Тема 2 Методика учета материально-производственных запасов — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 2 Методика учета материально-производственных запасов



Тема 2 Методика учета материально-производственных запасов

Понятие и задачи учета материально-производственных запасов

 

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06. 2001 г. № 44н. и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом МФ РФ от 28.12.2001 г. № 119н.

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением.

В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Основными задачами учета материально - производственных запасовявляются:

а) формирование фактической себестоимости запасов;

б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;

г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

е) проведение анализа эффективности использования запасов.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально -производственныхзапасов:

- сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;



- учет количества и оценка запасов;

- оперативность (своевременность) учета запасов;

- достоверность;

- соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

- соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.


 

Учет материалов

Оценка материалов

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых.

Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:

- стоимость материалов по договорным ценам в соответствии с договором поставки;

- транспортно - заготовительные расходы;

- расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно - заготовительных расходов входят:

- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации (расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников).

- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах;

- комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, и иным посредническим организациям;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;



- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию включают в себя затраты организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретенных материалов, не связанные с производственным процессом.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

Так как, фактическую стоимость материалов можно определить только в конце отчетного периода, когда имеются все первичные оправдательные документы, в текущем учете оценка материалов может производиться по учетным ценам.

В качестве учетных цен на материалы применяются:

а) договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно - заготовительных расходов;

б) фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года).

в) планово - расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово - расчетных учитываются в составе транспортно - заготовительных расходов. Планово - расчетные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов. Они предназначены для использования внутри организации;

При использовании учетных цен в конце месяца рассчитываются суммы транспортно-заготовительных рсходов. Суммы ТЗР могут учитываться:

а) на отдельном счете 16 "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным документам поставщика;

б) на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы";

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Транспортно - заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета расхода материалов.

Для этого рассчитывается средний процент ТЗР как отношение суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца и текущих отклонений или ТЗР за месяц к сумме остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости умноженное на 100.

Полученный средний процент ТЗР умноженный на учетную стоимость израсходованных материалов позволяет определить сумму ТЗР, приходящуюся на израсходованные в отчетном месяце материалы.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:

а) по себестоимости каждой единицы;

б) по средней себестоимости;

в) по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов);

Применение какого-либо из перечисленных способов по группе материалов должно производиться в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации.

Учет поступления материалов

Материалы - вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Поступление материалов в организацию осуществляется:

а) по договорам купли - продажи, договорам поставки;

б) путем изготовления материалов силами организации;

в) внесения в счет вклада в уставный капитал организации;

г) получения организацией безвозмездно.

На материалы, поступающие по договорам купли - продажи, поставки, организация получает от поставщика расчетные документы (платежные требования, платежные требования - поручения, счета, товарно - транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.)

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.

Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью руководителя, главного бухгалтера организации и проставлением печати.

При приемке материалы подвергаются проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.

Приемка и оприходование поступающих материалов оформляются как правило, путем составления приходных ордеров (форма N М-4, при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными.

Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере.

Приход материалов на склад отражается:

Дт 10 Кт 60 и Дт 19 Кт 60

 

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика приемку материалов осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов (ф. М – 7).


В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.

Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации.

Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:

а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли списывается:

Дт 94 Кт 60

Одновременно недостающие, испорченные материалы списываются на счета отклонений в стоимости материальных запасов:

Дт 10 субсчет «ТЗР», 16 Кт 94

б) на фактическую себестоимость недостачи и порчи материалов сверх норм естественной убыли предъявляется претензия поставщику:

Дт 10 Кт 71

Сдача подразделениями организации на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов и отражается:

Дт 10 Кт 10

При изготовлении материалов собственными силами организации в учете делается запись:

Дт 10 Кт 20, 23

При поступлении материалов в порядке вклада их учредителями в уставный капитал организации:

Дт 10 Кт 75

При поступлении по договорам дарения (безвозмездно):

Дт 10 Кт 98

При выбытии таких материалов их стоимость списывается на доходы отчетного периода:

Дт 98 Кт 91

Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением и заготовлением материалов отражаются в учете:

Дт 10 субсчет «ТЗР»

Кт 23, 60, 66, 70, 69 и др.

Существует и другой способ отражения в учете поступления и заготовления материалов, с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов». При этом способе фактические затраты, связанные с приобретением и заготовлением материалов отражаются в учете:

Дт 15 Кт 60, 71, 20, 23, 70, 69, 75. 98, 66 и др.

На склад материалы приходуются по учетным ценам

Дт 10 Кт 15

Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» сальдо на конец месяца не имеет, за исключением случаев нахождения материалов в пути (материалы, по которым организация акцептовала платежные документы, а материалы на склад не оприходованы), поэтому подлежит закрытию, путем списания разницы на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Дт 16 Кт 15 – фактическая стоимость превышает учетную стоимость;

Дт 16 Кт 15 (сторно) – учетная стоимость превышает фактическую стоимость.

