Определение понятий |
Значение | информационная составляющая, которую несет объект, играющий для нас (в ситуации его восприятия) роль знака. Она существует, но еще не может быть оценена |
Норма | диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью, устойчивое регулятивное образование |
Артефакты | продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный) |
Ценности | Принятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек |
Предметные ценности | природные богатства, полезность продуктов труда, получившие истолкование исторические события, культурное наследие прошлого, научные истины, художественные произведения, эстетические характеристики природных объектов, предметы религиозного поклонения. |
Ценности сознания | общественные установки (предписания и запреты, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, о справедливости и т.п.) |
Знания (когнитивные смыслы) | информация о свойствах объектов действительности |
Регулятивы (регулятивные смыслы) | правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность |
Функции культуры
Информационная | Обеспечивает трансляцию социального опыта |
Адаптивная | Определяет изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам |
Коммуникативная | Формирует средства человеческого общения (культура существует как момент коммуникации, диалога, где проявляются ее смыслы) |
Интегративная | Определяет единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей |
Гносеологическая (познавательная) | Собирает и сохраняет знания, полученные человечеством (культура – своеобразная «база данных» человечества) |
Семиотическая (греч. семиотика – учение о знаках) | Способствует изучению знаковых систем, без которых нельзя овладеть достижениями культуры |
Регулятивная (нормативная) | Регулирует различные виды общественной и личной деятельности, поддерживается моралью и правом |
Социализации | Определяет содержание, средства и способы социализации |
Синергетический подход
Общество как социальный организм – это: | Сверхсложная диссипативная (открытая) эволюционизирующая система |
Свойства | - взаимодействие со средой – материальное производство – экономика, - самоорганизация – социальная иерархизация, управление, власть – политика, - рост объема используемой информации – информационная среда в человеческом обществе – культура |
Технология как культурный феномен | в широком смысле организационная сторона любой деятельности |
Основные формы технологической культуры: | - техника (материальное «тело»), - наука (интеллектуальная «душа»), - инженерия(деятельное начало, подчиняющее «тело» «душе»). |
Функции техники в культуре
Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры | |
Средство приложения достижений культуры к решению практических задач – ответ на «социальный заказ» культуры | |
Создание инструментария культуры – средств и способов деятельности | |
Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи |
Образ техники в культуре
(существующее в культуре представление о ней)
Первобытная культура | Ее наделение магическими свойствами |
Античность | Творение разума, изобретательский талант – дар богов |
Религиозная культура Средневековья | Условие человеческого бытия, данное Богом. Осуждение технических новаций как попытки отойти от установленных Богом канонов |
Возрождение | Техника – важнейший фактор общественного прогресса |
Первая треть XIX (луддизм) | Волна негативного отношения к технике |
Национальные различия образа техники | Пример: подозрение и недоверие крестьян к чужой технике в России |
ХХ век | Борьба двух тенденций: техницизма (техника – благо) и антитехницизма (техника – зло) |
Тема 3. Типология культур
Античный тип культуры
Греческая античность | Римская античность |
1.Эгейский (крито-микенский, минойский) период – III-II тыс.до н.э. 2.Гомеровский – XI-VIII вв.до н.э. 3.Архаический – VIII-VI вв.до н.э. 4.Классический – V-IV вв.до н.э. 5.Эллинистический – IV-I вв.до н.э. | 1.Архаический (царский) – VII-V вв. до н.э. 2.Республиканский – V в. – 30-е гг. до н.э. 3.Имперский – 30-е гг. до н.э. – 476 г. н.э. |
Древняя Греция | Древний Рим |
Характерные черты культуры | |
Культ тела, культ личности, агон, гуманистичность | - в основе – греческие образцы, но – изменение масштабов (империя, а не полис), - политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям |
Высшие ценности: красота, разумность, мера и гармония | Высшие ценности: политика, война, управление. 1. |
Главные сферы культуры | |
Философия, искусство | Политика, законотворчество (в связи с необходимостью управления империей была создана детально разработанная система гос.органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство) |
Философия | |
