Методика обучения технологии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методика обучения технологии

2017-10-16 523
Методика обучения технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

 

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

(код, наименование)

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Технология. Экономика

 

 

 

 

Челябинск 2014

 

Лист согласования

Разработчики:        
         
Доцент кафедры ТПиМОТ       Э.Ф.Шарипова
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
         
         
Программа одобрена на заседании кафедры «   »   20__ Протокол  
         
Заведующий кафедрой       Э.Ф. Шарипова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя  
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       П.С. Яковлев
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       С.Г. Левина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра Технологии, предпринимательства и методики обучения технологии.

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«30» августа 2014 г.

Протокол № 19

Зав. кафедрой:

Шарипова Э.Ф. _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

(код, наименование)

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Технология. Экономика

 

 

Челябинск, 2014г

 

Оглавление

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.. 28

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 35

5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 39

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 59

7.ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 61

8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 61

9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 62

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1 Указание места дисциплины в структуре образовательной программы (базовая, вариативная часть), трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. Дисциплина Методика обучения технологии разработана в соответствии с учебным планом 44.03.05 Педагогическое образование, Уровень образования: бакалавриат, Профильная направленность: Технология. Экономика. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой части, Читается с 7 по 9 семестр, изучении дисциплины заканчивается экзаменами в 8 и 9 семестре. Объем дисциплины: 10 ЗЕ (360 ч.) Лекции – 52ч, лабораторные занятия – 66 ч., семинары – 34 ч., самостоятельная работа – 109 ч., экзамены – 99 ч.

1.2 Необходимые для дисциплин знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы. Для изучения дисциплины студент должен обладать базовыми знаниями: по дисциплинам Педагогика, Психология о процессах обучения, воспитания и развития, формах и методах обучения, возрастных особенностях детей школьного возраста и т.п..

1.3 Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины (перечислить дисциплины из ОПОП). Изучение дисциплины опирается также на знания о содержании прикладных технологий, составляющих содержание школьного курса «Технология», полученные при изучении профильных дисциплин. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины актуализируются в ходе педагогической практики.

1.4 Цели дисциплины:

Цель: Формировать готовность к преподаванию предмета «Технология» в общеобразовательной школе.

 

· Задачи:

· Формирование у студентов готовности к решению педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач в процессе преподавания образовательной области «Технология» в современной школе.

· Формирование у студентов понятийно-терминологического аппарата теории и методики обучения технологии;

· Формирование системы знаний о сущности педагогических теорий, лежащих в основе методики преподавания технологии;

· Формирование системы знаний о целях, принципах, содержании, организационных формах, методах и средствах обучения, о современных технологиях обучения, о роли и задачах методической работы в школе;

· Формирование умения проектировать цели и задачи обучения в единстве их содержательной и процессуальной сторон с использованием комплекса дидактических средств;

· Формирование умений по организации и управлению деятельностью учащихся в процессе изучения различных разделов образовательной области «Технология», по организации учебно-материальной базы;

· Развитие технологической и профессиональной культуры;

· Развитие рефлексивных, коммуникативных и творческих способностей студентов;

· Развитие специальных и педагогических способностей;

1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
  ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся З.1.Знать теории и технологии учета возрастных особенностей обучающихся     У.1. Уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся       В.1. Владеть навыками освоения и адекватного применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
  ОПК-4: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования   З.2. Знать законы и иные нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, основного общего и среднего общего образования У.2. Уметь осуществлять содержательный анализ документов, регламентирующих сферу образования     В.2. Владеть навыками проектирования собственной профессиональной деятельности в соответствии с правовыми нормами  
  ПК-1: готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов   З.3. Знать преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы У.3. Уметь планировать и проводить учебные занятия     В.3. Владеть навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
  ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики   З.4. Знать методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения   У.4.. Уметь использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения В.4. Владеть способами организации деятельности обучаемых в процессе освоения учебных программ  
  ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности   З.5. Знать основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий   У.5. Уметь организовывать вне учебную деятельность обучающихся     В.5. Владеть навыками развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
  ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов   З.6. Знать формы методы и средства достижения и оценки образовательных результатов     У.6. Уметь проектировать об­разовательный процесс, направленный на достижение образовательных результатов с ис­пользованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности, с учетом возможностей образовательной среды.   В.6. Владеть педагогическими технологиями достижения и оценки образовательных результатов
  ПК-8: способность проектировать образовательные программы   З.7. Знать требования к программам базовых курсов, курсов внеурочной деятельности У.7. планировать учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой   В.7 Владеть навыками разработки программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы  
  ПК-11: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования З 8. Знать актуальные проблемы современного образования У.8.Уметь анализировать и обобщать педагогический опыт В.8.Владеть навыками постановки и решения проблем в области образования
  ПК-12: способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся З.9. Знать требования к методу проектов У.9.Уметь организовывать исследовательскую деятельность обучаемых В.9. Владеть методом проектов.

