Этапы комплексной ревизии финансово- хоз. Деят- ти промышл. Организации — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Этапы комплексной ревизии финансово- хоз. Деят- ти промышл. Организации

2017-11-16 428
Этапы комплексной ревизии финансово- хоз. Деят- ти промышл. Организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные этапы:

− подготовительный

− исследовательский (основной)

− заключительный

− реализации материалов ревизии.

Подготовительный этап. В процессе изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого субъекта хозяйствования, имеющиеся плановые, отчетные, статистические данные, материалы предыдущей ревизии, а также другая информация, характеризующая его деятельность и финансовое состояние. Определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, устанавливается проверяемый период, разрабатывается и утверждается начальником контрольно-ревизионного органа план проведения ревизии. В случаях, когда она проводится по требованию правоохранительных органов, определяется конкретный перечень вопросов, подлежащих выяснению.

Проверяемый период - это срок, за который необходимо проверить деятельность субъекта хозяйствования. Он исчисляется от даты проведения предыдущей ревизии и до момента проведения настоящей ревизии.

Для проведения ревизии руководителю ревизионной группы (ревизору) выдается предписание. В нем указываются должности, фамилии проверяющих, наименование ревизуемого (проверяемого) субъекта хозяйствования, проверяемый период, цель и срок проведения ревизии.

Срок проведения ревизии, как правило, не превышает 30 рабочих дней. Он может быть продлен с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию, а при проведении ревизии по требованию органов предварительного следствия, дознания - с их согласия.

Руководитель ревизуемого субъекта хозяйствования знакомит членов ревизионной группы с должностными лицами, в чью компетенцию входит круг вопросов, подлежащих ревизии, предоставляет для работы необходимое помещение, оборудованное имуществом, обеспечивающим надлежащую сохранность ревизионных материалов (сейфом, шкафом металлическим). Кроме того, руководители и другие должностные лица ревизуемого субъекта хозяйствования обязаны:

- создать условия для нормальной работы членов ревизионной группы,

- оказывать им содействие в проведении ревизии, выделять для оказания помощи работников;

- обеспечивать ревизорам беспрепятственный осмотр всех помещений, территорий субъекта хозяйствования;

- предъявлять для проверки по требованию ревизоров в установленный ими срок денежные средства, бланки строгой отчетности, материальные ценности, а также все документы, расчеты;

- давать справки и пояснения как в устной, так и письменной формах по вопросам, относящимся к проводимой ревизии;

- по требованию ревизоров обеспечивать проведение инвентаризаций материальных ценностей, контрольных обмеров выполненных работ, контрольных запусков в производство сырья и материалов, взятие проб и образцов на исследование, а также присутствие при этом заинтересованных материально ответственных и других должностных лиц;

- принимать в ходе ревизии меры по устранению выявленных нарушений, привлечению к ответственности виновных лиц и возмещению в полном размере причиненного по их вине материального ущерба

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводится путем:

- изучения действующей на субъекте хозяйствования системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

- проверки плановых, отчетных бухгалтерских документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметических расчетов, содержащихся в них, а также целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;

- сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с показателями отчетности;

- сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

- внезапной проверки фактического наличия денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, материальных ценностей, их соответствия данным учета;

- проведения встречных проверок, то есть сличения имеющихся у ревизуемого субъекта хозяйствования записей, документов, данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

- сличения в необходимых случаях имеющихся у ревизуемого субъекта хозяйствования выписок банка по текущим, расчетным, валютным, депозитным, внебюджетным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также копий платежных документов с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждении банка;

- анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности;

- проведения инвентаризаций имущества и финансовых обязательств, взвешивания, пересчета, обмера и контрольных анализов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, контрольных запусков в производство сырья и материалов для определения правильности их списания и установления норм расхода;

- проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

- проверки правильности указанных в отчетности показателей.

Ревизор, кроме документов за период со дня последней ревизии, проверяет часть документов (выборочно) ранее обревизованного периода (не менее чем за последние три месяца).

При выявлении нарушений, связанных с хищениями и злоупотреблениями, ревизор перепроверяет документы за весь период, охваченный предыдущей ревизией, и отражает в акте ревизии эти нарушения с указанием, когда, за какой период и кем (должность, фамилия и инициалы) проводилась ревизия субъекта хозяйствования и суммы ущерба.

Исследовательский этап - это выполнение мероприятий, указанных в плане проведения ревизии. Делится:

− общее исследование (со сводной документацией, журналами-ордерами, производственными отчетами с целью выявления сомнительных операций, требующих детального исследования)

− детального исследования (первичные документы).

При проведении ревизий работники контролирующих органов имеют право:

- проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, а также наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;

- требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта хозяйствования, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизии;

- опечатывать кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения имущества;

- требовать от руководителя проверяемого субъекта хозяйствования проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения;

- привлекать специалистов для определения количества (объема) и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ;

- в предусмотренных законодательством случаях и порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами;

- получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом хозяйствования, а при необходимости проводить встречные проверки;

- передавать по согласованию с лицом, назначившим ревизию, материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению ущерба

- привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством;

- вносить в установленном порядке предложения об уплате сумм, взыскиваемых в порядке применения экономических санкций к проверяемым субъектам хозяйствования.

