Лекция № 10 методика проведения экскурсий — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лекция № 10 методика проведения экскурсий

2017-10-21 501
Лекция № 10 методика проведения экскурсий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективность любой экскурсии зависит от нескольких факторов: привлекательность объектов, качества подготовки, интенсификации предварительного этапа, профессионализма экскурсовода и техники ее проведения.

Экскурсионная методика предъявляет ряд требований к технике ведения экскурсии:

1) требования к организации контакта с группой;

2) требования к расстановке группы у объекта;

3) требования к организации движения группы;

4) требования к соблюдению экскурсионного времени.

Организация контакта с группой – важнейший фактор успеха экскурсии, поскольку экскурсионный процесс строится, прежде всего, на межличностном общении.Экскурсия начинается со знакомства с группой. Экскурсовод называет себя, предприятие, которое представляет, данные водителя автобуса. Задача экскурсовода определить психологический настрой группы, заинтересовать экскурсантов, привлечь их внимание к теме экскурсии.

Организация расстановки группы – методика, меняющаяся в зависимости от объекта и группы. Экскурсовод, на предварительном этапе определяет несколько вариантов размещения группы для изучения объекта. Вариативность размещения группы необходимо при наличии незапланированных ситуаций в процессе экскурсии – отсутствии места для размещения, наличие большой по численности группы, ремонт объекта, изменение климатических условий, требования безопасности.

Организация движения группы – важный процесс как пешеходной, так и транспортной экскурсии. Любое перемещение экскурсантов в пространстве должно быть обосновано, связано с маршрутом, графиком экскурсии, объяснено и мотивировано туристам экскурсоводом. Кдвижению экскурсантов нужно готовить заранее. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы отстанет, потеряв возможность знакомства с объектом. Количество остановок группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив их значение. Экскурсовод движется перед группой, либо в ее центре, организуя перемещение колонны, определяя направление движения к объекту. При коротких остановках или при посещении отдельных объектов (сувенирных магазинов, храмов) экскурсовод должен сообщить график движения автобуса и время отведенное на осмотр отдельного объекта.

Темп движения группы зависит от ее возрастного состава, рельефа местности, качества дорожной инфраструктуры. В пешеходной экскурсии традиционно темп движения экскурсантов медленный, поскольку объекты показа расположены рядом друг с другом. В соответствии с общим темпом движения группы строится и рассказ экскурсовода. Экскурсовод направляет передвижение экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте, определяя наиболее интересный ракурс.

Начало движения автобуса от объекта к объекту начинается только тогда, когда в автобусе собирается вся группа. Организатором и в этом случае выступает экскурсовод, который заходит в автобус последним.

Соблюдение экскурсионного времени. Время, отведенное на экскурсию и на ее отдельные объекты, указывается вметодической разработке. Способность укладываться во время экскурсии – одна из важнейших характеристик профессионализма экскурсовода. Для избежания увеличения времени экскурсии из-за организационных не состыковок, экскурсовод должен иметь несколько временных вариантов проведения экскурсии, работы у отдельного объекта.

Кроме относительно общих методических рекомендаций, подходящих для большинства экскурсий, выделяют методические рекомендации для проведения пешеходных и автобусных экскурсий

Методика проведения городской пешеходной экскурсии. Методика подготовки и проведения пешеходных экскурсий основывается на общих методических требованиях, но вместе с тем имеет некоторые особенности в отборе материала, построении маршрута, методах показа экскурсионных объектов. Успех проведения экскурсии зависит не только от ее содержания, но и от уровня методической разработки экскурсии, от мастерства экскурсовода.

Проводя экскурсию каждый экскурсовод руководствуется методической разработкой. Она определяет це­левую установку экскурсии, время ее проведения, маршрут, перечень основных вопросов и объектов показа и дает некоторые методические указания. Вместе с тем, методическая разработка не может предусмотреть всех случаев, которые могут возникнуть на практике.

