Конфуцианство как государственно-политическая доктрина — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Конфуцианство как государственно-политическая доктрина

2017-10-21 1965
Конфуцианство как государственно-политическая доктрина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конфуцианство - это этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.

В эпоху войн и феодальной раздробленности конфуцианство пыталось стать мировоззренческой основой укрепления общественного строя и сложившихся форм государственного управления, призывая строго соблюдать древние традиции. Нужно отметить, что философия Конфуция носит традиционалистский характер, то есть он идеализировал определенные предками принципы взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Основные положения учения изложены в трактате «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»).

Собственно, общая управленческая направленность конфуцианства сводила отношения «начальник-подчиненный» к модели отношений «отец-сын». При этом конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых, т. е. людей соответственно умственного, управленческого и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им в рамках заявленной «семейной модели».

Поэтому главными здесь были вопросы этики, морали и управления государством. Отсюда вполне правомерно считать именно конфуцианство первой философской концепцией менеджмента, где правление рассматривалось как этическая доктрина.

Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Согласно Конфуцианству постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородные мужи»). Они же - представители высших слоев общества. Простолюдины - сяо жэнь (дословно - «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающееся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера Конфуцианства. Конфуцианство, уделяя большое внимание вопросам гуманного управления, опиралось на идею обожествления власти правителя, существовавшую до Конфуция, но им развитую и обоснованную. Император объявлялся «сыном неба» (тянь-цзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Конфуцианство, считая, что «управлять - значит исправлять», придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция, смысл которых в различных переводах сводится к следующему: государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном.

Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями. Это, по мнению Кун Фу-цзы, должно было способствовать усилению главного элемента управления государством. Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал мысль о том, что народ имеет право свергнуть жестокого правителя путём восстания. Эта мысль определялась в конечном итоге сложностью социально-политических условий, острой классовой борьбой и войной между царствами. Таким образом, Конфуций стремился заменить в деле управления страной родовую знать служилым чиновничеством, выдвигаемым по личным качествам. До середины 20 в. конфуцианство было официальной идеологией в Китае. До сих пор оно продолжает оказывать влияние на философскую мысль страны.

Особенности культа и обряды

Основным предметом поклонения китайцев издревле было Небо (тянь), культ которого возник за несколько веков до Конфуция. Китайское Небо – это безликая сила, регулирующая жизнь людей, карающая недостойных и вознаграждающая добродетельных. Китайские императоры именовались Сынами Неба и, как считалось, имели с ним родственную связь. Смена династий преподносилась как передача Небом мандата (мин) на управление империей более достойным. Культ Неба осуществлял только сам император.

Важнейший для конфуцианства культ предков также не был нововведением Конфуция, однако для его последователей он имел новый смысл. С одной стороны, как уже отмечалось, Конфуций мало уделял внимания религиозной сфере в нашем обычном понимании. С другой, культ предков играл важную социальную роль. Существовала своего рода "табель о рангах", по которой человек, согласно своему статусу мог иметь то или иное количество табличек умерших предков в своем храме. Кроме того, похороны, соблюдение времени скорби по умершим предкам, воздаяние им посмертных почестей и жертвоприношения – все это, как и многое другое, регламентировалось множеством правил и их соблюдение определяло не только моральный уровень человека, но и его законопослушность в поддержании семейных, клановых и, наконец, государственных устоев.

С культом предков связаны нормы Сяо. Сяо — основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, особенно — человек грамотный, просвещенный, гуманный, который стремится к идеалу цзюн-гзы. Суть сяо в пяти обязательствах: 1) всегда выражать полное уважение к родителям; 2) подавать им любимую еду; 3) ухаживать за ними, когда они болеют; 4) с глубокой печалью воспринимать их смерть; 5) приносить им, покойным, жертвы с торжественностью. Культ сыновней почтительности со временем достиг в Китае общего придания и стал нормой жизни.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких предков к далеким потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не вставала. Любовь, т. е. нечто личное и эмоциональное, всегда находилась совсем иной плоскости, на неизмеримо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга. Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе (мужчины из состоятельных семей могли компенсировать её отсутствие выбором наложницы по вкусу - этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному). Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего осознанного социально-семейного долга, который выражался опять-таки в соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках.

В Китае, как стране до последнего времени почти исключительно аграрной, закономерно существовал и культ Земли (ше). Еще с древнейших времен он был связан с шаманизмом и оккультными практиками. Алтари Земли существовали в каждой деревне, а со временем стали строиться и при дворах знати и правителей. Каждой весной правитель на ритуальном поле возле столичного алтаря лично вспахивал первую борозду, после чего все остальные могли приступать к полевым работам. Весной и осенью возле алтарей Земли проходили праздники в честь пробуждения природы и сбора урожая. Эта практика также вошла в конфуцианскую традицию.

Культ Конфуция отличался от поклонения другим божествам и занимал особое место не только в конфуцианстве, но и в даосизме. Ритуал почитания Конфуция не содержит прошений, характерных для прочих религиозных культов, а состоит из гимнов, прославляющих его как великого Учителя. Главную церемонию в честь Конфуция раз в год на его родине проводил сам Император, а во времена Китайской республики члены правительства.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.