Раздел 2. История изучения фольклора. Школы русской фольклористики — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Раздел 2. История изучения фольклора. Школы русской фольклористики

2017-11-16 609
Раздел 2. История изучения фольклора. Школы русской фольклористики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу «Фольклор» предназначена для студентов 1 курса филологического факультета.

Программа по курсу «Фольклор» включает в себя:

а) подробную программу учебного курса;

б) темы практических занятий с указанием вопросов и литературы, по которой необходимо готовиться к занятиям;

в) комментарии и рекомендации к каждому практическому заданию, которые включают в себя ход и методику самостоятельной поэтапной подготовки студента к практическим занятиям;

г) библиографию по фольклору, включающую в себя список учебников, учебных пособий и хрестоматий, монографий, статей и других материалов, связанных с историей и теорией фольклора; библиография составлена в фондах самарской областной библиотеки и предназначена для того, чтобы помочь студентам самостоятельно подготовиться к ряду теоретических разделов курса, получить дополнительный материал по уже знакомым, изученным темам, иметь возможность сделать доклад на заседании студенческого научного кружка или на учебной конференции;

д) задания для учебного и творческого рейтинга студентов в освоении дисциплины «Устное народное творчество»: примеры словарных диктантов и тестовых заданий для подведения результатов промежуточного контроля, контрольные вопросы для отработок пропущенных занятий, темы рефератов и творческих заданий для учебной конференции по дисциплине;

е) контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний студентами и для вопросно-билетной формы сдачи экзамена.

Учебная программа должна помочь студентам в изучении такого сложного курса, как устное народное творчество, который требует не только глубокого освоения истории и теории фольклора, но и неизбежные экскурсы в историю, культурологию, этнографию, антропологию, историю науки и многие другие дисциплины. Программа призвана способствовать адаптации студентов 1 курса к новому типу вузовскому обучения, связанному с увеличением (по сравнению со школой) удельного веса самостоятельной работы студентов, с большей индивидуальной ответственностью обучающегося в овладении знаниями по предмету.

Примечание 1. Обширный материал, предусмотренный программой курса, невозможно включить в лекции: не только из-за дефицита часов, но и потому, что целый ряд тем студенты 1 курса могут и должны освоить самостоятельно (какие это темы - определяет преподаватель, исходя из количества часов, отпущенных на курс, из собственных учебных, методических и научных интересов). Поэтому для самостоятельного изучения той или иной темы дан не только план освоения темы непосредственно в программе курса, но достаточно подробный библиографический список с тематической разбивкой для удобства использования.

В процессе теоретического (на лекциях) и практического на (практических занятиях и коллоквиумах) изучения фольклора студентам предлагается составлять словарь терминов и понятий, который может быть представлен и защищен перед студенческой аудиторией как самостоятельная творческая работа. Кроме того, студент может выбрать для себя тему для самостоятельной учебно-исследовательской работы, подготовить реферат, презентацию, творческое сообщение, реферирование монографии, который также может быть представлен и защищен перед студенческой аудиторией на учебной конференции.

Примечание 2. Поскольку курс «Фольклор» - это один из первых опытов систематического изучения истории художественного процесса, а также истории науки, то обязательным для освоения курса является составление и представление на проверку преподавателю конспекты по научной литературе, которая предусмотрена для обязательного изучения в практическом разделе курса. Столь же целесообразно вести и читательский дневник (или картотеку) по прочитанным художественным произведениям, который так же, как и конспекты будет проверяться на индивидуальных консультациях.

