Житие и подвиги иже во святых отца нашего Григория, епископа Ассосского, просиявшего в XII веке — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Житие и подвиги иже во святых отца нашего Григория, епископа Ассосского, просиявшего в XII веке

2017-10-16 225
Житие и подвиги иже во святых отца нашего Григория, епископа Ассосского, просиявшего в XII веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сей иже во святых отец наш Георгий происходил с ост­рова Мителена из одного селения, называемого Акорни. Его благочестивые родители Георгий и Мария долго со слезами просили Бога дать им ребенка. Господь услышал их моление и дал им божественного сего Григория, которого во Святом Крещении, как и отца, назвали Георгием. Ребенка воспиты­вали с большим усердием, обучая его священной грамоте.

В то время царь издал указ, чтобы детей знатных роди­телей отправляли во дворец, где их воспитывали в течение трех лет, а затем возвращали на родину, откуда им на смену привозили других. Потому в возрасте четырнадцати лет сей добрый Георгий был послан вместе с другими детьми во дво­рец. Царем был тогда Мануил Багрянородный. В продолже­ние трехлетнего своего обучения во дворце, благословенный Георгий не предавался, подобно прочим детям, ни суете, ни непристойным играм, ни плотским душевредным похотям, но старался не давать покоя своему телу, умерщвляя и му­чая его постами и суровым обращением. Весьма прилежно предаваясь изучению наук, он достаточно преуспел в них, имея учителем великого Агафона. Однако преподобный был старателен не только в науках, но изо всех сил старался приобрести необходимые добродетели. Даже получаемое им еженедельное пропитание он раздавал нищим, оставляя себе для еды ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни в теле.

Когда детям пришло время возвращаться на родину, достохвальный Георгии, пока другие готовились к встрече с родителями, стал размышлять о непостоянстве мира и суете всго временного, и о связанных с этим смущении и заботе. Постоянно думая об этом, он мудро решил избрать тихую и безмятежную жизнь, чтобы быть свободным от попечений мира и всем существом внимать вечным и непреходящим Небесным благам, о них лишь помышлять каждый день и стараться их вкусить. Этого Небесного жительства достиг­нуть можно не иначе, как тесным и скорбным монашеским путем. Отрекшись от родины, родителей, богатства, мир­ской суеты и всяких плотских утех, он ушел из Констан­тинополя вместе со своим учителем, дивным Агафоном, и пошел на восток, в построенный его аввой монастырь. Став в нем послушником, согласно правилам монашеского жи­тия, преподобный поселился на близлежащей к монасты­рю горе, где провел три года, со всей строгостью подвизаясь во всех добродетелях. Затем, поскольку сердце его сгорало от божественной любви, он замыслил пойти в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и насладиться беседа­ми с духовными и добродетельными мужами, научиться от них строгому монашескому житию и облечься в святую ан­гельскую схиму.

Объявив о своем намерении святому Агафону, преподоб­ный понял, что тот с ним согласен. И тогда он с большим же­ланием отправился в Иерусалим. С Божией помощью придя туда, он с благоговением поклонился Святому Гробу Господ­ню и прочим святыням, а затем пошел в Иорданскую пус­тыню. Найдя там дивных подвижников, он достаточно дол­го беседовал с ними на духовные темы, общался с ними, и видел их сверхчеловеческие подвиги. Удивившись, Георгий устрашился и подумывал уже о том, чтобы совсем не пы­таться жить такой жизнью. Тогда он пошел к одному из самых добродетельных и опытных старцев и открыл ему свои помыслы. Выслушав, в свою очередь, от него все, что было необходимо, преподобный изгнал из сердца всякий страх и с надеждой на Господа предал себя этому старцу, став его послушником. Юноша был облечен им в ангельскую схиму, переименован в Григория и оставался с ним, питаясь травой той пустыни. Кто же сможет рассказать о подвижнических трудах и подвигах, которые предпринял там блаженный? Видя его подвиги, ненавистники добра, завистливые бесы разными способами начали вести против него жестокую брань. Но всуе трудились они, ибо, еще больше усилив под­виг и непрестанно с верой и слезами умоляя Господа, божест­венный Григорий, благодатью Божией, отбил все бесовские нападения. Став победителем злобных демонов, преподоб­ный облекся в хитон радости и возвысился духом, стяжав плоды Пресвятаго Духа, как говорит божественный Павел.

Пятнадцать лет проведя в пустыне, Григорий снова вспомнил о божественном Агафоне. Уйдя оттуда, он пришел в упоминавшийся ранее монастырь и поселился в своей ста­рой келье на горе, упражняясь в сверхчеловеческих подви­гах, через которые он сиял для всех как пресветлая звезда, освещая все своими деяниями и видом. Потому и монахи, и мирские - все приходили к нему, чтобы послушать спаси­тельные и душеполезные его учения. А божественный Ага­фон, видя и слыша о подвигах священного Григория, радо­вался духом, прославляя Начальника и Совершителя всех благ - Бога, и свидетельствовал пред всеми, что Григорий пришел уже «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13) и стал совершенным в добродетели.