Учет отпуска материалов

Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.

Отпуск материалов на склады подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.

Стоимость материалов, отпускаемых со складов организации в аналитическом учете, определяется по учетным ценам.

По мере отпуска материалов со складов они списываются и отражаются в учете:

Дт 20, 23 Кт 10 – на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг основного и вспомогательного производств;

Дт 25, 26 Кт 10 – на общепроизводственные и общехозяйственные нужды;

Дт 28 Кт 10 – на исправление брака продукции;

Дт 29 кт 10 – на стоимость материалов, отпущенных обслуживающим производствам и хозяйствам;

Дт 97 Кт 10 - на стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам;

Дт 44 Кт 10 - на стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг);

Дт 91 Кт 10 – на стоимость реализованных, на сторону излишних и ненужных материалов.

В конце месяца учетная стоимость израсходованных материалов доводится до фактической, путем списания соответствующей суммы транспортно-заготовительных расходов.

Дт 20,23,25,26,28,29,44,91,97

Кт 10 субсчет «ТЗР», 16

Отпуск материалов со складов организации на производство, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов.

Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями по решению руководителя организации.

Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных норм расхода материалов, производственных программ.

Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации являются формы утвержденные, Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а.:

· лимитно – заборная карта (форма N М-8);

· требование – накладная (форма N М-11);

· накладная (форма N М-15).

 

Исходя из конкретных условий деятельности организации, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, организация может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материалов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и приведены в учетной политике организации.

Лимитно – заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.

Лимитно – заборные карты выписываются в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно – заборная карта.

Один экземпляр лимитно – заборной карты до начала месяца (квартала) передается подразделению организации – получателю материалов, второй экземпляр – соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции, для контроля.

Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах лимитно – заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом. Отпускаются только те материалы, которые указаны в лимитно – заборной карте, и в пределах установленных лимитов.

В конце месяца (квартала) лимитно – заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации.

При отпуске материалов сверх лимита, на общепроизводственные и общехозяйственные нужды оформляется требование-накладная или накладная.

Передача материалов с одного склада организации на другой склад организации оформляются накладными на внутреннее перемещение.

Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерию организации согласно утвержденному порядку документооборота.

Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции (работ, услуг) и статьям расходов организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты (включая ТЗР) приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри них – по заказам (изделиям, видам продукции, работам, услугам) и статьям расходов.

 

Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться также в следующих случаях:

а) пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;

б) морально устаревшие;

в) при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.

Решение о списании таких материалов принимается специально созданной Комиссией с участием материально ответственных лиц.

Акт на списание материалов утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

При списании в учете делается запись:

Дт 94 Кт 10 – на фактическую стоимость материалов

В зависимости от конкретных причин потерь фактическая себестоимость материалов подлежит списанию:

Дт 25, 26, 73, 91 Кт 94

Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей:

Остающиеся от списания материальных ценностей отходы оцениваются стоимости исходя из цены возможного использования на дату списания:

Дт 10 Кт 91

Дт 14 Кт 91

В конце следующего года сумма резерва должна быть пересмотрена в зависимости от реального уровня рыночных цен.

Возможность создания резерва является элементом учетной политики организации.

 

Инвентаризация материалов

 

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация заключается в осмотре, взвешивании, подсчете, обмере материалов в натуре и записей данных в инвентаризационные описи.

Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия. В период проведения инвентаризации, складские операции не проводятся. Перед проведением инвентаризации материально-ответственные лица обязаны сдать в бухгалтерию все документы по движению материалов и дать расписку, в том, что все документы сданы.

Закончив проведение инвентаризации, инвентаризационная опись подписывается членами комиссии и материально-ответственным лицом и сдается в бухгалтерию, где производят сличение данных фактического наличия материалов с данными бухгалтерского учета.

При выявлении расхождений составляется сличительная ведомость. С материально – ответственных лиц в обязательном порядке берутся объяснения о причинах возникновения недостач и излишков.

После утверждения результатов инвентаризации руководителем организации, выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

 

а) излишки запасов приходуются по рыночным ценам с отнесением на финансовые результаты:

Дт 10 Кт 91

б) суммы недостач и порчи материалов списываются по их фактической себестоимости, которая включает в себя учетную цену и долю транспортно - заготовительных расходов, относящуюся к этому материалу:

Дт 94 Кт 10

Недостача материалов и их порча в пределах норм естественной убыли списывается:

Дт 25,26 Кт 94

сверх норм - за счет виновных лиц:

Дт 73.2 Кт 94

Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи материалов и их порчи списываются на финансовые результаты:

Дт 91 Кт 94

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.

