
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Основные этапы развития взаимодействия общества и природы.
Взаимодействие общества с природой как естественным условием своей жизни не было одинаковым на разных ступенях исторического развития человечества. Поэтому представляется интересным проследить динамику исторических изменений во взаимодействии общества с природой, выделив с этой целью качественно отличающиеся друг от друга ступени или этапы общественно-исторического процесса. Поскольку общество взаимодействует с природой прежде всего через материальное производство, постольку возможно выделение таких исторических этапов во взаимоотношениях человечества с природой в зависимости от характера и уровня развития его производительных сил.
Первый этап
0взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. Это период, когда человек был почти слит с природой и полностью зависел от нее. Средства к существованию человек добывает здесь с помощью примитивных орудий труда, беря их готовыми из природы. Он живет охотой, рыболовством и собирательством. В качестве жилища использует природные укрытия. Воздействие человека на природу очень слабое, хотя и тогда люди не были «ангелами» по отношению к природе. Пользуясь имеющимися биологическими ресурсами планеты, наши далекие предки могли наносить определенный урон природной среде, истощая растительный и животный мир на определенной территории. Этот исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом «присваивающей экономики».
Второй этап
В истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. В разных регионах Земли этот процесс, получивший название «неолитическая революция», протекал по-разному, занимая по времени 3 - 4 тыс. лет. В результате этой революции происходило резкое повышение производительности общественного труда. В таких условиях меняется весь образ жизни человека. Активно преобразуя природу в процессе своей материально- производственной деятельности, человек осваивает новые территории, вырубает под пашни леса, создает ирригационные сооружения, строит поселения для оседлой жизни, развивает ремесла, совершенствует орудия труда и быта.
На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Здесь человек еще органически связан с природой, подчинен ей. Благополучие человека, обеспеченность его необходимыми продуктами питания и другими средствами к жизни почти целиком зависят от природных условий, климата, плодородия почвы, продуктивности животных и других естественных факторов. Главным и решающим условием богатства и власти одних людей над другими становятся права собственности на землю и, соответственно, на то, что на ней живет, произрастает, разводится или пасется.
|
Воздействие человека на природную среду в этот период заметно усиливается и начинает обретать порой разрушительный характер. Интенсивная вырубка лесов для пашни, разведение в больших количествах домашних животных, появление крупных поселений людей - городов и их развитие приводили к изменению климата на определенных территориях, к разрушению сложившихся на них природных комплексов и даже превращению их в пустыни.
Вместе с тем, для данного периода жизни человечества его воздействие на природу все еще оставалось незначительным по сравнению с имеющимися на Земле природными ресурсами для обеспечения растущих потребностей общества. Человек здесь стремится к покорению сил природы, рассматривая их как нечто чуждое и таящее угрозу своему существованию. Такое противопоставление человека природе было характерно прежде всего для средневекового христианства, формировавшего отношение к природе как к чему-то низменному и греховному в жизни человека. Человек должен был все свои помыслы устремлять не к земному, природному, а к небесному, к Богу.
Данный этап во взаимодействии общества с природой называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.
Третий этап
Взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Это период, когда происходит переход к массовому использованию машин в промышленном производстве. Источниками энергии для производственной деятельности человека здесь выступают не только сила ветра и воды, но прежде всего сила пара, а позднее - электричество. Использование машин в производстве позволило резко поднять производительность человеческого труда, расширить до невиданных в прошлом масштабов воздействие человека на природу.
|
В хозяйственный оборот в постоянной растущих объемах стали вовлекаться разнообразные минеральные, органические и иные ресурсы. Достигнутые результаты в преобразовании окружающей природной среды, в промышленном использовании ее ресурсов укрепляли убеждение в могуществе человеческого разума, в неограниченных возможностях человека господствовать над природой для ее использования в своих интересах.
