Реакции влечения и отторжения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Реакции влечения и отторжения

2017-10-16 835
Реакции влечения и отторжения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует два типа реакций на реальность: первый тип – это, когда нам что-то нравится и мы хотим, чтобы это было у нас, нас влечет к этому, и второй тип – это, когда нам что-то не нравится, мы этого избегаем, происходит отторжение. Почему нас влечет? Почему происходит отторжение? Так было всегда? А почему у других бывает наоборот?

Все дело в таком основополагающем психологическом принципе, как «стимул-реакция». Например, есть какой-то внешний стимул - образ, звук, запах - он вызывает в нас реакцию. Систему «стимул-реакция» еще часто называют программой - программой реагирования. Мы реагируем на внешние стимулы нашим состоянием.

То есть, мы запрограммированы реагировать определенным образом. Кто же нас запрограммировал, всегда ли наша реакция была именно такой? И вообще, что такое программа на уровне психики? Давайте рассмотрим этот вопрос. Ответ на него проясняет очень много.

Вот трехлетний мальчик идет по улице, к нему бежит собака. Ребенок с любопытством наблюдает за собакой, прежде он ее никогда не видел. Вдруг собака начинает лаять, ребенок пугается, его тело сжимается от страха и создается неприятное ощущение.

На следующий день этот же мальчик опять видит собаку, его психика помнит предыдущий опыт, он останавливается и старается держаться от собаки подальше. Собака вызывает в нем страх, неприятное состояние, он испытывает чувство отторжения. Так работает инстинкт самосохранения, благодаря которому мы смогли эволюционировать как вид. Такой инстинкт помог нам выжить и развиться как виду, при этом этот же инстинкт играет с нами злую шутку. Точнее, злую шутку играет такая функция мозга, как обобщение.

После некоего единичного опыта человеческая психика реагирует не на какую-то конкретную собаку, а обобщенно на собак вообще или, как минимум, на тех собак, которые похожи по характеристикам на ту самую, что нас когда-то испугала. Мальчик из нашего примера на третий день видит другую собаку, но он по-прежнему реагирует на нее с осторожностью, хотя это совершенно другая собака.

Более того, пройдет тридцать лет, и это будет уже взрослый человек, к нему подойдет его пятилетний сын и попросит: «Папа, купи собаку». Реакция нашего героя с большой долей вероятности будет такой же, как в детстве – реакций отторжения. Может быть, и не ярко выраженной, но, по сути дела, аналогичной. Услышав слово «собака», у взрослого мужчины сработает ранее созданная программа, и его психика среагирует неприятным состоянием. Он ответит на просьбу ребенка: «Нет, не люблю я этих собак». Мужчина уже совершенно забыл про тот случай с собакой в детстве, но не забыла его психика. Тогда его напугал доберман, а его сын просит купить пушистого пуделя, но суть не меняется. Отказ человека обусловлен реакцией из детства, для которой он сформировал набор логических утверждений, подтверждающих правильность такого понимания: «собаки лают, с ними надо гулять, они плохо пахнут».

Существует обратная ситуация, при которой все произошло наоборот: собака подошла к ребенку, завалилась на землю, ребенок сел на ее мягкую шерсть, начал с ней играть, а она с ним. Такая ситуация в итоге сформировала совершенно другую программу, приятную программу, при которой человек начал испытывать влечение к этим животным.

Любая грань мира, окружающего нас – это такая вот «собака», столкнувшись с которой, человеческая психика, производя оценку, относит этот опыт либо к классу того, что нравится и к чему влечет, либо к классу того, что не нравится и с чем психика стремится не взаимодействовать, от чего происходит отторжение. К более или менее осознанному возрасту по каждому элементу этого мира психика произвела такую оценку, классифицировав и произведя запись в виде программы «стимул-реакция» внутри нашего бессознательного.

Эти программы – результат субъективного опыта каждого конкретного человека. Именно поэтому на совершенно одинаковые вещи люди могут реагировать абсолютно по-разному, от сильного раздражения до радости, в зависимости от того, какой опыт зарегистрирован у человека в отношении соответствующего внешнего стимула.

Итак, мы имеем два типа программ, управляющих нашим состоянием – программы влечения и программы отторжения. Давайте разберемся в структуре самой программы, в том, как она устроена. Это важно сделать, чтобы ответить на вопрос, что такое счастье.

