Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения в обществе — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения в обществе

2017-10-17 1635
Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения в обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жестокость вообще отвратительна.

А беспричинная жестокость безнравственней вдвое.

Анатолий Алексин

 

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашего государства.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах.

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодёжной среде:

§ изменение ценностных ориентаций в обществе в целом и в молодёжной среде в частности, обострение социальной напряжённости в молодёжной среде (проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов);

§ индивидуально-психологические особенности детей и подростков (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

§ эмоциональные особенности детей и подростков (состояние психического напряжения);

§ снижение социальной и политической активности молодёжи;

§ наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодёжные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);

§ массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;

§ разлагающее влияние средств массовой информации, которые рассказывают о насилии и преступности;

§ использование сети Интернет в противоправных целях (всемирная паутина обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

Исследователи экстремизма как противоправной формы поведения выделяют такие особенности экстремизма в молодёжной среде:

1. Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

2. Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

3. Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной.

4. Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

По направленности экстремистской активности выделяют такие типы молодёжного экстремизма:

§ Экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот.

§ Религиозный экстремизм, в основе которого лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться «отступлением от догматов», «священной войной с неверными», «сектантством религиозного течения и т. д.

§ Политический экстремизм, который направлен против сложившейся политической системы государства, её представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодёжной среде идеи смены «старой» элиты.

§ Социальный экстремизм, который базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ.

§ Экстремизм в сфере молодёжных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме того, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространённой в обществе. Однако необходимо подчеркнуть, что следует чётко отличать тенденции экстремального поведения в молодёжной среде, обусловленные психофизиологическими и социальными особенностями подростков и молодёжи, и являющиеся в целом нормальными для данной возрастной категории, и экстремистские действия в рамках существующего законодательства, законодательства, заключение о наличии и отсутствии которых в поведении граждан может делать только суд.

Одним из инструментов шантажа, в том числе политического, правительств одной или сразу нескольких стран является терроризм. Террористический шантаж применяется в целях вымогательства у правительств каких-то уступок, преимуществ. В применении шантажа как способа вымогательства все террористы одинаковы. Разными могут быть мотивы действий, которые провозглашают лидеры разных террористических организаций и групп:

§ националистические;

§ религиозные;

§ сепаратистские террористы;

§ террористы-антиглобалисты и другие.

Одним из общественных институтов, способных сегодня противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей, подростков и молодёжи является образовательная организация.

 

Основные аспекты организации работы по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде

 

Есть много путей преодоления опасностей,

если человек хоть что-то готов говорить и делать.

Сократ

 

 

Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи.

Древнеримская пословица

 

В виду специфики своей деятельности образовательные организации обладают большим потенциалом в формировании ценностных ориентиров населения, воспитании полноценной личности и профилактике негативны общественных явлений. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых – уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности, изучение других людей, понимание их, интерес к ним, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Следует помнить, что толерантность не противоречит патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

Условиями эффективной профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде являются:

ü организация ранней профилактики экстремизма и терроризма, её системность и целенаправленность;

ü сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер;

ü непрерывность процесса профилактической деятельности;

ü направленность на всех участников образовательного процесса.

Важной задачей в организации профилактики экстремистских и террористических проявлений среди обучающихся и молодёжи является обучение специалистов эффективным формам профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде. Возможными формами работы в данном направлении могут стать семинары-практикумы, тренинги, лекции для педагогов по темам:

§ «Об использовании методических рекомендаций по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде»;

§ «Психология агрессивного поведения подростков»;

§ «Программы профилактики подросткового неблагополучия»;

§ «Современные технологии формирования культуры мира и согласия в рамках социального проектирования»;

§ «Основы этнопсихологии»;

§ «Принципы и методы межкультурного воспитания учащейся молодёжи»;

§ «Межкультурная коммуникация»;

§ «Социальная адаптация школьников в условиях полиэтнической образовательной среды»;

§ «Формирование положительного психологического климата в классном коллективе (коллективе группы)»;

§ «Толерантный учитель – толерантный ученик»;

§ «Правила бесконфликтного общения».

Результативными являются разнообразные формы обмена опытом специалистов в сфере профилактики экстремистских и террористических проявлений среди несовершеннолетних: круглые столы, конференции, дебаты.

