Вопрос 1 Романтизм как литературное направление и творческий метод. Социально-политические, философские, эстетические предпосылки романтизма в разных странах. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос 1 Романтизм как литературное направление и творческий метод. Социально-политические, философские, эстетические предпосылки романтизма в разных странах.



Вопрос №2. Эстетические и философские принципы йенского романтизма.

Ром-ки-философы – братья Шлегели (первые немецкие романтики + Тик), Фихте, Новалис, Шеллинг и др., ~1797-1806.

1997г. – Жур-л “Атеней”: упрочило осноы школы, придало оппозиц-й хар-р по отнош-ю к соврем-й действит-ти.

Людвиг Тик (1773– 1853) Был в романтич. Кружке меньше всего философом ибольше всего поэтом.Первое более менее значительное его произведение - эпистолярный роман «Вильям Ловель».(гл. герой – юный энтузиаст, с преувелеченным представлением о своей значимости. В своем романе Тик рисует буржуазную личность, эгоистическая природа которой побеждает идеальные порывы и стремления). Основное внимание – переживаниям героя).

Основ-е идеи Шеллинга: продуктивное созерц-е-это деят-ть, отмечал важность интеллект-й интуиции (разум должен опир-ся на интуицию,т.к. поэзия познает мир лучше,чем наука).Эстетические идеи Шеллинга: 1)пр-е может нести больше смысла,чем в него вложил автор; бесконеч-е кол-во толкований,смыслов 2)мифология! миф-универ-е, вечное, это поэтич-й материал, художник=мифотворец 3)идея преобразования Хаоса в Космос(гармонич-й мир) 4)тесная связь с филос-ей.

Ф. Шлегель: «Фрагменты» (теория раннего р-ма). Лучший жанр-роман (т.к. наиб. соответ-ет принципу универ-ти). Фрагментарность (фр-ты должны соедин-ся в тексте творчески), томление по идеалу, тезис об универ-ти ис-ва. Ром-я ирония (всегда двойств-на: риторич-я - как несовпад-е сущ-ти и видимости; сократическая – тесно связана с филос. идеей, диалоги, фил-я –форма иронии). Ром-й гротеск- синтез абсолют-х противополож-ей.

Новалис (1772-1801) В отличие от своих друзей не был литератором – профессионалом и служил на солеварнях. Большая часть произведений не была закончена. Одно из его законченных «Гимны к ночи» в журнале Атениум. В «гимнах» воспевается смерть и христианская религия, проповедующая существование потустороннего мира и объявляющая его подлинным миром. Статью Новалиса «христианство или Европа» (в ней он прославляет средневековую Европу под верховенством католической церкви во главе с папой и резко выступает против всякого проблеска свободной критической мысли, даже против протестанизма) отказались публиковать его друзья по «Иенскому кружку» в «Атенеуме».

Йен-е ром-ки привет-ли рев-ю, но не были ни реакцион-ми, ни консерват-ми, пытались идеализ-ть прошлое ( основном сред. века, кот. всегда стремились соотнести с совр-м общ-м развит-м).

Приверженцы незаинтересов-го ис-ва, кот. не имеетзадач вне самого себя. Пришли к сознат-му отрыву ис-ва от общ – политич жизни вообще. Эстетич-я сторона – субъектив-е видение мира, стремление уйти от изображ-я конкрет-й ист-й реальн-ти. Их субъект-й психологизм, обращ-е к внутр-у миру подготовили послед-ю реалист-ю разраб-ку хар-в. Фил-я – в основ-м Кант, он подчеркнул первенств-ее знач-е личности. Еще Фихте: деят-ть абсолют-го “я” – сила, созид-ая мироздание. Но они подменили такое “я” конкрет-м эмпирич-м “я” отд-й личности. Утверждали: первостеп-я роль ис-ва в жизни ч-ка и мироздании в целом. Распались вскоре после смерти Новалиса(1801).



1770-1843.

Рано начал писать стихи. высший взлет - послед-е годы 18в.: живет во Франкфурте,ж общ-ся с Гегелем.

