Культура Беларуси в первой половине XIX в. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Культура Беларуси в первой половине XIX в.

2017-11-17 396
Культура Беларуси в первой половине XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начиная с конца XVIII в. и на протяжении первой полови­ны XIX в. культура белорусских земель развивалась под воз­действием идей Просвещения и романтизма. Основные черты эпохи Просвещения: светскость культуры и образования, инте­рес к естественным наукам, неприятие феодальных порядков, религиозного мировоззрения и догматического мышления, от­стаивание права каждого человека на свободу, в том числе на свободу мысли.

В эпоху Просвещения большое внимание уделялось созда­нию системы светского образования. В 1786 г. указом Екате­рины II создавалась сеть государственных сословных учебных заведений: в губернских городах - главные народные училища с 5-летним сроком обучения, в уездных городах - 2-летние ма­лые народные училища. Для крестьян они были недоступны.

В 1803—1804 гг. в Российской империи проходила реформа системы образования. Вся территория империи была разделена на учебные округа. Территория Беларуси вошла в Виленский учебный округ. Центром округа стал открытый в 1803 г. импе­раторский Виленский университет. Руководству университета подчинялись средние учебные заведения — гимназии. В свою очередь, дирекции гимназий руководили деятельностью уезд­ных училищ. Уездным училищам подчинялись приходские училища. Эта система образования основывалась на принципах светскости, преемственности и всесословности. Языком обуче­ния в Виленском учебном округе был польский. Одновременно действовали школы при католических и униатских монастырях, иезуитские коллегии, частные школы, в том числе ланкастер­ские (школы взаимного обучения, где уже грамотные ученики под руководством учителя обучали неграмотных). Следующая реформа образования, проведенная в 1828 г.д снова ввела со­словный Принцип обучения, ликвидировала преемственность ступеней образования: После восстания 1830-1831 гг. начался перевод системы образования на территории Беларуси на рус­ский язык. В связи с активным участием студентов и препода­вателей Виленского университета в восстании в 1832 г. он был закрыт. В 1832-1833 гг. в Вильно на базе университета были со­зданы Медико-хирургическая и Римско-католическая академии. В 1842 г. они были закрыты в целях ослабления польского наци­онального движения.

В первой половине XIX в. начинается научное изучение Беларуси и белорусского народа. Польские и русские ученые собирали археологический, этнографический, фольклорный ма­териал, изучали народный язык. Ян Чечот издал 6 сборников народных песен, духовную культуру белорусов изучал 3. Доленго-Ходаковский, историей края занимался Т. Нарбут. Братья Тышкевичи проводили археологические исследования, изда­вали исторические документы. Работы, содержавшие ценные сведения этнографического, фольклорного, краеведческого характера, написал П. Шпилевский.

Художественная культура Беларуси в первой половине XIX в. развивалась под влиянием романтизма. Романтизм, в противоположность рационализму и культу знаний, прису­щих эпохе Просвещения, на первое место выдвигал эмоцио­нальность, фантазию, интуицию. Романтики искали идеал не в настоящем, а в прошлом или будущем. В литературе Бе­ларуси первой половины XIX в. это идейно-художественное направление сочеталось с классицизмом и сентиментализмом, что нашло выражение в творчестве Я. Чечота, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича и др. Поэтом-романтиком был А. Мицкевич, который использовал в своих произведениях темы и образы истории ВКЛ. В литературе господствовал поль­ский язык. На белорусском языке были написаны анонимные поэмы «Энеида навыворот» и «Тарас на Парнасе», которые рас­пространялись в рукописных копиях.

В изобразительном искусстве романтизм соседствовал с классицизмом (картины И. Олешкевича, И. Хрупкого) и су­ществовал как самостоятельный художественный стиль (кар­тины В. Ваньковича, Я. Дамеля, В. Дмоховского). Наибольшее распространение получили жанры: портрет, историческая кар­тина, пейзаж.

Классицизм господствовал в архитектуре. Внешний вид дворцов, административных зданий, храмов соответствовал канонам античной архитектуры. Городская застройка стано­вилась симметричной, соблюдалась прямолинейность улиц и площадей. В классическом стиле были построены дворец Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, Иосифовский собор в Могилеве и др. Романтизм распространился в садово-парковом искусстве.

В первой половине XIX в. постепенно исчезли крепостные те­атры.на смену им пришли временные театральные коллективы (антрепризы) из наемных профессиональных актеров, работавшие на коммерческой основе. Все театральные спектакли ставились на польском языке. В середине 40-х гг. XIX в. правительственная политика была направлена на создание постоянных театров в гу­бернских центрах, которые ставили польские и русские пьесы.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.