Во время пешеходной экскурсии экскурсанты имеют возможность видеть по пути большое количество объектов и, естественно, у экскурсантов могут возникнуть вопросы. Экскурсовод должен иметь обо всех объектах, встречающихся по пути движения и не входящих в маршрут, исчерпывающие сведения. Поэтому особенно важно предварительно продумывать план проведения каждой экскурсии в соответствии с запросами данной группы экскурсантов, маршрутом, возможностями показа основных и дополнительных объектов. Таким образом, план проведения каждой экскурсии по одной и той же теме может меняться в зависимости от конкретных условий.

Подготовленность экскурсовода к экскурсии определяется не только знанием темы, но и заранее продуманным четким планом проведения данной конкретной экскурсии, а также достаточным запасом знаний по городу в целом.

В каждом случае экскурсоводу необходимо учитывать подготовленность и специфику группы и, сохраняя общую направленность содержания экскурсии, обогатить ее новыми фактами, примерами, положениями, представляющими особый интерес для конкретной группы.

Особенно важно выяснить состав группы, комплектуемой из одиночных экскурсантов. В группе могут оказаться люди самых различных профессий и различного уровня образования. Учитывая это, рассказ надо строить так, чтобы он был ясным и понятным для всех. При употреблении специальных терминов желательно тут же дать им объяснение. Очень хорошо использовать для сравнения и связи материал тех городов и мест, откуда прибыли экскурсанты.

Любая пешеходная экскурсия состоит из трех частей:

1) вступления,

2) основной части, или собственно экскурсии,

3) заключения.

В пешеходной экскурсии особенно важно ее начало. От этого нередко зависит успех всего мероприятия. Первые минуты общения человека с незнакомой ему аудиторией всегда наиболее ответственны. Если в первые минуты удалось заинтересовать слушателей, сосредоточить их внимание на теме, если удалось установить контакт с группой, то вся дальнейшая работа облегчается, ибо аудитория будет воспринимать каждое слово экскурсовода. В случае, когда первые слова произносятся скучно, невырази­тельно, мобилизовать в дальнейшем внимание слушателей в пешеходной экскурсии оказывается трудно, как бы интересен ни был материал.

Длительность вступления должна составлять не более 4-6 минут, а в тематических экскурсиях – 7 – 8 минут. Этого достаточно, чтобы познакомить аудиторию с целью и задачей экскурсии, маршрутом, длительностью его. Во вступлении экскурсовод говорит о порядке осмотра объектов, о расположении группы на остановках, о правилах уличного движения и других организационных моментах.

В пешеходной экскурсии вступление должно подводить к восприятию того материала, изложением которого начинается рассказ на первой остановке. Вступительную беседу мы начинаем с определения темы экскурсии, подчеркивая цель экскурсии, останавливаемся на тех вопросах, которые будут освещены в ходе экскурсии.

В методике изложения материала в самом ходе пешеходной экскурсии большое значение имеет композиция рассказа, то есть порядок раскрытия содержания темы или объекта. Композиция рассказа на каждой остановке в значительной степени зависит от объектов и материала о них. Почти в каждой пешеходной экскурсии можно выделить три-четыре центральных, узловых остановки, на которые падает большее количество материала, чем на остальные. Обилие материала на таких остановках связано, с одной стороны, со значимостью самих объектов, с другой стороны – с необходимостью говорить на одной остановке о ряде объектов, расположенных в пределах видимости.

При этом умение композиционно правильно построить рассказ приобретает особое значение. В тех случаях когда перед экскурсантами возникает панорама значительной части города и перед глазами много зрительных объектов, экскурсоводу необходимо отобрать наиболее значительные и наметить логически и хронологически оправданную последовательность их показа и рассказа о них. Композиция рассказа зависит в значительной степени от мастерства экскурсовода.

При панорамном обзоре города экскурсовод жестом прежде всего обращает внимание людей на особенности расположения города, его планировку, его живописность. У экскурсантов должно сложиться общее представле­ние о городе. После этого следует уже конкретный показ отдельных объектов, предусмотренных в экскурсии.

Следует всегда давать определенные, понятные для экскурсантов, ориентиры. Экскурсовод не может продолжать рассказ, пока не убедится, что показываемые объекты видят все. Надо помнить, что экскурсанту необходимо время, чтобы как следует вглядеться в объект.

