Категория развития в специальной психологии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Категория развития в специальной психологии

2017-10-17 2118
Категория развития в специальной психологии 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

В философии понятие «развитие» определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Эти изменения, во-первых, закономерны, так как они показывают существование связи между различными явлениями, во-вторых, они необратимы, так как объект нельзя вернуть в прежнее состояние. Существенную характеристику процессов развития составляет время: всякое развитие осуществляется в реальном времени, и только время выявляет их направленность.

Не всякое изменение объекта относится к фактам его развития. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования, а при отсутствии направленности изменения не накапливаются, поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. Случайность изменений в объекте лишает их закономерного характера, отсутствие закономерности характерно для случайных процессов неожиданного характера.

 

Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений во времени психики человека в процессе его жизни. Психическое развитие характеризуется своим темпом, ритмом, имеет качественные характеристики. Выделяются отдельные стадии, или периоды, психического развития, на протяжении которых психическое развитие характеризуется своей целостностью.

 

Психология развития изучает факты, закономерности и механизмы психического развития человека. Факты психического развития – это конкретные явления психической жизни человека, определение конкретных сроков, в которые у человека появляются те или иные психические функции. Например, когда ребенок становится способным слышать и слушать другого человека, быть внимательным, испытывать и выражать эмоции, в каком возрасте и какие побуждения являются для него характерными, когда он может самостоятельно играть, учиться, трудиться, устанавливать значимые отношения с окружающими, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и т.д. Факты психического развития – это широкий круг разнообразных явлений психики человека в процессе ее развития, ее становления.

Закон выражает связь между предметами, составляющими элементами данного предмета, между свойствами предметов, между свойствами внутри предмета. Закономерности психического развития – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами психики ребенка, между психическими функциями. Так, известны возрастные закономерности психического развития, которые выражают связь между особенностями развития психической функции и возрастом человека. Например, все дети дошкольного возраста демонстрируют феномены Пиаже, дети в конце дошкольного возраста уже способны управлять своим поведением, для детей раннего возраста большей побудительной силой обладает предмет по сравнению со словом, обращенным в его адрес. Закономерности могут выражать также связь между особенностями психического развития ребенка и его полом. Так, например, установлено, что девочки, вплоть до подросткового возраста, развиваются быстрее мальчиков, у девочек больше развиты левополушарные функции, а у мальчиков – правополушарные.

Механизм психического развития – это совокупность состояний и процессов, из которых складывается явление, он определяет, описывает, как и почему, каким образом, по какому пути возникает то или иное психическое явление. Так, усвоение ребенком сенсорных эталонов начинается с практических действий с предметами в соответствии с эталонами; самооценка формируется через сравнение себя с другими людьми и через усвоение ребенком оценок, даваемых окружающими в его адрес, хватание появляется как результат зрительно-моторных координаций и развития осязания. Приведенные примеры фактов, закономерностей и механизмов психического развития свидетельствуют, что в целостном процессе психического развития все они тесно связаны между собой, а изучаются психологией развития изолированно лишь для удобства их рассмотрения.

Процесс психического развития может быть описан, во-первых, как последовательное возникновение психических функций, когда каждая последующая функция появляется на основе каждой предыдущей. Поэтому существует определенная последовательность возникновения психических функций, которая не может быть нарушена. Например, вначале ребенок должен научиться сосредоточивать свой взгляд на лице взрослого и звуках его голоса, и только после этого он сможет понимать речь взрослого, обращенную к нему. Вначале ребенок должен научиться смотреть на предмет и только после этого – хватать этот предмет. Во-вторых, психическое развитие может быть рассмотрено и как процесс одновременного развития взаимосвязанных функций. Например, ребенок учится выполнять разнообразные действия с предметами, и у него одновременно развивается процесс восприятия. Таким образом, психическое развитие является процессом системным и иерархичным.

 

В процессе психического развития между психическими функциями устанавливаются определенные связи и отношения, которые носят закономерный характер.

 

В психологии развития описаны следующие виды закономерных отношений между функциями:

- сензитивность развития: наличие периодов, на протяжении которых та или иная психическая функция развивается особенно интенсивно, в это время психические функции особенно чувствительны к внешним воздействиям;

- иерархичность развития – взаимосвязь разных психических функций, выделение ведущей функции, подчиняющей себе развитие других функций;

- неравномерность развития: а) наличие стабильных периодов, когда развитие происходит медленно и постепенно, и кризисных периодов, когда развтие протекает скачкообразно, в быстром темпе; стабильные и кризисные периоды циклично сменяют друг друга; б) разные функции различаются темпом своего развития в разные возрастные периоды;

- гетерохронность развития – несовпадение во времени развития разных психических функций, разновременность их развития, или гетерохронность;

- независимость развития – психические функции могут развиваться независимо, не влияя на каком-то этапе друг на друга;

- кумулятивность развития – результаты развития функций накапливаются на предшествующей стадии, чтобы приобрести новое качество на следующей стадии;

- дивергентность процесса развития – повышение разнообразия психических функций, их дифференциация;

- конвергентность процесса развития – интеграция психических функций, свртывание нескольких функций в одну.