У него приверж-ть своеобрз-м идеям эллинистич-й утопии. Восторж-но встретил ВФР, остался ей верен. Она вызвала надежду на обновление Герм. Нач. 30х г. - торжеств-патетич-е гимны, вдохнов-е идеями ВФР. Лирика (пейзажная, любов-я, эпич-я, филос-я) отлич-ся филос-м звучанием, увлеч-е антич-ю. Пророч-я темнота, затруд-ть речи и образов. Испоьл-т возмож-ть свобод-го стиха.

Его ром-я утопия: эллинист-й идеал гармонии и красоты с отчет-м граждан-м гуманист-м акцентом. В тв-ве отраз-сь то первобыт-е ощущ-е близости ч-ка к стихиям природы, кот. было в греч. мифах. Антич-ть - образец соверш-й эстет-й гармонии, воплощ-е союза ч-ка и природы. В антич-м облике явл-ся его возлюб-я Диотима (Сюзетта Гонтар). В позд-х гимнах (ночных песнопениях) возник сплав антич-ти и христ-ва, глубокой древ-ти и соврем-ти. В гимне "Единственный" прямо обращ-ся к Христу.

"Гиперион" - роман воспитания. Гип.-юноша,к-рый участвует в освобод-й .борьбе греков за незав-ть против турков (18в.). Сначала ему свойств-а жажда деят-ти. Но потом руковод-е им повстанцы оказ-ся мародерами и разбойниками. Возлюбяя Диотима (а у них было родство душ, что важно) умерла. Жизнь теряет смысл, он уедин-ся, живет на лоне природы (типичное для р-ма уедин-е).



Роман - письма Г. к немец. другу Беллармину. Размышляя на развалинах древ-х Афин об Элладе и ее славе, Г. с друзьями мечтает об общ-ве без гос-ва, о вольной жизни в союзе с природой. Гос-во - жесткая скорлупа, облекающая зерно жизни. Исток филос-и для них - поэзия, высш-я форма познания - красота.

Эта лучезар-я утопия резко противоп-на убожеству и косности Герм. Изобр-я путешест-е героя в Герм., автор дает волю своему граждан-у негодов-ю. Немцы в романе: варвары, не способны ни к какому божеств-у чувству, враждебны любому прояв-ю духов-ти. Пафос вольнолюбия и гражд-го гнева.

Вопрос 9

Гг.- цикл «Восточ. поэм».

В 1814-1815 гг. Б-н создает «Еврейские мелодии»-цикл стих-й, напис-й на библ-е мотивы. В «Еврейских мелодиях», обращаясь к библ-м преданьям, Б-н повествует об объект-х закономер-х, поставив-х некогда «избранный» народ в положение пленного и угнет-го племени. Челов-во не может спастись от своей судьбы, от могуществ-х и невед-х сил, кот. карают всякого. Эта мысль высказана в стих-ях «Саул», «Пронесся некий дух передо мной», «Видении Валтасара».

1816-1824 – итальянский. =>Происх-т самые страшные события в жизни. Травля, разлад с женой. Итал-й период прошел под знаком поэмы «Беппо». Сатирич.поэма, рисующая нравы Венеции. Любов.история и вечный адюльтер. Он не осуждает, не винит никого, только насмешливо бросает вызов чопорной и ханжески настроенной публике, это набросок к Д.Жуану. Новые приемы, кот. потом реализ-ся в Д.Жуане. Иронич.взгляд на мир. Отходит от меланхолии «Ч. Гарольда». Здесь автор-е коммент-и - это ирония.

Поэма «Манфред».1816-1817 Герой – ученый, он познал все тайны науки и теперь хочет забвения. Прошлое его неизвестно, его мучают странные призраки, на совести преступл-е, не дающее покоя. Он смог подчинить себе духов, но оказался бессилен перед людьми. Люди ему ненавистны, ибо они подчин-ся ничтож-вам, потворствуют лжи. Ман-д олицетвор.собой эпоху романт-го индивид-зма. Жажда знаний сочет-ся с жаждой власти над людьми, стремл-м преод-ть смерть. Любовь к Арасте – проклята и преступна. И свидание с любимой это не желание еще раз увидеть ее, это верх эгоизма, еще 1 свидет-во о всемогущ-ве Ман-да. Б-н прославляет знание и разум, кот. добился он ночами без сна. В отличие от Фауста, люди ему чужды, он не может заставить свою мудрость и знание служить людям.

