Политические учения в средние века и эпоху возрождения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Политические учения в средние века и эпоху возрождения

2017-11-16 293
Политические учения в средние века и эпоху возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политические учения в средние века и эпоху возрождения

Августин Блаженный. Европейская средневековая политическая мысль находится под влиянием христианской религии и римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая изображенная им в образе "Града Божьего", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, подражающие божественные наставления. Земной град, как результат греховной природы человека, построенный на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух "градов" фактически ставило духовную власть выше светской.

Фома Аквинский. Идея духовного превосходства над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении великого католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.

Учение Августина и Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смешивать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светскими и церковными властями.

Николо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Николо Макиавелли. Отрицая философско-этическую и религиозную традиции предыдущих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь нравственностью. С его размышлений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребован в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства или другими высшими задачами. В политическом лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на попрании норм морали, на интригах и на насилии.

Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы добиться справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Правитель".

Среди советов, которые он дает политикам, следующие:

  • уметь играть человеческими страстями;
  • полагаться на силу или закон;
  • использовать страх и любовь, но отдавать предпочтение действиям на подданных через силу и страх;
  • прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.

Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий черты льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет о утилитарное использование религии. Для него религия - это средство воздействия в руках государства. Он признает целесообразность политических убийств.

Легитимность власти

Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

Легитимность — это доверие и принятие власти общественным сознанием, оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Соответствующая типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером. Согласно ей, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти: традиция, харизма и рационально-правовая основа. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах сочетающихся в той или иной пропорции.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

· традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;

· рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

· харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Формы правления

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

Принято различать 2 основные формы правления – республику и монархию.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.

Различают монархию двух видов:

· абсолютную (Саудовская Аравия, Катар, Оман) и

· конституционную, которая в свою очередь делится на:

· дуалистическую (Иордания, Морокко) – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной,

· парламентскую, здесь монарх обладает по существу представительскими функциями (Англия).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Различают три формы республиканского правления: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

При президентской форме правления глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у последнего института парламентской ответственности.

Президентская республика впервые была введена в США на основе конституции 1787 года.

Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства и осуществляет за ним контроль. Парламентская форма правления осуществляется в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии и др.

Смешанная республика (полупрезидентская) существует в Австрии, Португалии, Франции и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

 

Конституция РФ

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
" Конституционный Суд РФ;
" Верховный Суд РФ;
" Высший Арбитражный Суд РФ;
" соответствующие суды субъектов федерации.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.
В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются:
" создание федеральной судебной системы;
" признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом;
" дифференциации форм судопроизводства;
" совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.

Органы законодательной власти.

Законодательная власть осуществляется непосредственно (путем референдума) и опосредованно (через работу выборных органов законодательной власти).

Выборным органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание только условно можно называть законодательным органом, т.к. оно не едино, на сегодняшний момент существуют две отдельно существующие палаты (Совет Федерации и Государственная Дума), которые находятся даже по разным адресам (6-ть минут ходьбы от одной палаты к другой, на машине где-то 1-2 минуты, с учётом времени парковки). Нет органа объединяющего эти две палаты, связь между ними только функциональная, системно-структурной связи нет. Отсутствие консолидации между палатами можно объяснить боязнью президента в 1993-ем объединения палат против него.

Деление органов государственной власти на две палаты обусловлено историческими традициями. В предыдущий период истории России существовала Государственная палата и палата кантональная (для представительства каждого из субъектов федерации).

Органы исполнительной власти.

Органом исполнительной власти является Правительство РФ. Это коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции. Общей компетенции, т.к. может решить любой вопрос, который входит в сферу исполнительной федеральной власти, коллегиальный, т.к. решения принимаются путём голосования.

Полномочия парламента

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

Глава государства

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием паХарактеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Словакия, Азербайджан и Россия.

рламента.

Политичекая элитароссии

Классифицируя политическую элиту, необходимо отметить, что есть два основных подхода к этому понятию. Первый – настоящая, истинная элита воплощает сущность нации (этноса), глубину его группового или национального мифа, мифологического сознания. Иначе говоря, она занята тем, что постоянно объясняет (не только и не столько вербально, сколько созданием соответствующих моделей поведения) своему социуму “в чем смысл его жизни”, “Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Кто наши друзья и враги?”, “Где наша Родина, каковы ее границы”. В этом случае элита связана с традициями, временем и пространством. Она здесь – это воплощение личной ответственности. Действительная элита характеризуется своей внутренней, имманентной традицией, этикой, она – живая душа своего общества.

Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

В обществе и государстве существуют достаточно много типов элит. К основным относятся:

1 Политическая элита - это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная.

2 Экономическая - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.

3 Военная - играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.

4 Научная и техническая - включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.

5 Культурная и духовная - включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства,просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

6 К другим типам элит относятся теневая и контрэлита (элита оппозиции) - часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции.В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений.

Политические учения в средние века и эпоху возрождения

Августин Блаженный. Европейская средневековая политическая мысль находится под влиянием христианской религии и римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая изображенная им в образе "Града Божьего", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, подражающие божественные наставления. Земной град, как результат греховной природы человека, построенный на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух "градов" фактически ставило духовную власть выше светской.

Фома Аквинский. Идея духовного превосходства над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении великого католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.

Учение Августина и Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смешивать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светскими и церковными властями.

Николо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Николо Макиавелли. Отрицая философско-этическую и религиозную традиции предыдущих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь нравственностью. С его размышлений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребован в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства или другими высшими задачами. В политическом лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на попрании норм морали, на интригах и на насилии.

Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы добиться справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Правитель".

Среди советов, которые он дает политикам, следующие:

  • уметь играть человеческими страстями;
  • полагаться на силу или закон;
  • использовать страх и любовь, но отдавать предпочтение действиям на подданных через силу и страх;
  • прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.

Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий черты льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет о утилитарное использование религии. Для него религия - это средство воздействия в руках государства. Он признает целесообразность политических убийств.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.