В случае, когда объектом экскурсии является скульптурный памятник, для его показа экскурсовод должен выбрать наиболее удобную точку (или точки) обзора, учитывая освещенность памятника в различную пору дня. Пешеходная экскурсия создает наиболее благоприятные условия для его осмотра, так как многие памятники можно осмотреть по-настоящему, только обойдя их вокруг. Если на памятнике имеются надписи с нескольких сторон, а время не позволяет показать их все, необходимо включить текст в рассказ об историческом событии, связанном с данным объектом.

Методика показа объектов пешеходных экскурсий в целом такая же, как и в других видах экскурсий. Главное требование при их проведении, как и любой экскурсии, заключается в том, что показ объектов должен быть подчинен общей задаче и теме экскурсии.

Проводя пешеходную экскурсию, необходимо соблюдать чувство меры. Увеличение количества экскурсионных объектов отрицательно сказывается на слушателях: они теряют интерес к окружающему. Не нужно перегружать экскурсантов разнородными сведениями: датами, названиями, именами, цифрами.

Называя фамилии архитекторов, ученых, деятелей культуры и других выдающихся людей, рекомендуется стремиться вызвать у группы определенные ассоциации, напомнить о данном деятеле что-либо, что может быть уже знакомо экскурсантам.

При проведении пешеходной экскурсии по городу экскурсовод рассказывает о событиях, происходивших в прошлом на той или иной площади или улице. Для того, чтобы экскурсанты представить себе события, экскурсоводу необходимо использовать метод реконструкции, словесно воссоздать облик места и объекта таким, каким он был в описываемую эпоху. Чтобы воссоздать прошлое, необходимо глубокое знание исторического материала в деталях, применительно к данному конкретному объекту и месту.

Материал в пешеходной экскурсии лучше излагать в виде художественного рассказа с красочными, запоминающимися подробностями, только такой рассказ может эмоционально воздействовать на воображение экскурсантов и заставить их увидеть то, что было здесь много лет назад.

Воссоздание того или иного объекта, события, экскурсовод может привлекать выдержки из воспоминаний, мемуаров, краеведческих очерков, из художественных произведений. Подобные цитаты усиливают общее впечатление от экскурсии.

Большое значение в экскурсии имеют логические переходы. Они делают рассказ единым, связанным органически. Это особенно важно в городских обзорных экскурсиях, где объекты расположены так, что трудно излагать ход событий в строго хронологическом порядке, а памятники различных эпох располагаются нередко рядом.

Логические переходы должны связывать не только отдельные темы, излагаемые на остановках по маршруту экскурсии, но и группу узловых вопросов, раскрывающих тему на одной остановке. Хорошо, когда эти переходы продуманы и органически вытекают из содержания рассказа, подводя слушателей к восприятию материала на следующей остановке. Продуманные переходы всегда подчеркивают целенаправленность экскурсии.

Одним из составных элементов экскурсии является заключение. Оно помогает систематизировать в сознании слушателей многообразный материал, полученный в экскурсии, дает возможность четко изложить общие выводы и кратко сформулировать общий итог экскурсии.

Оживляет экскурсию и способствует лучшему раскрытию темы использование наглядного иллюстративного материала (фотографий, репродукций с картин, планов, карт, схем). Вместе с тем использование иллюстративного материала в пешеходной экскурсии имеет ряд требований. Экскурсовод не должен подменять подлинные объекты, а лишь дополнять рассказ о них. В пешеходной экскурсии необходимо использовать «портфель» экскурсовода для показа перспективных планов развития города, когда сообщается о размерах строительства в городе, о проектах будущих зданий, улиц, площадей, кварталов.

Рассказ экскурсовода в сочетании с иллюстративным материалом дает возможность слушателям представить более ярко, живо и конкретно исторические события или перспективы будущего. Число фотографий, схем, планов, как показала практика, не должно превышать 10-15, так как слишком большое количество иллюстративного материала может затянуть рассказ и рассеет внимание экскурсантов, отвлечет их от главного – от восприятия подлинных памятников.