«Каин». 1822Этот сюжет переосмысл-ся Б-м. Каин недоволен тем, что ч-к лишен свободы, он сомнев-ся, что за что-то должен благод-ть бога. Обвиняет Адама и Еву в показушничестве. Почему Бог принимает только кровавые жертвы, а фрукты нет? Каин разрушает алтарь, но тут появл. Аин. Гибнет от нечаянного удара. Каин хочет спасти людей от смерти, но он стан-ся 1ым, кто убил- страшное наказание в его душе. Люцифер хочет убедить Каина в ничтожности ч-ка, кот. полностью во власти Бога, укрепив в нем желание пойти на него с борьбой.

1816-1817 - 3 и 4 песни «Паломничества…».

«В день моего 36-летия» - выглядит как пессимистич-й итог. Глав. для него – это прожить жизнь за свободу. Говорит о своей принадлежности к стану борцов за свободу.

Вопрос 14. Поэма Б-на "Паломничество Чайльд-Гарольда".

Соотнош-е лирич. и эпич. начал в поэме, проблема героя. Худож-е своеобразие поэмы. Лирико-эпичю поэма, сочетающая в себе историю жизни и путеш-й героя со свободными импровиз-ми поэта, с его мыслями и раздумьями.

1е две песни "Ч. Гар." по форме напом-т и лирич-й дневник поэта-путеш-ка, и внутр-й драмат-й монолог героя, вступ-го в самост-ю жизнь, и поэтич-е эссе о судьбах народов Европы в период наполеон-х войн и национ.-освободит-х движ-й. Поэма написана спенсеровой строфой. Новая жанр-я форма опред-ла композ-ю стр-ру поэмы "Палом. Ч. Гар.". Поэт свободно обращается с повествов-й линией поэмы, разбивая ее вставками - балладами, стансами, лирич-ми отступл-ми. Ч.Гар. - новый герой в лит-ре, романт-й тип, воплотивший в себе главн-е черты своего времени. Он резко отличается от просветит-го героя, для кот. путеш-е - средство приобрет-я жизн-го опыта, помог-го ему найти свое место в об-ве, как бы критически он к нему ни относился. Ч. Гар.отлич-ся и от героев сентимент-х романов, где мотив путеш-я дает автору возмож-ть показать сложные и мучит-е поиски героем собственного "я". Он пресытился пирами и наслажд-ми, но не был счастлив. Гар.- личность романтич-я, рвущаяся в неведомое, кажущееся ему лучшим, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располаг-я к размышл-м, а необычная, полная тревог и битв действ-ть. Его не удовлетворяет тот идеал, ко. уготован людям его круга.

Б-н наряжает своего героя в рыцарские одежды 16в., дает ему свиту из пажа, оруженосца, слуг, но путеш-ет Гар. по Евр.19в. Анахронизм не случаен - связан у Б-на с новым пониманием историзма. Век рефлексий. Анахронизм, но показывает болезнь века современного. Созерцат-ть, желание заглянуть в глубину собств-й души не делает Гар. пассивным наблюд-м увлекат-х и трагич-х событий. Именно в этом наиб. сходство Гар. с его создат-м. Познав себя, открыть для себя мир, а открыв мир, понять свое место в нем. Но Б-н в 1х двух песнях настойчиво и послед-но разделяет себя и своего героя. Повестве от 3го лица.

При освещении судеб народов, Б-н, как романтик, ставит вопрос о том, что счастье людей, разумные обществ-е принципы, разумное обществ-е устр-во зависят не от тех или иных страстей монархов и тиранов, а от некоей необъясн-й, не постиж-й разумом силы => разум не всесилен. И эта сила представл-ся ему несокрушимой, роковой, карающей всех и вся. =>мрачность и пессимизм некот. высказ-й Б-на о месте и судьбе ч-ка. Но он сам бросает вызов своему пессимизму, когда говорит, что ч-к - сущ-во активное, боевое и что он может победить зло.