Переход от мифа к логосу. Значение: появление особого типа мышления (миф – это произвольный рассказ, где «истина» не раскрывается, а сообщается. Логос – это аргументация и доказательство, разумно-логические соображения). Развитие философии (стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине. Появление различных философских школ и направлений. Их отличительная черта: внимание к природе и космосу | Использование различных идей учений греческих мыслителей. Ориентация на политику и на этику (этика должна была показать, каким должен быть человек в условиях, когда существует вечная, как космос, Римская империя). Достижение древнеримской мысли: создание самостоятельной науки – юриспруденции. Одна из ее идей – господство закона как важнейшего источника права. Римское право – фундамент современной правовой культуры. |
Искусство | |
Ведущий вид – скульптура (отражала идеал человека). Основной сюжет: совершенный мир богов и героев Образцы для древнегреческих мастеров - работы Фидия, Мирона, Поликлета | Особенности римской скульптуры: - создание индивидуальных скульптурных портретов (в отличие от греческой скульптуры римский портрет отражал черты оригинала, внутренний мир человека), - использование монументальной скульптуры в пропагандистских целях (устанавливали на форумах конные и пешие статуи выдающимся личностям) |
Роль искусства: удовлетворение эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов. | |
Архитектура | |
Отражала пафос красоты, облагораживающей мир; подчеркивала идеал культуры (гармония, соразмерность, красота). Особенность греческой архитектуры: - небольшие по размерам сооружения, - храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека. Типы храмов: простиль, амфипростиль, диптер, периптер (основной тип). Главный элемент архитектуры: ордер (дорический, ионический, коринфский). Отражал телесный характер культуры. Одно из высших достижений классики – ансамбль афинского Акрополя. | Архитектура – ведущий вид искусства в Риме. Отражала военную мощь римской империи. Ее особенности: - масштабность, внешние эффекты, - введение инженерных сооружений как архитектурных объектов в городской ансамбль (мосты, дороги, гавани, крепости, каналы, акведуки), - переработка принципов греческой архитектуры, - изменение технических основ строительства. Главные элементы архитектуры: купол и арка. Высшее достижение храмовой архитектуры в Риме – Пантеон(II в.), храм всех богов, покровителей императорского дома. Примеры сооружений: амфитеатры, термы, базилики |
Религия | |
Отличие греческой религии от древневосточной: отсутствие могущественной касты жрецов, вероисповедной догматики. Появление общегреческого пантеона богов. Отделение от религиозных обрядов театра, превращение его в самостоятельный вид искусства; появление театральных жанров: трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедия (Аристофан). Образ космоса как абсолютного божества. | Римляне переняли греческих богов, но дали им свои имена (Зевс – Юпитер, Афина – Минерва, Афродита – Венера и т.д.). Сенека (философ, сенатор, воспитатель Нерона, автор ряда трагедий, предшественник христианства): идея космополитизма (от греч. - вселенского гражданства), идея великой идеальной божьей общины, которую позже назвали вселенской церковью. Совпадение идеи космополитизма (человеческой общности) в первые века нашей эры с распространением в Риме христианства. |
Периоды Средневековья
Исторические периоды | Культурные процессы | Особенности | |
Раннее средневековье: V-XI вв. | 1.V - конец VIII в. н. э. — культура варваров | Кельты (крупнейший варварский народ): земледелие; скотоводство; обработка металлов; гончарный круг; эпос. Особенность культурного процесса: ассимиляция (романизация: перенятие чужих достижений, исчезновение кельтского языка, вытеснение местных богов культом императора и богини Рома, освоение языка и искусства римлян). Франки (германские варварские племена): декоративно-прикладное искусство; перенятие чужих достижений, в т.ч. принятие христианства (Хлодвиг) | |
2. Конец VIII - первая половина IX вв. н.э. — каролингское возрождение | Культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов (в основном на территории Франции и Германии): преклонение перед образованностью, организация школ, новое знакомство с античной культурой, перевод античных авторов, привлечение к королевскому двору образованных деятелей, развитие ремесла, городов, литературы, изобразительного искусства, архитектуры. | ||
3. Х-ХII вв. — романский стиль | Первый собственно европейский стиль (период европейской раздробленности) | ||
Зрелое: XII-XIII вв. | XIII-XIV вв. — готический стиль | Период становления национальных европейских государств | |
Позднее: XIV-XVI вв. | Культура эпохи итальянского Возрождения | Особый тип культуры при переходе от Средневековья к Новому времени | |
Христианство определило главные черты средневековой культуры: | 2. религиозность (восприятие всего через призму религии), традиционализм, каноничность и символизм, дидактизм, проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти, культ аскетизма, направленность искусства на религиозно- |
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!