В ходе экскурсии у слушателей возникает ряд во­просов, на которые экскурсоводу следует ответить. Формы ответов на вопросы могут быть различными. Если задается вопрос, представляющий интерес для всей группы и ответ на вопрос содействует более глубокому раскрытию темы, следует ответить на него так, чтобы было слышно всей группе. Для этого необходимо громко повторить заданный вопрос и сразу ответить на него.

Необходимо, чтобы вопросы, касающиеся истории города, даже непосредственно с темой не связанные, также становились достоянием всей группы, но ответы на такие вопросы лучше давать во время пауз или в конце экскурсии, они не должны нарушать логическую стройность рассказа.

Ответы на вопросы должны быть лаконичными, конкретными, но достаточно полными.

В общении с людьми во время пешеходной экскурсии первостепенную роль играет эмоционально насыщенная, правильная речь экскурсовода.

Как и для всякого пропагандиста, для экскурсовода главное оружие — слово. Экскурсовод должен говорить лаконично, выразительно, обладать хорошей дикцией, умеренным жестом, уметь владеть своим голосом. Ни в коем случае нельзя вести рассказ в такой форме, которая создает впечатление, будто экскурсовод излагает тщательно заученный материал.

При проведении пешеходной экскурсии не следует избегать некоторых повторов в заключении. Они способствуют лучшему усвоению и закреплению материала. Заключение целесообразно проводить в течение 4-5 минут. При этом необходимо напомнить основные тезисы экскурсии, четко сформулировать общие выводы и порекомендовать экскурсантам ознакомиться с теми достопримечательностями города, которые не вошли в маршрут данной экскурсии.

Именно эти моменты должны определять содержание заключения, которое лучше всего сделать на последней остановке по маршруту экскурсии, непосредственно вслед за изложением материала о последнем объекте.

Методика проведения автобусной экскурсии. Автобусные экскурсии одна из популярных и распространенных форм экскурсионного обслуживания. Объясняется это как расширением технических возможностей, так и стремлением людей в сжатый срок получить максимум информации, полнее использовать время отдыха.

Притом, что методика проведения автобусных экскурсий соответствует всем основные принципам экскурсионной методики, автобусные экскурсии включают целый ряд специфических приемов и методов их проведения.

Автобус, как и любой другой вид экскурсионного транспорта, не только сокращает время перемещения группы от одного объекта к другому, но и делает маршрут менее утомительным для экскурсантов. Поэтому расстояние уже не является решающим фактором при построении экскурсии.

Автобусные экскурсии дают возможность использовать для раскрытия темы большое количество зрительного материала, - как основного, так и вспомогательного. В некоторых случаях создаются более благоприятные условия для показа материала в хронологической последовательности. Экскурсия становится намного динамичнее, и время, отведенное на ее проведение, расходуется более производительно.

Вместе с тем при переезде от одного объекта к другому увеличивается объем зрительного материала, не имеющего прямого отношения к теме и отвлекающего экскурсантов. Поэтому экскурсоводу труднее сохранить тематическую направленность экскурсии. Кроме того, он не всегда свободен в выборе наиболее удачного места для показа объекта, как во время движения, так и на остановках, разрешаемых далеко не всюду. Условия обзора местности из окон автобуса также хуже, чем на открытом воздухе.

В процессе проведения транспортной экскурсии экскурсоводом привлекается такой вид экскурсионного обслуживания, как путевая экскурсионная информация. Подобная форма экскурсии применяется в процессе следования экскурсионной группы к пункту назначения, представляет собой рассказ об экскурсионных объектах, населенных пунктах, предприятиях, достопримечательных местах, памятниках истории и культуры, природы, расположенных на пути следования экскурсантов. Путевая информация содержит те или иные краткие сведения об объектах, находящихся по пути следования, приводится в форме документальных справок, комментариев Путевая информация носит многотемный характер. Показ объектов в этом случае носит второстепенный характер. Как правило, выход группы для знакомства с объектами не предусмотрен.

Правильно подготовленная и проведенная путевая информация существенно дополняет экскурсии, расширяя представления участников путешествия о крае, где они находятся.