В III песни поэт повествует о своих личных наблюд-ях во время путеш-я по Бельгии и Швейцарии, в IV- отражены впечатления от посещ-я Италии(Рима и Венеции). Обе песни разнообразны и свободны по композ-и, как и первые 2. В III и IV - возникает образ времени, кот. ассоциир-ся у Б-на то с переменами, то с судьбой, роком, то с часом мщенья. Время приносит надежды, уносит боль страданий. В III песне Б-н противоп-т природу цивилизации, видит в величии природы источник серьез-х раздумий над судьбами ч-ка. В IV песне - объективный мир, познание кот., по мысли поэта, ведет к ответу на все политич-е и философ-е проблемы. Создал панораму соврем-й Европы. Эпич-ть он отодвигает на 2й план, на 1й выносит субъект-е начало. Сюжет - впечатление и рассуждение автора.

На протяж-и всей поэмы звучит призыв к борьбе с тиранией. Б-н говорит, что свобода не совсем угасла.

Вопрос 15. Общая характ-ка «Восточных поэм» Б-на. Черты романтич-й поэтики (на примере 1 из поэм).

1813-1816.

1811-1812 годы были годами подъема радикально-демократического движения в самой Англии и национально-освободительных движений в Европе. Могучий протест масс нашел в эти годы отражение в сатиреБайрона и его политических стих-ий. Однако с 1813 по 1816 год в Англии и на континенте реакция переходит в наступление по всему фронту. 1813-1816 – одно из самфых мрачных времен в Англии. Правящая верхушка спешила воспользоваться победой в войне на континенте для того, чтобы задушить все свободолюбивые стремления.

Это произвело тягостное впечатление на Байрона. Он переживает душевный кризис. В прои-ях мотивы мрачного отчаяния. Тема борьбы усиливается в его «восточных поэмах»: «Гяур» 1813, «Абидосская невеста» 1813, «Корсар» 1814, «Лара» 1814, «Осада Коринфа» 1816, «Паризина» 1816.

Сам Б-н не объединял их в цикл, да и действие не всегда происходит на востоке. Но он использует восточ. колорит для придания драматизма, свежести и выразит-ти уже известному сюжету. «Гарольдом» в восточ. поэмах личность автора проступает слабо. Чаще всего участвует вымышл-й рассказчик, от лица кот. ведется повеств-е. Этот рассказчик - лицо не заинтерес-е в происход-х событ-х и вполне бесстрастное. Лирич-й элемент связан только с лирич-ми отступл-ми, рисующи­ми красочные, незабыв-е, яркие картины восточ.природы.

Каждая из поэм восточ.цикла посвящена 1му из близких друзей Б-на: «Гяур»-Роджерсу, «Абидосская невеста»-Холланду, «Осада Коринфа»-Хобхаузу.

Поэмы восточ.цикла объ­ед-т тип романтич. героя –обычно бунтарь-отщепенец, его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Восхваление индивидуал. бунтарства – выражение драмы поэта, причину которой следует искать в гибели освобод. идеалов революции.

Свободная композиция, острый драматич. конфликт, роковая страсть, кот. заставляет героя посвятить свою жизнь либо мести, либо таинств-м и загадочным приключ-м и поступкам, некот. недосказ-ть, интриг-я внимание чит-ля.

Общая тонал-ть поэм, возвыш.-трагич. и поэтико-лирич., обусловлена общим замыслом Б-на, пытающегося философски осмыслить внутр-й трагич-й конф­ликт героя с действ-тью. Проблема сильной лично­сти, ее взаимоотнош-й с единомышл-ми, сильное энергичное бунтар-е начало. Герой восточ.поэм - временно связан с соц-ми силами, историч-ми условиями. Проникая в сущность трагич-го конф­ликта героя и среды, Б-н в восточ.поэмах делает акцент на героич-й личности, кот. в силу своей исключит-ти, малочисл-ти слабее, чем окруж-е ее враждебные и злые силы. Судьбы героев восточ.поэм не всегда до конца очерчены, в них может быть странное, загадочное, непонятное, интерес для поэта представляет трагич-я коллизия героя со средой, сам герой часто воплощает абстракт-ю идею мести, любви, ненависти, гордости.

