Практическая работа № 5 «Гипертекстовые информационно-поисковые системы» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Практическая работа № 5 «Гипертекстовые информационно-поисковые системы»

2017-11-16 261
Практическая работа № 5 «Гипертекстовые информационно-поисковые системы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При выполнении работы рекомендуется ознакомиться с изданием: Курсовая работа № 2: гипертекст: метод. указания для студентов заоч. формы обучения с применением дистанц. технологий по специальности 071201. Библиотечно-информационная деятельность / сост. М. Ф. Кряжева; Тюм. гос. акад. культуры и искусств, Каф. библ.-информ. деятельности. – Тюмень, 2007. – 16 с.

 

Создание гипертекстового словаря посредством текстового редактора, например, Microsoft Office Word. Гипертекст – форма организации текста, при которой смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как сеть явно указанных возможных переходов и связей между ними. В структуру гипертекста входят «узлы» и гиперсвязи (гиперпереходы) между ними, которые осуществляются посредством активирования гиперссылок. Гипертекст позволяет выбирать направление работы из нескольких предлагаемых вариантов. Анализ работы человека с документальными источниками информации показывает, что ассоциативный ряд восприятия фрагментов и документов не однороден. Ассоциативные отношения выражаются в нескольких формах, в качестве основных из которых можно отметить и использовать при создании гипертекстового словаря:

a) сноски (переходы к ним используются с целью пояснения какого-либо термина, факта и т. д. с обязательным и скорым возвратом, т. е. без прерывания контекста восприятия основного повествования, мысли, идеи);

b) примеры (переходы по ним используются для иллюстрации частных проявлений объектов, процессов, явлений, и также с обязательным и скорым возвратом без прерывания основного контекста);

c) отступления, параллельные темы (переходы к ним используются для обогащения основной темы с необязательным или нескорым возвратом, что может приводить к прерыванию контекста изложения основной темы);

d) подобие по форме и содержанию (переходы используются для более глубокого уяснения основной темы через анализ других подобных по форме, содержанию, структуре или другим критериям тем, фрагментов, объектов, в том числе для рассмотрения других точек зрения и подходов, с необязательным возвратом, что приводит к длительному прерыванию исходного контекста с возможным формированием нового контекста);

e) особенности (переходы используются для рассмотрения отличий конкретной темы или объекта изложения от подобных по форме или содержанию объектов с обязательным возвратом без прерывания основного контекста);

f) подобие по сущности (переходы используются для построения ассоциативного ряда подобных или однородных объектов, являющихся частными проявлениями одного общего явления процесса, объекта, возврат не обязателен, что приводит к прерыванию исходного контекста, в том числе и для формирования более общего или более широкого контекста).

Алгоритм выполнения работы:

1. выявление (15-20) ключевых слов и словосочетаний по дисциплине УДИС;

2. составление списка ключевых слов и словосочетаний (смысловых единиц);

3. каждой смысловой единице дать определение;

4. представить 15-20 смысловых фрагментов, либо в одном файле, либо в разных файлах;

5. добавить гиперссылки в смысловые фрагменты, используя основные формы ассоциативных отношений;

6. продемонстрировать работоспособность созданного гипертекстового словаря по дисциплине УДИС.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Описать деятельность библиотеки как системы обеспечения документами пользователей.

2. Познакомится с основными поисковыми системами и методами

поиска информации в Интернет.

3. Привести сравнительную характеристику преимуществ и недостатков ручного и автоматизированного индексирования документов.

4. Объяснить феномен практической независимости скорости поиска документов в полнотекстовых ИПС от объема хранилища документов.

5. Выявить отличия тезауруса от словаря ключевых слов определенной предметной области.

6. Выяснить смысл применения координация понятий (терминов) в документальных ИПС на основе индексирования.

7. Обозначить суть и отличия понятий пред- и посткоординации.

 


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Идея управления в информационных системах.

2. Критерии оценки документальных систем.

3. Поисковые системы Интернет.

4. Полнотекстовые информационно-поисковые системы.

5. Производственные фирмы, информационная поддержка.

6. Сервисные фирмы: типология, информационная поддержка.

7. Сопоставительный анализ полнотекстовых информационно-поисковых систем в России.

8. Сопоставительный анализ полнотекстовых информационно-поисковых систем за рубежом.

9. Справочники о фирмах.

10. Стратегическое управление: информационная поддержка.

