Городского округа Стрежевой Томской области. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Городского округа Стрежевой Томской области.

2017-11-18 261
Городского округа Стрежевой Томской области. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Городского округа Стрежевой Томской области.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида.

 

 

 

(учебно – методическое пособие

для работы с детьми от 2 до 7 лет в условиях детского сада)

 

 

Стрежевой. 2008.

 

Учебно – методическое пособие по познавательно - речевому развитию ребенка – дошкольника.

 

Автор: Лец Екатерина Александровна.

 

Рецензенты: Ременюк Е.М.- ведущий специалист инновационно- методического отдела Управления образования городского округа Стрежевой Томской области; Губай Ольга Николаевна - заведующий МДОУ детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

 

 

Данное учебно – методическое пособие рассчитано на воспитателей дошкольных групп, психологов, логопедов, а также родителей интересующихся проблематикой развития познавательных способностей и речи ребенка дошкольного возраста.

 

 

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………… стр. 4
2.Описание технологии работы……………………………………… стр. 5
3. Виды работы в соответствии с возрастным диапазоном………… стр. 6
4. Вопросы для экспресс- диагностики……………………………… стр. 8
5. Варианты конспектов занятий и упражнений……………………. стр.8
6. Образцы тематического наглядного материала для занятий к пособию «Чудо – дерево»…………………………………………   стр.16

 

 

Введение.

Развивающий характер обучения, лежащий в основе современных требований к дошкольному образованию, невозможен без детской активности в познавательной деятельности. Тесная взаимосвязь познавательного и речевого развития пробуждает познавательную активность, стимулирует развитие речи и психических процессов, без которых невозможно успешное обучение в школе, раскрывает индивидуальные особенности ребенка, побуждает к творчеству.

Пособие «Чудо –дерево» направлено на развитие познавательных и речевых способностей детей, поможет воспитателям в формировании системного видения мира, умений нестандартного мышления в решении разнообразных проблемных ситуаций, в развитии познавательной, интеллектуальной активности и творческой речевой деятельности.

Работая по данному пособию воспитатели на практике осуществят дифференцированный, личностно- ориентированный подход к каждому ребенку, удовлетворят их потребность в игре, разовьют интерес к окружающей действительности, научат детей размышлять, творчески подходить к любому делу, принимать самостоятельные решения, наполнят жизнь яркими впечатлениями и радостью творчества.

 

 

Описание технологии работы

 


Пособие представляет собой изображение необычного дерева на одной из стен группы (либо как картина заднего плана).

Продольные полосы на стволе соответствуют внешним признакам нескольких пород лиственных деревьев: клена, осины, березы, рябины, дуба. Блоками прорисовываются ветки с листьями (можно - с семенами, плодами).

Дерево имеет корневую систему, слева от него изображается куст малины с ягодами, справа – лужа, в нижней части трава клевер с цветами. Крючки или гвоздики наклеиваются или вбиваются таким образом, чтобы на них можно было разместить предметы вверху, внизу, слева, справа от дупла, находящегося в центре ствола. Наличие гвоздика (крючка) в верхней части дупла обязательно.

По желанию воспитателей дерево может быть плоскостным, объемным, иметь вид обычного дерева, а «чудо-деревом» становится после появления на нем различных предметов. Расположение полос, обозначающих стволы деревьев, как и выбор куста, травы, носит произвольный характер, полосы могут иметь и продольное расположение.

Дупло используется для сюрпризных моментов. В нем обитают персонажи (Мудрая Сова, Лесовичок, Белочка и другие), задания которых дети выполняют на протяжении определенного периода времени.

В качестве дидактического материала к данному пособию используются мягкие игрушки, плоскостные или объемные изображения осенних листьев, фруктов, овощей, грибов, ягод, птиц, животных, цифры, буквы, слова и другие разнообразные предметы из окружающего ребенка мира, словом, все то, на что способно воображение и фантазия взрослых и детей.

Вопросы

Для экспресс – диагностики.

  1. Назови, какие растения видишь. Опиши их.
  2. Может ли растение жить без корней, ствола, веток, листьев?
  3. Какая связь между деревом и лужей?

