Раскройте взаимосвязь речи с другими психическими процессами. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раскройте взаимосвязь речи с другими психическими процессами.

2017-11-18 533
Раскройте взаимосвязь речи с другими психическими процессами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ситуация:

Воспитатель предлагает ребенку 5 лет рассмотреть картинку и составить рассказ по ней. Мальчик вглядывается в картину, медлит, видимо, не знает, с чего начать. Воспитатель, видя это, старается помочь наводящими вопросами: «Что здесь изображено? Почему художник назвал картину «В лес по грибы»? Как ты думаешь, что здесь происходит? Почему ты так считаешь? Какое время года отобразил художник? Как ты догадался? Может, кто-то заблудился?» - Предполагает воспитатель и предоставляет ребенку возможность додумать сюжет картины, пофантазировать, поразмышлять, придумать несколько вариантов в концовке…

А теперь тебе не трудно придумать рассказ по этой картине. Подумай, с чего ты начнешь, и рассказывай. Мальчик улыбнулся и начал: Однажды летом дети пошли в лес. Взяли они с собой корзины… Интересный рассказ получился! Так что и слушатель, и сам рассказчик были довольны.

Ответ:

На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задачи выступает в виде обращения за помощью к взрослому. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы.

Развитие речи как знаковой формы деятельности, не может быть понятно вне его соотношения с развитием других форм. Игра и рисование обеспечивает упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. Знакомый смысл достигается и в предметный деятельности (ребенок постепенно овладевает функционым назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знакомую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Речь – это универсальное средство организации внимания. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства. Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформировать словесно, на что он должен ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задание по инструкции взрослого, дети дошкольного старшего возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Наиболее благоприятным условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручения купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Преднамеренное воображение, направляемое заранее поставлено целью, у дошкольников младшего и среднего возраста еще отсутствует. Оно формируется к старшему дошкольному возрасту в процессе развития продуктивных видов деятельности, когда дети овладевают умением строить и воплощать в конструкции определенный замысел. Развитие произвольного, преднамеренного воображения так же, как развитие произвольных форм внимания и памяти, является одной из сторон общего процесса формирования речевой регуляции поведения ребенка. Постановка цели и руководство построением замысла в продуктивных видах деятельности осуществляются при помощи речи.

К концу дошкольного возраста ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.

Практические задания № 6.

 

Объясните причины и особенности поведения гиперактивного ребенка. Сформулируйте рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса с данным ребенком.

Ситуация:

Ребенок 5-ти лет посещает ДОУ общеобразовательного вида. Отличается гиперактивностью. Воспитателю трудно работать с данным ребенком, т.к. он плохо усваивает учебный материал, нарушает дисциплину, конфликтует со сверстниками и взрослыми.

Ответ:

В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания». Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном возрасте. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитиюэтой функции. Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на постоянные стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр в различных ситуациях.

5. Неумение сосредотачиваться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим.

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную речь к нему.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключения или острых ощущений.

Наличие у ребенка 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания.

Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. Дети недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и др. формы асоциального поведения.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин нарушений поведения. Родителям гиперактивного ребенка необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояние ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволения с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

Педагогам рекомендуется:

- работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его ха хорошее поведение;

- во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлкающие факторы. Этому может способствовать оптимальный выбор места за столом для гиперативного ребенка в центре комнаты напротив доски;

- предоставлять ребенку возможность быстрого обращения за помощью к педагогу в случаях затруднения;

- учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

- на определенный отрезок времени дается только одно задание;

- дозировать ребенку выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой их частей, внося необходимые коррективы;

- в течении дня предусматривать возможности для «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивными упражнениями.

Гиперактивные дети – это очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и педагогов.(+ материалы игр. Необходимо назвать игры и 1 любую игру провести)

 

Практические задания № 7.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают? Дайте психологический анализ данной ситуации.

Ситуация:

В старшую группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство детей увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания. Дети объясняют свое поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем – то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значения.

Ответ:

Дети были обучены правилу здороваться, приходя в детский сад, формально. Это правило не стало для них нормой поведения, у них была выработана привычка. Правило нарушается, если взрослые не помогают детям осознать необходимость его выполнения и не закрепляют его на практике. Воспитание вежливого отношения к другому будет более успешным, если ребенку будут не только объяснять нравственный смысл вежливости, но и станут постоянно общаться с ним в соответствии с нормами поведения. Только в этом случае вежливость из демонстрируемого образца поведения перейдет в прочный навык.

 

Практические задания № 8.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.