Примечание 3. Поскольку курс «Фольклор» является не только теоретическим курсом, но и историко-литературным, то важнейшим условием освоения учебного курса является чтение фольклорных текстов. Во-первых, категорически запрещается читать фольклорные произведения по детским изданиям, потому что адаптированный для детей текст зачастую искажает сюжет, а, соответственно, и подлинный смысл произведения. Во-вторых, при работе с читательским дневником или картотекой нужно обязательно фиксировать источник, по которому студент знакомится с произведением (название; составитель, редактор и комментатор фольклорных текстов; место издания, издательство, год издания; факультативно - сказитель, от которого записан текст). В-третьих, список прочитанных фольклорных текстов должен быть представлен на собеседовании по текстам или непосредственно на экзамене. Минимальный объем списка, представляемого на собеседовании:

а) былины – не менее 20 сюжетов (а не вариантов),

б) исторические песни – не менее 20 сюжетов,

в) баллады – не менее 20 сюжетов,

г) несказочная проза (былички, легенды, исторические предания) – не менее 20 сюжетов,

д) народные драмы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Царь Ирод» - обязательно,

е) остальные жанры фольклора в чтении не ограничены, студенты должны свободно ориентироваться в сюжетах, мотивах и тематике того или иного жанра, должны уметь привести пример того или иного произведения фольклора при ответе на практическом занятии или на экзамене.

Знание текстов фольклорных произведений является обязательным условием успешной сдачи экзамена.

Требования к экзамену.

Экзаменационная оценка может складываться из следующих составляющих:

- обязательное посещение лекций,

- обязательное посещение практических занятий,

- обязательное наличие конспектов,

- обязательная отчетность по текстам,

- тестирование дважды в семестр (надо набрать не менее 10 из возможных 20 баллов);

- от 2 до 4 словарных диктанта.

Для того, чтобы претендовать на экзамен автоматом, надо:

- отвечать на каждом практическом занятии – от 05, до 3 баллов,

- выполнить творческое задание, куда входит составление словаря по фольклору, написание учебно-исследовательской работы, составление презентаций по той или иной теме, участие в курсовых мероприятиях по фольклору – до 5 баллов за одно творческое задание.

Пропущенные лекции и практические занятия в обязательном порядке должны быть отработаны в письменном виде или в виде устного собеседования с преподавателем по контрольным вопросам. Все остальные пробелы по курсу могут быть возмещены творческим заданием.

Таким образом, оценка по курсу выводится преподавателем автоматически после проверки конспектов и собеседования по текстам.

В этом случае основной формой экзамена является ответ на вопросы билета (см. контрольные вопросы). Оценка за экзамен, таким образом, будет складываться из следующих слагаемых:

1. представление конспектов рекомендованной к изучению литературы по темам практических занятий,

2. знание необходимого количества фольклорных текстов,

3. умение ответить на дополнительные вопросы по темам практических занятий,

4. умение ответить на вопросы экзаменационного билета.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«Фольклор»

Цель данного курса – дать современное определение фольклористики как науки; определить ее место в ряду современных гуманитарных дисциплин, ее взаимоотношения с литературоведением; заложить основы историзма в подходе к произведениям искусства.

Важнейшей проблемой, решаемой в курсе, является выявление художественной природы и идейной сущности народного словесного искусства; определение своеобразия творческого процесса народного словесного творчества, особенностей его бытования, вопроса об авторстве в фольклоре: его коллективность и соотношение коллективного и индивидуального начал в фольклоре более позднего этапа. Серьезной задачей, решаемой в процессе разработки важнейших проблем курса, является развитие у студентов умений пользоваться научной терминологией, научиться сопоставлять различные научные взгляды и гипотезы, что связано с привитием навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Кроме того, курс определяет и более частные, собственно учебные и познавательные цели. Необходимо определить ряд важнейших в истории художественной культуры (и литературы) понятий: миф, мифологическое мировоззрение и его особенности, особенности мифологического времени и пространства, основные категории мифологии, связь мифа, обряда и фольклора, мифологема, архетип, структура мифологического сюжета, мотив и др. Нужно создать у студентов представления о том, что мифологическое сознание, как способ познания мира в художественных образах, является фундаментом для искусства в общем и литературы в частности последующих эпох у всех народов, достигших определенного этапа развития культуры.