Автобусные экскурсии требуют затраты значительного времени на переезды, ибо наиболее инте­ресные в экскурсионном отношении объекты расположены, как правило, на довольно большом расстоянии друг от друга.

В таких случаях, чтобы избежать непроизводительной траты времени, приходится идти на значительно большую загруженность объектами одной экскурсии, а не на увеличение числа экскурсий. В результате возникает необходимость вклю­чить в одну экскурсию ряд подтем или отдельных объектов, не имеющих прямого отношения к основной теме, но представляющих интерес для экскурсантов. Таким образом, условия проведения автоэкскурсий часто определяют их многолановость.

В этих условиях очень важно, чтобы материал всех частных подтем или кратких справок об объектах давался в определен­ной связи с основной темой и в композиции экскурсии занимал строго определенное место. В противном случае экскурсия превратится в бессистемный рассказ.

Автобусные экскурсии, несмотря на их широкое распространение, как правило, и на городских, и на загородных маршрутах в «чистом» виде встречаются редко. Чаще они по способу передвижения являются комбинированными. На пешеходных отрезках маршрута по возможности излагается материал основной темы. Следовательно, значительное количество справочного материала и даже часть основного, а также некоторые подтемы приходится давать в движении. Этот материал опирается на определенные зрительные объекты, излагается в более сжатой, но вполне закон­ченной форме, с обобщениями и выводами.

В зависимости от значимости объекта и его характера экскурсовод обязан найти оптимальные условия для его показа. В автобусной экскурсии объекты осматриваются как в процессе движения автобуса, так и на остановках. При автопешеходных экскурсиях по городу показ объекта в ряде случаев ведется из окон стоящего автобуса. Поэтому для остановки автобуса очень важно выбрать такое место, откуда объект был бы виден каждому экскурсанту.

В связи с тем, что угол обзора из автобуса значительно меньше, чем на открытом воздухе, особенно для сидящих на противоположной от объекта стороне автобуса, нельзя подъезжать близко к объекту, имеющему крупные размеры.

В этом случае рекомендуется останавливаться на противоположной от объекта стороне улицы или площади. Условия для обзора объектов наиболее благоприятны, когда они видны слева или справа по ходу автобуса. В этом случае обзору не мешают впереди сидящие экскурсанты или высокие спинки кресел. Плохо, если объект находится впереди ма­шины, особенно на близком расстоянии. Совершенно недопустимо показывать объект, находящийся позади автобуса. Если объезд на проезжей части улицы или площади не может создать нужные условия для показа, целесообразно сделать остановку и вывести группу наружу. Этот прием используется и в том случае, когда остановка у объекта или вблизи от него запрещена, либо не все нужные объекты видны из автобуса.

Для интенсификации показа на автобусной экскурсии экскурсовод должен находиться в строго определенном месте. Практикой оно точно установлено – первое сиденье (когда экскурсовод сидит) и у кабины водителя (если он стоит). Но во всех случаях во время рассказа экскурсовод должен быть лицом к слушателям.

Работа с объектами во время движения определяется двумя обстоятельствами: во-первых, группа не может быть расположена по отношению к объекту иначе, чем это позволяет дорога, и во-вторых, зритель постоянно перемещается по отношению к объекту. В этих условиях экскурсоводу нужно найти на маршруте движения наиболее удачное место показа объекта, откуда он был бы лучше всего виден всей группе. Эффективность показа во многом зависит от изучения экскурсоводом данных об особенностях каждого объекта и условиях его показа. Мы имеем в виду особенности расположения объекта, выбор наиболее благоприятного места его обзора, учет времянахождения его в поле зрения экскурсантов, выразительность, размеры, удаленность объекта от автобуса, приемы ориентирования. Экскурсовод должен хорошо знать, когда появится объект в поле зрения группы и уметь рассчитать начало своего рассказа к моменту появления объекта. Одной из особенностей этой работы является опережающий его осмотр, то есть предварительная подготовка слушателей к восприятию объекта, который может по­явиться в поле зрения лишь на короткое время.