Что происходит внутри нашей психики в момент срабатывания программы? Вернемся к нашему примеру с ребенком и собакой. Идет собака, ребенок никогда не видел собак прежде. Если мы чего-то никогда не видели и нас это не пугает, то это вызывает любопытство. Ребенок с любопытством смотрит на собаку. Неожиданно для мальчика собака лает и он испытывает страх, его тело рефлекторно реагирует, сжимаясь и напрягаясь. Таким образом, ребенок переживает не только негативную эмоцию, но и его тело испытывает неприятные ощущения. В момент столкновения с неким опытом в человеческом теле появляются ощущения. В результате создается программа «стимул- ощущения в теле».

Когда на следующий день ребенок видит собаку, его психика в миллиардные доли секунды связывается с соответствующим опытом прошлого, прописанным в мозгу, и мозг дает команду по созданию в теле того ощущения, которое связано с этим опытом. Тело воспроизводит записанную ранее реакцию. Когда человек чувствует неприятное ощущение в теле, он реагирует на него. Ощущение начинает управлять человеком, заставляя его остановиться и постараться избежать контакта с собакой.

Так работает программа отторжения: на самом деле мы реагируем не на реальный объект, а на ощущение в теле, прописанное в нашей психике предыдущим субъективным опытом.

Такая же логика работает в случае программ влечения. Если к ребенку подошла добродушная собака и играет с ним, ребенок прикасается к мягкой шерсти собаки, он испытывает ПРИЯТНОЕ ощущение в теле. У него связывается внешний стимул «собака» и приятное ощущение в теле, которое ему нравится. После того как опыт создан, мы реагируем не на реальный объект, а на наше приятное ощущение, которое передается со скоростью электрического импульса от мозга в наше тело. Нам нравится это ощущение, нас влечет к нему, нас влечет к тому, что является причиной создания этого ощущения. Так работает программа влечения.

Подведем промежуточный итог. Мы выяснили, что счастье – это внутреннее состояние. Состояние – это реакция на мир, которая бывает двух типов: влечение и отторжение. В процессе нашей жизнедеятельности мы находимся в постоянном реагировании на поступающую к нам через каналы восприятия информацию. При этом мы реагируем каждый раз не на сам мир, а на ощущение в теле, закодированное в психике и созданное нашим уникальным индивидуальным опытом.

***

Но что же такое счастье? Какое из этих состояний является счастьем, раз только из них соткано наше восприятие? Очевидно, что реакцию отторжения, то есть реакцию, сопряженную с негативными переживаниями, назвать счастьем мы не можем.

А что с реакцией влечения? Когда нас влечет к чему-то и мы обладаем этим, нам хорошо. Но жизнь такова, что очень часто мы не имеем того, к чему нас влечет. А когда мы не имеем этого, разве мы счастливы? Нет, мы не счастливы. Возможно, даже более несчастливы, чем при отторжении. Мы хотим эту машину, но ее нет; мы хотим быть вместе с этим человеком, но это невозможно – мы еще сильнее несчастливы. Таким образом, наличие программ влечения тоже не делает нас счастливыми.

Опыт также показывает, что, когда нас к чему-то влечет и у нас это есть, то радость от обладания со временем гаснет. Мы привыкаем к машине; яркость отношений со второй половинкой значительно снижается, а зачастую уходит совсем, наступает привыкание. При этом программа влечения не исчезает. Мы начинаем хотеть другие машины, других людей, и много всего другого, что нам не доступно. И тогда программа влечения показывает свое истинное лицо. Радость обладания – это палка о двух концах. С одной стороны, нам временно хорошо от того, что у нас что-то есть, а с другой стороны, это лишь пилюля, которая всегда заканчивается, мы привыкаем к ней и начинаем хотеть того, чего нет. И так всю жизнь - мы постоянно стремимся к тому, чего у нас в настоящий момент нет.

Бедным может показаться, что богатые счастливы, но они также несчастны, потому что они хотят того, чего у них нет, просто это не деньги.

