Практические занятия – 24 ч. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Практические занятия – 24 ч.

2017-10-16 392
Практические занятия – 24 ч. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Практическое занятие № 1

Тема: Роды литературы (2 часа)

План

1.Деление литературы на роды. 2. Происхождение литературных родов. 3. Эпос: повествование и его субъект. 4. Драма. 5. Лирика. 6. Межродовые и внеродовые формы.

Практическое занятие № 2

Тема: Жанры (2 часа)

План

1. О понятии «жанр». 2. Понятие «содержательная форма» применительно к жанрам. 3. Роман: жанровая сущность. 4. Жанровые структуры и каноны. 5. Жанровые системы. Канонизация жанров. 6. Жанровые конфронтации и традиции. 7. Литературные жанры и их связь с нехудожественной реальностью.

Практическое занятие № 3

Тема: Композиция, тема и идея литературного произведения (2 часа)

План

1. Значение термина композиция. 2. Повторы и вариации. 3. Мотив. 4. Монтаж. 5. Временная организация текста. 6. Содержательность композиции. 7. Композиционное единство произведения. 8. Тема – объективная основа произведения. 9. Вечные темы. 10. Художественная тематика как целое. 11. Идея как выражение авторской тенденции в художественном освещении темы.

Практическое занятие № 4

Тема: Образный строй литературного произведения (2 часа)

План

1. Образ как форма выражения содержания в художественной литературе. 2. Внутренняя структура образа. 3. Типология образов.

Практическое занятие № 5

Тема: Архетип, литература и миф (2 часа)

План

1. Понятие «архетип». 2. Виды архетипа. 3. Миф: значение слова. 4. Исторически ранние мифы и литература. 5. Мифология Нового времени и литература. 6. Нетрадиционная герменевтика.

Практическое занятие № 6

Тема: Деталь, заглавие в художественном произведении (2 часа)

План

1. Понятие «деталь» в художественном тексте. 2. Использование детали как части художественного образа. 3. Заглавие как способ идейного содержания текста. 4. Виды заглавий. 5. Роль заглавий и эпиграфов в художественном произведении. 6. Роль знака в художественном произведении.

Практическое занятие № 7

Тема: Лирический субъект, мотив (2 часа)

План

1. Понятие «лирический субъект». 2. Лирический герой: формы проявления его позиции в тексте. 3. Мотив как литературоведческое понятие. 4. Виды мотивов. 5. Проявление мотивов в произведениях разных литературных родов.

Практическое занятие № 8

Тема: Художественный перевод, поведение персонажей (2 часа)

План

1. Художественный перевод как литературоведческая категория. 2. Основные принципы перевода. 3. Формы поведения персонажа в художественном произведении. 4. Проявление поведения в тексте.

Практическое занятие № 9

Тема: Художественная речь (стилистика), изобразительно-выразительные средства поэтического языка (2 часа)

План

1. Художественная речь и другие виды речевой деятельности. 2. Состав художественной речи. 3. Литература и слуховое восприятие речи. 4. Поэзия и проза. 5. Специфика художественной речи. Язык разговорный, литературный и поэтический. 6. Номинация, синонимия и антонимия – эффективные способы образного со(противо)поставления. 7. Омонимия и ее разновидности. Морфологические вариации слов. 8. Особые лексические ресурсы поэтического языка.

Практическое занятие № 10

Тема: Тропы, синтаксис поэтической речи (2 часа)

План

1. Соотношение тропов. 2. Характеристика разных видов тропов. 3. Поэтические фигуры. 4. Характеристика поэтических фигур.

Практическое занятие № 11

Тема: Звуковая организация поэтической речи, метрическая система стихосложения (2 часа)

План

1. Классификация звуковых повторов. 2. Частотность гласных и согласных в русском языке. 3. Классификация стоп и основные античные метры. 4. Формы стихотворства и красноречия в византийской поэзии.

Практическое занятие № 12

Тема: Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения (2 часа)

План

1. Внутренняя структура силлаботонического стиха. Двусложники. 2. Трехсложные метры силлаботоники. 3. Ритмические определители силлаботонического стиха. 4. Горизонтальные характеристики стиха. 5. Вертикальные катализаторы ритма. 5. Дольники, тактовики и акцентный стих. 6. Свободный стих в русской поэзии (проблема верлибра).


1.3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература


1.
Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение – М.: Просвещение, 1975.

2.
Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. – М. 1978.

3.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: 1979.

4.
Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды / Собр. Соч.. В 9 т. – М.: 1978. – Т. 3.

5.
Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

6.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Академия, 2000. – 556 с.

7.
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. – М.: 1959.

8.
Винокур Г. О. О языке художественной литературы. – М.: 1991.

9.
Волков И. Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. 1995.

10.
Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. – М.: 1984.

11.
Гегль Г. Лекции по эстетике // Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Наука, 1971. – Т. 1.

12.
Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л.: 1981.

13.
Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.: 1977.

14.
Илюшин А. А. Русское стихосложение. – М.: 1988.