В «Корсаре» хар-р Конрада был бы неполон, если бы он не был в центре собират-го образа -морских пиратов, спешащих на выручку своему вождю. Герой – вождь пиратов.Корсар их мудрый и смелый предыводитель, на острове пиратов его почитают и боятся. Он суров и властен. Враги трепещут при одном упоминании его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает о его прошлом. Любовь играет роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает.

Герой «Корсара» как бы все время погружен в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостьюи ревниво оберегает свое одиночество, не позволяя никому нарушать своего раздумья; в этом сказывается индивидуализм героя, стоявщего как бы над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в сотоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спавшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни узнала она истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата.

Фрагментарность «восточных поэм», стремительная динамика в развитии действия, лирические описания небывало ярких и смелых чувств, проивопоставляемых туклости и серости обывательского мира – все это требовало новых жанрово-стилистич. форм. Использовал для поэм рифмованный пятистопный стих, свободно обращается с вопросами к читателю, широко применяе6т восклицательные предложения, строити свои сюжеты в соответствии с характером и настроением героя.

Начиная с «Лары» Б-н создает очень противореч-й образ центр-го героя, сочет-го в своем хар-ре героич-е и эгоистич-е, индивидуалист-е начало. Корсар мстит, но он бы не смог сделать этого без поддержки масс. Конрад пират, но для наживы, он ведет войну с феодалами. В нем живет любовь. Медора – идеал. Но она настолько идеальна, что несовместима с этим миром.

 

 

Вопрос 16. Новаторство Байрона(Б-на) в создании романа в стихах "Дои Жуан".

Своеобр. Байрон-й трактовки "вечного образа". Реалистич-е тенденции романа.

Произв-е осталось незаверш-м, Байрон успел закончить 16 песен и неск. строф 17-й. Эпич-я линия поэмы разнообразна по характе-ру. От шуточно-парод-й манеры посвящ-я поэту Саути с остросатирич-м выпадом против Каслри до язвит-й насмешки над пуритан-м образован-м и нравств-м воспит-м героя в испан-х эпизодах; от слегка иронич-го тона повеств-я с плаванием по бурному морю до высокой патетики чув-в в отнош-и идеал-й любви Гайде: гротеск и карикатур-й набросок Ламбро. По мере того, как герой приобр-т жизн-го опыта, сатирич-е выпады Б-на стан-ся чаще и острее, объекты сатиры конкретизир-ся. Быстрая смена эпизодов дает возмож-ть Б-ну столкнуть героя с различ-ми жизн-ми обстоят-ми, проследить за важными измен-ми, кот. происходят в его хар-ре, показать наиб. отвратит-е стороны политич-й, эконом-й, культур-й, этич-й жизни Европ. общ-ва на рубеже 18-19вв. Выбор героя обусловлен историч-ми обстоят-ми. Гарольд создан эпохой наполеон-х войн и послеревол-х потряс-й.

Начало работы над "Д.Жуаном" совпадает с оконч-м "Паломн-ва Ч. Гар-да", когда подобных героев уже нет. Героич-я эпоха отходила в прошлое, уступая место унынию и отчаянию времени реакц-го Священного союза, неудачных выступлений карбонариев и разгрома революции в Испании.

Для новой поэмы, в кот. воссозданы отрицат-е черты Европ. общ-ва, нужен был герой посредств-й, ничем не отличающ-ся от себе подобных. От лит-й традиции в изображ-и Д. Жуана Б-н берет одну черту: привлекат-ю внешность, поражающую сердца женщин. Чувств-ть традиц-го Жуана гасится Б-м в 1х же песнях поэмы. После неудачного романа с Джулией и идеальной, неземной, любви к Гайде поэт забывает об этой черте хар-ра героя, оставляя восприим-ть доброты и сердечности (эпизод с султаншей), добавляя рассудит-ть и практицизм, здравый смысл и наблюдательно-сть. Беря ту или иную сферу интимных или обществ-х отнош-й, Б-н каждый раз ставит своего героя на разные расстояния от общ-ва. Опис-я детство Жуана, его мать-ханжу и лицемерку, проповедов-ю пуритан-ю мораль и заботящ-ся о высоком долге матери и жены, Б-н делает своего героя лишь пассивным исполнит-м чужой воли, - родительской.