Важнейшим этапом в освоение курса является установление истоков фольклорного синкретизма, что помогает определить особенности фольклорной поэтики, дать представления о жанрах русского фольклора, объяснить природу их возникновения, выявить их поэтику, жанровые особенности, показать возможность эволюции и трансформации одного жанра в другой. Используя принцип жанровой системы русского фольклора, одной из основных целей курса является знакомство студентов с памятниками устного словесного искусства.

Важно в процессе изучения курса показать особенности общефольклорных явлений в русском фольклоре, принципы типологической связи фольклоров разных народов и определить фольклор как часть культурного наследия всего человечества.

Еще одной важнейшей проблемой в курсе является необходимость уяснить формы взаимосвязей и взаимовлияний фольклора и литературы, как в ранний период древнерусской культуры, так и в литературе нового времени. Определить способы и приемы функционирования поэтики и структуры фольклора в русской классической литературы ХIХ – начала ХХ вв. и в современной литературе.

 

ПРОГРАММА КУРСА

МОДУЛЬ I

Раздел 1. Понятие о фольклоре.
Основные свойства фольклора как особого вида искусства

Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность.

МОДУЛЬ II

МОДУЛЬ III

МОДУЛЬ VI

МОДУЛЬ V

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1 (2 часа).

Мифы народов мира.

1. Что вы узнали в статье Е.М.Мелетинского о мифе и мифологическом сознании, как вы определите различия поздних и архаических мифологических систем?

2. Найти аналогии (образы и сюжеты) в мифах Китая, Индии, Руси и других мифологиях и объяснить причину этих аналогий.

3. Используя «Мифологический словарь» и «Мифы народов мира»:

а) расскажите самое главное о каждом из представленных мифологических героев;

б) объясните, по какому принципу сгруппированы герои мифов разных народов;

в) назовите, какие функции эти персонажи выполняют.

Гефест – Ильмаринен – Тлепш – Курдалагон.

Мауи – Гермес – Сырдон – Локи – Кутх (Ворон).

Осирис – Христос – Дионис.

Зевс – Перун – Тор.

Орфей – Садко – Давид – Вяйнемяйнен.

ЛИТЕРАТУРА

Мифологический словарь / под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.

Мифы народов мира: В 2 т. / под ред. С.А.Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1980.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Целью этого практического занятия является знакомство с наиболее авторитетными справочно-научными изданиями по проблемам мифологии (ознакомление с которыми предполагает их дальнейшее самостоятельное использование); репродуктивно-творческое повторение некоторых основополагающих моментов, связанных с усвоением лекционной темы «Миф и мифологическое сознание»; расширение представлений о более или менее знакомой древнегреческой и древнеримской мифологии знанием о мифологиях других народов мира (на основе представлений о типологии фольклорно-мифологических явлений) и самостоятельное применение полученных сведений в ходе анализа цепочек имен мифологических героев по функциям.

1. Для того, чтобы ответить на первый вопрос, нужно ознакомиться со статьей Е.М.Мелетинского, расположенной в конце «Мифологического словаря», или со статьей Е.М.Мелетинского и С.А.Токарева, расположенной в начале 1 тома энциклопедии «Мифы народов мира», где изложены основные принципы мифа и мифологического мировоззрения.

2. Чтобы ответить на второй вопрос, надо проявить творческий подход: необходимо обратить внимание на словарные статьи из энциклопедии «Мифы народов мира»: «Китайская мифология», «Индийская мифология», «Славянская мифология», «Потоп», «Космогонические мифы», «Солярные мифы», «Древо мировое» и найти там мифологические сюжеты, мотивы, образы разных народов, которые были бы похожи друг на друга.

3. Для ответа на третий вопрос нужно сопоставить всех названных в цепочке мифологических персонажей и обозначить объединяющую их функцию, используя такие понятия, как «культурный герой», «трикстер», «демиург» и т.д. Кроме этого, надо попытаться определить, какой из героев относиться к более ранней стадии мифотворчества, какой к более поздней, указать признаки этого. Может быть, в некоторых случаях студенты смогут увидеть более глубокие, нежели функции персонажей, аналогии.