15.
Кожинов В. В. Литература / Литературный энциклопедический словарь – М.: 1987, 1987.

16.
Кожинов В. В. Слово как форма образа // Слово и образ. – М.: 1964.

17.
Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих: В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам. – М.: МГУ, 1999.

18.
Лингвистика и поэтика. – М.: 1979.

19.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М.: Наука, 1970.

20.
Маймин Е. Искусство мыслить образами. – М.: 1976.

21.
Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: 1986.

22.
Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения (Из истории проблемы) – М.: Просвещение, 1977.

23.
Сопер Поль Л. Основы искусства речи. – М.: 1992.

24.
Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М.: 1972.

25.
Томашевский Б. В. Стилистика. – Л.: 1983.

26.
Федотов О. И. Введение в литературоведение. – М.: 1998.

27.
Федотов О. И. Основы теории литературы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. Стихосложение и литературный процесс. – 240 с.

28.
Федотов О. И. Основы теории литературы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. Литературное творчество и литературное произведение. - 272 с.

29.
Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник – М.: Высшая школа. – 2005. – 405 с.

30.
Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. – М.: 1977.

31.
Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства к действительности (любое издание).

 

ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

1. Искусство по своей природе:

а) рационально,

б) эмоционально,

в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала.

2. Единичный предмет, содержащий в себе обобщение, это:

а) образ, б) понятие, в) термин.

3. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а ) да, б) нет, в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

4. Форма художественного произведения — это

а) его структура,

б) язык произведения,

в) система приемов, с помощью которой воплощается содержание.

5. Психологические детали воплощают:

а) внутренний мир человека, б) социальный характер, в) особенности поведения.

6. Что такое тропы?

а ) употребление слов и выражений в переносном значении,

б) употребление редко встречающихся слов,

в) употребление иностранных слов.

7. К тропам относятся:

а) метафора, гипербола, синекдоха,

б) варваризмы, диалектизмы, инверсия,

в) метонимия, неологизмы, эпитет.

8. Что такое эпитет?

а ) это образное определение,

б) это любое определение,

в) это вообще не определение.

9. Главными признаками лирики как литературного рода является:

а) изображение субъективного мира,

б) стихотворная форма,

в) малый объем,

г) изображение переживания.

10. Основным отличием драмы от эпоса является:

а) изображение внутреннего мира героев,

б) наличие конфликта и сюжета,

в) отсутствие повествования.

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ (для проверяющего)

Ключ к тесту

 

1     в  
2 а      
3 а      
4     в  
5 а      
6 а      
7 а      
8 а      
9 а     г
10     в  


ТЕСТ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ)


1.Формулировка тестового задания:

Поэтика – это:

а) система художественных средств и приёмов, характерных для литературы как вида искусства;

б) раздел теории литературы, изучающий структуру художественного произведения и средства его создания;

в) система тропов художественного произведения.


2. Формулировка тестового задания:

Искусство по своей природе:

а) рационально

б) эмоционально,

в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала


3. Формулировка тестового задания:

Литературный жанр – это:

а) группа произведений внутри литературного рода, обладающая комплексом общих формальных и содержательных принципов,

б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам,

в) то же самое, что литературный род


4. Формулировка тестового задания:

Роды литературы - это:

а) сонет, рассказ, трагедия;

б) стихи, проза, драматургия;

в) эпос, лирика, драма


5. Формулировка тестового задания:

Реминисценция – это:

а) черты образного строя одного произведения, наводящие на воспоминание о другом;

б) образы «старых» произведений в «новом» произведении;

в) известные образы архитектуры в литературе


6. Формулировка тестового задания:

«Мой дядя самых честных правил…» — это:

а) ямб,

б) хорей,

в) один из трехсложных размеров


7. Формулировка тестового задания:

«Не ветер бушует над бором…» — это:

а) амфибрахий,

б) дактиль,

в) анапест,

г) один из двухсложных размеров.


8. Формулировка тестового задания:

Тропы – это употребление:

а) редко встречающихся слов;

б) слов в переносном значении;

в) внелитературной лексики.


9. Формулировка тестового задания:

К тропам относятся:

а) метафора, эпитет, гипербола;

б) градация, варваризм, инверсия;

в) эпитет, неологизм, сонет.


10. Формулировка тестового задания:

«Еле-еле Лена ела / Есть от лени не хотела» - В строках Е. Благининой присутствуют следующие средства художественной образности:

а) метафора;

б) аллитерация;

в) олицетворение;

г) ассонанс.


КЛЮЧИ К ТЕСТАМ (для проверяющего)

Ключ к тесту

 

1 а Б    
2     в  
3 а Б    
4     в  
5 а Б    
6 а      
7 а      
8   Б    
9 а      
10   Б   г

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Дисциплина «Теория литературы» рассматривается студентами на 2 -ом курсе (3 семестр) в рамках программы дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка будущих учителей начальных классов в области теории литературы, что должно способствовать лучшему усвоению таких программных курсов, как «История отечественной литературы» и «Детская литература». Цель определяет следующие задачи курса:

 


  • формирование определённой историко-литературной базы знаний студентов;

  • усвоение студентами основных стилистико-поэтических особенностей ведущих представителей отечественного литературного процесса;

  • приведение соответствующих имён и понятий в системное единство.