Мощное техногенное воздействие на природу вызывает целый ряд проблем негативного характера: растущее загрязнение природной среды (почвы, воды, атмосферы) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, появление реальной перспективы исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей. Возникало понимание экологической опасности, грозящей существованию человека на Земле.
Четвертый этап
Во взаимодействии общества с природой начинается (точнее сказать - еще только намечаются его контуры) в наши дни – под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов нынешнего столетия. Превращение науки в непосредственную производительную силу, с одной стороны, поднимает на качественно новый уровень производственные возможности человека, а значит, приводит к увеличению объемов потребления природных ресурсов, но, с другой – рождает принципиально новые наукоемкие технологии, позволяющие более рационально использовать природные ресурсы, не допускать загрязнения природный среды всевозможными производственными и бытовыми выбросами, заниматься ее воссозданием и улучшением.
Вместе с тем совокупное негативное влияние на биосферу Земли различных антропогенных факторов, обязанных своим происхождением деятельности человека, продолжает усиливаться. Масштаб воздействия общества на природу в конце 20 века со всей очевидностью приобрел планетарный характер.
Предмет экологии
Современная экология - комплексная дисциплина, которая объединяет основы нескольких наук (биологии, химии, физики, социологии, географии, геологии и др.).
Основной объект изучения в экологии – экосистемы - единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Экология также изучает отдельные виды организмов (организменный уровень), популяции (популяционно-видовой уровень) и биосферу в целом (биосферный уровень).
|
Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, или биоэкология, которая изучает взаимоотношения живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой.
Структура науки экологии
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
· аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;
· демэкологию или экологию популяций, изучающую структуру и динамику популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
· синэкологию, т.е.экологию сообществ;
· экосистемную экологию;
· биосферную экологию.
Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования,т.е. различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.
На стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология и т.д.
С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология раскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Задачи экологии
Задачи экологии весьма многообразны.
В теоретическом плане к ним относятся:
· разработка общей теории устойчивости экологических систем,
· изучение экологических механизмов адаптации к среде,
· исследование регуляции численности популяций,
· изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
· исследование продукционных процессов,
· исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости,
· моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:
· прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека,
· улучшение качества окружающей природной среды,
· сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов,
· оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.
|
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего.
3. Основные понятия экологии: экологический фактор и экологическая ниша (определение, примеры, классификация), закон толерантности, закон минимума.
Экологические факторы - это любые факторы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями.
Все экологические факторы делят на
Абиотические факторы - прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы - свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов).
Биотические факторы - все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ (микроорганизмов, влияние животных на растения и наоборот). (симбиоз, хищничество, сотрудничество, паразитизм)
Антропогенные факторы - разнообразные формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни.
Экологическая ниша — это совокупность факторов среды, в пределах которых обитает тот или иной вид организмов, его место в природе, в пределах которого данный вид может существовать неограниченно долго.
Экологическая ниша может быть:
· фундаментальной — определяемой сочетанием условий и ресурсов, позволяющим виду поддерживать жизнеспособную популяцию;
· реализованной — свойства которой обусловлены конкурирующими видами.
Каждый вид или его части (популяции, группировки различного ранга) занимают определенное место в окружающей их среде. Например, определенный вид животного не может произвольно менять пищевой рацион или время питания, место размножения, убежища и т. п. Для растений подобная обусловленность условий выражается, например, через светолюбие или тенелюбие, место в вертикальном расчленении сообщества (приуроченность к определенному ярусу), время наиболее активной вегетации. Например, под пологом леса одни растения успевают закончить основной жизненный цикл, завершающийся созреванием семян, до распускания листьев древесного полога (весенние эфемеры). В более позднее время их место занимают другие, более теневыносливые растения. Особая группа растений способна на быстрый захват свободного пространства (растения-пионеры), но отличается низкой конкурентной способностью и поэтому быстро уступает свое место другим (более конкурентоспособным) видам.
Приведенные примеры иллюстрируют экологическую нишу или отдельные ее элементы.
|
Пример 1. Количество воды.