11. Технология поиска в базах данных правовой информации.

12. Электронные системы управления документооборотом.

13. Юридическая информация на страницах периодики.

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В результате изучения курса студент должен знать:

– определение, понятия, состав, свойства, классификацию документальных информационных систем;

– методологию управления документальными информационными системами и автоматизированными информационными системами (АИС);

– современное состояние документальных информационных систем;

– перспективы развития документальных информационных систем;

– организацию функционирования информационно-поисковых каталогов, тезаурусов и информационно-поисковых систем.

должен уметь:

– применять основные принципы построения документальных информационных систем и комплексных информационных систем, методов и средств их создания, внедрения, сопровождения и модификации;

– принимать проектные решения в процессе создания и модернизации документальных информационных систем;

– формулировать задачи в системе управления документооборотом;

– работать с ресурсами глобальных компьютерных сетей; использовать международные и отечественные стандарты обработки информации и обмена данными.

Текущий контроль уровня знаний, умений и навыков по дисциплине осуществляется на практических и семинарских. Промежуточный контроль организуется в форме экзамена.

Критерии оценки ЗУН студентов при приеме экзамена

Оценка Требования к умениям и навыкам
отлично Исчерпывающее знание понятий, состава, свойств, классификации ДИС, ИПС, АСУ, а также методологии управления ДИС. Знание современного состояния и перспектив развития ДИС (информационно-поисковые каталоги, тезаурусы и информационно-поисковые системы) и их организацию функционирования. Умение применения основных принципов построения ДИС и комплексных информационных систем, методов и средств их создания, внедрения, сопровождения и модификации. Уверенное умение принятия проектных решений в процессе создания и модернизации ДИС. Умение формулировать задачи в системе управления документооборотом. Безупречная работа с ресурсами глобальных компьютерных сетей, в частности с гипертекстовыми и полнотекстовыми ИПС для хранения, обработки информации и обмена данными.
хорошо Знание понятий, состава, свойств, классификации ДИС, ИПС, АСУ, а также методологию управления ДИС. Знание современного состояния и перспектив развития ДИС (информационно-поисковые каталоги, тезаурусы и информационно-поисковые системы) и их организацию функционирования. Умение применения основных принципов построения ДИС, методов и средств их создания, внедрения, сопровождения и модификации. Умение формулировать задачи в системе управления документооборотом. Умение работы с ресурсами глобальных компьютерных сетей; использование гипертекстовых и полнотекстовых ИПС для хранения, обработки информации и обмена данными.
удовлетворительно Затруднения при характеристике понятий, состава, свойств, классификации ДИС, ИПС, АСУ, а также методологии управления ДИС. Нелогичность изложения современного состояния и перспектив развития ДИС (информационно-поисковые каталоги, тезаурусы и информационно-поисковые системы) и их организации функционирования. Некорректность применения основных принципов построения ДИС и комплексных информационных систем, методов и средств их создания, внедрения, сопровождения и модификации. Затруднения при принятии проектных решений в процессе создания и модернизации ДИС. Неточность формулирования задач в системе управления документооборотом. Небрежность работы с ресурсами глобальных компьютерных сетей в использовании гипертекстовых и полнотекстовых ИПС для хранения, обработки информации и обмена данными.
неудовлетворительно Незнание понятий, состава, свойств, классификации ДИС, ИПС, АСУ, а также методологии управления ДИС. Незнание современного состояния и перспектив развития ДИС (информационно-поисковые каталоги, тезаурусы и информационно-поисковые системы) и их организацию функционирования. Неумелое применение основных принципов построения ДИС и комплексных информационных систем, методов и средств их создания, внедрения, сопровождения и модификации. Неумение принятия проектных решений в процессе создания и модернизации ДИС. Неточное формулирование задач в системе управления документооборотом. Неуверенная работа с ресурсами глобальных компьютерных сетей, в частности гипертекстовыми и полнотекстовыми ИПС для хранения, обработки информации и обмена данными.

Студент получает зачет при выставлении любой оценки, кроме «неудовлетворительно».


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

(9 cем.)

1. Компоненты, свойства понятия «система» как общенаучного термина.

2. Определение понятия «информационная система». Структура информационной системы, ее функции.

3. Классификация информационных систем по различным основаниям деления.

4. Определение понятия «автоматизированная информационная система».

5. Идея управления в информационных системах.

6. Характеристика типов социально-экономических систем.