Методическая подготовка на факультете начальных классов должна обеспечить готовность студента к воспитанию и развитию младших школьников в процессе обучения русского языка и литературы. Исходя из того, что критерием готовности к любой деятельности, в том числе и методической, является сформированность определенных умений, в основу построения программы положена идея взаимосвязи теории и практики. Основными видами учебной деятельности студентов являются лекции, практические занятия, лабораторные работы. На лекциях раскрываются основные положения и понятия курса, отмечаются современные подходы к решаемым проблемам. На практических занятиях студенты овладевают умениями литературоведческого анализа текста, связанными с решением учебно-профессиональных задач.

В основе курса «Теории литературы и практики читательской деятельности» лежит учение о литературном произведении, понятом как системное единство составляющих его элементов. Методологической основой курса послужили научные труды представителей русской формальной школы (Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Томашевского, В.Я. Проппа и др.), развитые в современном литературоведении и откорректированные современными методиками исследования художественного текста (работы Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.И. Тюпы, Е. Фарино и др.), а также исследования методистов в области читательской деятельности школьников (работы Н. Светловской, С. Лавлинского, Т. Троицкой и др.). Специфика курса заключается в его практической направленности на подготовку учителей начальной школы. В связи с этим большое внимание уделяется формированию читательских умений и навыков, необходимых при собственно литературоведческом и читательском (ориентированном на младших школьников) анализе художественного произведения. В процессе подготовки к занятиям студенты должны отработать некоторые виды письменных работ: конспектирование, составление тезисов и планов, анализ текста, оформление библиографического аппарата. В заключение курса предполагается проведение теста на знание литературоведческого терминологического аппарата.

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина «Теория литературы» является одной из важнейших в профессиональной подготовке учителя начальных классов. Основной целью изучения дисциплины является подготовка студентов к литературному развитию младших школьников в процессе обучении литературе. Основными видами учебной работы являются лекции и практические занятия. На лекциях раскрываются основные положения и понятия курса, отмечаются современные подходы к решаемым проблемам. На практических занятиях студенту необходимо овладеть связанными с решением учебно-профессиональных задач умениями:

 


  • видеть специфику конкретного литературного произведения;

  • демонстрировать на практике владение основными понятиями и терминами литературоведения;

  • владеть различными приёмами анализа произведений литературы;

  • самостоятельно творчески читать произведения литературы;

  • определять явления в художественном тексте и приводить свои примеры из художественных произведений;

  • оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;

  • находить связи русской литературы с мифологией, устным народным творчеством и мировой литературой

  • пробуждать, поддерживать и развивать интерес к предмету у учащихся.

 

Студенты должны усвоить:

 


  • основные понятия и термины литературоведения;

  • крупнейшие этапы истории развития науки о литературе и её современные тенденции.


Студенты должны уметь:

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.


При подготовке к практическим занятиям можно использовать следующие рекомендации:

 

1.
Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной литературы.

2.
Изучите материал по учебным пособиям, монографиям, периодическим изданиям, проанализируйте учебники для начальной школы.

3.
Законспектируйте необходимую литературу по указанию преподавателя.

4.
Выполните практические задания по указанию преподавателя.

5.
Проверьте себя по вопросам для самоконтроля и перечню вопросов к занятию.


Выполнение практических заданий к каждому занятию позволяет успешно подготовиться к зачету и овладеть профессиональными умениями, необходимыми в ходе педагогической практики.

Самостоятельная работа является одним из основных видов учебной работы, и, наряду с подготовкой к практическим занятиям, предполагает выполнение заданий по анализу литературного текста, ориентированного на восприятие младших школьников.

Для изучения дисциплины предлагается список основной и дополнительной литературы. Основная литература предназначена для обязательного изучения, дополнительная поможет более глубоко освоить отдельные вопросы, подготовить исследовательские задания и выполнить задания для самостоятельной работы и т.д.

В случае пропуска практического занятия студент может воспользоваться содержанием различных блоков учебно-методического комплекса (лекции, практические занятия, контрольные вопросы и тесты) для самоподготовки и освоения темы.

Для самоконтроля можно использовать вопросы, предлагаемые к практическим и лабораторным занятиям, а также примерные варианты тестовых заданий (печатный и электронный варианты). При работе с тестовой системой АСТ необходимо внимательно прочитать инструкцию, обратить внимание на время тестирования. На вопросы можно отвечать в любой последовательности, возвращаясь к вопросам, вызвавшим затруднение. Результаты теста будут выведены на экран после нажатия кнопки «Завершить тестирование». После прохождения пробного теста необходимо вернуться к разделам и темам, процент выполнения заданий в которых был недостаточным.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.