Творческое мышление: проблема критериев — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Творческое мышление: проблема критериев

2017-11-16 296
Творческое мышление: проблема критериев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

 

Творческое мышление по Леонтьеву.

 

Научное творческое мышление представляет собою очень развернутый во вре­мени процесс, включающий в себя ряд взаимозависимых и взаимосвязанных этапов, или, лучше сказать, моментов, причем одним из таких существенных моментов яв­ляется, во-первых, необходимое наличие мотивации этой творческой деятельности, как, впрочем, и всякой деятельности вообще. Второй момент, специфический для творческих процессов и творческого мышления, — это момент целеобразования. Процесс целеобразования включает в себя «замысел»: выделение подцелей, то есть промежуточных целей. Наконец, он включает в себя процесс преобразования цели в задачу, т.е. «постановка проблемы» или «постановка задачи». Творческое мышление есть нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение спосо­бов решения. Средств, с помощью которых цель достигается в заданных условиях, вернее в заданных условиях, которые должны быть найдены. Они иногда выступают как данные условия, а не заданные, и цель преобразуется в задачу, если хотите, в проблему, уже поставленную, определившуюся проблему.

Цель высту­пает прежде всего в некоторых обстоятельствах, из которых только часть является объективно условиями, то есть тем, что превращает цель в задачу. Здесь два случая.

Первый — отсекание таких обстоя­тельств, которые не следует вводить в условия, они не входят в проблему, они не составляют реальных условий достижения цели, то есть решения задач.

Вторая сторона заключается в том, что можно не увидеть в этом множе­стве, в этой неопределенности обстоятельств именно те, которые входят в состав необходимых условий.

Операции вообще лишены творчества, но при этом они содержат в себе главное ядро творчества.

Самы главный творческий акт – это обнаружение и применение операций, в результате которых раскрываются действительные условия достижения той или иной цели.

 

Препятствия творческого мышления по Линдсей, Халлу и Томпсону

Конформизм — желание быть похожим на другого — основной барьер для твор­ческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за бояз­ни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возник­нуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не нахо­дят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

Цензура — в особенности внутренняя цензура — второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматич­ными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego — так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления — это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закре­пить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непро­думанных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творчес­ком мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому цен­ность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек бу­дет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и во­ображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложен­ных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более что творческое мы­шление часто приносит удовольствие независимо от использования его результатов.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.