Лондон.элита сост. из блестящих и праздных аристократов, бездушных и пустых денди, ловких дипломатов, "политиканов с раздвоенным лицом", пресыщенных дам, изменяющих своим мужьям, бойких журналистов. Описывая времяпрепровождение Жуана в Лондоне, веселые обеды, балы, лисьи охоты, пустые светские беседы, Б-н заставляет своего чит-ля убедиться в иллюзор-ти представл-й героя о стране законности и порядка.

Свободная композиция дает Б-ну возмож-ть забыть о своем герое, перейти к гостям лорда Генри, обрис-ть их внеш-й и внутр-й облик, раскрыть типич-е черты англ-го общ-ва, снобизм, высокомерие, ханж-во, лесть, раболепие. Лексика этих сцен разнообразна, здесь масса эконом-х и полит-х терминов, словечек светского жаргона, просторечья. Поэт говорит о развращенности и пустоте света, о продаж-ти бурж-й прессы, о лицемерии политиков, о судьбах народов, о войне, о монархии и тирании, о назнач-и поэзии, призванной правдиво воспроизводить все сущее, неприязненно относиться ко "лжи красноречивой".

Во многих лирич-х отступл-х поэт в роли страстного трибуна, гражданина-борца, призыв-го к борьбе с тиранией. Тон отступл-й публицистич-ий острый, динамичный, мажорный.

Литер-е вкусы Б-на связаны с актив-м выступл-м против поэтов Озерной школы, с утвержд-м положит-й программы революц-го ром-ма. От романт-го бунтаря-одиночки в Жуане осталось очень мало. Лишь один эпизод с Гайде наложил отпечаток на существо натуры Жуана. Вступить в единоборство с роковыми обстоят-ми и погибнуть, отстаивая свое "я", свою сущность, как Гайде, -невозможно для Жуана, кот. разнообразная жизненная и жит-ая философия заставляют измен-ся. Он не чужд высоких побуждений, ему свойств-ы доброта, честность, чувство справедл-ти (спасает девочку-турчанку, привязан к животным, борется с каннибальством моряков). Эволюция Жуана от наивного и бесхитр-го юноши до избалов-го успехом холодного наблюд-ля жизни и искусного дипломата, скрыв-го под маской вежлив-ти и благород-ва испорч-ю общ-м натуру, несомненна. Б-н делает своего героя неспособным противиться влиянию окруж-х. И в истории со всеми женщинами Жуан у Б-на не соблазн-ль, а соблазн-й. У него есть возвыш-е побуждения, но обстоят-ва сильнее. Поэт обыгрывает идею власти прозы над поэзией. Так лирич-е чув-ва, испыт-е Жуаном на корабле, когда он читает письмо Юлии, прерыв-ся приступом морской болезни. Важные темы в лирич-х отступл-х: это важно и здесь нет сатиры. Обращается к поэтам, Кот. стали подпевалами власти и кот. утратили высокие идеалы.

 

Вопрос 28.

Творчество Э. По. Проблематика и поэтика новелл.

Э. По (1809-1894). Творчество По отличается мрачным характером, иногда звучат мотивы безнадёжности и обречённости. На творчество наложила отпечаток жизнь самого По. Он жил в нищете, рано потерял любимую жену, страдал от одиночества и тоски, злоупотреблял алкоголем. В своём творчестве он беспощадно критикует хищнические нравы, показывает социальные язвы, осуждает бездушие и черствость бизнесменов.

Мировоззрение и творчество писателя глубоко противоречиво, в лучших произведениях он показал неизбежность падения устоев плантаторского Юга. Первый из американских писателей сумел сказать, что в США « где царит беспощадная пошлость, где девизом является выгода, нет места поэзии, красоте».

Наиболее характерной чертой его творческого метода Эдгара является сочетание « фантастичности и фактографичности ». В ряде своих новелл и рассказов выступает как мастер сатирического гротеска и пародии. Беспощадно высмеивает гангстеризм и продажность буржуазной прессы.