 

  1. Из каких деревьев состоит «Чудо – дерево»? Сколько их?
  2. Чем похожи ветви деревьев, чем отличаются?
  3. Найди на дереве одинаковые ветви. Где по отношению к стволу они находятся?
  4. Когда деревья бывают зелеными, разноцветными, голыми? Изменится ли «чудо – дерево» зимой? Почему?
  5. Что бывает на деревьях весной, летом, осенью?
  6. Как называются плоды лиственных деревьев?
  7. Чем было дерево раньше, чем может стать?
  8. Что общего между деревом и человеком? Чем они отличаются?
  9. Как ты поступишь, если увидишь, что кто-то ломает дерево?
  10. Найди на дереве слова со звуками:

[д], [д’] – (дерево, дуб, дупло)

[в], [в’] – (дерево, ветки, ствол)

[с], [с’] – (осина, ствол, лист)

[л], [л’] – (дупло, ствол, лист)

 

Где они находятся: в начале, в середине или в конце слова?

1. Каких птиц ты узнал? Назови.

2. Что было бы, если перелетные птицы остались бы у нас зимовать?

3. Каких птиц и чем угощают зимой деревья?

4. Представь, что ты – птица. Что бы ты рассказал о себе, о чем бы попросил людей?

5. Почему перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, а человек не меняет свое место жительства?

6. Какие животные живут в лесу? Могут ли они жить у человека? Если «да» - хорошо это или плохо? Для кого хорошо, для кого плохо?

7. Что может вырасти на «Чудо – дереве»? Как тогда оно будет называться?

8. Выбери героев и расскажи о них сказку.

 

Варианты конспектов занятий и упражнений

Дидактическое упражнение

«Что делает зайчик?»

Ранний возраст.

Программное содержание: учить понимать слова, обозначающие действия, повторять их за воспитателем. Познакомить с эмоциями боли, учить проявлять сочувствие к игрушке, предостеречь детей от желания залезать высоко.

Материал: мягкая игрушка.

Воспитатель с игрушкой в руках интонационно выделяет слова – действия, совершает их, дети повторяют слова за воспитателем.

- У меня зайчик. Зайчик идет к дереву. Подошел. Стоит. Смотрит, хочет залезть на дерево. Полез. Высоко еще выше. Сел на веточку. Сидит.

- Положить на веточку? (да)

- Что делает зайчик? (лежит)

- Падает! Упал! Плачет зайчик.

- Почему плачет? (больно ему)

- Покажите, как ему больно.

- Пожалеем, детки, зайчика. (жалеют).

- Почему зайчик упал?

«Нельзя залезать высоко. Можно упасть. Будет больно».

 

С детьми раннего возраста

«Где птичка?»

(зайчик, белочка и т.п.)

Цель: знакомить с предметом, помогать ребенку правильно строить фразы, запоминать понятия, формировать мышление, развивать крупную моторику.

Материал: мягкая или объемная игрушка из ткани.

Спросить:

- Кто это? (птичка)

- Где птичка? (птичка на дереве)

- Высоко или низко?

- Как достать? (- ребенок тянется на носочках;

- становится на стул, держась за воспитателя;

- воспитатель поднимает ребенка на руках;

- достает сам).

Показывая способы действия, спрашивать:

- Что делает птичка? (птичка летает, клюет, ходит, прыгает и т.д.)

- Как кричит? (предложить покричать как птичка, выполнить действия).

- Какая птичка? (вместе с ребенком провести обследовательские действия: маленькая, мягкая, есть крылышки, головка и т.д.)

Узнать, хочет ли ребенок поиграть с ней. Игрушка дается для самостоятельной игры.

 

Дикие животные.

Младшая группа.

Цель:

§ закрепить представления о диких животных;

§ способствовать развитию зрительного внимания, памяти;

§ расширять словарный запас (дупло, нора);

§ развивать подвижность артикуляционной моторики, крупную моторику.

 

Материал: мышка, волк (игрушки), плоскостная белка с грибом в лапах, «чудесный мешочек» с кедровыми орешками.

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на дерево. Каких животных вы видите? (белочку, мышку, волка).

- Белочка какая? (рыженькая, с пушистым хвостиком, длинными ушками).

- Где находится белочка? (в своем домике).

- Как называется домик белочки? (дупло)

- Что делает белочка в дупле? (сидит, смотрит, держит грибок…).

- Что любит белочка? (ягоды, грибы, орешки).

- Когда белочка грызет орешки, она пощелкивает язычком, цокает. Поцокаем, как белочки.