 

Практическое занятие № 2 (4 часа)

ЛИТЕРАТУРА

Сказки: В 3 кн. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. М: Советская Россия, 1988. 544 с. [Библиотека русского фольклора; т.2].

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986 (и любое другое издание).

Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928 (оригинальное или репринтное издание). С. 35-101.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Данное практическое занятие посвящено генезису волшебной сказки и предполагает знакомство, во-первых, с текстами русских волшебных сказок, а во-вторых, с двумя основополагающими монографиями В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки» «Морфология сказки». Цель практического занятия состоит в том, чтобы студенты могли разобраться в генезисе и поэтике волшебной сказки как международного жанра. Для этого нужно выделить те моменты мифа и обряда, которые сохранились в сказочной структуре и с помощью целого ряда исторических напластований и сортировки мотивов сформировали дошедший до наших времен сказочный сюжет. Для выяснения сложного вопроса об историзме сказок необходимо ответить на вышеприведенные вопросы, которые, в свою очередь, следуют за логикой композиции обеих монографий. Чтобы достаточно полно и объемно ответить на вопросы практического занятия и, соответственно, разобраться в данной научной проблеме, нужно обратить внимание на следующее:

1. для ответа на первый вопрос необходимо читать, разбираться в прочитанном и конспектировать главу «Предпосылки»;

2. на второй вопрос можно ответить по материалам главы «Завязка»;

3. для ответа на третий вопрос необходимо освоить главы «Таинственный лес» и «Большой дом», обращая внимание на образ бабы Яги и его эволюцию, а также на параграф о «Лесном братстве»;

4. на четвертый вопрос можно найти ответы в главе «Волшебные дары»;

5. для ответа на пятый вопрос нужно обратиться к другой книжке В.Я.Проппа «Морфология сказки», в частности, к главам, повествующим о функциях действующих лиц в сказке: глава «Функции действующих лиц» и глава «Распределение функций по действующим лицам».

6. шестой вопрос необходимо подготовить по главам «Переправа» и «За тридевять земель»;

7. седьмой вопрос носит характер обобщающих изученный материал выводов, отвечая на него можно опираться на главу «Сказка как целое», однако, студент сам должен попытаться подвести итог всему сказанному, понять природу происхождения сказочной фантастики, увидеть, какие образы и мотивы относились к истории жизни реальных людей, а какие сформировались путем наложения старого и нового представлений о жизни и т.д.

При ответах на этом практическом занятие особенно поощряется, если кроме приведенных В.Я.Проппом примеров, студент может привести примеры самостоятельно, используя свои знания сюжетов русских волшебных сказок, с которым он должен ознакомиться прежде, чем начнет изучение монографий о волшебной сказке.

Материалы этого практического занятия являются важнейшим методологическим материалом для того, чтобы выявить формирование в фольклоре, а затем и в литературе эпической традиции, которая отразилась в дальнейшем в структуре эпического (в большей степени, романном) сюжете и в характере эпического героя.

 

Практическое занятие № 3 (2 часа).

Проблема генезиса, классификации и трансформации жанров фольклора (на примере сказки и былички).

1. Каково происхождение мифологического рассказа (былички) как факта устной прозы?

2. Как в поэтике былички прослеживается ее первоначальная установка на достоверность?

3. Определите отличие былички от бывальщины. Почему в бывальщине проявляются более сильные тенденции к трансформации в сказку, чем в быличке?

4. Почему Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей являются героями сказки, а леший, домовой, русалка – былички?

5. Как В.Я.Пропп объясняет генезис сказки?

6. Почему установка на достоверность или установка на художественный вымысел является ключом к определению жанра былички и сказки? Какой из этих жанров устной народной прозы вы считаете более архаическим и почему?