Первостепенное значение для последующих поколений мастеров художественного слова в Америке имело психоаналитическое мастерство По.( «Убийство на улице Морг », «Сердце- обличитель», «Черный кот»).

Большое значение имела литературно-критическая деятельность Эдгара. Сурово критиковал низкопробную литературу, выпускавшуюся в то время массовыми тиражами.Э. По анализировал романы и новеллы современников, которые учились у него беспощадной правдивости, мастерству композиции, построению сюжета.

 

 

Вопрос 29.

Вопрос 1 Романтизм как литературное направление и творческий метод. Социально-политические, философские, эстетические предпосылки романтизма в разных странах.

1 часть 19 века – это литература романтизма. Сложность этого периода в том, что творческий метод связан с философией. Ни одно произведение романтическое нельзя анализировать утилитарно, нужно всегда ссылаться на философию.

Само слово «Романтизм» имеет свою историю. Фр. слово «роман» появляется в средневековье; перевод дословно – написан на романском языке, живом, в отличие от латыни. Средневековый роман – это авантюры, чудеса, приключения. На этапе барокко – мистика (страшное, темное). Кант считал, что термин «романтический» связан с чем-то легким, романтическим.

Шлегель считал, что романтическое воспринимается, как некое занимательное, интересное. Р-му (внешняя занимательность) противопоставляется лирическое (душевная заполненность). Позже стали считать, что «ром-ий» соединяет в себе и внешнее и душевное.

Романтизм – искусство универсально, включает приключения, тайны и огромная духовная философская наполненность.

1797 – журнал «Атенеум» - журнал, в котором заявляют о себе йенские романтики (от названия города Йен)

Во всех странах романтизм начинается примерно в одно и то же время – 1796-97 и заканчивается в 30-х годах при появлении реализма. Но часть авторов оставались верны романтизму и продолжают существовать после 30-х годов в творчестве Гюго, Санд и др.

В странах Скандинавии романтизм зарождается в 20-х годах и существует до 50-х гг. 19 века.

Шлегель один из главных теоретиков романтизма. Он выдвинул 3 основных истока романтизма:

1. социально-политические предпосылки – французская буржуазная революция 1789-1794. Она явилась важнейшим поворотным моментом в истор. жизни многих стран. Соединение разнородных элементов – Гротеск – может сочетать и романтическое и фантастическое, и уродливое, и преувеличенное. В романтизме особая форма гротеска связана с контрастом, построена на антитезе – сочетание противоположностей (квазимодо). Для романтиков фр.бур.рев. – это чудесный гротеск. Революция сама по себе утопила, хотя начиналась как нечто дарующее свободу. Она выдвигалась деятелями, которые стали ее же жертвами. Наполеон – центральная личность. Любая революция связана с одушевлением масс, а конец – полное разочарование и отчаяние.

2. философские предпосылки . Немецкая философия заложила фундамент, но в романтич. кругах отдавали предпочтение и др. философам различных стран. Фихте - это философия субъективного идеализма, основная созидательная сила – это воображение художника, кот. способен воссоздать новый мир. Гейне (сейчас как Хайне) «О немецкой философии» - пытался изложить теории немецкой философии, иронизирует над сложностью мысли. Культ художника, который абсолютно свободен.

3. литературные истоки (Гете «Учения Вильгельма Майстера»). Первые романтики считали Гете чуть ли не своим духовным наставником, но он всячески это отрицал. «Вильгельм М.» - показано становление человека, становление ума, который стремится к постижению мира. У Гете много общего с романтиками и романтизмом, но он остается просветителем с его культом гармонии и красоты. Гете культивирует гармонию, а людей, которые видят разрыв между мечтой и реальностью, ищущих чего-то, он не понимал. Новалис отказался от культа Гете: «Гете показывает мир, в котором живет художник, а романтик показывает мир в душе художника». Считает, что Гете все обытовляет.

 

Романтики отказываются от строгих канонов классицизма. Они заявляют, что нет никаких канонов, у каждого произведения свой жанр. У классицистов принцип правдоподобия (единство времени, места и действия), романтики же считали, что чем дальше от реальности, тем лучше.