- А кто, ребята, стоит около дерева? (волк)

- Что делает серый волк? (стоит, смотрит на белочку; наверное, хочет поймать)

- Белочка маленькая, а волк… (большой).

- Как воет волк? (у-у-у)

Предложить поиграть в игру «Дети и волк» (авторская). Сняв игрушку с дерева, объяснить правила игры.

Дети в лес пошли гулять,

Грибы, ягоды искать.

А за кустиком волчок

Хвать детишек за бочок!

После игры повесить игрушку на место

- Посмотрите, а кто же спрятался между корнями дерева? (мышка).

- Какая мышка? (серенькая, с длинным хвостиком, маленькая).

- Мышка меньше, чем кто? (…чем волк, белочка).

- Как пищит?

- Кто знает, как называется мышкин домик? (норка).

- Почему мышка прячется в норке?

- Кого боится?

- Давайте пригласим мышку с нами поиграть. Скажем ей: «Мышка, не бойся. Мы не обидим тебя. Иди с нами играть».

Проводится подвижная игра «Огуречик».

После игры собрать детей у дерева:

- Где живут белочка, волк, мышка? (в лесу).

- Как называются животные которые живут в лесу? (дикие).

- Дикое животное – белочка приготовила для вас подарок. Посмотрите, какой красивый мешочек. Как вы думаете, что в нем?

Угощение детей кедровыми орешками.

Интегрированное занятие

«Знакомство с «Чудо – деревом».

Во 2 младшей группе.

(возможны варианты объема содержания занятия).

Цель:

уточнить представления детей о характерных признаках лета; учить узнавать деревья нашего края по листьям, коре; развивать внимание, воображение.

Материал: сенсорный коврик «Лето», «Чудесный мешочек» с сюрпризом, материал для рисования, лепки на выбор ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям:

- Хотите узнать, куда мы сегодня пойдем? На лесную полянку (Дети берутся за руки и с песней «Солнышко» идут к дереву).

- Вот мы и пришли. Садитесь поудобнее. Что вы видите? (Дети перечисляют все, что видят: дерево, куст, траву, цветы, грибы, ягоды, бабочек, жуков).

- Какое время года на полянке? (лето)

- Как вы догадались?

- Любите вы лето? Что летом делают дети?

- Какая погода бывает летом? (и солнечная, и дождливая).

- Что вы делаете, когда солнце светит?

- А когда дождь идет?

П/и «Солнышко и тучка» (авторская)

Солнышко на небе

Весело сияет,

Ребятишки во дворе

Бегают, играют.

Тучка набежала,

Солнышко закрыла,

Прячьтесь, дети, быстро,

Чтоб не намочила.

- Внимательно посмотрим на полянку и постараемся увидеть на ней что-то необычное, такое, что в природе не существует. Что вы заметили? (дерево).

- Какие листочки на дереве: разные или одинаковые?

- Листочки каких деревьев вы узнали? (березы, осины, рябины).

- Какие они по форме?

- Что есть у дерева, кроме листьев? (корни, ствол).

- Корни у деревьев разные? (общие).

- Хорошо это или плохо? Почему?

- Что еще общее есть у дерева? (ствол).

- Какой ствол? (состоит из частей, кора на нем разного цвета: у березы – белая; у осины – серо-зеленая, у рябины – коричневая).

- Вы где-нибудь видели такое дерево? Почему? (… это дерево необычное, сказочное).

- А что такое сказка? (дать понятие о сказке, чуде). Чтение стихотворения К.Чуковского «Чудо-дерево».

- Почему стихотворение называется «Чудо – дерево»?

- Что же выросло на нем?

- А что может вырасти на нашем дереве?

Подвести детей к самостоятельному выводу: на сказочном дереве может вырасти все, что захотим.

Предложить детям нарисовать (или вылепить) «Чудо – дерево» таким, каким они его себе представляют. После рассматривания работ сказать, что они заберут их домой и познакомят родителей с необычным деревом.

- Пока вы рисовали (лепили), «Чудо – дерево» приготовило для вас сюрприз. Подойдем к дереву и посмотрим, где он может находиться (…в мешочке, мешочек в дупле).

Рассматриваем мешочек по величине, форме, цвету.

- Как вы думаете, что в нем?

- Как узнать? (потрогать, понюхать, посмотреть).

