Закономерности отклоняющегося психического развития — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Закономерности отклоняющегося психического развития

2017-10-17 561
Закономерности отклоняющегося психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психика и процесс психического развития ребенка – это сложно организованная, иерархически построенная система. Психическое развитие, как нормальное, так и отклоняющееся, носит закономерный характер.

 

Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся существенная связь между явлениями.

 

В процессе отклоняющегося психического развития наблюдается системный характер изменений самих функций, а также связей между психическими функциями. Ключевая идея Л.С. Выготского о том, что при отклонениях в развитии ребенка нарушается его взаимодействие с окружающим миром, с другими людьми, лежит в основе описанных в специальной психологии закономерностей отклоняющегося психического развития (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, В.М. Сорокин, Ж.И. Шиф).

В.И. Лубовский [12] рассматривает общие и специфические закономерности отклоняющегося развития. Общие закономерности отражают общее для больших групп явлений, специфические – для подгруппы явлений. Общие закономерности присущи всем видам отклоняющегося развития. В.И. Лубовский выделяет три иерархических уровня закономерностей отклоняющегося развития:

1 уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития. К ним относятся следующие: формирование наряду с первичным отклонением вторичных отклонений; изменение способности к приему и переработке информации; недостаточность словесной регуляции действий; более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности; риск возникновения социально-психологической дезадаптированности; наличие у детей потенциальных возможностей компенсации в процессе обучения и воспитания.

2 уровень – закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств.

3 уровень – специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза.

В.М. Сорокин предлагает выделять уже 4 группы закономерностей отконяющегося развития:

«а) основные и общие, то есть закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях;

б) модально-неспецифические – ряд особых закономерностей, свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения;

в) модально-специфические – особенности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии;

г) наконец, последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора, например, от степени и времени потери слуха, от длительности состояния эмоциональной депривации и др.» [22, с. 20].

В.И. Лубовский [12], Е.С. Слепович [20] определяют следующие группы общих закономерностей отклоняющегося развития.

1. Снижение познавательной активности (мотивации) ребенка с отклонениями в развитии: у ребенка снижен интерес к окружающему, к познанию мира, у него уменьшено желание обследовать предметы, получать информацию.

2. Нарушение и снижение скорости приема, переработки, сохранения и воспроизведения информации. Это проявляется в снижении возможностей познавательных процессов, увеличения времени на восприятие и переработку информации, в снижении уровня внимания и умственной работоспособности, в более длительных сроках формирования представлений и понятий об окружающей действительности.

3. Недостаточная представленность знаков в структуре сознания (нарушения словесного опосредствования). Эта закономерность отражает нарушения в овладении знаками и знаково-символической деятельности, недостаточность словесной регуляции действий. У детей наблюдаются затруднения не только в усвоении знаков (и слов как основной формы знаков), но и в использовании знаков при осуществлении психических процессов (восприятии, памяти, мышления, внимания), в регуляции поведения и деятельности.

4. Сниженный темп психического развития – замедление динамики возрастного развития по сравнению с возрастными нормами, несоответствие психического развития ребенка возрастным нормативам. Несоответствие может наблюдаться по количественным показателям (соответствие уровня развития ребенка более раннему возрасту) и по качественным показателям (несоответствие возрастной структуре психического развития с точки зрения соотношения функций).

5. Большая, чем в норме, зависимость психических функций друг от друга. Психика ребенка с отклоняющимся развитием работает как нерасчлененная, недифференцированная целостность, нарушаются законы дифференциации и интеграции развития психических функций.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.