Что же получается? Какая-то утопия. Программа отторжения, как и программа влечения, не ведет к счастью, а именно из этих двух реакций соткана наша реальность, именно эти реакции формируют наш момент «здесь и сейчас», только из них создается наше состояние в любой момент времени. Наша психика всегда дает оценку всему, разделяя предметы, людей и всю нашу реальность на «нравится» и «не нравится», превращая эти стимулы в соответствующие внутренние состояния… Неужели это система, которая не имеет решения?

 

Реакция наблюдения

Философский камень бытия заключается в том, что существует еще третья реакция. Реакция, которую в чистом виде мы крайне редко встречаем в своей взрослой жизни. При этом эта реакция является нормой практически для всех детей. Вы обращали внимание на то, что дети однозначно более счастливы, чем взрослые? Бывает, конечно, по-разному, но в большинстве случаев это так.

Дети однозначно меньше нас, взрослых, понимают в том, как устроено общество, как надо учиться, как следует общаться с себе подобными для достижения своих целей, как приготовить еду или как починить автомобиль. Но дети однозначно лучше нас разбираются в том, как быть счастливыми.

Конечно, они об этом и не думают, оно у них само по себе получается, но факт остается фактом – дети счастливее нас и мы можем этому у них поучиться.

Что же делает детей счастливыми?

Что в психике детей устроено по-другому, что дает им возможность обладать тем самым инструментом, который позволяет им быть счастливыми? Инструментом, который каким-то чудесным образом куда-то исчезает, когда мы становимся взрослыми и который создает радость в ребенке просто так, а не потому, что у него что-то есть? Какой тип реакции лежит в основе их психики?

Вернемся к примеру с собакой. До момента встречи с собакой у ребенка еще не было какой-либо программы, отвечающей на этот стимул. Но что же тогда у него было? Как он воспринимал собаку до того, как появился опыт взаимодействия с ней?

На самом деле ребенок ее наблюдал. Наблюдение – это исходное состояние нашей психики, когда еще не сформирован никакой опыт. Опыт до «собак». Это нейтральное состояние, лежащее ровно посередине между влечением и отторжением и не являющееся ни тем, ни другим. Наблюдение – это информационное восприятие чего-либо без формирования реакции или оценки, это осознание чего-либо без реакции, это состояние внутреннего равновесия и отсутствия какой-либо реакции в теле.

Во взрослой жизни мы испытываем это состояние крайне редко. В основном наша психика уже завалена всевозможными «собаками», и мы не в состоянии что-либо наблюдать, мы разучились это делать, хотя когда-то умели. Наша психика в результате различного субъективного опыта сформировала шаблоны реагирования и произвела оценку большей части окружающей нас реальности, отразив эту оценку в наших ощущениях и в нашем состоянии.

Как работает реакция наблюдения и как наиболее точно объяснить это состояние? В отличие от образа, который можно изобразить, и звука, который можно сыграть, передать и описать ощущение крайне сложно. Если вы никогда не ели фрукт рамбутан, вы не сможете понять его вкус, даже если вам будут говорить, что вкус этого фрукта немного кислый, но при этом имеется легкая терпкость, свойственная сердцевине ананаса… Вы сможете понять вкус рамбутана только в том случае, если попробуете его сами.

Несмотря на сложности, мы попробуем описать состояние равновесия или покоя, так как в результате определенных и достаточно простых действий можно получить устойчивый доступ к этому состоянию.

Когда мы наблюдаем что-то, не имея соответствующего опыта, психика не достает изнутри бессознательного то или иное ощущение, закодированное предыдущим опытом. В этот момент реакции в теле нет, тело находится в полном расслаблении, покое или равновесии. Может показаться, что состояние покоя или равновесия чем-то похоже на состояние безразличия или эмоционального нуля, но это не так. Безразличие является легкой формой программы отторжения, а состояние равновесия не имеет ничего общего с программой отторжения.

Состояние равновесия является многогранным.

Оно содержит в себе мощнейший элемент интереса ко всему в мире, любопытство является его неотъемлемой частью. Причем такое любопытство, которое сопряжено с внутренней приятной тягой к изучению и исследованию всего. Не по этой ли причине у детей так сильно развито желание и способность к познанию?