Во время движения автобуса экскурсовод не всегда может рассчитывать на то, что в пределах видимости находится сле­дующий объект. В подобных условиях экскурсовод, хорошо изучивший маршрут, безошибочно определяет момент, когда объект появляется. Ему помогают такие ориентиры, как знакомые здания, дорожные знаки, повороты, изменения профиля дороги, складки прилегающей местности, и другие. Одним из важных условий подготовки к авто­бусным экскурсиям является тщательное изучение маршрута, точное знание мест наилучшей видимости объекта.

Показ объектов в движении также требует использования специфических приемов. Очень часто из окна автобуса открывается широкая панорама местности с многочисленными объектами, заслуживающими внимания. Экскурсовод должен, показав панораму, затем сосредоточить внимание группы на каком-то одном хорошо ви­димом объекте. А затем, используя его как ориентир, можно показывать другие объекты. Показ в подобных условиях требует строгой последовательности. Бессистемное перескакивание с объекта на объект не достигает цели и вызывает досаду у экс­курсантов, не успевших сориентироваться. Поэтому очень важно точно сориентировать слушателей, направив их внимание на первый объект.

Если же несколько объектов, требующих показа, расположены один за другим на равном удалении, то показ следует начинать с ближнего. Обратный порядок показа возможен лишь в том случае, если дальние объекты появляются в поле зрения и исчезают раньше, чем ближние. В тех случаях, когда объект плохо виден из-за тумана, дождя или особенностей освещения, думается, не следует тратить времени на ориентирование и показывать его. Если же он очень важен, следует дать справку о нем, сообщить его местоположение по отношению к какому-либо хорошо видимому объекту и затем, пользуясь приемом словесной реконструкции, воссоздать его облик. Не следует показывать то, чего не может увидеть вся группа. Если же экскурсовод решил показать подобный объект группе, то он должен заранее попросить водителя остановить машину, чтобы люди смогли спокойно рассмот­реть достопримечательность. Показ хорошо видимых одиночных объектов особых трудно­стей не представляет. Тут достаточно одного жеста экскурсовода или краткого ориентирования по отношению к автобусу или направлению его движения.

Показ объектов на остановках и рассказ строится так же, как и на пешеходной экскурсии. При показе же во время движения обычно ограничиваются краткой справкой. Если объекты значительно удалены друг от друга, такая справка может быть более подробной. Нужно тщательнее отбирать материал и предельно кратко излагать его. Следует избегать повторений при показе однохарактерных объектов. Необходимо предварительно продумать, какой материал целесообразнее давать у каждого из них, какой акцент сделать.

В дальних экскурсиях не следует бояться перерывов в объяснении. Важно, чтобы паузы были логически обоснованны. В подобных случаях трудно отрабатывать логические переходы, учитывая перерывы в рассказе. Они должны быть запоминающимися, с них можно и начать рассказ у следующего объекта.

Рассказ в автобусе ведется, как правило, с помощью микрофона, что предъявляет повышенные требования к речи – ее дикции, умению владеть голосом. Речевые погрешности экскурсовода становятся, вследствие усиления голоса, более ощутимыми. Экскурсоводу помогает правильный жест, но нельзя забывать, что в руке микрофон. Жест делается рукой, свободной от микрофона, чтобы не ухудшалась слышимость. В автобусных экскурсиях особое значение приобретает умение экскурсовода установить прочный контакт с группой. Экскурсоводу необходимо предварительно ознакомиться с группой, ее интересами и запросами, учитывать ее возрастной, профессиональный, национальный состав, научиться активизировать внимание слушателей в период длительных переездов.

При ведении рассказа в движении экскурсовод должен по­стоянно следить за реакцией группы. В связи с увеличением шума двигателя нужно избегать рассказа на крутых и затяжных подъемах.