Для проживания крокодилов нужна вода. Если воды будет мало – они погибнут. Но, если воды будет слишком много (океан) – то, крокодилы также погибнут. В океане они жить не могут точно также, как и в пустыне.
Пример 2. Количество тренировок спортсмена
Если бегун будет мало тренироваться – он не выиграет Олимпийские игры. Тем не менее, если тренироваться слишком много, то перед соревнованиями спортсмен почувствует усталость (от тренировок) и также не сможет выиграть.
Этот пример показывает, что закон толерантности можно расширить и несколько за пределы классической экологии.
Суть закона минимума Либиха
Существуют разные формулировки этого закона. Но суть закона минимума (или закона ограничивающего фактора) можно сформулировать так:
Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.
Иными словами, если в организме какой-то из факторов существенно отклоняется от нормы, то именно этот фактор в данный момент времени является наиболее значимым, наиболее критическим для выживания организма.
Важно понимать, что для одного и того же организма в разное время такими критически важными (или по-другому лимитирующими) факторами могут совершенно разные факторы.
Такие же суждения применимы и для целых экосистем. В данный момент времени ограничивающим фактором может стать, например, недостаток пищи. В другой момент времени – количество пищи будет в норме, но лимитирующим фактором станет температура окружающей среды (слишком высокая или слишком низкая).
Если обобщить вышесказанное, то можно сформулировать закон следующим образом: «Для выживания организма (или эко-системы) наиболее значимым является тот экологический фактор, который наиболее удаляется (отклоняется) от своего оптимального значения».
Бочка Либиха. Прежде чем переходить к примерам – стоит рассмотреть рисунок, так называемой, бочки Либиха.
В этой полусломанной бочке – лимитирующим фактором является высота доски. Очевидно, что вода будет переливаться через самую маленькую доску в бочке. В этом случае нам уже будет не важной высота остальных досок – все равно бочку наполнить будет нельзя.
Наименьшая доска – это и есть тот самый фактор, который наиболее отклонился от нормального значения.
По закону минимума Либиха – починку бочки нужно начинать именно с этой доски.
Закон минимума Либиха. Примеры
Есть пословица: «Где тонко, там и рвется» - по большому счету она передает главную суть закона Либиха. Но, давайте приведем несколько примеров из совершенно разных областей.
Пример из сельского хозяйства
Есть почвы, где не хватает фосфора – значит подкармливать нужно удобрениями с фосфором. Но, в другое время – нужны удобрения с кальцием. И так далее
Пример из дикой природы
Зимой для зайца лимитирующий фактор – пища. Летом – нужно спасаться от волка, хотя пищи предостаточно.
Спортивный пример закона минимума
В футболе: если левый защитник команды самый слабый, то через его левый фланг наиболее вероятно команда пропустит гол.
Таким образом, закон минимума Либиха является универсальным экологическим и жизненным законом.
Основные этапы развития взаимодействия общества и природы.
Взаимодействие общества с природой как естественным условием своей жизни не было одинаковым на разных ступенях исторического развития человечества. Поэтому представляется интересным проследить динамику исторических изменений во взаимодействии общества с природой, выделив с этой целью качественно отличающиеся друг от друга ступени или этапы общественно-исторического процесса. Поскольку общество взаимодействует с природой прежде всего через материальное производство, постольку возможно выделение таких исторических этапов во взаимоотношениях человечества с природой в зависимости от характера и уровня развития его производительных сил.
Первый этап
0взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. Это период, когда человек был почти слит с природой и полностью зависел от нее. Средства к существованию человек добывает здесь с помощью примитивных орудий труда, беря их готовыми из природы. Он живет охотой, рыболовством и собирательством. В качестве жилища использует природные укрытия. Воздействие человека на природу очень слабое, хотя и тогда люди не были «ангелами» по отношению к природе. Пользуясь имеющимися биологическими ресурсами планеты, наши далекие предки могли наносить определенный урон природной среде, истощая растительный и животный мир на определенной территории. Этот исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом «присваивающей экономики».