В то время овдовела одна епископская кафедра на востоке, называемая Ассосской, и клирики вместе с архонтами этой епископии просили у священноначалия Великой Церкви до­стойного пастыря. Когда патриарх и архиереи стали искать кого-либо достойного служения на этой кафедре, в столице как раз оказался великий Агафон. Будучи знакомым патри­арха и всего Священного Синода, он рассказал им о подвига божественного Григория. И тогда царь и патриарх направили великому Григорию грамоты, приглашая прийти в Константинополь. Не зная, для чего его зовут в столицу, Григорий пришел туда и против собственной воли был рукоположен во епископа Ассосского митрополитом Ефесским, после чего он с великими почестями от царя и Великой Церкви был отослан на свой трон.

Приняв великое бремя архиерейства, преподобный стал больше предаваться подвигам. Как истинный пастырь, он богоугодно окормлял свою паству, считая необходимым постоянно учить ее слову Божию, одновременно заповедуя всем хранить заповеди Божии и воздерживаться от всякого зла. Из чрева его как бы истекали реки живой воды, потому что была у него только одна забота и одно попечение: как приобрести души человеческие и принести их Богу. Иногда он употреблял суровость с духовной рассудительностью, ис­полняя заповедь апостола, который говорит, что домостро­итель духовный должен знать расположение каждого: одно­го утешить, другого упрекнуть и обличить «во время и не во время» (2 Тим. 4: 2). Он весьма прилежал духовному управле­нию и никого не рукополагал без тщательного испытания, чтобы не быть причастником чужих грехов. Таким образом, почитая Таинство Священства и показывая, сколь велико его достоинство и каким должен быть священник, святитель умножал талант, данный ему от Бога. Учил он не только сло­вом, но и делами, став для всех образцом и добрым приме­ром всех добродетелей.

Но, видя таковые подвиги преподобного, ненавистник добра диавол уже не мог выносить их. Он воздвиг против Григория беспокойных и бездеятельных клириков и свя­щенников. Протопоп епископии имел сына по имени Лев, которого он отдал божественному Григорию. Святой, взяв его под свою опеку, постоянно поучал страху Божию. А по­скольку тот оказался разумным, верным, испытанным во всем и жил добродетельно, то святитель доверил ему управление церковным имуществом. Движимые завистью упомянутые клирики написали полную лжи и клеветы бумагу с обвинениями на святого и направили ее на Собор святых архиереев. Но никто не поверил в эти обвинения, потому что все знали о добродетельном житии преподобного. Между тем пришел на Собор и божественный Григорий. Как только завистники его увидели, то все обвинения рассеялись как паучьи сети. Обличаемые собственной совестью, обвинители раскаялись и припали к ногам святого, прося прощения за несправедливые обвинения. Как истинный ученик Хри­ста, праведник простил их и в мире вернулся в свою епархию вместе с порочившими его противниками, которые, следуя его наставлениям, некоторое время слушались его. Но лука­вый бес, который вышел из них при их покаянии, скитаясь по безводным местам и не находя себе покоя, снова вернулся к ним. Обнаружив их беспечными, он вошел в них вместе с семью еще более злобными духами, и снова воздвиг на свя­того с помощью этих клириков еще большую брань. Полно­стью предавшись сатане, эти люди снова написали бумагу против святого с обвинениями, большими прежних. Эту бу­магу они принесли в Великую Церковь и, отдав ее, кричали против святого. Патриарх же и архиереи прогнали их, обру­гав за явную ложь и клевету.

Но что сделал добрый подвижник, божественный Григо­рий, который умел сражаться только с бесами, а не с людь­ми? Он велел своему ученику Льву взять его рясу, книгу и следовать за ним. Выйдя ночью из епископии, они сели на корабль и приплыли в Тенедос, где был прекраснейший и со многими иноками монастырь. Там преподобный некоторое время оставался на безмолвии, и там же постриг своего уче­ника в монахи, переименовав его из Льва в Леонтия. Затем они перебрались на Митилену и поднялись на гору. Желая повидать своих родителей, преподобный пошел в свою де­ревню в Акорни. Там случайно он встретился со своей матерью, которая направлялась в баню. Не узнав его, она поздоровалась и попросила благословения. Святой отвечал ей: "Бог благословит тебя и сподобит увидеть того, кто у тебя на чужбине". Исполнив свое желание, он тотчас же ушел оттуда и, поднявшись на гору Приант, безмолвствовал там вместе Леонтием. Найдя труднодоступное и лесистое место, называемое Малым Левкопеди, по Божественному внушению, преподобный пришел к владельцам той местности и попросил разрешения очистить ее от леса и устроить там монастырь. Хозяева обрадовались такому предложению и отдали ему эти земли, приложив письменный документ о передаче. Местность эта была для них совершенно бесполезной, пото­му что была наполнена бесами.