Учет готовой продукции

1. Учет выпуска готовой продукции. Учет готовой продукции на складе

 

Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора.

Порядок учета готовой продукции регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов.

Готовой продукция признается при выполнении следующих условий:

- окончание производственного цикла в соответствии с технологическим режимом ее изготовления;

- приемки готовой продукции отделом технического контроля и сдачи ее на склад или передачи продукции заказчику (минуя склад).

Если данные условия не выполняются, продукция учитывается в составе незавершенного производства.

Организация учета готовой продукции должна обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам.

Сдача готовой продукции на склад оформляется приемо-сдаточными документами, которые должны содержать следующие реквизиты:

- цех, выпускающий продукцию;

- склад;

- номенклатурный номер;

- наименование продукции;

- единица измерения;

- количество, переданное цехом и принятое складом.

Учет готовой продукции на складах организации, ведется на карточках складского учета по каждому номенклатурному номеру. При автоматизированном учете карточки складского учета можно не вести.

Учет движения готовой продукции (приход, расход, остаток) на складе ведется непосредственно материально ответственным лицом.

На основании первичных документов по приходу и расходу заведующий складом делает записи в карточках складского учета.

В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе, записывается отдельно. Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций и ежедневно выводятся остатки. В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу и расходу и остаток.

Работники бухгалтерии, ведущие учет готовой продукции, обязаны систематически, в установленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц, осуществлять непосредственно на складах в присутствии заведующего складом проверку записей в карточках складского учета. Все записи правильности выведения остатков в карточках складского учета бухгалтер подтверждает своей подписью.

В сроки, установленные в организации графиком документооборота, заведующие складами обязаны сдавать в бухгалтерию все первичные учетные документы за соответствующий период.

Прием – сдача первичных учетных документов оформляется, как правило, составлением реестра.

На складах вместо карточек складского учета допускается ведение учета в книгах складского учета.

Бухгалтерия организации принимает и проверяет первичные учетные документы с точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций.

После проверки первичные учетные документы таксируются, т.е. определяется сумма операций путем умножения количества на цену.

На основании карточек в бухгалтерии ежемесячно составляются оборотные ведомости учета готовой продукции, и определяется учетная стоимость поступившей на склад и отгруженной со склада готовой продукции.

Поскольку фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции может быть определена только в конце отчетного периода, когда будут обобщены производственные затраты на ее изготовление, в текущем учете оценка может производиться по учетным ценам.

В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:

а) фактическая производственная себестоимость;

б) нормативная себестоимость;

в) договорные цены;

г) другие виды цен.

Выбор конкретного варианта учетной цены определяется учетной политикой организации.

Применение оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Положительными сторонами применения нормативной себестоимости в качестве учетной цены являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.

Фактическая производственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Договорные цены в качестве учетных цен применяются преимущественно при стабильности таких цен.

В бухгалтерском учете и бухгалтерском балансе готовая продукция может отражаться по фактической или по нормативной (плановой) производственной себестоимости.

Для учета готовой продукции применяется счет 43 «Готовая продукция».

Учет выпуска готовой продукции из производства и сдача ее на склад в течение месяца отражается:

Дт 43 Кт 20 – по учетным ценам

По окончании месяца определяется фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции по данным сводного учета затрат на производство и выявляются отклонения фактической себестоимости от учетной стоимости.

Сумма отклонений (разница между фактической и учетной стоимостью) отражается в учете записями:

Дт43 Кт 20 – перерасход

Дт 43 Кт 40

По окончании месяца определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства готовой продукции и отражается:

Дт40 Кт 20

Т.о. счет 40 «Выпуск готовой продукции» применяется для отражения выпуска готовой продукции в разных оценках, что позволяет по окончании отчетного периода выявить на счетах отклонения фактической себестоимости от учетной стоимости.

Счет 40 «Выпуск готовой продукции» сальдо не имеет, поэтому в конце месяца закрывается путем списания разницы на счет 90 «Продажи»:

Дт 90 Кт 40 – при превышении фактической производственной себестоимости над нормативной производственной себестоимостью;

Дт 90 Кт 40 (сторно) – при превышении нормативной производственной себестоимости над фактической производственной себестоимостью.

Пример:Учетная стоимость готовой продукции на складе на начало месяца – 5400 т.р. Сумма отклонений на начало месяца – 300 т.р. (экономия). Учетная стоимость выпущенной готовой продукции за месяц – 27000 т.р., сумма отклонений за месяц – 900 т.р. (экономия). Реализовано в отчетном месяце готовой продукции по учетным ценам – 24000 т.р. В качестве учетной цены применяется нормативная производственная себестоимость.

