Ученые записки кафедры психологии СГПУ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ученые записки кафедры психологии СГПУ

2017-10-16 173
Ученые записки кафедры психологии СГПУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О воспитательном значении вузовской лекции

В век массового издания книг, журналов, наличия телевидения, Интернет, появления так называемого «дистантного образования», начали раздаваться голоса, что лекция как форма учебного процесса устарела, лекция не нужна. Нельзя согласиться с данной точкой зрения, так как Лекция – это живое общение старшего (преподавателя) с младшими (студентами), то есть процесс передачи культуры от поколения к поколению, процесс формирования мировоззрения младших, процесс формирования ценностей, морали и нравственности и, что самое главное - убеждений. Книга, Интернет – несомненно отличные средства передачи информации, средства сообщения о новых открытиях в науке и практике. Но Знания можно заучить, потом повторить на экзамене профессору слово в слово, как написано в его учебнике, не веря в написанное. Знания должны переходить в убеждения. В этом и есть суть результативности процесса воспитания молодого поколения. И иного способа, чем «живое» общение, просто нет. Почему? Ещё В.Г. Белинский говорил, что знания превращаются в убеждения лишь тогда, когда они не только усвоены умом, но проведены через сердце, через всю натуру человека. Каждый человек по собственному примеру знает, что крепко запоминается, хорошо усваивается, переходит в убеждение только та информация, узнавание которой сопровождалось яркими образами, чувственными эмоциями – удивлением, недоверием, радостью, возвышенным или оскорблённым чувством собственного достоинства или патриотизма и т.д. В процессе обучения слагается отношение студента к данной науке. У одних данная наука вызовет ненависть, отвращение, у других – нелюбовь, безразличие, у третьих – интерес, любовь и, наконец, у некоторых – страсть, одержимость. «Ответственность лежит почти исключительно на педагоге, так как, вне всякого сомнения, любой изучаемый слушателем предмет навсегда, на всю жизнь ассоциируется в его сознании с лицом, обучавшим его этому предмету!» (Минаков А.П.)

В истории науки очень мало найдётся людей (типа Софьи Ковалевской или Джордано Бруно), которые обязаны своим научным будущим исключительно книге. Зато практически все большие учёные обязательно вспомнят Учителей (Чаплыгин – Жуковского, Вернадский – Докучаева, Космодемьянский – Минакова и т.д. и т.д.), которые яркой образной речью, подчёркнутой выразительными жестами, мимикой, своим энтузиазмом, своей научной страстностью, оставили в памяти неизгладимые следы, зажгли интерес, привили любовь к своему предмету. Потому что, опять-таки все это почувствовали на себе, что воспоминания о любимых преподавателях, профессорах сохраняются на всю жизнь: мысли, западающие в глубины сознания, делаются, помимо нашего желания, как бы нашим убеждением, нашим «кредо».

Вывод логично и легко формулируется следующим образом: если не будет вербальной лекции, не будет и убеждения, не будет выполнена главная цель процесса воспитания.

Сторонники «дистантного» образования скажут – чем же тогда отличается нудная лекция, которую преподаватель читает (в прямом смысле!) с учебника от простого чтения книги учащимся человеком? И будут правы. Такая лекция намного хуже книги или компьютера, потому что она несёт не положительные, а отрицательные эмоции: формализм, незаинтересованность и скуку.

Если преподаватель остается холодным и бесстрастным при изложении самых великих и могущественных достижений своей науки, то аудитория, особенно молодая, теряет интерес и любовь к предмету и студенты посещают лекции в дисциплинарном порядке. Но это уже вопрос не о существовании лекции как таковой, а о её качестве.

Бусыгина Т.А.

Дифференциальный алгоритм чтения4

 

Результатом любого чтения является понимание прочитанного. Понимание текста связано с раскрытием его смысла и значения.

 

Чтобы раскрыть этот смысл и понять текст, необходимо:

 

Ø быть внимательным при чтении,

Ø владеть определенными мыслительными приемами.

 

Приемы осмысления текста

Интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного абзаца подобную программу не составишь. Для активиза­ции чтения нужно заранее знать, что прежде всего, следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста.

Для это­го «Школой Быстрого Чтения» О. Андреева был разработан дифференциальный алгоритм чтения.

 

Дифференциальный алгоритм чтения помогает:

· разбивать каждый самостоятельный фрагмент текста на отдельные смысловые абзацы,

 

· понять и усвоить текст.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.