История психологии развития накопила немало теорий, которые описывают процесс и закономерности психического развития ребенка. Любая теория, описывающая психическое развитие ребенка, должна рассматривать две основные проблемы: проблему содержания развития и проблему движущих сил развития.

Создавая теорию развития, психологи должны отвечать на вопросы: какие изменения происходят в субъекте (ребенке), что именно развивается, и какова природа этих изменений. Содержание развития – это описание области психического у ребенка, которая рассматривается как изменяющаяся в процессе его жизни. Содержание развития – это определение и описание тех сторон психики, которые развиваются, по мнению автора теории, в первую очередь: ведь развитие именно этих сторон оказывает влияние и на развитие всех остальных.

Движущие силы развития – это комплекс причин, факторов и условий, которые оказывают влияние на процесс развития. Определение движущих сил развития отвечает на вопрос о том, почему происходит процесс развития, почему ребенок не остается одним и тем же на протяжении своей жизни. Движущие силы психического развития можно описать с помощью следующих понятий:

· предпосылки психического развития – биологические особенности организма, нервной системы ребенка, индивидуально-типологические особенности;

· источник психического развития – социальная среда, окружающая ребенка; в нее включаются предметная среда и социальное окружение;

· условие психического развития – собственная активность ребенка, проявляющаяся в двух формах – его деятельности и общения с окружающими;

· движущие причины – создание и разрешение противоречий между потребностями и возможностями ребенка в процессе развития.

Уже в первых психологических теориях подчеркивался закономерный характер психического развития ребенка. Каждая теория развития ребенка либо напрямую, либо имплицитно (то есть скрыто и непрямо) отвечает также и на вопрос о том, существует ли влияние взрослых на развитие ребенка и какую роль играют взрослые в развитии ребенка. Отношения ребенка со взрослым сообществом – это очень важные отношения, которые оказывают влияние на развитие ребенка.

Теории развития ребенка пытаются описать изменения поведения и деятельности ребенка, его отношений с окружающими, его когнитивных и речевых способностей на определенных этапах жизни, предсказать и объяснить их. Использование теорий развития позволяет ученым и практикам оценить развитие каждого конкретного ребенка, предвидеть и прогнозировать возможные изменения в его жизни, а также создать условия для полноценного развития ребенка.

В истории психологии развития сложились два традиционных подхода к описанию и объяснению развития ребенка, его причин и движущих сил – это биогенетический и социогенетический подходы. Согласно биогенетическому подходу развитие ребенка определяется действием биологических причин, а содержание развития определено уже при рождении ребенка, сам процесс развития представляет собой лишь разворачивание заложенных в ребенке способностей. В объяснении движущих сил психического развития эти теории исходили из традиций естественных наук, в рамках которых процесс развития рассматривается как строго детерминированный материальный процесс, поэтому и процессу психического развития приписывали биологическую детерминацию. Идея биологической детерминации психического развития закономерно породила и представление о спонтанности развития ребенка.

Согласно социогенетическому подходу ребенок при рождении представляет собой «чистую доску», которая заполняется содержанием только прижизненно, а содержание развития ребенка целиком определяется воздействием на него окружающей среды. Эти два подхода породили одну из главных дискуссий в истории психологии развития, дискуссию о роли врожденного и приобретенного в развитии ребенка, о влиянии биологических и социальных факторов на процесс развития.

В конечном итоге спор по поводу детерминант психического развития привел к постановке проблемы движущих сил психического развития в ином ракурсе: что в развитии обусловлено биологически, а что – внешней средой. Показательным в этом плане является созданная В. Штерном теория конвергенции двух факторов.

Проблема относительного вклада среды и наследственности в развитие ребенка стала основной в новой отрасли психологии психогенетике, которая рассматривает взаимодействие наследственности и среды и его влияние на развитие ребенка в целом, на развитие его отдельных качеств и способностей, типов поведения, психопатологических симптомов и синдромов. В настоящее время уже сложилось единое мнение ученых, работающих в разных направлениях, что изменения в развитии ребенка зависят от взаимодействия генетических и средовых воздействий, причем ребенок уже давно не рассматривается как пассивный объект этих влияний. Различные факторы не только комплексно влияют на развитие ребенка – они и сами изменяются под воздей­ствием друг друга. Нервная система младенца весьма пластична и в значительной степе­ни формируется под влиянием его собственного опыта, опыта взаимодействия с окружающим миром.