Достается содержимое мешочка: угощение или новая настольная игра, игрушка и т.п.

Дети благодарят «Чудо – дерево» за подарок.

 

Средняя группа.

Цель: Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах трех. Развивать память, логическое и креативное мышление при решении проблемных ситуаций.

Материал: силуэты овощей (помидор, лук, огурец), расположенные на дереве в один ряд; элемент костюма деда (борода, шляпа), баба (платочек), репка; прямоугольники черного цвета, круги по цвету овощей на каждого ребенка.

Ход занятия.

Пригласить детей к «Чудо-дереву».

- Что выросло на дереве? (овощи)

- Так бывает в жизни?

- А где бывает? (в сказках)

- Как назовем наше сказочное дерево? (овощное, овоще-дерево).

- Посчитаем, сколько овощей на дереве? (3)

- Какой овощ на 1м, 2м, 3м месте?

- Который по счету помидор, огурец, лук?

- Какой овощ растет в земле? Какие над землей?

- Подумайте, какой овощ в ряду лишний? Почему? (лук, растет в земле).

- Какого цвета помидор? (огурец, лук)

- Что бывает такого же цвета?

- На какую геометрическую фигуру похож лук? (на круг).

- Что из овощей бывает круглым? (капуста, картошка, помидор, горох, свекла). Если дети не назовут какой-либо овощ, можно загадать загадку.

- Какой овощ будем моделировать? (н-р: лук).

- Из каких человечков: твердых, жидких, газообразных состоит лук?

(Дети соединив руки, становятся вплотную друг к другу, образуя круг. Можно изображать сочные части, запах).

- Давайте вспомним, какие сказки про овощи вы знаете («Репка», «Пых», «Вершки и корешки»)

- Где в этих сказках росли овощи? (в поле, в огороде, на грядке).

«Пересадим овощи на грядку» (за столами)

- Какой овощ будет первым? (помидор)

- Какого цвета кружок возьмете? (красные).

-Какой овощ будет вторым (огурец)

- Какого цвета кружок возьмете? и т.д.

- Сколько овощей вы посадили? (3)

- Как вы думаете, легко ли вырастить овощи?

- Что надо сделать сначала, что потом? (вскопать землю, разрыхлить, посадить семя, засыпать землей, полить. По ходу ответов детям задавать вопросы: чем? как? (обыгрывать действия).

Занятие «Чудо – дерево».

Средняя группа.

Цель: формировать реалистические и сказочные представления о дереве; закрепить умение узнавать и называть деревья нашего края по листьям; познакомить с теплолюбивыми деревьями: дубом, кленом; учить узнавать деревья по коре, развивать внимание, мышление, воображение.

Материал: подносы на каждого ребенка с изображениями листьев разных деревьев, пластилин, стеки, дощечки, материал для украшения деревьев (фольга, бисер, кусочки ткани, проволока, цветные нитки).

 

Ход занятия.

- Сегодня я познакомлю вас с деревом, которое находится в нашей группе. Что есть у дерева? (ствол, ветви, листья, корни).

- Для чего дереву корни (укрепляют дерево в почве, всасывают из нее воду и питательные вещества), ствол (от него растут ветви), ветви, листья? (если дети не знают, объяснить).

- Посмотрите на листья. Они похожи друг на друга или разные? (похожи по цвету, разные по форме).

- Листья и ветки каких деревьев вы узнали? (березы, рябины, осины).

- Где, по отношению к стволу, они находятся?

- Как выглядят листья?

Указывая на листья дуба и клена спросить, кто из детей их узнал. Познакомить с внешним видом листьев.

- Ребята, как вы думаете, почему не все из вас смогли узнать листья дуба и клена? (Эти деревья не растут в нашей местности. Они теплолюбивые, им нужна хорошая почва. А у нас климат суровый, почва болотистая).

Д/и «Найди лист» - воспитатель поочередно указывает на листья деревьев, предлагает детям найти такой же лист, показать и назвать его.

У березы лист – (березовый).

У осины – (осиновый).

У дуба – (дубовый).

У рябины – (рябиновый).

У клена - (кленовый).

- Давайте внимательно посмотрим на дерево. Можно ли его назвать необычным? Почему? (обратить внимание на общий ствол и его части, дупло и др.)

Вариант для старшей группы:

- Опишите части ствола и скажите, каким деревьям они принадлежат.