Способ

Приход готовой продукции на склад:

Дт 43 Кт 20 – 27000 т.р. по учетным ценам

Дт 43 Кт 20 (сторно) – 900 т.р. сумма отклонений

Способ

Приход готовой продукции на склад:

Дт 43 Кт 40 – 27000 т.р. – по нормативной производственной себестоимости

Дт 40 Кт 20 – 26100 т.р. – списывается фактическая себестоимость

Дт 90 Кт 40 – 900 т.р. (сторно) – списывается отклонение

Отражается реализованная готовая продукция:

Дт 90 Кт 43 – 24000 т.р. – по нормативной производственной себестоимости.

Дт 94 Кт 43

Недостача готовой продукции и их порча в пределах норм естественной убыли списывается:

Дт25,26 Кт 94

сверх норм - за счет виновных лиц:

Дт73.2 Кт 94

Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи готовой продукции и их порчи списываются на финансовые результаты:

Дт91 Кт 94

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.

Учет движения товаров и их оценка
Торговля – это вид деятельности в сфере обращения, в рамках которой осуществляются процессы по приобретению, транспортировке, частичной подготовке и расфасовке, хранению и реализации товаров. В зависимости от форм организации и выполняемых функций торговля бывает: 1) оптовая; 2) розничная. Оптовая торговля – торговля партиями товара между предприятиями. Розничная торговля – торговля товарами для населения. В основе деятельности любого торгового предприятия лежит процесс приобретения товаров для их последующей продажи. Основными документами, на основании которых поступают товары от поставщиков, являются счета-фактуры и товарно-транс­портные накладные. Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом. При поставке товаров от иногородних поставщиков транспортные организации выписывают железнодорожную накладную или коносамент (при поставке водным транспортом). В зависимости от особенностей товаров к товарно-транс­портной накладной или к счету-фактуре могут быть приложены документы, подтверждающие количество товаров или их качество (качественное удостоверение, сертификаты, различные справки о результатах лабораторных анализов). Закупка товаров у населения оформляется закупочным актом. Приемка товаров оформляется при соответствии принимаемых ценностей сопроводительным документом и обязательно подписью материально ответственного лица на этих документах. При наличии только одной подписи документ недействителен. При установлении расхождений по количеству и качеству между товарами фактически поступившими и данными, указанными в сопроводительных документах, а также при приеме товаров без сопроводительных документов составляют соответствующий акт. Его подписывают представитель принимающей торговой организации и представитель поставщика (отправитель и перевозчик). Перед составлением акта создается специальная комиссия. Акт сос­тавляется в 2 экземплярах. О составлении акта производится запись в товарно-транспортной накладной. Этот акт является основным документом при предъявлении претензий к поставщику. В случае поставки товаров, качество которых не соответствует требованиям, предусмотренным договором, покупатель вправе по выбору: 1) потребовать от поставщика устранения недостатков товаров, назначив для этого соразмерный срок; 2) отказаться от оплаты товара в той пропорции, в какой стоимость, которую фактически поставленный товар имел на момент поставки, соотносится со стоимостью, которую на тот же момент имел товар надлежащего качества; 3) устранить недостатки товара за счет поставщика, предварительно уведомив его об этом. Поставщик, извещенный об осуществлении покупателем каких-либо из указанных выше прав, может без промедления заменить поставленный товар доброкачественным. Под оценкой товара понимается выбор учетной цены, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Товары в организациях торговли отражаются по розничной (продажной) цене или по покупной стоимости. Покупная цена – цена, по которой приобретается товар. Розничная цена – цена, по которой продается товар населению (поштучно, мелкими партиями). В соответствии с планом счетов по бухгалтерскому учету и инструкцией по его применению наличие и движение товаров в торговых предприятиях учитываются на сч.41 “Товары”. На этом же счете учитывают тару. Тара – это однократно или многократно используемые упаковки, ящики, коробки, контейнеры для перемещения товара. К счету 41открываются следующие субсчета: 1 – товары на складах; 2 – товары в розничной торговле; 3 – тара под товаром. На субсчете 1 учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых базах и складах. Этот субсчет применяют оптовые предприятия. На субсчете 2 учитываются наличие и движение товаров, находящихся на предприятии розничной торговли (в магазинах, ларьках, киосках и др.). На субсчете 3 учитываются наличие и движение тары. Товары, принятые на ответственное хранение, учитывают на забалансовом счете 002 “Товары, принятые на ответственное хранение”. Товары, принятые на комиссию, учитывают на забалансовом счете 004 “Товары, принятые на комиссию”. Аналитический учет товаров ведется по каждой торговой единице (магазину), а внутри – по материально ответственным лицам. Учет товаров по материально ответственным лицам ведется по наименованиям товаров. Организовать аналитический учет товаров по наименованиям возможно только тогда, когда их поступление оформляется документами, в которых обязательно указано наименование, цена, количество товара. Такая возможность всегда существует на предприятиях оп





Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.