Равновесие не имеет ничего общего с эмоциональным нулем. Равновесие представляет собой однозначно приятное состояние, вызывающее неимоверную радость, не сравнимую ни с чем в этом мире. Но в отличие от радости обладания это радость другого типа, она не является результатом наличия у человека чего-либо. Это чувство возникает тогда, когда наше тело не реагирует на те или иные проявления реальности или, другими словами, абсолютно расслаблено. Часто после посещения бани или массажа, когда телесные зажимы в нашем теле частично сняты, мы испытываем улучшение настроения и приток сил. Такое состояние является предвестником состояния равновесия, при том, что эффект чистой радости от состояния равновесия во много раз сильнее.

Состояние равновесия сопряжено с таким элементом, как мотивация к тем или иным действиям. Все программы влечения и отторжения, по своей сути, создают мотивацию, направленную к себе. Т. е. мы получаем приток энергии от действий, которые принесут нам какую-либо пользу, и мы мотивированы таким пониманием, поэтому и производим эти действия.

Когда нас влечет к чему–то, мы можем получить что-то, что принесет нам удовольствие. Если мы испытываем отторжение, то мы можем избежать потенциальной негативной ситуации и тоже выиграем. В обоих случаях состояние радости создается от результата «у меня».

Состояние наблюдения создает в человеке другой тип мотивации, который формирует приятную способность испытывать радость и приток энергии от пользы «у других», притом уровень этой радости, как отмечалось выше, очень высок.

Субъективное мнение автора таково, что в этом мире нет ничего, что могло бы сравниться с этой радостью, и речь здесь идет не только про материальные блага, а про весь класс эмоциональных состояний, который способна дать нам наша жизнь. В этом смысле важно отметить, что понятие «другой» не означает другой человек, имеется ввиду более широкий контекст, где другой – это что угодно внешнее по отношению к самому себе – люди, животные, природа, планета и т.д.

Человек, мотивированный влечением, рано или поздно столкнется к какими-то ограничениями этого мира, которые не позволят ему получить то, что он хочет, и он испытает несчастье по этому поводу. При этом жизнь не накладывает никаких ограничений на действия, направленные на пользу другим. Если мы научились испытывать реальную радость от таких действий, то это та дорога, по которой можно идти бесконечно, потому что помогать другим в самом широком смысле можно сколько угодно и никто не наложит никаких ограничений на такие действия.

Каждый из нас в своей жизни дарил подарки. Когда мы дарим подарки тому, кого искренне любим, мы испытываем грань такой радости, которая описана чуть выше. Остановитесь прямо сейчас на несколько секунд, обратите свой взор в какой-то момент, когда кто-то искренне радовался тому подарку, который вы для него сделали. Что вы чувствовали в тот момент, ощутите это…

Это то самое чувство…[1]

Вернемся к описанию состояния наблюдения или равновесия и опишем самую главную его грань, т.к. о ней в нашем мире сказано уже очень много…

Главное, что можно сказать про это состояние, так это то, что находясь в нем, человек испытывает безграничное и всеобъемлющее чувство любви ко всему сущему, любви не как страсти, а любви как желания отдавать и искренне радоваться за другого, испытывать от этого неимоверную гармонию и счастье. Любовь, которая не требует условий, чтобы быть. Безусловная любовь.

Именно безусловная любовь, любовь ко всем граням мироздания, является центральным ядром состояния чистого равновесия. Не этим ли качеством обладают наши дети до тех пор, пока не знакомятся со множеством «собак» нашего мира, забывая о своем истинном природном коде?

В состоянии равновесия или наблюдения человек понимает, что это состояние и есть любовь, истинная и безусловная любовь ко всему в мире, и это состояние, будучи воссоздано в нашем сознании, создает все те грани, которые описаны выше.

По твердому убеждению автора и многочисленным наблюдениям множества людей со всей планеты, занимающихся духовной трансформацией, все эти грани - наблюдение, интерес, любопытство, неимоверная радость и безусловная любовь - являются отражениями состояния истинного счастья. Оно возникает в тот момент, когда мы находимся в равновесии относительно внешнего мира, когда мы наблюдаем, а не реагируем на заранее закодированные в нашем теле ощущения с влечением или отторжением.

Таким образом, на самом деле мы имеем три типа реакции на мир: влечение и отторжение, которые являются той или иной формой несчастья, а также равновесие, наблюдение или восприятие реальности без телесного реагирования, состояние огромной радости и безграничной любви ко всему.