- Что находиться в центре ствола? (дупло)

- Что такое дупло и как оно образуется? (сравнить с дуплом в зубе человека).

- Дупло – это хорошо или плохо?

- Для кого хорошо? Для кого плохо?

- Можно ли дупло назвать необычным? Почему?

- Существует ли такое дерево в природе?

- А где встречается? (в сказках).

- Какое же это дерево? (ненастоящее, сказочное, чудесное, чудо-дерево).

- Вспомним стихотворение К.Чуковского «Чудо-дерево». Почему автор дал стихотворению такое название?

- Какое чудо может произойти с нашим деревом?

- Как назовем дерево, если на нем вырастут воздушные шары – (воздушное),

цветы – (цветочное),

посуда – (посудное).

(Далее дети сами предлагают варианты).

- А сейчас каждый из вас вылепит такое чудо – дерево, которое сам хочет.

При анализе работ закрепить строение, название и назначение сказочного дерева.

Осеннее дерево.

Средняя группа.

Цель:

· Формировать представления о происходящих изменениях в жизни деревьев осенью.

· Закреплять умение узнавать листья деревьев нашего края по внешнему виду, изображать их доступными способами по самостоятельному выбору, учить испытывать радость, удовлетворение от результатов труда.

Материал: «Чудесный мешочек» с осенними листьями, крупные изображения – образцы листьев березы, осины (из кусочков бумаги), рябины (из пластилина); бумага желтого, красного, зеленого цвета, силуэты листьев, клей, листочки картона 8х14 см, пластилин, стеки.

 

Ход занятия.

Воспитатель подводит детей к окну, организует наблюдение за признаками осени.

- Какое сейчас время года? (осень)

- Почему вы так считаете? (на улице холодно, солнце светит слабо, чаще дует ветер, идут дожди, листья меняют свой цвет).

- Подойдем к нашему «Чудо – дереву» и посмотрим, изменилось ли оно с приходом осени?

- Почему не изменилось?

- А вам бы хотелось, чтобы оно стало осенним?

- Давайте закроем глаза и попросим «Чудо – дерево» исполнить наше желание: «Крутись, вертись, в осеннее дерево превратись».

- Стало ли дерево осенним? (нет).

- Значит, оно не сказочное? (нет)

- А кто думает иначе? Посмотрите внимательно, что появилось на дереве? (дети замечают в дупле «Чудесный мешочек»)

- Как вы думаете, что в нем?

- Что в мешочке узнаем, когда отгадаем загадку:

Висят на ветке

Золотые монетки (осенние листья).

- Дерево подарило нам осенние листья (рассматривание осенних листьев по форме, цвету и размещение их на дереве).

- Чей это лист? (березы).

- Какой он? (маленький, похож на треугольник с мелкими зубчиками, черешок короткий, цвет – желтый).

- На какую ветку повесим? (березовую) и т.д.

(Лист осины - круглый, зубчики покрупнее, чем у березы. Черешок длинный, тонкий, в верхней части сплюснутый. Поэтому черешок, когда дует ветер может поворачиваться то вправо, то влево. Вместе с черешком и листочек поворачивается в разные стороны, колеблется, дрожит. Даже в народе появилась поговорка: «Дрожит, как осиновый лист»; осенью листья осины желтого, красного цвета.

Лист рябины – состоит из маленьких овальных листиков (перышек), которые располагаются попарно с двух сторон от стебелька; цвет – красный, желтый).

- Каким стало дерево? (красивым, разноцветным, осенним).

Пальчиковая игра «Дерево»:

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Разного цвета.

- Каких листьев на дереве больше: желтых или красных? (желтых); зеленых или разноцветных? (зеленых).

- Как сделать, чтобы разноцветных листьев стало больше?

- Где же взять листочки?

Организуется лепка рябинового листочка (способ придавливания и размазывания куска пластилина округлой формы на листочке картона) или аппликация по теме «Осенний листок» (наклеивание по рисунку из кусочков цветной бумаги).

После выполнения работы полюбоваться результатами детского труда, лучшими работами украсить «Чудо – дерево».

 

 

Тема «Грибы».

Тема «Домашние животные»

Тема «Дикие животные».

Тема «Транспорт».

Тема «Игрушки».

 

Тема «Листья и семена».

Тема «Овощи».

Тема «Фрукты»

городского округа Стрежевой Томской области.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.