7. Можно ли считать процесс перехода былички в бывальщину, а бывальщины в сказку необратимым?

ЛИТЕРАТУРА

Народная проза / сост., вступ. ст., подгот. текстов и ком. С.Н.Азбелев. М.: Советская Россия, 1992 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 12).

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 3-27 (или Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. С. 173-256).

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986. С. 52-111, 352-362.

Кащей Бессмертный // Мифологический словарь / под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Целью практического занятия является знакомство с архаическим жанром мифологического рассказа (быличкой), который прокладывает своеобразный мост между мифом и мифологическим мышлением (в наиболее древнем варианте – низшей демонологией) и фольклорным жанром сказки. Кроме того, быличка (хоть и непродуктивна) до сих пор продолжает бытовать в различных местностях и даже активизироваться в своем бытовании в различные периоды истории, а также быличка является фольклорным резервом для художественной литературы. Проблема, поднимаемая в данной теме, связана со сложным процессом возникновения и последующей эволюции жанров фольклора в зависимости от исторической эволюции общественного и личностного сознания.

1. Первым и важнейшим этапом является знакомство студентов с предметом исследования, т.е. с текстами быличек и бывальщин, т.к. они заранее должны знать, о чем, о каком жанре фольклора идет речь в научной литературе для конспектирования, тем более, что в отличие от предшествующих тем, этот жанр совсем не знаком студентам. Дополнительным обстоятельством является то, что некоторые студенты сами могут стать на этом занятии информантами, т.к. от старших слышали подобные рассказы. Этот студенческий материал тоже может стать материалам для анализа фольклорного жанра.

2. Далее необходимо прочитать главу из книги Э.В.Померанцевой и понять, в какой среде и в связи с чем появляется жанр, какова его структура, обусловленная с установкой на достоверность и глубинной связью с мифологическим мировоззрением, и каков процесс трансформации жанра (быличка – бывальщина – сказка), связанный с изменением человеческого сознания. Рассказ о жанре былички и бывальщины, основанный на работе Э.В.Померанцевой, необходимо подкреплять примерами из сборников фольклорных текстов несказочной прозы.

3. Для прояснения вопросов, связанных с трансформацией одного жанра в другой, также необходимо обратиться не только к материалу теоретической статьи, но и к примерам. Вслед за теоретическими выкладками можно привести примеры разных быличек, в разной степени сохранившихся, и провести своего рода сравнительных анализ элементов текста, выявляя, чем же более поздний, переходный жанр бывальщины отличается от классической архаичной былички и как в ряде бывальщин появляются фантастические или, наоборот, реалистические объяснения сверхъестественным явлениям и существам, т.е. осуществляется переход в сказку или анекдот.

4. Ряд обозначенных в задании к практическому занятию персонажей имеет свой древний генезис. Познакомившись с необходимым материалом, раскрывающим этот генезис, нужно сравнить сказочные персонажи с персонажами былички, как в синхронном, так и в диахронном аспекте и выяснить что в них общего, а что различного. Все это позволит ответить на вопрос об эволюции персонажей в различных жанрах и даст дополнительный, по сравнению с предыдущим занятием, материал о происхождении сказки.

5. Ответы на два последующих вопроса очевидны из всего сказанного выше и дают возможность студентам сделать самостоятельные выводы, подвести итоги.

Практическое занятие № 4 (4 часа).

ЛИТЕРАТУРА

Былины. / Сост., вступ. ст., подготов. текстов и коммент. Ф.М.Селифанов. М.: Советская Россия, 1988 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 1).

Пропп В.Я. «Калевала» в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Л.: Наука, 1986. С. 303-317 (или Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С.120-137).

Пропп В.Я. Русский героический эпос М.: Лабиринт, 1999. С. 12-14, 27-28 («Некоторые вопросы методологии»), С. 29-58 («Эпос в период разложения первобытно-общинного строя»)

Миллер В.Ф. Очерк истории русского былинного эпоса;

Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. С.139-154, 256-274.

Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М.: Наука, 1962. С.218-239.

Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. С. 31-46, 54-62, 125-157, 244-250.

Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 209-247 (или Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1999. С. 5-42).

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Данное практическое занятие имеет целью комплексное изучение русского героического эпоса в аспектах его происхождения, изучения (в частности взгляды различных школ русской фольклористики на историзм былин), типологической устойчивости структуры, национальной и художественной самобытности. Нужно сказать, что, несмотря на в большей степени репродуктивный характер заданий этого практического занятия, студенты должны не только самостоятельно прочитать, законспектировать, разобраться с данным материалом, но и обобщить все то, что было им известно по этому вопросу из лекций и других практических занятий.

1. Так же, как и все занятия, обращенные к изучению конкретного фольклорного жанра, подготовка к этому занятию должна начаться с чтения былин. Минимумом является чтение 4 былин, сюжеты которых непосредственно разбираются на занятии, но целесообразно прочитать еще ряд былин (а в идеале, может быть, и эпические песни других народов мира по согласованию с преподавателем), где встречаются подобные сюжеты, мотивы или функции героев.

2. Затем необходимо обратиться к статье В.Я.Проппа «Калевала» в свете фольклора» и понять, как на примере реконструкции карело-финского эпоса автор раскрывает структуру жанра и специфику фольклорного произведения вообще. Речь в данном случае идет об особенностях фольклорного авторства и специфики фольклорного времени, соотносящегося со временем реальным.

3. Обратившись к ряду методологических выкладок, приведенных в работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос», можно наглядно представить себе не только этапы становления эпоса у разных народов, но и понять принцип действия сравнительно-типологического метода в процессе реконструкции утерянных, архаических форм эпического творчества того или иного народа (здесь идет речь о реконструкции ранних этапов русского архаического эпоса).

4. Целый блок вопросов связан с проблемой историзма былин, решаемый по-разному исторической школой и учеными, придерживающимися историко-типологического метода, связанного с исторической поэтикой А.Н.Веселовского. Методика подготовки к этим вопросам – общая. Применительно к известным уже сюжетам былин применяется толкование исторической школы, которое опирается на отрывок из работы В.Ф.Миллера (основателя исторической школы) и на работу М.М.Плисецкого (написанную в рамках дискуссии об историзме былин в 50-60-е годы) – представителя исторической школы во второй половине ХХ в. Затем нужно обратиться к еще одному участнику дискуссии – Б.Н.Путилову и понять, как он интерпретирует сюжеты анализируемых былин с точки зрения их типологического изучения в контексте сюжетов героического эпоса южнославянских народов. В заключительном вопросе об историзме былин должны прозвучать положения, выдвинутые в 1924 г. А.П.Скафтымовым, который, будучи представителем исторической школы, тем не менее, оказался в числе ее критиков

5. Далее предполагается знакомство с отрывками работы А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин», которое поможет вычленить в сюжете героической песни композиционный стержень, связанный, во-первых, с эффектом неожиданности, а во-вторых – с тем центральным место, которое занимает герой былины не только в сюжете, но и во всем эпическом мире героического эпоса, что обуславливает ряд особенностей ее поэтики и идейную направленность. Важным в изучении этой работы является и то, что в поэтике былины заложены важнейшие черты, которые унаследовал эпос в литературную эпоху.

6. Еще одной важнейшей чертой как фольклорной (точнее эпической), так и литературной поэтики является проблема художественного времени и пространства. Студенты практически впервые знакомятся с важнейшими категориями в научной интерпретации и практическом анализе художественного произведения. В процессе изучения работы Д.С.Лихачева, посвященной этой проблеме, необходимо обратить внимание на то, что хронотоп имеет ряд уровней: жанровый, хронологический, авторский, словесный и др. Затем возникает вопрос о проблеме автора в фольклоре и литературе. Кроме того, необходимо отметить, как может измениться представление о времени и пространстве в зависимости от исторической эпохи, в которую создается произведение. Особое внимание, на мой взгляд, необходимо обратить на понятие «временной перспективы» и на то, как она может повлиять на отражение пространственно-временных представлений в художественном произведении.