Второй этап
В истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. В разных регионах Земли этот процесс, получивший название «неолитическая революция», протекал по-разному, занимая по времени 3 - 4 тыс. лет. В результате этой революции происходило резкое повышение производительности общественного труда. В таких условиях меняется весь образ жизни человека. Активно преобразуя природу в процессе своей материально- производственной деятельности, человек осваивает новые территории, вырубает под пашни леса, создает ирригационные сооружения, строит поселения для оседлой жизни, развивает ремесла, совершенствует орудия труда и быта.
На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Здесь человек еще органически связан с природой, подчинен ей. Благополучие человека, обеспеченность его необходимыми продуктами питания и другими средствами к жизни почти целиком зависят от природных условий, климата, плодородия почвы, продуктивности животных и других естественных факторов. Главным и решающим условием богатства и власти одних людей над другими становятся права собственности на землю и, соответственно, на то, что на ней живет, произрастает, разводится или пасется.
Воздействие человека на природную среду в этот период заметно усиливается и начинает обретать порой разрушительный характер. Интенсивная вырубка лесов для пашни, разведение в больших количествах домашних животных, появление крупных поселений людей - городов и их развитие приводили к изменению климата на определенных территориях, к разрушению сложившихся на них природных комплексов и даже превращению их в пустыни.
Вместе с тем, для данного периода жизни человечества его воздействие на природу все еще оставалось незначительным по сравнению с имеющимися на Земле природными ресурсами для обеспечения растущих потребностей общества. Человек здесь стремится к покорению сил природы, рассматривая их как нечто чуждое и таящее угрозу своему существованию. Такое противопоставление человека природе было характерно прежде всего для средневекового христианства, формировавшего отношение к природе как к чему-то низменному и греховному в жизни человека. Человек должен был все свои помыслы устремлять не к земному, природному, а к небесному, к Богу.
Данный этап во взаимодействии общества с природой называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.
Третий этап
Взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Это период, когда происходит переход к массовому использованию машин в промышленном производстве. Источниками энергии для производственной деятельности человека здесь выступают не только сила ветра и воды, но прежде всего сила пара, а позднее - электричество. Использование машин в производстве позволило резко поднять производительность человеческого труда, расширить до невиданных в прошлом масштабов воздействие человека на природу.
В хозяйственный оборот в постоянной растущих объемах стали вовлекаться разнообразные минеральные, органические и иные ресурсы. Достигнутые результаты в преобразовании окружающей природной среды, в промышленном использовании ее ресурсов укрепляли убеждение в могуществе человеческого разума, в неограниченных возможностях человека господствовать над природой для ее использования в своих интересах.
Мощное техногенное воздействие на природу вызывает целый ряд проблем негативного характера: растущее загрязнение природной среды (почвы, воды, атмосферы) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, появление реальной перспективы исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей. Возникало понимание экологической опасности, грозящей существованию человека на Земле.
Четвертый этап
Во взаимодействии общества с природой начинается (точнее сказать - еще только намечаются его контуры) в наши дни – под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов нынешнего столетия. Превращение науки в непосредственную производительную силу, с одной стороны, поднимает на качественно новый уровень производственные возможности человека, а значит, приводит к увеличению объемов потребления природных ресурсов, но, с другой – рождает принципиально новые наукоемкие технологии, позволяющие более рационально использовать природные ресурсы, не допускать загрязнения природный среды всевозможными производственными и бытовыми выбросами, заниматься ее воссозданием и улучшением.
Вместе с тем совокупное негативное влияние на биосферу Земли различных антропогенных факторов, обязанных своим происхождением деятельности человека, продолжает усиливаться. Масштаб воздействия общества на природу в конце 20 века со всей очевидностью приобрел планетарный характер.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!