Пребывание в этом состоянии и такая реакцию на мир, по мнению автора, и есть счастье, настоящее счастье, счастье, в котором мы можем пребывать в независимости ни от чего, счастье, бесконечным источником которого являемся мы сами. Счастье, доступное любому человеку на Земле, счастье, которое мы можем испытывать где угодно и когда угодно. Такое счастье является истинным счастьем, оно и есть наша цель.


Инструмент

 

Не так часто в своей жизни мы ищем ответы в себе. Нам свойственно искать причины во внешнем мире: не то государство, не тот супруг или супруга, не то время, не те возможности. Реагируя на мир определенным образом, наше тело сигнализирует о том, как мы должны относиться к тому или иному его аспекту, при этом этот сигнал может не иметь ничего общего с той реальностью, с которой мы имеем дело, потому что он отражает прошлый опыт.

Как редко мы задумываемся над тем, что чаще всего вопрос не в окружающем нас мире, а вопрос в самих себе, а если конкретней, в том, каким образом мы воспринимаем мир, вопрос в той реакции на реальность, которая создает внутри нас иллюзию, потому что такая реакция отражает понимание каких то ситуаций, которые были в прошлом, но уже прошли. Действуем ли мы эффективно в таком случае, если опираемся на иллюзию прошлого опыта, воспринимая ее как правду? Конечно нет. Отсюда страдает качество нашей жизни и те результаты, которые мы имеем.

Мы выяснили, что программа – это просто привычка реагирования. При встречах с разного рода «собаками» в нашей психике формируются такие привычки, выраженные в создании двух типов реакций, - влечения и отторжения. При этом каждая из этих реакций ведет к той или иной форме несчастья в нашей жизни.

Если мы говорим о том, что есть третья форма реакции «наблюдение», которая отражает состояние счастья внутри нас, то практическая задача по достижению цели стать счастливым сводится к смене привычки реагирования на все внешние стимулы с реакций влечения и отторжения на реакцию наблюдения, равновесия и любви.

Итак, мы имеем дело с привычкой. Каким образом происходит смена привычки? Случается, что привычка меняется моментально под воздействием стресса или другого мощного импульса, в результате которого резко меняется модель поведения. Если не рассматривать такие формы смены привычки в силу их сложной технологической применимости, стандартная форма смены привычки организована через повторение нового действия вместо старого. Сначала нам сложно заменять привычное старое действие на новое, и мы вынуждены прикладывать усилия к этому, потом становится чуть легче, а потом – еще легче, и в один прекрасный момент, если мы были достаточно настойчивы и замотивированы, у нас формируется новая привычка, выраженная в создании в нашем мозгу новых нейронных связей вместо старых.

Как мы помним, мы реагируем не на реальный объект, а на ощущение, которое возникает в теле в результате некоего прошлого опыта. Соответственно, смена привычки в данном случае будет означать то, что вместо запрограммированной реакции влечения или отторжения, мы должны будем прореагировать на это ощущение в формате наблюдения или равновесия. Повторяя это действие по смене формата реакции достаточное количество раз для каждого из всех внешних стимулов, мы сможем «переписать» привычку реагирования и приблизиться к поставленной цели истинного счастья. Наш результат в данном случае будет прямым следствием непрерывности и постоянства наших усилий в процессе «переписывания» и создания нового способа реагирования до момента конечной «перезаписи» на уровне формирования новых нейронных путей в мозгу, после чего новая привычка заменит старую.

Что нам нужно уметь и что нам нужно делать, чтобы претворить описанный выше план в жизнь? В первую очередь мы должны научиться наблюдать, то есть уметь формировать искомое состояние не реагирования, чтобы в дальнейшем на это состояние заменить старые реакции. Второе – мы должны пребывать в состоянии наблюдения всякий раз, когда в нашей жизни происходят какие-то события. Если на постоянной основе реагировать на эти события, находясь в состоянии равновесия, то рано или поздно мы сменим привычку реагирования и придем к поставленной цели обретения состояния покоя и счастья.

Звучит очень просто, так? Но в действительности мало кто умеет входить в состояние наблюдения, а тем более находиться в нем. Мы редко пребываем в этом состоянии, так как находимся в постоянном реагировании на контекст, в котором мы находимся, в особенности, если этот контекст вызывает у нас сильную эмоциональную реакцию. В такие моменты нам сложно даже вспомнить про то, что вместо реагирования на реальность нам нужно воспринять ее из состояния наблюдения, и поэтому в большинстве случаев мы будем просто забывать про то, что нужно делать.