Законодательством могут быть предусмотрены иные права работников контролирующих органов при проведении ревизий.

Контролирующие органы и проверяющие обязаны:

- проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

- предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

- внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок;

- проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

- требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

- производить отбор образцов в количестве установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными актами Государственного комитета по стандартизации;

- соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

- при проведении проверки соблюдать служебную этику;

- ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

- соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

- принимать необходимые меры по перечислению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

- принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;

- передавать в порядке установленном материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;

- вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействия) которых повлекли нарушения;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами

Ревизор несет ответственность в установленном действующим законодательством порядке за халатное, недостоверное, поверхностное проведение ревизии (вследствие чего им не были своевременно выявлены недостатки, хищения и другие нарушения), а также за сознательное сокрытие нарушений.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:

- получать от контролирующих органов информацию об основаниях включения в координационный план контрольной деятельности;

- требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписан6ия на проведение проверки;

- отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;

- не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;

- не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;

- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- заявить отвод эксперту, специалисту;

- просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;

- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

- присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

- знакомится с заключением эксперта, специалиста;

- указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;

- требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного

- действиями (бездействием) проверяющих;

- получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;

- обжаловать в соответствии с законодательством, решения контролирующего органа по акту проверки, требования об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

Заключительный этап - составление акта документальной ревизии, в котором излагаются ее результаты, а также приложений к нему.

По результатам ревизии - составляется акт. Если таких нарушений не выявлено, оформляется справка.

Акт (справка) подписывается проводившим ревизию должностным лицом (руководителем ревизионной группы), руководителем и главным бухгалтером субъекта хозяйствования, а при необходимости - и другими участниками ревизии.

В случае отказа представителя субъекта хозяйствования от подписания акта ревизии в нем делается соответствующая запись. Представитель субъекта хозяйствования вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.

В акте ревизии должны быть указаны:

1) основание назначения ревизии, дата и номер приказа о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт ревизии;

2) даты начала и завершения ревизии (в случае перерывов указываются их периоды), а также место составления акта;

3) должности и фамилии работников проверяемого субъектов хозяйствования, обязанных подписать акт ревизии, с обязательным указанием периода их работы в занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии;

4)наименование и местонахождение проверяемого субъекта хозяйствования;

5) кем и когда были проведены предыдущие ревизии, какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;

6) какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

7) место, время и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;

8) установленные в ходе ревизии недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;

9) размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений;

10) должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности субъекта хозяйствования, и иная информация, необходимая для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе:

- правомерных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у проверяемых субъектов хозяйствования документов и материалов, проведенных встречных проверок;

- фактических проверок действительности операций;

итогов взвешивания и обмера сырья и материалов;

- проведения контрольных обмеров, запусков сырья и материалов в производство, анализов сырья, материалов и готовой продукции;

- данных проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов производства, соответствия продукции государственным стандартам, а также других данных, вытекающих из заключений специальных экспертиз.

Акт ревизии должен быть кратким и исчерпывающим. В нем не дается оценка действиям должностных лиц, не применяются такие выражения, как «антигосударственная политика», «преступная деятельность», «безответственное отношение».

На основании составленного акта, ревизором за его подписью даются предложения по устранению выявленных недостатков, нарушений и о мерах, предупреждающих их возникновение в дальнейшем, с указанием сроков выполнения предложений.

Реализация материалов ревизии начинается в ходе ревизии. По мере выявления нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого субъекта хозяйствования ревизор информирует о них его руководителя, который должен безотлагательно принять меры по их устранению, а также по проведению в необходимых случаях служебной проверки, привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению материального ущерба

ЭТАПЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 N 81 "Об утверждении нормативных правовых актов".

Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Среди ученых-экономистов нет единого мнения по вопросу количества этапов. Зарубежные и российские специалисты в области теории и практики аудита выделяют различные этапы аудита.

В национальном правиле «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» выделены следующие этапы аудита:

- планирование аудита;

- получение аудиторских доказательств;

- документирование аудита;

- обобщение выводов;

- формирование и выражение мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта.

Кроме этого, Правило аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденное постановлением Министерства финансов от 04.08.2000г. с учетом изменений и дополнений, определяет также, что планирование является начальным этапом проведения аудита. Однако на этапе предварительного планирования наряду с другими вопросами изучают организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Поэтому, проанализировав данную информацию Правил, мнения российских и зарубежных ученых-экономистов, а также с учетом сложившейся практики осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь, по нашему мнению следует выделить такие основные этапы аудита:

− подготовка аудиторской проверки: определение объема аудита, составление письма-обязательства о согласии на проведение аудита, договора оказания аудиторских услуг.

− планирование аудита, оценка организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица.

Планирование аудиторской проверки производится в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяется содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской бригады.

− непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии: получение аудиторских доказательств с документированием всех необходимых сведений и фактов;

составление аудиторского заключения (отчета): обобщение выводов, формирование и выражение мнения аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования. В процессе составления аудиторского заключения аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству.


 


 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.