 

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
  Семестр 7. Методологические основы образовательной области технология          
1.1 Методическая система технологического образования 8 2 8 6 24
1.2 Формы, методы и средства в преподавании технологии 6 12 6 10 34
  Семестр 8. Технологическая подготовка в современных условиях          
2.1 Философско-методологические основы трудовой деятельности и технологического образования 8 8 8 7 31
2.2 Современные образовательные технологии 12 12 12 10 45
  Семестр 9. Методическое сопровождение педагогической деятельности          
3.1 Методическое обеспечение образовательного процесса 8 12 0 26 46
3.2 Управление качеством образовательного процесса 4 12 0 25 41
3.3 Методическая и инновационная деятельность учителя технологии 6 8 0 25 39
  Экзамен в 8 и 9 семестрах          
... Всего          

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Семестр 7 Методологические основы образовательной области технология
ОПК-4: З.2. У.2. В.2. ПК-1: З.3.,У.3, В.3.
Технологическое образование: история и современное состояние Методика обучения как наука. Психолого-педагогические теории, заложенные в основу методики преподавания технологии в школе. Методология образования. Место технологической подготовки школьников в системе общего образования. Государственный стандарт основного общего образования по технологии. Образовательная область Технология: цели, содержание, структура, результаты. Документы, определяющие содержание образовательной области «Технология». Требования к уровню подготовки выпускников. Системы производственного (практического) обучения. Методы и формы обучения. Урок как ведущая форма изучения технологии. Формы организации деятельности учащихся на уроке. Составление планов уроков по различным разделам ООТ. Проектирование изучения темы программы. Тематическое планирование.
План лекций План лабораторных работ План практических занятий
Л.1: Методика обучения: системный подход– 2ч. План: 1. Системный подход в науке и методике 2. Методика обучения как наука. Объект и предмет методики. Связь методики с другими науками. 3. Роль и место ООТ в образовательной системе современной России Методическое обеспечение:1,2,4,8,9,11,12   ЛР.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной области «технология» – 2ч. План: 1. Создание ориентировочной основы деятельности. Актуализация знаний. 2. Выполнение заданий в подгруппах. 3. Обсуждение результатов работы, подведение итогов. Задания: Задание 1. Перечислить компоненты образовательного стандарта и документы, в которых эти компоненты отражены. Задание 2. Изучить содержание ФГОС ООО. Определить структуру основной образовательной программы. Определить роль, место и предметные результаты предмета «Технология» в соответствии с ФГОС ООО. Дать характеристику результатам обучения. Задание 3. Изучить содержание стандарта образовательной области «Технология», определить цели и содержание программы. Задание 4. Изучить содержание областного базисного учебного плана. Изобразить структуру ОБУП в таблице и указать количество часов, отведенное на образовательную область “Технология”. Задание 5. (С/Р)Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?Назовите компоненты Государственного образовательного стандарта и объясните технологию их разработки. ?Назовите основной документ, определяющий содержание ООТ в школе. ?Какие группы требований отражены в ФГОС ООО. Методическое обеспечение: 1,2,3,7,10,12,15,61,66 С.1: История трудового обучения и воспитания в России и за Рубежом – 2ч. План: 1. Опыт технологической подготовки в зарубежных странах. Сравнительный анализ 2. Идеи политехнического обучения и их реализация в единой трудовой политехнической школе. 3. От трудового обучения к образовательной области Технология: смена приоритетов трудовой подготовки в школе. 4. Трудовое обучение в Челябинской области в свете внедрения образовательного проекта ТЕМП Методическое обеспечение:1,3,5,10,12,25,67    