В современных теориях психического развития индивид уже рассматривается не как пассивный объект воздействия среды и наследственности или их взаимодействия, а как участник и создатель собственного развития, который может преобразовывать себя и мир вокруг себя. Ребе­нок с рождения активно исследует мир, общается с людь­ми, то есть имеет собственные мотивы и цели, а не является просто созревающим и пассивно обучаемым объектом. Если по каким-то причинам стремление к исследо­ванию, потребность в общении отсутствует или существенно снижена, то шансы на успешное развитие ребенка очень малы. Это относится ко всем областям развития. Ребенок ос­ваивает язык только в том случае, если он знает, что с людьми можно общаться, воздействовать на них при по­мощи коммуникации, и хочет делать это более эффек­тивно. Ребенок начинает ползать и ходить, только если ему нужно до чего-то добраться. Он учится открывать коробки, если хочет достать то, что в них лежит или если ему интересен сам процесс открывания. В каждой теории развития описываются биологические факторы и факторы среды, анализируется собственная активность ребенка, однако теории отличаются друг от друга в зависимости от того, что они считают главным в развитии ребенка.

Теории психического развития ребенка очень важны для понимания закономерностей развития ребенка с отклонениями. Только зная нормальное развитие, мы можем понять законы отклонений в развитии и увидеть возможности оказания помощи особому ребенку. Описание теорий психического развития можно найти в любом учебном пособии по психологии развития или по возрастной психологии. На наш взгляд, наиболее важными для понимания закономерностей отклоняющегося развития являются теории М. Монтессори, В. Штерна, З. Фрейда, Э. Эриксона, теория привязанности Д. Боулби и М. Айнсворт, теории научения, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, отечественные теории развития ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин А.В. Запорожец) [7; 12].

Причины, условия и переменные, которые способствуют нормальному психическому развитию, способны помешать его течению, другими словами, привести к отклоняющемуся развитию.

 

Современные теории развития описывают как общие закономерности процессов развития психики, так и развитие отдельных психических функций у детей. Так, например, рассматривается когнитивное развитие, моральное развитие, развитие идентичности, развитие Я-концепции и др. Развитие функций рассматривается при этом в связи с задачами развития. Понятие «задачи развития» было предложено американским педагогом Хэвигхарстом (Havighurst, 1948). Оно означало те умения и навыки, которые должны быть присвоены ребенком в том или ином возрасте. В другом определении задача развития описывается как стимул, «который имеет индивид в определенный момент своей жизни и успешное достижение которого делает его счастливым и ведет к успешному решению последующих задач. И, напротив, неудача делает индивида несчастным и приводит к неодобрению общества в решении следующих задач» [11, с. 50]. Таким образом, понятие задачи развития обозначает достижения ребенка в развитии, которые обязательны в определенном возрасте и которые свидетельствуют о благополучном процессе его развития.

Каждый исследователь в специальной психологи явно или имплицитно придерживается определенной теории развития ребенка. Однако надо понимать, что ни одна из теорий развития ребенка не описывает его развитие абсолютно полно и точно, и поэтому взгляд на ребенка с позиций только одной теории является недостаточным. Теории развития – это разные точки зрения на ребенка, и каждая теория – это взгляд на развитие ребенка только с одной стороны, поэтому ни одна из теорий развития не является абсолютно истинной или абсолютно ложной.

Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля

1. Что изучает специальная психология?

2. Определите, что такое факты, закономерности и механизмы психического развития?

3. Каковы Ваши представления о ребенке с особенностями психофизического развития? Составьте описательный портрет такого ребенка.

4. Какие существуют понятия для обозначения особых детей? Какие из этих понятий для Вас являются приемлемыми и неприемлемыми? Обоснуйте свой выбор.

5. Какое место занимает специальная психология в системе наук о ребенке?

6. Чем по содержанию отличаются понятия «психология аномального развития», «детская патопсихология», «специальная психология»?

7. Сравните понятия: аномальное развитие и отклоняющееся развитие.

8. Какие медицинские дисциплины изучают ребенка с особенностями психофизического развития?

9. Какое место занимает специальная психология в системе клинических дисциплин?

10. Сравните понятия «психология развития» и «психопатология развития»; «психология аномального развития» и «психопатология развития».

11. Что изучает дефектология? Что такое «дефектологический квадрат»?

12. Почему появилось название «коррекционная психология»? Что она изучает?

13. В чем специфика специальной психологии? Какие задачи она решает?

14. Каково и прикладное теоретическое значение специальной психологии?

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.