Эти сложности являются следствием отсутствия у нас соответствующих навыков, наработать которые достаточно трудно, особенно, если не представлять, как именно нужно подходить к их наработке, что учитывать и на что обращать внимание.

Таким образом, если для смены формата реакций нам необходимы специфические навыки наблюдения и равновесия, то задача сводится к тому, чтобы научиться этим навыкам и, получив их, приступить к действиям, направленным на тотальную расчистку ментальных структур от всякого рода «собак», изменяя привычки реагирования и приближая себя к состоянию истинного счастья и любви.

Возникает закономерный вопрос, существует ли в мире такое место, где учат таким навыкам? Или, может быть, существует техника, которая представляет из себя инструмент, соответствующий описанным принципам и ведущий к созданию в человеке необходимого набора навыков?

К нашему большому счастью, в мире существует такая техника, и она называется Випассана.

 

 


История Випассаны

Випассана в переводе с языка Пали, языка, на котором говорили в Индии две с половиной тысячи лет назад, означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле» (а не «собак» прошлого). Випассана является медитацией, а медитация – это процесс, в рамках которого человек совершает определенную ментальную работу, то есть работает головой. Випассана была придумана человеком по имени Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал Буддой, тем самым Буддой, от которого берет истоки буддизм. При этом важно понимать, что Випассана не является частью официальной доктрины буддизма. Випассана представляет собой психотехнологию, которую практиковали люди во времена Будды, который интуитивно нашел и распространил эту мощнейшую технологию двадцать пять веков назад.

Через триста лет после смерти Будды эффективность практики Випассаны стала снижаться, так как ее начали смешивать с другими техниками. В результате правильная техника была утрачена почти повсеместно, кроме одной линии монахов в Бирме, где она передавалась от учителя к ученику. В 60-х годах 20 века бирманский гражданин Сатья Нарайян Гоенка, богатый предприниматель и во всех смыслах успешный человек, заболел редкой формой мигрени, которую не удавалось вылечить никакими методами. Что бы он ни пробовал, к каким бы врачам по всему миру он ни обращался, никто не мог ему помочь. Ситуация уже приближалась к критической, когда его знакомый предположил, что заболевание носит психосоматический характер, и посоветовал ему пойти в центр медитации Випассаны, который находился в его городе в Бирме, чтобы пройти обучение этой технике.

Закончив стандартной для данной практики десятидневный курс обучения, вдохновленный результатами, Гоенка полностью связал свою жизнь с этой психотехнологией. Через четырнадцать лет он получил статус учителя - человека, который может преподавать самостоятельно.

В это время его родители жили в Индии, и его мать заболела. Чтобы помочь ей, он отправился в Индию и обучил ее и еще пять знакомых технике Випассаны. Вдохновленные техникой и результатами, ученики попросили провести еще один курс для их близких друзей и родных. На второй курс пришли пятьдесят человек, после чего Гоенка провел еще курс, на который пришли уже двести человек. Впоследствии количество учеников продолжало расти.

На данный момент в мире несколько сот центров медитации Випассаны в более чем восьмидесяти странах мира, в том числе Global Pagoda – один из крупнейших медитационных центров на нашей планете, расположенный в индийском городе Мумбай. Данный центр способен разместить в одном помещении более десяти тысяч одновременно медитирующих студентов. Ежегодно в центрах Випассаны проходят практику миллионы людей со всех стран мира и их количество постоянно растет.

Согласно легенде перед смертью Будда предсказал, что Випассана будет утрачена в стране, где она зародилась, но через двадцать пять веков, когда она будет нужна миру, эта техника вернется в Индию, а оттуда распространится по всей планете. Так оно и случилось с точностью практически до года…

Далее речь пойдет об особенностях этой поистине феноменальной технологии.

 

Обучение Випассане

Итак, Випассана – это медитация, то есть процесс проведения определенной ментальной работы. Обучение Випассане занимает десять дней. Это время направлено на то, чтобы человек смог познакомиться с навыком наблюдения и попрактиковать его в специально созданных условиях. Речи о том, чтобы за 10 дней достигнуть глобальных результатов, не идет, хотя определенные результаты всегда есть. Надо понимать, что если наш мозг в течение десятилетий засорялся различными программами реакций, то вряд ли в мире существует метод, который мог бы расчистить эти залежи ментального мусора за столь короткий срок.