7. Функционал комплексных информационных систем как определяющий фактор выбора ее структуры

8. Создание инфосистем на основе системы автоматизации деловых процессов.

9. Функциональные подсистемы комплексных информационных систем.

10. Системы управления документами.

11. Средства обработки бумажных документов.

12. Системы поддержки принятия решений.

13. Системы, основанные на применении Internet-технологий.

14. Средства стратегического планирования.

15. Причины перехода к электронным технологиям.

16. Требования к электронным системам управления документооборотом.

17. Описание модулей – подсистем электронной системы управления документооборотом.

18. Общая характеристика и виды документальных информационных систем.

19. Классификационные системы поиска документов.

20. Координация понятий в классификационных системах.

21. Информационно-поисковые тезаурусы.

22. Автоматизация индексирования документов.

23. Информационно-технологическая структура полнотекстовых ИПС.

24. Механизмы поиска документов в полнотекстовых ИПС.

25. Методы количественной оценки релевантности документов.

26. Определение понятия «гипертекст».

27. Структура, принципы построения и использования гипертекстовых ИПС.

28. Модель организации данных в гипертекстовых ИПС.

29. Формирование связей документов в гипертекстовых ИПС.

30. Обзор специалистов в сфере документально-информационных систем. Терминологический аппарат дисциплины.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Ивасенко, А. Г. Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко. – 3-е изд., стер. – Москва: Кнорус, 2009. – 154 с. – ISBN 978-5-390-00567-5.

2. Гиляревский, Р. С. Рубрикатор как инструмент информационной навигации / Р. С. Гиляровский, А. В. Шапкин, В. Н. Белоозеров. – Санкт-Петербург: Профессия, 2008. – 352 с. – (Библиотека). – ISBN 978-5-93913-168-1.

3. Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г. Б. Паршукова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. – 224 c. + табл., ил. – (Библиотека). – ISBN 5-93913111-5.

4. Романенко, В. Н. Работа в Интернете: от бытового до профессионального поиска: практ. пособие с примерами и упражнениями / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина, В. С. Неверов. – Санкт-Петербург: Профессия, 2008. – 416 с. + табл., ил. – (Библиотека). – ISBN 978-593913-121-6.

5. Столяров, Ю. Н. Документный ресурс: учеб. пособие / Ю. Н. Столяров. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2009. – 224 с. – (Профессиональный практикум). – ISBN 978-5-8167-0017-7.

 

Дополнительная литература

6. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник / под ред. Г. А. Титаренко. – Москва: ЮНИТИ, 2000. – 400 с.

7. Автоматические информационные системы: [Электронный ресурс] конспект лекций. – Электрон. дан. – URL: http: //auto-is.ru/index.html. – Загл. с экрана.

8. Алешин, Л. И. Автоматизация в библиотеке: учеб. пособие Ч.1. / Л. И. Алешин. – Москва: Изд-во МГУКИ, ИПО Профиздат, 2001. – 176 с.

9. Алешин, Л. И. Информационные технологии: учеб. пособие: вып. 35 / Л. И. Алешин. – Москва: Литера, 2008. – 424 с.: фото. – (Современная библиотека). – ISBN 978-5-91670-005-3.

10. Алешин, Л. И. Персональный сайт [Электронный ресурс] / Л. И. Алешин. – Электрон. дан. – URL: http: // laleshin.narod.ru/index.html. – Загл. с экрана.

11. Гайдамакин, Н. А. Информационная безопасность, автоматизированные информационные системы, базы и банки данных (Вводный курс) [Электронный ресурс] / Н. А. Гайдамакин. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2008. – 358 с. – URL: http: //elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/1777/6/1333420_program.pdf. – Загл. с экрана.

12. Галеева, И. С. Интернет как инструмент библиографического поиска: учеб. пособие / И. С. Галеева. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 248 с.: ил. – (Библиотека). – Библиогр.: с. 182-201. –ISBN 978-5-93913-145-2.

13. Гарант [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.garant.ru/. – Загл. с экрана.

14. Гвоздева, В. А. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебник / В. А. Гвоздева, И. Ю. Лаврентьева. – Москва: Форум, 2009. – 320 с. – (Профессиональное образование).

15. Горяев, Ю. А. Персональный сайт [Электронный ресурс] / Ю. А. Горяев. – Электрон. дан. – URL: http: //miemp-mi-gor.narod.ru/index.htm. – Загл. с экрана.

