Основные направления европейской интеграции. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные направления европейской интеграции.

2017-10-17 1968
Основные направления европейской интеграции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2.

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ:

НАТО

 

Учебные вопросы:

2.1. Основные направления европейской интеграции.

2.2. Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО)

2.3. Стратегическая концепция Североатлантического союза

2.4. Органы управления, силы и средства НАТО

2.5. Институты и программы партнерства и диалога НАТО

 

Основные направления европейской интеграции.

На Европейском континенте к концу ХХ века сформировалась наиболее развитая и разветвленная система региональных организаций коллективной безопасности. Эта система европейской безопасности имеет длительную историю формирования, создавалась в несколько этапов и включает к настоящему времени целый ряд организаций, отличающихся друг от друга правовыми, организационными и материальными составляющими. Важную роль в этом процессе играет «цивилизационная» принадлежность европейских государств, а также формирование экономических интеграционных группировок на континенте.

«Цивилизационный» фактор определяется тремя основными направлениями интеграции.

1. Трансатлантическое (атлантизм), определяемое тесными связями европейских государств с Соединенными Штатами Америки и Канадой.

2. Европейское (европоцентризм), определяемое самостоятельными направлениями европейской интеграции, когда США и внеевропейские страны как бы «выводятся» за скобки этих направлений.

3. Евразийское, связанное с «российским» фактором в Европе и уровнем «вовлеченности» России и государств СНГ в процессы формирования европейских коллективных структур обеспечения безопасности.

«Цивилизационный» фактор тесно связан с экономическими основаниями интеграционных процессов в Европе. Последние также играют основополагающую роль в создании европейских коллективных систем безопасности.

1. Трансатлантическое направление. Так, например, высокая взаимозависимость экономик европейских стран и США задает прочную экономическую основу для их военно-политической интеграции. Формирование блока НАТО после окончания 2-й мировой войны являлось фактически военно-политическим «сопровождением», военной составляющей «плана Маршалла».

(План Мáршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.

Послевоенная ситуация

К концу Второй мировой войны бо́льшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946—1947 годов на северо-западе Европы.

Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну.

Единственными странами Запада, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

История

Свою речь с программой помощи Европе Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. Помимо социалистических стран Восточной Европы, от участия в «Плане Маршалла» отказалась также Финляндия.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

План Маршалла ставил одной из своих целей «объединение» Европы, то есть уничтожение всяких валютных и таможенных барьеров как в самой Европе, так и между Европой и США, в частности предполагал объединение рурского угля и лотарингской железной руды и создание единого европейского рынка.

В мае 1950 года этот план воплотился в конкретную форму — в Европейское объединение угля и стали (так называемый «план Шумана»). Страны, желавшие стать участниками подобного объединения, должны были осуществить ряд мероприятий:

1) после того как эти страны подписали Женевскую и Гаванскую конвенции о снижении таможенных тарифов и о «многосторонней» торговле, они должны были в декабре 1949 года частично отменить систему импортных лицензий;

2) после проведения Англией и Францией третьего снижения валютных курсов 28 других стран были вынуждены снова произвести в сентябре 1949 года девальвацию своих валют.

Все эти мероприятия обеспечили американскому капиталу возможность закупать в этих странах по низким ценам сырьё и производить капиталовложения в различные предприятия Европы на более выгодных условиях.

Результаты

План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран, вытеснение коммунистов из властных структур и развитие Европы в целом.

Ø Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате, экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.

Ø Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.

Ø Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.

Ø Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Ø За двадцать лет страны, получившие помощь, добились улучшения уровня жизни всего населения.

 

2. Европейское направление. В то же самое время проект формирования и расширения Евросоюза также включает компонент коллективной безопасности как в форме ЗЕС, так и в форме самостоятельной и независимой наднациональной политики ЕС в сфере обороны и безопасности.

3. Евразийское направление. Тесные экономические связи европейских государств с Россией, а также определенная степень их зависимости от поставок российских энергоресурсов вносят значимые «поправки» в роль Российской Федерации, которую она играет в европейской системе безопасности.

В ходе длительной эволюции к настоящему времени в Европе сформировалась сложная система международных организаций с «пересекающимся» членством, в задачи и повестку дня которых включены вопросы обеспечения коллективной безопасности и поддержания региональной безопасности в целом.