Випассана является бесплатным мероприятием, то есть вы живете, едите и практикуете в центре абсолютно бесплатно. Система функционирует по принципу donation (добровольной благодарности) - люди получают результат и хотят поделиться им с другими, поэтому оставляют деньги. По окончании курса вы можете по желанию оставить donation, но это не обязательно. Огромная инфраструктура центров Випассаны создана именно за счет пожертвований. По принципу donation организована и работа внутри центра: вся работа, начиная от учителей и заканчивая поварами, осуществляется на добровольных началах волонтерами, которые проходили практику ранее. Эти люди не получают за работу деньги, а отдают свою энергию и время для того, чтобы помочь другим в освоении техники и очищении ума.

10 дней обучения направлены на освоения необходимых навыков. Распорядок дня следующий: в 4:00 подъем, в 4:30 начало первой двухчасовой медитации, перерыв на пять минут, затем полуторачасовая медитация, завтрак, отдых в течение одного часа, снова медитация, перерыв на пять минут. И так до вечера.

В 19:00 все собираются либо в медитационном зале, либо в специальных лингафонных кабинетах для прослушивания лекций того самого Гоенки, который вернул Випассану из Бирмы в Индию. Инструкции по правильному прохождению практики, как и вечерние лекции, были записаны много лет назад на курсе, который проводил С. Н. Гоенка. Потом они были переведены на многие языки мира, превращены в аудиозаписи и размещены во всех центрах, чтобы человек из любой страны мог приехать и практиковать так же, как местный житель, понимая смысл инструкций и вечерних бесед. Лекция или дискурс длится час и раскрывает тот или иной аспект техники, особенности конкретного дня и помогает понять инструкции. На лекциях и практиках присутствует учитель, но он скорее отвечает на вопросы, чем чему-то учит.

Десятидневный курс состоит из двух блоков – трехдневного и семидневного. Первые три дня отводятся на подготовительную медитацию под названием Анапана, следующие семь дней отводятся на обучение Випассане. Випассану невозможно практиковать, не выработав определенный навык в ходе Анапаны.

В процессе медитации Анапаны практикующий наблюдает естественное дыхание под ноздрями: вдох-выдох, вдох-выдох. При этом нужно стараться продлить процесс наблюдения максимально долго, не отвлекаясь. Наблюдать значит не реагировать, информационно воспринимать или осознавать дыхание, стараться ни о чем другом не думать, находиться в равновесии относительно наблюдаемого объекта, не испытывать к нему влечения и отторжения. «Вот оно, дыхание, оно не плохое и не хорошее, я его просто осознаю…».

Два дня наблюдается дыхание, на третий день практикующий начинает наблюдать ощущение под носом. Практика Анапаны направлена на то, чтобы выработать межконтекстный навык наблюдения - искомого состояния восприятия многих контекстов, о котором мы говорили выше. Анапана учит входить в это состояние, а также пребывать в нем необходимое для практики Випассаны время. Практикующий учится наблюдать ощущение под носом. Научившись наблюдать ощущение в одном месте, мы можем наблюдать ощущения где угодно.

Почему Будда выбрал дыхание, а не какой-то другой объект для обучения наблюдению, ведь наблюдать можно что угодно? Дыхание представляет собой объект, максимально очищенный от каких-либо «собак», оно с нами всегда, оно не плохое и не хорошее, оно максимально нейтрально. Именно поэтому тренировать на нем навык наблюдения сравнительно легко. В качестве сравнения попробуйте тренировать этот навык, наблюдая перемещения канатоходца без страховки на высоте 20 метров. Это дастся вам значительно сложнее, потому что человек склонен реагировать на такие сцены, вместо того, чтобы наблюдать. А дыхание максимально нейтрально и оно всегда с нами.

На четвертый день, когда навык наблюдения выработан, дается техника Випассаны. Если при Анапане мы наблюдали ощущения под носом, то при Випассане мы начинаем наблюдать ощущения по всему телу, двигаясь от макушки головы к пяткам, сканируя каждый участок тела в отдельности, используя предварительно выработанное с помощью Анапаны состояние наблюдения.