Л.2: История трудового обучения. Предпосылки введения ООТ – 2ч. План: 1. История развития трудового обучения в России и за рубежом. 2. Предпосылки введения образовательной области технология в учебный план школы. 3. Современный этап развития технологического образования Вопросы для обсуждения: ? Какие объективные изменения в жизни общества обусловили замену дисциплины «Трудовое обучение» на дисциплину «Технология»? ? На какие вызовы современного общества должен ответить предмет «Технология»? Методическое обеспечение:1,3,5,10,12,25,67   С.2. Методологические основы образовательной области «Технология» – 2ч. План: 1. Системный подход к образованию 2. Синергетический подход к образованию 3. Деятельностный подход к образованию 4. Технологический подход к образованию 5. Компетентностный подход к образованию Методическое обеспечение: 3,5,6,9,12,13
Л.3: Современная дидактическая концепция: идеи, подходы, принципы – 2ч. План: 1. Современная парадигма образования. 2. Принципы обучения 3. Концептуальная основа преподавания технологии. 4. Психологические и педагогические теории, заложенные в основу технологического образования. Вопросы для обсуждения: ?Приведите примеры «остаточных явлений» различных парадигмальных стратегий в современном образовании. Методическое обеспечение:3,5,6,9,12,13   С.3-4: Психолого-педагогические теории, заложенные в основу методики обучения технологии в школе – 4ч. План: 1. Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского. 2. Теория содержания общего среднего образования И.Я.Лернера и В.В.Краевского. 3. Теория развивающего обучения 4. Теория личностно-ориентированного обучения 5. Теория коллективной творческой деятельности, 6. Теория проблемного обучения 7. Теория поэтапного формирования умственных действий. Методическое обеспечение: 1,2,3,7,10,12,15
Л.4: Образовательная область технология – содержательно процессуальная модель 2ч. План: 1. Нормативные документы, определяющие стратегию технологического образования в современной школе. 2. Целевые ориентиры образовательной области «Технология». 3. Структура образовательной области «Технология» 4. Образовательный процесс по Технологии в документах: от образовательной программы к плану урока 5. Системы трудового обучения   Вопросы для обсуждения: ?Какую роль в формировании профессионально и социально компетентной личности играет предмет «Технология»? ?Что является элементом урока? Методическое обеспечение:2,3,7,9,12,15    
Л.5: Методы обучения, классификация методов. Методы проблемного обучения - 2часа План: 1. Понятия «метод», «метод обучения». 2. Классификации методов обучения. 3. Активные и интерактивные методы обучения 4. Выбор методов обучения на уроках технологии. Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,58 Л.Р.2: Проектирование процесса изучения темы учебной программы. – 4ч. План: Задание 1. Изучить предложенную тему учебной программы. Отобрать содержание для изучения в указанном классе, исходя из предложенного лимита часов. Выбрать объект труда. Задание 2. Разбить тему программы на уроки, учитывая систему обучения и типы уроков по дидактическим целям. Задание 3. Сформулировать к каждому уроку обучающие, развивающие и воспитывающие цели. Составить фрагмент тематического плана. Задание 4. Из таблицы “Фрагмент тематического плана”, составленного при выполнении практической работы 2., выбрать не менее трех уроков с различными дидактическими целями. Заполнить таблицы по каждому уроку. Задание 5. Определить методы, при помощи которых будут реализованы на уроке эти цели, а также виды деятельности учителя и учащихся на уроке. Задание 6( С/Р)Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?Какие системы производственного (практического) обучения использовались при проектировании темы программы и почему? Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,58 С.5: Классификация методов обучения. Требования, предъявляемые к ним – 2ч. План: 1. Словесные методы обучения. Требования к словесным методам обучения. 2. Наглядные методы обучения. Требования к наглядным методам обучения. 3. Практический метод обучения, его роль на уроках технологии. Требования к практическому методу обучения 4. Выбор методов обучения. Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,58