При организации работы по профилактике молодёжного экстремизма и терроризма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодёжь, проживающая на территории Донецкой Народной Республики. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищённости, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодёжь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодёжь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской и террористической активности. К таким категориям могут быть отнесены:

· дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

· «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

· дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

· носители молодёжных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

· члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской и террористической активности, является возраст от 14 до 22 лет. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. В социальном плане молодые люди в этом возрасте рискуют оказаться в позиции маргиналов, когда их взгляды на происходящее в обществе ещё не установились, а поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).

В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде должны быть нацелены на:

· оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые граждане Донецкой Народной Республики, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у детей, подростков и молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

· создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи;

· создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

· создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом;

· развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи;

· развитие просоциальных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

· разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику немотивированной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;

· создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодёжи.

Исходя из поставленных целей, можно выделить такие направления противодействия экстремизму в образовательной среде:

§ проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;

§ организация факультативных занятий и кружков по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

§ введение в компонент общеобразовательной организации факультативных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление детей, подростков и молодёжи с особенностями национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации и профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма;

§ организация и проведение элективных курсов, факультативов, кружков по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

§ введение в образовательные программы основ межнационального общения и интернационального воспитания;

§ проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения обучающихся;

§ проведение научных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам межнациональных отношений;

§ развитие и поддержка молодёжных общественных объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения;

§ привлечение детей и учащейся молодёжи к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;

§ формирование системы воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодёжи;

§ развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;

§ координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в образовательных организациях;

§ оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

§ организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.

Тематические уроки, факультативные занятия, занятия кружков, просветительские беседы, классные часы, массовые внеклассные и внешкольные мероприятия по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера позволяют решать следующие задачи:

ü формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;

ü формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера[1];

ü развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов (предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время, избегать опасных ситуаций, не рисковать без нужды, выбирать из возможных вариантов наиболее безопасного пути или способа действий, в критической ситуации не паниковать, не пугаться, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество).

В рамках воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди обучающихся предлагаем следующие формы работы:

§ тренировочные занятия «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» (тренировки по эвакуации детей и сотрудников из здания образовательной организации при чрезвычайных ситуациях);

§ проведение социологического исследования оценки уровня социально-политической толерантности молодёжной среды в образовательной организации;

§ мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди обучающихся в классном коллективе (коллективе группы);

§ проведение инструктажей с обучающимися по противодействию экстремизму и терроризму;

§ распространение тематических памяток и методических инструкций;

§ организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности обучающихся;

§ использование педагогами образовательных организаций современных активных форм обучения и воспитания (тренингов, круглых столов, диспутов, деловых и ролевых игр, уроков дружбы, уроков толерантности, флешмобов, уроков-дискуссий, деловых и ролевых игр, практикумов, уроков-праздников, уроков-виртуальных экскурсий по стране или эпохе, КВН по материалам фольклора, уроков-концертов с использованием фольклорных традиций, обрядов, конкурсов творческих работ) с применением потенциала технологий социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности;

§ организация «открытой кафедры» – диалога-дискуссии подростков, педагогов и родителей;

§ организация участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, республиканского, международного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

§ создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической направленности;

§ создание страницы на сайте образовательной организации, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму, вопросам личной безопасности обучающихся;

§ комплектование фондов библиотек образовательных организаций литературой и периодическими изданиями, содействующими гармонизации национальных, конфессиональных отношений и профилактике экстремизма;

§ подготовка библиотеками образовательных организаций циклов выставок, посвящённых роли и месту различных культур и религий в становлении и развитии Донецкой Народной Республики;

§ привлечение к работе с детьми и молодёжью органов правопорядка;

§ привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде;

§ проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения в рамках профилактики и противодействия терроризму и экстремизму;

§ организация встреч с психологами;

§ проведение тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивных мероприятий и т. д.;

§ регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и её последствий, оценка эффективности системы профилактики;

§ своевременное выявление семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, информирование о них государственной службы по делам семьи и детей; выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;

§ активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;

§ разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая производственный труд;

§ повышение роли детских и молодёжных общественных объединений в жизни общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования;

§ создание клубов интернациональной дружбы;

§ широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями подростков;

§ систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей.