 

Принцип действия Випассаны

 

Простота техники феноменальна, как и результат, который она дает. В этом разделе мы на понятном языке опишем, как работает Випассана на уровне психики. Это представление поможет нам понять, почему такое действие, как наблюдение ощущений, ведет к перезаписи ментальных программ реакций.

Для этого мы сделаем несколько дополнительных описаний, с помощью которых мы легко сможем увидеть психический алгоритм, лежащий в основе этой техники.

В 70-х годах 20 века двое молодых людей, на данный момент очень известных в мире, задались простым вопросом: почему одни люди эффективны в той или иной деятельности, а другие нет? Для нахождения ответа было организовано исследование, в рамках которого они выбрали несколько специалистов самого высокого класса из разных областей жизни от бизнеса до психотерапии и просто начали наблюдать за ними в процессе из деятельности. Целью исследования было выявление «секретного эликсира», который помогал этим людям быть более эффективными в своей профессии, чем другие.

В результате этих исследований они пришли к одному неожиданному, но в то же время вдохновляющему выводу о том, что все эти люди опирались на одни и те же принципы и механизмы, вне зависимости от рода деятельности. Все люди, за которыми они наблюдали, дошли до этих принципов интуитивно. Указанные же два человека распознали эти принципы и описали их как набор инструментов эффективности, который в настоящее время любой человек в мире может изучить и, таким образом, достигнуть наилучших результатов абсолютно в любой из областей нашей жизни. Этот набор инструментов по сути дела стал научной дисциплиной, которая получила название «нейролингвистическое программирование» (НЛП), а людей звали Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.

Понятно, что в основе нашей психики лежат какие-то механизмы, продиктованные самой природой или, по-другому, законами природы. Эти законы и изучили Гриндер и Бэндлер. В основе их системы лежат несколько базовых понятий, и одно из них - понятие якоря. Якорь – это некий внешний стимул, звук, образ или ощущение. Якорь вызывает реакцию в человеке. Возникает та самая сцепка, о которой мы говорили ранее, «стимул-реакция» или, выражаясь языком нейролингвистического программирования, «якорь-реакция», по сути дела это одно и то же.

Одной из центральных техник НЛП является техника коллапса якорей. Это техника замены одной реакции на другую. Мы схематично опишем, как осуществляется эта техника в рамках курса обучения НЛП. Этот же принцип лежит в основе Випассаны.

На тренинге по НЛП тренер вызывает добровольца, чтобы разобрать с ним какую-то реакцию, которая его беспокоит. Предположим, что студент, который вызвался, заявляет следующую проблему:

Студент. Меня жутко раздражает мой начальник. (Раздраженно хмурится.) Но мне нужно с ним работать и мне это сильно мешает. Помогите.

Тренер. Хорошо. Вы реагируете на своего начальника отрицательно. А приведите пример, на кого вы реагируете по-другому, так как бы вам хотелось реагировать на своего начальника.

Студент. Да, конечно, вот, например мой коллега из соседнего отдела. (Приятно улыбается). У нас с ним отличные отношения.

Тренер. Хорошо, давайте так: в этом месте в пространстве мы расположим Вашего начальника, а вот в этом – Вашего коллегу. Сейчас я хочу попросить Вас мысленно посмотреть на Вашего коллегу в том месте, где мы его расположили. Представили его?

Студент. Да. (Улыбается, невербально демонстрируя хорошее отношение к своему коллеге и входя в приятное состояние «коллеги».)

Тренер. Хорошо, теперь я прошу Вас сохранить Ваше состояние и перевести взгляд на Вашего начальника, которого мы расположили в другом месте пространства, и из этого состояния начните взаимодействовать с образом Вашего начальника.

Студент, пребывая в искомом состоянии «коллега», начинает взаимодействовать с якорем «начальник», тем самым сцепляя свое состояние с этим якорем и как бы перепрограммируя предыдущий опыт. Он говорит своей психике, что теперь этому стимулу соответствует другое состояние, то, в котором я нахожусь. Если он делает это много раз, якорь перезаписывается, мозг забывает предыдущую реакцию и формирует новую привычку реагирования. В мозгу человека старый нейронный путь заменяется на новый, соответствующий новой реакции. Т.е. при виде началь


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.