Л.6: Тема: Организационные формы обучения. Классификация уроков - 2 часа План: 1. Понятие «организационные формы обучения». 2. Классификация организационных форм обучения. 3. Урок как ведущая форма изучения технологии. 4. Классификация уроков теоретического и практического обучения по дидактическим целям. 5. Дополнительные формы обучения Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,45,46,58   Л.Р.3: Составление планов уроков технологии – 4ч. План: Задание 1. Выбрать тему урока теоретического обучения по учебной программе и в соответствии с предложенной формой составить план урока. Задание 2. Выбрать тему урока практического обучения по учебной программе и в соответствии с предложенной формой составить план урока Задание 3.(С/Р) Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?С какой целью проводится актуализация знаний учащихся на уроке? ?Какие методы необходимо использовать для формирования умений? ?При каких условиях на уроке будут развиваться рефлексивные способности? ?Для чего необходим этап мотивации? С помощью каких приемов и методов он может быть реализован? Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58 С.6: Урок как основная организационная форма обучения – 2ч. План: 1. Классно-урочная система обучения, сущность, характеристика. 2. Типы и виды уроков технологии. 3. Структурные компоненты урока, их назначение. 4. Структура урока теоретического обучения. 5. Структурные компоненты урока практического обучения по технологии. Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,45,46,58
Л.7: Требования к современному уроку технологии. Анализ уроков. - 2 часа План: 1. Требования к современному уроку технологии. 2. Виды анализа урока и их назначение. 3. Подготовка к посещению и анализу урока. Схемы анализа уроков. 4. Анализ и обсуждение открытых уроков Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58 Л.Р.4: Отработка приемов показа трудовых умений -4 часа План: Задание 1. Подготовить технологическую карту урока с применением одной из изученных ранее технологий.. Задание 2. Подготовить и показать фрагмент урока технологии.. Задание 3. Провести анализ личного показа трудовых приемов, Контрольные вопросы ?Определить задачи наглядно-демонстрационного метода на уроках технологии? ?Какие требования предъявляются к наглядным методам обучения? ?Какие требования предъявляются к личному показу приемов работы? ?Какие требования предъявляются к современному уроку? ?В чем сущность технологического подхода к образованию? Методическое обеспечение: 2,9,11,18,25,37 С.7: Нетрадиционные уроки технологии – 2ч. План: 1. Требования к современному уроку. 2. Виды нетрадиционных уроков по технологии 3. Проблемные уроки технологии 4. Урок – экскурсия: цели, содержание, подготовительная работа. Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58
14 14 14
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Выступление на семинарах– 5 баллов Или: Подготовка конспекта по вопросам семинара (без выступления) – 3 балла Подготовка конспекта с применениями средств когнитивной визуализации по вопросам семинара (без выступления) – 5 баллов   Подготовка к защите лабораторных работ – 5 баллов Подготовка к тестированию – 10 баллов Подготовка к итоговой контрольной работе   Итоговый бал за модуль без учета контрольной – 49 б Виды работы:
  • Анализ документов:
Концепция модернизации российского образования до 2015 года. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - 3 балла   Дополнительные задания защитываются только при условии выполнения обязательных заданий
 
