Проектировочные умения, или учитель как сценарист — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Проектировочные умения, или учитель как сценарист

2017-10-11 416
Проектировочные умения, или учитель как сценарист 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особую значимость для эффективной организации учебного процесса приобретает умение учителя грамотно планировать циклы уроков, преследующих единую цель в работе над проблемой, таким образом, чтобы уроки, входящие в них, существовали не сами по себе, а являлись звеном цепи.

Умение планировать складывается из знания и понимания закономерностей овладения иноязычной культурой. Этапность усвоения речевого материала, адекватность упражнений как средств обучения, динамика развития способностей - эти и другие категории должны стать инструментом профессионального мышления учителя иностранного языка.

Планирование основано на учете различных факторов, характеризующих условия обучения: возрастные особенности обучаемых; индивидуальные особенности учащихся в конкретном классе; отношение учащихся к учебному предмету «Иностранный язык»; уровень обученности.

Не менее значим ряд других факторов, связанных с личностью учителя и действиями администрации школы:

- индивидуальный почерк, стиль работы учителя, его уровень владения иностранным языком как средством общения, его эрудиция;

- оснащенность учебного процесса (наличие технических средств обучения, аутентичных материалов и т.п.);

- оборудование кабинета, в котором проходит урок;

- место урока в расписании.

Умений планировать предполагает способность к вероятностному прогнозированию. Увидеть планируемый результат - значит предугадать, предвосхитить все те ситуации, которые могут возникнуть в ходе обучения на конкретном уроке. А поскольку в основе ситуации всегда лежат взаимоотношения, то прогнозироваться должны и действия учителя, и возможные действия учащихся, должна быть продумана взаимозависимость и взаимообусловленность этих действий (речевое и неречевое поведение).

Планирование – это знание основ проектирования, проявляющееся в умении применять соответствующие правила в процессе планирования:

- планирование начинается с уяснения цели и выбора организационной формы конкретного урока на основе целей и задач;

- планирование должно осуществляться реверсивным путем: сначала планируется последнее упражнение, тот результат, к которому предполагается прийти, а затем начинается постепенное выстраивание «ступеней», ведущих к планируемому результату. В последнюю очередь должна завершаться работа над экспозицией урока. В плане должны присутствовать две линии (для учителя и для учащихся), следует продумать возможные варианты переходов по схеме: если..., то...;

- в ходе планирования необходимо определить «поглотителей» времени (учтя и свои слабые стороны), строго выверить регламент урока, уточнив его темп, наметить фрагменты урока, которые допустимо сократить, если в этом возникнет необходимость;

- важно составлять план урока в письменном виде. Это не означает, что им следует пользоваться, поминутно заглядывая в него на уроке. Молодому учителю необходимо на первых порах выучить план урока, знать его основные этапы. Наличие плана в памяти позволяет учителю делать все необходимые отступления, каждый раз возвращаясь на основную линию урока;

- написав план, следует еще раз окинуть его взглядом, соотнеся друг с другом не только все моменты урока, но и уточнив тональность, в которой должно происходить действие урока;

- обучая общению, важно также планировать свое речевое и неречевое поведение, а не только последовательность упражнений.

Итак, проектировочные умения – это:

- умение соблюдать целенаправленность урока (цикла, курса);

- умение соблюдать целостность урока (цикла, курса);

- умение соблюдать динамичность обучения на уроке (в цикле, курсе);

- умение соблюдать связность урока (цикла, курса).

1. Целенаправленность плана – это соотнесенность всех компонентов урока (цикла, курса) с ведущей целью, когда все, что делается на соответствующем отрезке учебного процесса, так или иначе подчинено цели.

2. Целостность – это соразмерность всех компонентов урока (цикла, курса), их соподчиненность друг другу, упорядоченность.

3. Динамику обучения составляет движение по стадиям овладения материалом, т.е. правильная последовательность компонентов, например упражнений, когда учитель оценит их пригодность для данного класса и вовремя уловит момент перехода от одного упражнения к другому.

4. Связность урока – единство и последовательность материала по содержанию, по общему замыслу, а также связность, обеспечиваемая вербально («Чтобы суметь.., нужно сначала...» и т.п.).

Все эти четыре умения, будучи реализованными, обеспечивают самую важную характеристику любого плана – его логику.

Задание 1.

Умение планировать является сложным. Назовите основные компоненты этого умения и обоснуйте значимость каждого из них.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.