Эту ситуацию в некоторой степени отражает доминирующая сейчас концепция региональной безопасности «подкрепляющих друг друга институтов» в области безопасности, ранее известная как «взаимодействующие институты».

Концепция восходит к Римской декларации о мире и сотрудничестве, принятой на высшем уровне в Риме в ноябре 1991 г. В декларации отмечается, что сложные проблемы, с которыми предстоит столкнуться новой Европе, невозможно решить в полной мере силами одного института и что это возможно только в рамках взаимодействующих институтов, объединяющих в своих рамках страны Европы и Северной Америки. В этой связи страны НАТО будут трудиться над созданием новой европейской архитектуры безопасности, в которой НАТО, СБСЕ (позже ОБСЕ), Европейские сообщества, ЗЕС и Совет Европы будут взаимно дополнять друг друга и в которой важную роль будут играть также другие региональные структуры сотрудничества.

Следует также отметить, что «пересекающееся» членство, а также национальные интересы государств участников систем европейской безопасности служат связующим звеном между региональной безопасностью Европы и безопасностью Евразии и Большого Ближнего Востока.

Наиболее массовой, но аморфной по задачам и повестке дня организацией выступает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Наиболее заметную и значимую роль в Европе играют групповые системы безопасности, по правовым, организационным и материальным основаниям представляющие собой военные блоки. Это прежде всего Организация Североатлантического договора — НАТО и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), лидером которой является Россия.

 


Финансы

По неофициальной установке, члены союза должны тратить на оборону не меньше 2% ВВП. Однако из 26 европейских членов альянса это требование выполняют лишь Британия, Греция и Эстония. В 2013 году средний показатель военных расходов по европейским членам союза составил 1,4%. Снижение военных расходов европейских стран произошло в результате урезания военных бюджетов из-за финансового кризиса в Европе.

Исключением являются США, где расходы на оборону в 2013 же году составили 4,4 % ВВП. С 1995 по 2013 доля США в расходах НАТО выросла с 59% до 72%

 

Расходы на вооружение

В апреле 2014 года генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен призвал европейских членов НАТО к увеличению расходов на оборону, в качестве реакции на обострение российско-украинских отношений

Расходы стран НАТО на вооружение по данным НАТО, млрд. долл. и % от ВВП страны


 

Кризисное регулирование.

НАТО будет действовать там, где это возможно и необходимо, чтобы предотвращать кризисы, регулировать их, стабили­зировать постконфликтные ситуации и поддерживать восстановление».

Безопасность на основе сотрудничества.

Это сотрудничество зиждется на принципе обеспечения безопасности «на минимально возможном уровне сил» с помощью содействия контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.

 

Классификация сил НАТО

По готовности к задействованию По оперативному предназначению
Универсальные Территориальные
Силы высокой готовности (отражение ограниченного нападения на территории стран — членов НАТО) (до 90 сут.) Кризисное реагирование, в том числе и на удаленных театрах Штабы корпусов — 6 Штабы ВМС- 3 Дивизии и бригады — до 23 Самолеты — 600 Корабли —12-16 Возможное развертывание вне территории государств-членов вблизи зон ответственности НАТО Штабы корпусов — 6 Дивизии и бригады — до 50 Самолеты —1700 Корабли — 240
Силы пониженной готовности (усиление сил высокой готовности) (91—180 сут.) Ротация штабов Штабы корпусов — 3 Дивизии и бригады —12 Самолеты — 700 Корабли — 50 Ротация штабов Штабы корпусов — 12 Дивизии и бригады — 90 Самолеты — 2000 Корабли — 560
Силы длительного развертывания (более 365 сут.) Участие в операциях в ходе крупномасштабных военных действий. Состав сил — с учетом потерь и мобилизационных возможностей
Силы первоочередного задействования не более 30 сут. 8 корпусов быстрого развертывания 3 корабельных соединения (2 авианосные группы и одна амфибийно-десантная)

1. По готовности к задействованию ОВС стали подразделяться на силы высокой (до 90 сут.), пониженной (91—180 сут.) готовности и силы длительного развертывания (более 365 сут.).

2. По оперативному предназначению ОВС разделяются на силы универсальные и территориальные.