Паспорт оценочных средств по разделу 1
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОПК-4: З.2. У.2. В.2. Выступление на практических занятиях Защита лабораторных работ Тестирование * Анализ документов
ПК-1: З.3.,У.3, В.3. Выступление на практических занятиях Защита лабораторных работ Тестирование Итоговая контрольная работа:
Семестр 8 Технологическая подготовка в современных условиях
ОПК-2: З.1., У.1., В.1. ПК-2: З.4, У.4., В.4. ПК-3: З.5., В.5. ПК-12: З.9., У.9.,В.9..
Трудовое воспитание. Технология. Информационно-технологическая цивилизация. Технологическая культура. Метапредметные и меж.предметные связи. Педагогическая интеграция. Понятие трудовых знаний, умений и навыков. Классификация навыков. Этапы формирования навыков. Объекты профессиональной деятельности: технологическое оборудование, материалы, технологическая документация, технологический процесс обработки. Элементы трудовой деятельности: трудовые движения, трудовые операции, технологический процесс. Психологические аспекты организации труда Современные педагогические технологии: понятие, классификация, использование на уроках технологии. Интенсификация процесса обучения на основе теории развивающего обучения. Метод проектов и его роль в развитии технологической культуры школьников. Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Технологии личностно ориентированного обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Технология полного усвоения знаний. Технология проблемного обучения. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии. Организация образовательного процесса с применением современных педагогических технологий Анализ урока теоретического и производственного обучения
План лекций План лабораторных работ План практических занятий
Л.8: Философско-методологические основы трудовой деятельности – 2ч. План: 1. Понятие «Труд» в философии, психологии, социологии и экономике. 2. Структура и функции трудовой деятельности. 3. Эволюция трудовой деятельности 4. Роль труда в формировании личности Методическое обеспечение: 1,6,11,15,34. Л.Р.5 Проектирование нетрадиционных уроков – 4ч. План: Задания: Задание 1. Выбрать тему программы, тему урока, вид урока. Задание 2. В соответствии с выбранной темой и видом урока определить триединую цель и составить план урока по предложенной структуре нетрадиционного урока. Задание 3. Представить урок для обсуждения Задание 4.( С/Р)Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?Что такое тип и вид урока? ?Перечислить возможные виды уроков. ?Какова роль нетрадиционных уроков в преподавании технологии? ?Перечислите преимущества и недостатки предложенной вами формы урока по сравнению с традиционной формой. Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58   С.8: Психологические стороны организации труда – 2ч. План: 1. Субъект трудовой деятельности 2. Объекты трудовой деятельности: технологическое оборудование, материалы, технологическая документация, технологический процесс. 3. Элементы трудовой деятельности: трудовые движения, трудовые операции, технологический процесс. 4. Взаимосвязь профессиональной деятельности и технологической подготовки Методическое обеспечение: 1,6,11,15,34,35,42.
Л.9: Технология в структуре естественнонаучной картины мира – 2ч. План: 1. Технология, как сфера практической реализации научных достижений 2. Интеграция технологии с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. 3. Межпредметные связи на уроках технологии. Методическое обеспечение: 1,6,11,34,42. Л.Р.6: Профориентационная работа учителя технологии в школе – 4ч. План: Задание 1. Изучить программу предмета Технология. Определить возможности реализации профориентационной работы на уроках технологии. Задание 2. Опираясь на предложенные образцы фрагмент программы воспитания и социализации обучающихся по направлению работы «Профориентация», включающий в себя: ˗ Цели и задачи программы ˗ Планируемые результаты ˗ Результативные критерии ˗ Содержание программы. Задание 3.( С/Р)Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?Назовите компоненты профориетационной работы учителя Технологии. ?С кем взаимодействует учитель технологии при реализации профориентационой работы. Методическое обеспечение: 1,6,11,19,32,59.   С.9: Межпредметные связи на уроке технологии – 2ч. План: 1. Понятие интеграции. Уровни педагогической интеграции. 2. Целевые, процессуальные и содержательные связи ООТ с другими дисциплинами. 3. Роль межпредметных связей на уроках технологии Методическое обеспечение: 1,6,11,34,42.