6. Дополнительным может стать сообщение, основанное на статье В.М.Жирмунского, связанной со сравнительно-историческим анализом сюжета «муж на свадьбе своей жены» в узбекском, русском и древнегреческом эпосе.

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Народный театр

1. Каковы формы народного театра: типология, состав, время возникновения, среда бытования.

2. Каковы истоки народного театра:

А) ряжения;

Б) игрища карнавального типа.

3. Связь театрализованного обряда с мифологическим представлением об умирающей и воскресающей растительности.

4. Какова роль скоморохов в народных игрищах и представлениях?

5. Какие признаки шаманов (жрецов) сохранились в облике и поведении скоморохов Древней Руси и последователей в 18-19 вв.: кукольников, вожатых, балаганных дедов и др.?

6. Каковы общие черты сюжетно-композиционного построения народных драм «Царь Ирод» («Смерть царя Ирода») и «Царь Максимилиан»?

7. Сюжетно-композиционное построение драмы «Лодка» и ее связь с русской лирической песней.

8. Речевые приемы русского балагурства в произведениях крестьянского сатирического театра: «Голый барин», «Пахомушка».

9. Что сходного можно найти в поэтике кукольного театра Петрушки, вертепного театра и балаганных представлений?

10. Сопоставить формы фольклорного театра в России и Европе.

ЛИТЕРАТУРА

Савушкина Н.И. Русский народный театр. М.: Искусство, 1976.

Народный театр. / Сост., вступ. ст., подготов. текстов и коммент. А.Ф.Некрыловой, Н.И.Савушкиной. М.: Советская Россия, 1991.

Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л.: изд-во ЛГИТМиК, 1977.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988. С.62-66, 97-152, 212-217.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Практическое занятие имеет целью познакомить студентов со сложной и слабо представленной в учебной литературе о фольклоре темой: генезис и поэтика народного театра. Народный театр представляется результатом сложных художественных и мировоззренческих процессов, поскольку включил в себя целый конгломерат обрядовых и внеобрядовых форм фольклора, совместивших в себе древний обряд, более позднюю игру, праздничное зрелище и искусство нового времени.

Практическое занятие предполагает знакомство с книгой Н.И.Некрыловой и с рядом фольклорных текстов в качестве примеров, их чтение, конспектирование и репродукцию на занятии. В качестве дополнительных сведений по данной теме можно познакомиться с работой В.Е.Гусева, где представлены наиболее древние формы народного театра, и с работой В.П.Даркевича, где можно изучить театральные формы праздничных городских зрелищ.

Практическое занятие № 6 (4 часа)

ЛИТЕРАТУРА

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Наука, 1976. С.163-276 (или репринтное издание М.: Восточная литература РАН, 2000. 163-276).

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Мысль, 1995. С. 11-102.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Практическое занятие ставит целью более глубокое и в несколько другом аспекте, чем на лекции, ознакомление с проблемами мифа и мифологического сознания. Для этого необходимо прочитать, разобраться, законспектировать и репродуцировать на занятии две указанные выше монографии по предложенным вопросам. Это даст возможность соединить в сознании студентов представления об античной мифологии с мифологическими системами других народов мира, в том числе и со славянской мифологией, увидеть типологические закономерности развития культур разных народов, что даст в последствии возможность проследить становление фольклорных (а потом и литературных) сюжетов, тем, мотивов, образов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНИХ
ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Реферирование монографий

1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А.Б.Островского. М.: Республика, 1994. 384 с.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. Д.А.Коропчевского; предисл. и прим. А.И.Першица. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

3. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / пер. с англ. М.: фирма «Изд-во АСТ», 1998. 784 с.