16. ГОСТ 7.24-90 Тезаурус информационно-поисковый. Многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению. – Взамен ГОСТ 7.24-80; введ. 01.01.91. – Москва: Изд-во стандартов, 1992. – 5 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

17. ГОСТ 7.74-96 СИБИД. Информационно-поисковые языки. – Введ. 07.01.1997. – Москва: Изд-во стандартов, 1997. – 35 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

18. Захаров, В. П. Информационно-поисковые системы: учеб.-метод. пособие. – Санкт-Петербург, 2005. – 48 с.

19. Захаров, В. П. Информационные системы (документальный поиск): учеб. пособие / В. П. Захаров. – Санкт-Петербург, 2002. – 188 с.

20. Информатика: учебник / под ред. Н. В. Макаровой. – 4-е изд., перераб. – Москва: Финансы и статистика, 2004. – 768 с.

21. Информационные технологии: опыт работы с программными средствами и информационными ресурсами Интернет: практикум / ред. В. П. Захаров; рец. В. В. Брежнева, Н. В. Колпакова. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2003. – 24 с.: табл.

22. Исаев, Г. Н. Синтез определений понятий в области качества функционирования информационных систем / Г. Н. Исаев // Науч.-техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. – 2006. – №9. – С.1-6.

23. Кодекс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.kodeks.ru/. – Загл. с экрана.

24. Консультант плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru/. – Загл. с экрана.

25. Короткий, С. Концепция построения комплексных информационных систем [Электронный ресурс] / С. Короткий. – Электрон. дан. – URL: http: //www.cfin.ru/vernikov/kias/vest.shtml. – Загл. с экрана.

26. Костров, А. В. Основы информационного менеджмента: учеб. пособие / И. К. Костров. – Москва: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.

27. Купер, И. Р. Обзор отечественных гипертекстовых технологии [Электронный ресурс] / И. Р. Купер. – Электрон. дан. – URL: http://www.inion.ru/product/kuper13.htm. – Загл. с экрана.

28. Курсовая работа № 2: гипертекст: метод. указания для студентов заоч. формы обучения с применением дистанц. технологий по специальности 071201. Библиотечно-информационная деятельность / сост. М. Ф. Кряжева; Тюм. гос. акад. культуры и искусств, Каф. библ.-информ. деятельности. – Тюмень, 2007. – 16 с.

29. Ланкастер, Ф. У. Информационно-поисковые системы / Ф. У. Ланкастер. – Москва: Мир, 1972. – 308 с.

30. Логвинова, Е. И. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные системы [Электронный ресурс] [Электронный образовательный ресурс для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям Математика (032100) и Информатика (030100)] / Е. И. Логвинова, В. В. Персианов; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Кафедра информатики и ВТ. – Электрон. дан. – URL: http: //www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/umr/infosystem_net/infosystem_index.htm. – Загл. с экрана.

31. Образовательный сайт Бармашовой Л. В. [Электронный ресурс] / Л. В. Бармашова. – Электрон. дан. – URL: http: //www.barmashova.ru/. – Загл. с экрана.

32. Попов, И. И. Автоматизированные информационные системы (по областям применения): учеб. пособие / И. И. Попов. – Москва: Изд-во РЭА, 1999. – 103 с.

33. Смирнова, Г. Н. Проектирование экономических информационных систем: учебник / Г. Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю. Ф. Тельнов. – Москва, 2001. – 512 с.

34. Смирнова, Г. Н. Электронные системы управления документооборотом: учеб. пособие / Г. Н. Смирнова; Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права – Москва, 2002. – 167с.

35. Соколов, А. В. Информационно-поисковые системы: учеб. пособие для вузов / А. В. Соколов; под ред. А. Б. Рябова. – Москва: Радио и связь, 1981. – 152 с.

36. Солтон, Д. Динамические библиотечно-информационные системы: пер. с англ. / Д. Солтон. – Москва: Мир, 1979. – 557 с.

37. Ходоровский, Л. А. Проектирование информационных систем: учеб. пособие / Л. А. Ходоровский; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2007. – 128 с.

38. Чернов, В. Н. Системы электронного документооборота: учеб. пособие / В. Н. Чернов. – Москва: РАГС, 2009. – 84 с.

39. Черный, А. И. Введение в теорию информационного поиска / А. И. Черный. – Москва: Наука, 1975. – 238 с.

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.