Святой сотворил молитву, и как только приступил к делу, бесы поднялись против него, произведя сильное возмуще­ние и шум: "Ты обижаешь нас, Григорий, уходи из нашего жилища". Возведя мысленные очи свои к небу, святой молил Вышнего Бога избавить его от злобных духов. Получив от Него помощь, преподобный прогнал их молитвой. Но эти проклятые пришли к владельцам той местности и привели их в смятение, ибо увидев, что место тщательно расчищено и прибрано, те раскаялись, что отдали его с документом. Они прогнали оттуда святого, хотя он столько трудился и терпел, пока расчистил это место. Некоторые из них, будучи злобны­ми еретиками, услышав, что святой проповедовал право­славную веру, отнеслись к нему с враждой и, набросившись на него с палками и камнями, избили до полусмерти. Взяв за ноги, они бросили его у подножия горы. И на этом месте (о чудеса Твои, Господи!), куда бросили преподобного, до сих пор ничего не выросло, но оно выглядит сожженным.

Божественный Григорий чудесным образом был исцелен Господом и прославил Бога. Однажды, войдя в один сад вместе с учеником, он воткнул в землю свой посох из орешника, а который опирался двенадцать лет, и произнес: "Брат Ле­онтий, если Бог дарует нам Царство Небесное, то пусть посох прорастет и станет деревом, и принесет плоды, как и прочие деревья". И случилось чудо! Был сентябрь месяц, когда он посадил посох, и всю зиму он был сухой. Когда же пришел март, посох пророс и заплодоносил, причем плод его исцелял от всех болезней, во славу Христа и в честь святого. Некий безумец Михаил говорил, что это все волшебство, а не чудо. Прибежав к дереву, он бесстыдно обрезал все ветви посоха, но его собственные члены тут же омертвели. Он упал на землю и представлял собой жалкое зрелище. Родные подняли несчастного и принесли в дом, где, наказанный болезнью свое неверие и бесстыдство, он лежал, прикованный к постели, пока был жив святой. После его кончины и погребения многие больные с верой приходили к гробнице святителя источавшей благословенную воду, и, выпив ее, исцелялись. Был принесен туда своими родственниками и Михаил, ко­торый с верой и теплыми слезами молился Богу и призывал святого на помощь. И случилось чудо! Как только больной выпил той святой воды, то сразу же стал здоров, прославляя и благословляя Бога и святого, и возвещая всем о чудесах, которые с ним случились.

Но вернемся к нашему рассказу. Узнав о чудесном исце­лении Григория от Господа и его великом терпении, хозяева той местности переменили свою жестокость на кротость и (о Боже чудный!) изменили свой нрав и раскаялись в соде­янном. Они припали к ногам святого, прося прощения, ко­торое тотчас же и получили. Отныне они позволили святому спокойно делать с той местностью все, что захочет. Задумав построить церковь, но не имея животных для доставки всего необходимого для строительства, святой однажды в ущелье встретил женщину, вдову. Поведав ей о своей нужде, он дал ей в благословение три золотых. И тогда она с почтением сказала ему: "Отче, у меня много животных, но они все ди­кие. Если сможешь, собери все стадо, и я подарю их твоей святыне". Сотворив молитву, святой велел слуге подняться на гору, где паслись животные, и выбрать двух самых луч­ших, которые, подчинившись слову святого, тут же успокоились и последовали за слугой. С их помощью святой привез лес и выстроил прекраснейшую церковь во имя Пресвятой Богородицы, а затем построил кельи и основал монастырь. Узнавшие о подвигах святого люди, во множестве собравшиеся здесь, потом приняли монашество и пошли в послушание к святому Григорию, ибо был он пастырем неусыпным и во всем мудрым управителем. Однако в той местности не и было воды и монахи сильно скорбели. Тогда, воздвигнув руки и возведя ум к Небесам, святой с верой и слезами долго молился Вышнему Богу, чтобы Тот дал воду. С неба сошел к нему Ангел Господень и открыл о предстоящем преселении на Небеса. Показав святому место его погребения, Ангел сказал что из него истечет сладчайшая вода. Произнеся эти слова, Ангел поднялся на Небеса. Позвав своего ученика Ле­онтия и прочих братьев, божественный Григорий возвестил им то, что слышал от Ангела. Достаточно наставив их, он повелел им творить все, что подобает монашескому житель­ству, после чего предался молитве и так отошел ко Господу. Его священные и всечестные останки были преданы погре­бению там, где назначил Ангел Божий, и где позднее был построен храм во имя святого. Посреди храма находится его гробница, откуда истекает источник сладчайшей воды, ко­торая доныне исцеляет всякую болезнь у тех, кто приходит с верою, во славу Бога и святого, предстательством которого и мы да избавимся от всякого зла и сподобимся Царствия Небесного. Аминь.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.