Универсальные силы предназначены для ведения как крупномасштабных военных действий, так и для урегулирования кризисов. Они представляют собой многонациональные формирования для действий на удаленных театрах военных действий. Из них выделяются силы первоочередного задействования, готовность которых составляет не более 30 сут., численностью 21 тыс. человек.

Территориальные силы предназначены исключительно для обороны Европы от крупномасштабной агрессии. Они формируются по национальному (страновому) признаку.

Силы быстрого реагирования

5 сентября 2014 года на встрече руководителей стран НАТО в Ньюпорте было принято решение о создании сил быстрого реагирования. Силы в составе примерно 4000 человек. Предназначены для быстрой реакции в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Основную базу и командный центр сил планируется разместить в Великобритании. Планируемый срок переброски и развёртывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов

Летом 2016 года на саммите НАТО в Варшаве страны альянса решили направить на свой восточный фланг — в Польшу и страны Прибалтики четыре международных батальона для «сдерживания России».

Численность вооружённых сил стран НАТО в 2016 г. (в тыс. чел.)

 

Страна Численность
США  
Турция  
Франция  
Италия  
Германия  
Великобритания  
Испания  
Греция  
Польша  
Румыния  
Канада  
Нидерланды  
Португалия  
Болгария  
Бельгия  
Чехия  
Норвегия  
Венгрия  
Дания  
Хорватия  
Словакия  
Литва  
Словения  
Албания  
Эстония  
Латвия  
Люксембург 0,9
Всего 3185,9

 

С середины 1990-х гг. особую важность приобрели новые задачиНАТО в области кризисного реагирования и поддержания мира. В поддержку усилий ООН с 1992 по 1995 г. силы НАТО принимали участие в войне в Боснии. Они содействовали проведению контроля и выполнению санкций ООН в Адриатике, следили за соблюдением зоны, запрещенной для полетов над Боснией и Герцеговиной, а также обеспечивали непосредственную авиационную поддержку в зоне конфликта силам охраны ООН. В 1995 г. воздушные удары сил НАТО ускорили снятие осады Сараево; изменили соотношение сил между сторонами конфликта и способствовали урегулированию самого конфликта.

Весной 1999 г. возросла роль НАТО в сфере кризисного регулирования в связи с началом воздушной операции против Югославии с целью принудить ее к выполнению требований стран Запада в отношении Косово. Затем туда были направлены крупные многонациональные силы под руководством НАТО для содействия восстановлению мира. В начале 2001 г. НАТО участвовала в предотвращении кризиса в районе Южной Сербии, а затем совместно с Евросоюзом — в Македонии.

Балканские операции позволили силам НАТО накопить большой опыт в проведении операций по поддержанию мира, кризисному регулированию и в руководстве многонациональными коалициями, в том числе с участием стран, не входящих в НАТО. В 2003 г. НАТО приняла решение возглавить Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ) по мандату ООН. Участие НАТО в действиях в Афганистане стало первой миссией альянса за пределами Евро-Атлантического региона.

 

Тема 2.

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ:

НАТО

 

Учебные вопросы:

2.1. Основные направления европейской интеграции.

2.2. Правовые и политические основы Североатлантического союза (НАТО)

2.3. Стратегическая концепция Североатлантического союза

2.4. Органы управления, силы и средства НАТО

2.5. Институты и программы партнерства и диалога НАТО

 

Основные направления европейской интеграции.

На Европейском континенте к концу ХХ века сформировалась наиболее развитая и разветвленная система региональных организаций коллективной безопасности. Эта система европейской безопасности имеет длительную историю формирования, создавалась в несколько этапов и включает к настоящему времени целый ряд организаций, отличающихся друг от друга правовыми, организационными и материальными составляющими. Важную роль в этом процессе играет «цивилизационная» принадлежность европейских государств, а также формирование экономических интеграционных группировок на континенте.

«Цивилизационный» фактор определяется тремя основными направлениями интеграции.

1. Трансатлантическое (атлантизм), определяемое тесными связями европейских государств с Соединенными Штатами Америки и Канадой.

2. Европейское (европоцентризм), определяемое самостоятельными направлениями европейской интеграции, когда США и внеевропейские страны как бы «выводятся» за скобки этих направлений.

3. Евразийское, связанное с «российским» фактором в Европе и уровнем «вовлеченности» России и государств СНГ в процессы формирования европейских коллективных структур обеспечения безопасности.