4. Фрезер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете / предисл. и ком. С.А.Токарева. М.: Политиздат, 1985. 52 с.

5. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М., 1967.

6. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. Л.: Наука, 1974. 727 с.

7. Жирмунский В.М. Народный герои ческий эпос: сравнительно-исторические очерки. М.;Л.: Художественная литература, 1962. 433 с.

8. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Историзм Пушкина и поэтика фольклора. Куйбышев, 1989. 193 с.

9. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и прозе А.С.Пушкина. Самара, 1992. 198 с.

10. Агранович С.З., Саморукова И.В. Гармония – цель – гармония. Художественное сознание в зеркале притчи. Москва, 1997. 134 с.

11. Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. 132 с.

12. Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике). Самара: Самар. Гуманит. Акад., 2003. 168 с.

13. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л.: Наука, 1974. 171 с.

I модуль

1. Что такое синкретизм? Объяснить и привести примеры из фольклора.

2. Что такое вариативность фольклорных произведений? Объяснить и привести примеры.

3. Как вы понимаете проблему автора в фольклоре? Объяснить и привести примеры.

4. Чем, как вы думаете, произведение устного словесного творчества отличается от произведения литературного? Объяснить и привести примеры.

5. Перечислить основные особенности фольклора как особого вида искусства и кратко их охарактеризовать.

6. Чем, по вашему мнению, фольклор отличается от литературы?

7. Объясните, как возникают и развиваются фольклорные жанры и отдельные произведения, приведите примеры; как они связаны с течением исторического времени и социальными изменениями.

II модуль

1. Перечислите представителей одной из названных здесь школ русской и зарубежной фольклористики, расположите их в хронологическом порядке: а) мифологическая школа, б) школа заимствования, в) историческая школа.

2. Назвать не менее трех школ европейской (и русской фольклористики) и объяснить, каким образом та или иная школа отмечает природу сходства мифологий разных народов мира.

3. Какие вопросы решала историческая школа в процессе исследования русского героического эпоса? Привести 1-2 примера.

4. Назовите школы и исследователей, занимавшихся изучением былин, обозначьте методологические подходы.

5. Проанализировать сюжет любой былины с точки зрения одной из школ русской фольклористики.

III модуль

1. Какие свойства мифологического мышления вы знаете?

2. Чем определяется специфика мифологических представлений о времени и пространстве, объяснить, привести примеры?

3. Объяснить особенности мифологических представлений о времени с примерами.

4. Объяснить особенности мифологических представлений о пространства с примерами.

5. Назвать предпосылки возникновения мифологического сознания.

6. Назвать не менее 3-х признаков различий между архаическими и более поздними мифологическими системами.

7. Определить стадиальные различия и типологическое сходство в группе мифологических героев: первопредки – демиурги – культурные герои.

8. Привести не менее трех примеров сходных сюжетов, мотивов или героев из мифов разных народов мира; объяснить причину этого сходства.

9. Назвать не менее трех различий между такими мифологическими функциями, как культурный герой и трикстер.

10. Дать краткое (в одном предложении) определение: что такое хтонизм, анимизм, фетишизм, героизм.

11. Как образ богочеловека в монотеизме нового времени связан с особенностями календарного мифа и природой мифологических представлений о времени?

12. Как архаический образ царя-жреца отразился в народных праздниках календарной обрядности?

13. Как связаны миф, обряд, сказка, эпос?

IV модуль

1. Назвать жанры обрядовой лирики и определить их отличия от необрядовой лирики.

2. Назвать жанры народной устной прозы и определить, чем отличаются друг от друга сказочная и несказочная проза.

3. Дать определение былинам, назвать, чем отличаются древнейшие сюжеты от более поздних?

4. Чем исторические песни отличаются от былин и какие черты сходства можно в них найти?

5. Чем баллады отличаются от ист<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.