Сущность «просвещенного абсолютизма» и реформы Екатерины 2. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сущность «просвещенного абсолютизма» и реформы Екатерины 2.

2017-11-17 328
Сущность «просвещенного абсолютизма» и реформы Екатерины 2. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

28 июня 1762 г. произошел государственный переворот, в результате кот. на российский трон взошла жена Петра Ш Екатерина Алексеевна, провозглашенная Екатериной П, а спустя несколько дней Петр Ш погиб при загадочных обстоятельствах. Царствование Екатерины П, длившееся 34 года, оставило глубокий след в отечественной истории, породив множество противоречивых суждений и о самой Екатерине и о ее правлении. Ко времени вступления на престол, Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли и у нее сложились представления о том, что необходимо для процветания государства. Они и повлияли на формирование политической программы императрицы. Программа, а значит и внутренняя политика Екатерины, основывались на принципах Просвещения. Этот период русской истории получил в литературе название «просвещенного абсолютизма». Временем «просвещённого абсолютизма» называют несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г., а к просвещённым монархам принято относить Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского и Екатерину II. Считается, что эти монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе. Главную заслугу Петра I Екатерина видела в европеизации России, в превращении ее в мощную империю с ведущей ролью в мировой политике. Однако к современной Европе императрица относилась критически и не считала, что надо заимствовать с Запада все подряд. Отрицательно Екатерина относилась к той жестокости и поспешности, которые проявлял Петр I. Главным принципом Екатерины был принцип постепенности. Вступив на престол, Екатерина не сразу стала осуществлять свои замыслы, а попыталась познакомиться с состоянием государственных дел. Для этого она создала несколько комиссии, которые должны были изучать положение дел и представить свои предложения, т.е. первые годы царствования Екатерины II прошли в подготовке реформ. Одна из первых реформ коснулась реорганизации Се- ната в 1763 г. Утвержденный императрицей план нового Сената, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями. Сенат лишался законодательной власти, но сохранял судебную функцию и был контрольным органом. Это было главным недостатком реформы, но первое время центральный аппарат управления стал работать более эффективно. Другая важная реформа была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. В феврале 1764 г. Екатерина подписала указ, по которому все монастырские земли вместе с крестьянами передавались в ведение Коллегии экономики. Так, Екатерина II сделала новый шаг в развитии абсолютизма. Она управляла страной самодержавно, опираясь на существующую систему государственных учреждений, преобразуя и совершенствуя их как органы абсолютистского государства. В 1775 г. был подготовлен один из наиболее значительных законодательных актов екатерининского правления - «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Это было началом губернской реформы, основным содержанием которой была реорганизация местного управления. Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти. Впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Важным преобразованием первых лет царствования Екатерины была реорганизация управления новыми территориями необъятной империи. Как правило, земли, попавшие под власть царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности управления, а в ряде случаев - даже элементы автономии. По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым.. Особое раздражение императрицы вызывал статус автономии Украины. В начале 1764 г. в инструкции князю А.А.Вяземскому при назначении его главой Сената Екатерина П писала о необходимости лишения Украины автономии. Реформируя систему управления Российской империей, Екатерина II совершенствовала законодательство, для чего была создана комиссия из представителей различных социальных групп и регионов страны, которая получила название Уложенной комиссии. Екатерина написала для комиссии «Наказ», в котором изложила свои представления о содержании и характере законов, которые необходимо было разработать. В июле 1767 г., после долгого обсуждения, «Наказ» был опубликован. В нем говорилось, что для такой большой страны, как Россия, идеальной формой правления является самодержавие. Одной из важнейших задач Уложенной комиссии выдвигалась разработка законов об отдельных сословиях. Наказы посвящены дворянству и третьему сословию Большой раздел документа был посвящен понятиям преступления, следствия, суда и наказания. Законы, утверждала Екатерина, существуют не для устрашения, а для воспитания граждан. Екатерина была против пыток и смертной казни. Комиссия для сочинения проекта нового Уложения начала заседать в Москве в июле 1767 г. По сути дела, это было первой попыткой внедрить в государственную сферу России учреждение парламентского типа. Уже вскоре после начала заседаний Уложенной комиссии выяснилось, что депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования большинства депутатов, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических знаний. Но главное - депутаты оказались консервативными: их волновали узкосословные и групповые интересы. В декабре 1768 г. под предлогом начавшейся русско-турецкой войны разочарованная императрица подписала указ о роспуске комиссии. Так закончился первый этап екатерининских реформ, особенностью которого было стремление императрицы осуществить преобразования совместно с представителями различных социальных групп. 17 января 1765 г. появился указ, по которому помещикам разрешалось провинившихся крестьян отдавать в каторжные работы. 22 августа 1767 г. появился второй указ, который запрещал крестьянам подавать жалобы на помещиков непосредственно в руки государя. Важнейшим направлением деятельности Екатерины II было создание законодательства о сословиях. 21 апреля 1785 г. она издала 2 обширных документа, которые принято называть Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый документ законодательно оформлял все права и привилегии дворянства, которых оно добивалось на протяжении столетия. Жалованная грамота городам носила иной характер. Она не была адресована определенному сословию, и в ней рассматривались не только личностные и сословные права городского населения, а организация и деятельность купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления. Создавая программу о сословиях, Екатерина П не могла миновать крестьянство. Документы свидетельствуют о том, что проект жалованной грамоты крестьянам был заготовлен, но не был утвержден.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.