Художник, как и романтический герой всегда противостоит обществу. Гофман: «Все человечество делится на 2 группы: музыканты и просто хорошие люди. Последние либо вовсе не музыканты, либо плохие музыканты (т.е. они не романтики, не видят глубины).

Разрыв между мечтами и мировой скорбью рождают романтизм - > рождается романтическое двоемирие и оно существует в любом романтическом произведении. Идеальное связано с материальностью. (низким)

Судьба многих романтиков была трагична, особенно немецких. Выжить материально было невозможно, также невозможно жить с мыслью о разрыве между мечтой и реальностью. Они мучились от этих ощущений, т.к. в этой материальности невозможно существовать. Этот разрыв можно избежать только в искусстве.

Тяга к идеалу – «Sehnsucht» - неистовое желание, томление по идеалу. Негативное отношение к рационалистическому. Новалис: «Художник познает лучше природу интуитивно, чем разум ученого». «Лучше суеверие, чем система верия» - субъективность.

Романтическая ирония используется как худ. прием. Но у романтиков она как категория философская, ирония не комична. Художник уходит в царство своего идеала, он оценивает ее с той высоты, как нечто не имеющее отношение к нему. Он не смеется, а просто отказывается от общества, это ему не нужно.

Романтизм – это не только литература, но и другие виды искусства, например, музыканты: Бетховен («для меня не существует законов, я создаю их сам»), живопись: Каспар Давид Фридрих – глава немецкого романтизма в живописи.

Существует в романтизме принцип отражения или принцип зеркала. Гюго: «Драма – это зеркало, которое отражает действительность». Все гиперболизируется, любовь – это ненависть, отчаяние, неистовство. Все предельно контрастно.

Темы романтиков: любовь – это самое высокое, что может изображать художник. Шлегель: «Только любящий зряч». Любящий человек видит в любимом все – и хорошее, и плохое. Только он может постичь истину. Она либо в любимом человеке, либо в самом себе.

Тема природы восходит к философии Шлегеля к теории дуализма – дух и материя, человек – это частичка природы, он стремится постичь бесконечность, отсюда мистические элементы.

Тема детства – главная цель показать мир глазами естественного человека, то есть все как есть на самом деле. «Мальчик-идиот» Вордсворт показывает мир не просто ребенка, а мир ребенка слабоумного.

Герой – титаническая фигура, интеллигент всегда противостоим обществу. Он всегда индивидуальность. Тема одиночества одна из главных в романтизме. Типичный герой в типичных условиях. Романтизм открывает местный колорит: перенесение на восток, либо интерес к истории. Психологизм существует, но не реалистический психологизм. Характер в романтизме показан неразвивающимся, не связан с обстоятельствами, это характерно для реализма. Констатируют, что главное – это характер, общество значения не имеет. Характер не меняется вообще или меняется внезапно. Прекрасно все, что не соответствует действительности, отсюда фантастика.

Факторы. Германия.: ВФР, полит-я раздроб-ть, эконом-я отсталость, антинаполеон-е освободит-е движение. Знач-ть Просвещ-я сохран-ся. Вним-е к фольклору. Англ.р-м: более рационалистичен (из-за влияния филос.Локка), 18 век – черный роман (готический, мистический, тайный). Интерес к фольклору. Роберт Бернс – учитель для многих романтиков. Франция: неприятие ВФР, более психолог-е пр-я, нравств-е проблемы – на 1й план, герой не вписыв-ся в новую жизнь. С 1820г.- ориентир на соц.конфликт соврем-ти, перенасыщение событиями. Нодье: благодаря рев-и ист-я станов-ся школой для потомства. Менялось воспр-я ист-го процесса и роли ч-ка в ист-и. Шатобриан отрицал прогресс-ть общ-го развития, Беранже наоборот.. связь част-й судьбы с ист-й. Завис-ть лит-ры от общ-й борьбы. США: разоччар-е послеревол-м развит-м страны. Европ-й опыт. Наличие фронтира – граница м/у цивилиз-й белых аоселенцев и др. фронтир – ром-я альтернативабурж-й цивилиз-ии. Обращ-е к нац-й ист-и.

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.026 с.