Л.10: Технологическая культура – 2ч. План: 1. Подходы к определению понятия «Технологическая культура» 2. Структурные компоненты технологической культуры 3. Роль технологической культуры в условиях информационно-технологической цивилизации Вопросы для обсуждения: ?Правомерно ли называть современную цивилизацию информационно-технологической? Ответ обоснуйте. ?Какие качества человека характеризуют его, как обладающего технологической культурой? Методическое обеспечение: 1,6,11,15, 42.   С.10: Роль ООТ в формировании технологической культуры школьников 1. Понятие «технологическая культура», структура технологической культуры. 2. Методы формирования технологической культуры на уроках технологии. 3. Формирование технологической культуры в процессе изучения отдельных разделов программы. Методическое обеспечение: 1,6,11,15, 42.
Л.11: Знания, умения и навыки, формируемые в процессе технологической подготовки – 2ч. План: 1. Классификация знаний, умений и навыков, формируемых на уроках технологии. 2. Уровни сформированности ЗУН 3. Психологические и физиологические механизмы формирования знаний, умений и навыков. 4. Роль упражнений в формировании навыков. Методическое обеспечение: 1,6,11,15,34,35,42.   С.11: Достижение образовательных результатов образовательной области Технология – 2ч. 1. Формирование предметных знаний и умений – теоретические основы и методические приемы 2. Методы и технологии достижения метапредметных результатов 3. Методы и технологии достижения личностных результатов 4. Формирование УУД Методическое обеспечение: 1,6,11,15, 42.
Л.12: Современные технологии обучения – 2ч. План: 1. Современные педагогические технологии: понятие, история развития. 2. Отличительные особенности педагогических технологий. 3. Классификация педагогических технологий. Вопросы для обсуждения: ?В чем состоит отличие между методикой и технологией? ?В чем сходство и различие между технологическим подходом в производственной сфере и сфере образования? Методическое обеспечение: 2,9,11,15,47 Л.Р.7: Анализ уроков технологии в школе – 4ч. План: *При наличии организационной возможности просмотр видеофрагмента может быть заменен посещением занятия по Технологии в школе/УПК. Задания: Задание 1. Изучить предложенный план анализа урока технологии. Задание 2. Определить вид анализа урока, сформулировать цели анализа, определить структурные компоненты анализа, разработать схему анализа. Задание 3. В ходе просмотра урока заполнить заготовленную схему анализа урока, сделать выводы по уроку и подготовить выступление. Контрольные вопросы: ?Назовите виды анализа уроков? ?В чем заключается подготовительная работа к посещению урока? ?Кто, и с какой цель может посещать и анализировать уроки? Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58   С.12-13.Современные педагогические технологии – 4ч. План: 1. Выступление по вопросам семинара 2. Обсуждение представленных технологий по методике «6 шляп мышления»: ˗ Белая шляпа – факты, беспристрастный анализ ˗ Желтая шляпа – позитивное мышление, поиск преимуществ ˗ Черная шляпа – негативное мышление, поиск недостатков ˗ Красная шляпа – эмоциональный анализ ˗ Зеленая шляпа – творческий подход, поиск путей применения ˗ Синяя шляпа – философский подход, обобщение, выводы. 3. Подведение итогов занятия Вопросы семинара: 1. Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс. 2. Игровые технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс. 3. Технологии проблемного обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс. 4. Технологии развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс. 5. Альтернативные педагогические технологии: Вальдорфская педагогика, Технология свободного труда, Технология мастерских. Методическое обеспечение: 2,9,11,15,47  
Л.13: Проектные технологии на уроках технологии. Проект как метод обучения – 2ч. План: 1. История проектного метода. 2. Метод проектов и его роль в развитии технологической культуры школьников. 3. Классификация проектов 4. Управление проектной деятельностью учащихся Вопросы для обсуждения: ?Каковы возможные причины дискредитации метода проектов в советской педагогике? ?Чем отличается учебное проектирование от проектирования как формы профессиональной деятельности? Методическое обеспечение: 2,9,13,25,41 Л.Р.8: Методика управления проектной деятельностью учащихся – 4ч. План: Задание 1. Изучить учебную программу по технологии, разработать примерную тематику проектов для учащихся с 5 по 7 класс учетом классификации проектов (не менее 5 тем для каждого класса). Задание 2. Разработать перспективный план работы над проектом. Задание 3. Разработать критерии для оценивания для одного из типов проекта. Контрольные вопросы ?Назовите методические приемы развития самообразовательных и творческих способностей в ходе работы над проектом. ?Назовите способы развития познавательного интереса в ходе выполнения проекта. Методическое обеспечение: 2,9,11,15,47     С.14: Роль метода проектов в технологической подготовке школьников – 2ч. План: 1. История развития проектного метода. 2. Сущность метода проектов, его роль в технологическом образовании школьников. 3. Выбор темы проекта 4. Управление проектной деятельностью учащихся. Методическое обеспечение: 2,9,13,25,41  
Л.14: Игровые технологии – 2ч.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.