«Цивилизационный» фактор тесно связан с экономическими основаниями интеграционных процессов в Европе. Последние также играют основополагающую роль в создании европейских коллективных систем безопасности.

1. Трансатлантическое направление. Так, например, высокая взаимозависимость экономик европейских стран и США задает прочную экономическую основу для их военно-политической интеграции. Формирование блока НАТО после окончания 2-й мировой войны являлось фактически военно-политическим «сопровождением», военной составляющей «плана Маршалла».

(План Мáршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.

Послевоенная ситуация

К концу Второй мировой войны бо́льшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946—1947 годов на северо-западе Европы.

Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну.

Единственными странами Запада, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

История

Свою речь с программой помощи Европе Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. Помимо социалистических стран Восточной Европы, от участия в «Плане Маршалла» отказалась также Финляндия.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

План Маршалла ставил одной из своих целей «объединение» Европы, то есть уничтожение всяких валютных и таможенных барьеров как в самой Европе, так и между Европой и США, в частности предполагал объединение рурского угля и лотарингской железной руды и создание единого европейского рынка.

В мае 1950 года этот план воплотился в конкретную форму — в Европейское объединение угля и стали (так называемый «план Шумана»). Страны, желавшие стать участниками подобного объединения, должны были осуществить ряд мероприятий:

1) после того как эти страны подписали Женевскую и Гаванскую конвенции о снижении таможенных тарифов и о «многосторонней» торговле, они должны были в декабре 1949 года частично отменить систему импортных лицензий;

2) после проведения Англией и Францией третьего снижения валютных курсов 28 других стран были вынуждены снова произвести в сентябре 1949 года девальвацию своих валют.

Все эти мероприятия обеспечили американскому капиталу возможность закупать в этих странах по низким ценам сырьё и производить капиталовложения в различные предприятия Европы на более выгодных условиях.

Результаты

План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран, вытеснение коммунистов из властных структур и развитие Европы в целом.

Ø Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате, экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.

Ø Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.

Ø Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.

Ø Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Ø За двадцать лет страны, получившие помощь, добились улучшения уровня жизни всего населения.

 

2. Европейское направление. В то же самое время проект формирования и расширения Евросоюза также включает компонент коллективной безопасности как в форме ЗЕС, так и в форме самостоятельной и независимой наднациональной политики ЕС в сфере обороны и безопасности.

3. Евразийское направление. Тесные экономические связи европейских государств с Россией, а также определенная степень их зависимости от поставок российских энергоресурсов вносят значимые «поправки» в роль Российской Федерации, которую она играет в европейской системе безопасности.

В ходе длительной эволюции к настоящему времени в Европе сформировалась сложная система международных организаций с «пересекающимся» членством, в задачи и повестку дня которых включены вопросы обеспечения коллективной безопасности и поддержания региональной безопасности в целом.

Эту ситуацию в некоторой степени отражает доминирующая сейчас концепция региональной безопасности «подкрепляющих друг друга институтов» в области безопасности, ранее известная как «взаимодействующие институты».

Концепция восходит к Римской декларации о мире и сотрудничестве, принятой на высшем уровне в Риме в ноябре 1991 г. В декларации отмечается, что сложные проблемы, с которыми предстоит столкнуться новой Европе, невозможно решить в полной мере силами одного института и что это возможно только в рамках взаимодействующих институтов, объединяющих в своих рамках страны Европы и Северной Америки. В этой связи страны НАТО будут трудиться над созданием новой европейской архитектуры безопасности, в которой НАТО, СБСЕ (позже ОБСЕ), Европейские сообщества, ЗЕС и Совет Европы будут взаимно дополнять друг друга и в которой важную роль будут играть также другие региональные структуры сотрудничества.

Следует также отметить, что «пересекающееся» членство, а также национальные интересы государств участников систем европейской безопасности служат связующим звеном между региональной безопасностью Европы и безопасностью Евразии и Большого Ближнего Востока.

Наиболее массовой, но аморфной по задачам и повестке дня организацией выступает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Наиболее заметную и значимую роль в Европе играют групповые системы безопасности, по правовым, организационным и материальным основаниям представляющие собой военные блоки. Это прежде всего Организация Североатлантического договора — НАТО и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), лидером которой является Россия.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.