При изучении таких учебных предметов, как обществознание, начальная военная и медико-санитарная подготовка, уроки гражданственности Донбасса следует использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания обучающихся. Курсы литературы и истории помогут обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили культуру Донецкой Народной Республики и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств, как чувство патриотизма, гражданственность, ответственность за жизнь своей страны, сохранность её духовного и культурного наследия, толерантность, терпимость к проявлению индивидуальности другими людьми, уважение права других людей иметь разные точки зрения, способность самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера, умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия, осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

Эффективность предлагаемых форм воспитательной работы повышается благодаря включению обучающихся в свободную дискуссию. При этом важно, чтобы дети и подростки на момент её проведения обладали определённым запасом представлений и понятий по теме, так что целесообразно заранее предложить им задание по поиску информации о сущности терроризма и экстремизма.

При проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий не следует касаться самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.

 

Тематика классных часов

 

Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Необходимо формировать у ребёнка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.

Информация для детей и учащейся молодёжи должна быть представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.

Начальная школа

В начальной школе термин «экстремизм» не применяется. Основная задача педагогов – познакомить обучающихся с нравственными ценностями своего народа, способствовать формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам, дать чёткие представления о добре и зле, чести и совести, справедливости и несправедливости. Тем самым в сознание обучающихся начальной школы закладываются компоненты антиэкстремистского сознания, которые впоследствии станут базой для рассмотрения сущности экстремизма и юридических аспектов её проявления в основной школе.

Примерная тематика

Ø «Я и другой»;

Ø «Всегда ли я хороший»;

Ø «Единство разных»;

Ø «Легко ли быть особенным»;

Ø «Умей дружить»;

Ø «Волшебная страна Дружба»;

Ø «Мир дому твоему»;

Ø «Небо общее для всех»;

Ø «Пусть дети земли не знают войны»;

Ø «Свеча памяти» (урок памяти, посвящённый бесланской трагедии);

Ø «Правила безопасности».

Средняя школа

В среднем звене воспитательная работа с обучающимися направлена на формирование культуры взаимодействия, непримиримости к нарушителям закона, общественной морали и ответственности, совместное создание и сохранение правил. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры взаимопонимания послужит основой для профилактики экстремистских действий. На данном этапе решается одна из основных задач образовательной системы – воспитание подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях, опирающихся на национальное самосознание и мировую культуру. В данный период формируется толерантное мировоззрение, веротерпимость и межнациональное согласие.

Примерная тематика

Ø «Быть принятым другими не значит быть как все»;

Ø «Что такое экстремизм?»;

Ø «Мы разные, но мы вместе!»;

Ø «В единстве наша сила»;

Ø «Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты»;

Ø «Скажем «НЕТ!» национализму»;

Ø «Терроризм: истоки и последствия»;

Ø «Мир без насилия»;

Ø «Нам нужен мир»;

Ø «Объединимся вместе против террора»;

Ø «Сто народов – одна семья»;

Ø «Толерантность – дорога к миру».

Старшая школа

Для обучающихся 10-11 классов предлагаются формы работы, которые позволяют проанализировать типичные социальные ситуации экстремистского и террористического поведения. Основной формой работы может стать социальный практикум, который позволит каждому участнику высказать своё мнение и представить способ решения ситуации. Самоопределение обучающихся во время проведения таких занятий позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от экстремистских действий.

Примерная тематика

Ø «Вандализм: причины и последствия»;

Ø «Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок»;

Ø «Основы конституционного права Донецкой Народной Республики в области межэтнических и межконфессиональных отношений»;

Ø «Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма»;

Ø «Молодёжь против экстремизма»;

Ø «Культурный мир Донецкой Народной Республики»;

Ø «Толерантная и интолерантная личность»;

Ø «Учимся жить в многоликом мире»;

Ø «Международный терроризм»;

Ø «Основы методики расследования терроризма»;

Ø «Терроризм – угроза, которая касается каждого»;

Ø «Свобода быть равными».

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.