Успех автобусных экскурсий, особенно продолжительных, требует соблюдения и выполнения определенных организационно-технических условий. Экскурсия начинается со встречи с группой. Чаще всего экскурсовод прибывает к ней экскурсионном автобусе. Он успел познакомиться с водителем, уточнил с ним маршрут движения, обговорил все возможные варианты совместной работы в зависимости от дорожных, погодных и других условий. После того, как группа заняла свои места, озвучивается вступление. Необходимо, чтобы экскурсанты прослушали вступительную речь в деловой и спокойной обстановке, узнали маршрут экскурсии и необходимые организационные требования, соблюдение которых необходимо. Поскольку группу приходится часто выводить из машины, экскурсоводу нужно быть очень осторожным в соблюдении правил безопасности. Прежде всего, следует останавливать автобус в таком месте, где выходу не угрожает проходящий транспорт.

Методика проведения загородной экскурсии. Загородные экскурсии – форма экскурсионного обслуживания, предполагающая привлечение объектов экскурсионного показа, находящихся за пределами городской черты. Разработка таких маршрутов необходима для развития экскурсионно-туристского дела. Для экскурсантов они удобны, так как проводятся в выходные дни. Еще удобнее, когда поездка продолжается 2,5 или 2 дня. Тематический диапазон этих экскурсий велик, но необходимо выделять главную тему, а потом уже подтемы, помогающие углубить и расширить главную тематическую линию.

При составлении маршрута многочасовой экскурсии в ос­нову берется тематический принцип построения, определяют­ся цели и задачи, информационное значение маршрута. Опре­деляются подтемы по объектам показа, подчеркивающие главную тему и направленность экскурсии.

Загородные экскурсии классифицируются по общей схеме, принятой в методике экскурсионного дела.

Тематические загородные экскурсии делятся на следующие группы:

1) исторические;

2) военно-исторические;

3) природоведческие;

4) производственно-экономические;

5) искусствоведческие;

6) архитектурные;

7) литературные.

Особенность загородных экскурсий состоит в их связи с общей экскурсионной программой. Если многодневная экскурсионная программа предполагает всестороннее знакомство с городом, то экскурсию по дороге следует сделать также многоплановой с выде­лением основной темы и подтем. Многоплановая загородная экскурсия носит историко-краеведческий характер, основными ее темами являются: при­рода, экономика, хозяйство и история края, по ко­торому проходит экскурсионный маршрут. Загородную экскурсию, включающую литературную обзор­ную экскурсию по городу с посещением литературного музея-усадьбы, определяют как литературную.

Определение тематической направленности загородной экскурсии зависит и от состава экскурсантов. Туристические фирмы крупных городов на заго­родных экскурсиях обслуживают жителей своего города и района. Туристические фирмы курортных городов и экскурсо­воды туристских баз обслуживают приезжих туристов. Если мест­ные жители стремятся углубить свои знания по определенной теме, то туристы, приехавшие из разных мест страны, хотят по­лучить общие представления о достопримечательностях дан­ного района. Поэтому для них организуются многоплановые историко-краеведческие экскурсии.

Во время проведения загородной экскурсии перед экскурсоводом стоит сложная задача. Он должен, используя общие методические приемы показа объекта и рас­сказа о нем, провести по ходу следования автобуса содержа­тельную экскурсию, с тем, чтобы каждая подтема была раскрыта на конкретных объектах.

Вступительное слово, с которого начинается любая экс­курсия, на загородном экскурсионном маршруте имеет боль­шое организующее значение. Экскурсанты, часто представ­ляя конечную цель путешествия, не всегда догадываются, что дорога до города или музея может стать увлекательной экс­курсионной поездкой. Определяя тематическую направленность, идею всей экскурсии в целом, экскурсовод особо выделяет значение и смысл самой поездки. Исходным в этом является то, что внимание экскурсантов следует сосредоточить на окружающей местности и ее достопримечательностях. Намеченное вступление нельзя сокращать и проводить по ходу движения. Грубой ошибкой является конспективность вступления, когда экскурсовод сообщает только экскурсион­ный план. Подобная информация не раскрывает ни идеи, ни темы экскурсии и мало способствует возникновению интереса к содержанию экскурсии. Вступление, как правило, не должно занимать более 4—5 минут. В загородной экскурсии экскурсовод должен во вступлении информировать обо всей экскурсионной программе, протяженности пути. Вступительное слово следует произносить стоя. Если состав группы не превышает 25 человек и у экскурсовода сильный голос, лучше отказаться от микрофона. Это помогает сразу наладить контакт с группой.

Одной из обязанностей экскурсовода является и организа­ция отдыха экскурсантов. Предусмотренный методической разработкой отдых должен быть организован экскурсоводом маршрута. Экскурсовод обязан предупредить экскурсантов, какие следует соблюдать правила поведения в пути. Особо должна прозвучать мысль об охране природы региона. В процессе всей загородной экскурсии экскурсоводу необ­ходимо умело организовать внимание экскурсанта, подчинив его общей экскурсионной задаче. Длительное движение, быстрая смена зрительных впечатлений – все это рассредоточивает внимание человека. Экскурсоводу следует учитывать особый психологический эмоциональный настрой экскурсантов и, умело используя методику рассказа создавать зрительный образ и эмоциональное настроение.

Объектом загородной экскурсии является сама дорога: придорожные пейзажи, застройки разных времен вблизи до­роги. Каждая дорога имеет свою исто­рию, важно показать в экскурсии и ее современное значение в экономике области, республики, страны. Раскрывая тему дороги, экскурсовод должен включить та­кие характерные для каждой загородной экскурсии подтемы, как «История дороги», «Дорога в восприятии знаменитых людей», «Эксплуатация дороги в прошлом, настоящем и бу­дущем». Следует избегать затянутых литературных цитат, не сле­дует злоупотреблять литературным монтажом из стихов, это перегружает экскурсию. Следует обращать внимание и на так называемые общие, или сквозные объекты на загородных тематических экскурси­ях. К ним можно отнести объекты, не имеющие, казалось бы, прямой связи с темой экскурсии, но интересные сами по себе, бросающиеся в глаза. В любой загородной экскурсии следу­ет давать небольшой по размеру справочный материал об об­ластях, городах, населенных пунктах, встречающихся на мар­шруте, но изложение справочный: данных не должно преры­вать общую тематическую направленность всей экскурсии.

В загородной экскурсии рассказ может предшествовать показу. Увлекательным рассказом экскурсовод подготавли­вает внимание экскурсантов к восприятию объекта.

В проведении тематической экскурсии, требующей от экс­курсовода фундаментальных знаний, высокого эмоционального напряжения, следует синтезировать многие приемы показа.

Для каждого загородного маршрута характерно примерно оди­наковое построение:

1) основная тематическая направленность маршрута и его построение;

2) дополнительный материал;

3) экскурсионная программа в городе, куда проходит марш­рут;

4) свободное время, предусматривающее от­дых в городе или на природе.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1974.

Бурмистрова Н.Д. Требования к методической разработ­ке экскурсии: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Ту­рист», 1979.

Быковский А. П., Колбасюк Н. М. Экскурсионное обслужи­вание на маршруте выходного дня. Методические рекомендации. М., 1975.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов н/Д: Изд-во «феникс», 1998.

Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. Минск: Изд-во «Университетское», 1988.

Дмитриев Э.Г. Особенности подготовки и проведения об­зорных (многоплановых) экскурсий. М.: ЦРИБ «Турист», 1975.

Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной Рос­сии и СССР. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988.

Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы эк­скурсоведения: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985.

Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. М.., 1976.

Емельянов Б. В. О дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию. М., 1974.

Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. М.: Профиздат, 1976.

Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.

Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсо­вода: Учеб. пособие. М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

Загородные экскурсии. Методические рекомендации. М., Турист, 1979 24 с.

Иванов А. Е. Элементы педагогики в экскурсионной работе. М., 1976.

Когонашвили К. К., Костяков М. А. О проведении автобусных экскурсий М., 1973.

Коленкин А., Зимин Н. Дальние экскурсии. М., 1927.

Малышев А.А. Методические рекомендации по использо­ванию элементов психологии в экскурсиях. М.: ЦРИБ «Ту­рист», 1980.

Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Религиозный фактор в фор­мировании экономики // Вестник Российской академии наук, 1996. Т. 66. № 9.

Надеждина Н. А. Экскурсии по родному краю. М., 1903.

Ножин Е.А.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.