Основные качества идеальных текстов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные качества идеальных текстов

2017-10-11 1037
Основные качества идеальных текстов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любой текст, независимо от его стилевой принадлежности, должен соответствовать нормам русского литературного языка.

Для достижения основных качеств идеальных текстов авторы должны соблюдать точность.

Точность – коммуникативное качество речи, которое предлагает соответствие ее смысловой стороны способам выражения и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиями. Можно вести речь о предметной точности, которая создается благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. Главным условием предметной точности речи является доскональное знание предмета речи. Точность речи может быть понятийная. Понятийная точность речи опирается на связь: слово – понятие и заключается в соответствии значения слова содержанию и объему выражаемого им понятия. Понятийная точность зависит от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях, которые закреплены за ними в системе литературного языка, зафиксированы в специальной справочной литературе. Точность речи зависит от верного словоупотребления, от выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому предмету.

При выборе слов следует учитывать, что не только их значение (семантику), но и стилистические свойства, экспрессивность и эмоциональность, заключенные в их значении. Значительная часть слов в русском языке являются межстилевыми, т.е. способными благодаря их нейтральности употребляться во всех стилях. Другая часть слов является стилистически ограниченными и может употребляться только в каком-либо одном стиле. Стилистически окрашенные слова имеют синонимы, т.е. слова, одинаковые по значению, но относящиеся к нейтральной лексике.

Нейтральная лексика используется для передачи информативного (событийного) содержания высказываний. Стилистически окрашенная лексика передает чувства, переживания, динамику, напряженность говорящего, его отношение к происходящим событиям и явлениям.

В числе стилистически окрашенной лексике выделяют лексику письменной речи. Сюда относят научные термины, общенаучную фразеологию, высокую лексику, официально-деловую лексику, канцеляризмы.

Среди устной лексики выделяют разговорную и просторечную лексику. Разговорные слова употребляются в непринужденном, неофициальном общении, но не выходят за пределы литературного языка. К просторечной лексике относят стилистически сниженные слова, находящиеся за пределами литературного языка. Она используется для нарочито сниженной, грубоватой оценки.

Соблюдению точности речи во многом помогает знание синонимов и паронимов.

Синонимы, как уже было отмечено, обозначают одно и то же понятие, позволяют разнообразить речь, избегать ненужных повторов, придают высказыванию стилистическую окраску.

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению. При выборе паронимов следует учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.

В письменной речи используется много слов, которые относятся к пассивному запасу лексики русского языка. Это устаревшие слова, которые делятся на 2 группы:

историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что понятия, обозначаемые ими, ушли из жизни (зипун, урядник, армяк и т.д.);

архаизмы – устаревшие названия современных предметов и явлений, вытесненные из употребления их синонимами (пиит, нумер, белая лебедь и др.).

Лексический состав постоянно пополняется за счет новых словообразований – неологизмов (спутник, перестройка и др.).

Больше всего лексика современного русского литературного языка в письменной форме в последние годы пополнилась словами, заимствованными из иностранных языков, в основном американизированного английского языка (броккер, диллер, имидж, импичмент и др.). С переходом к информационному обществу, обществу всеобщей информатизации и компьютеризации в русском языке сформировался новый лексический пласт - нетологизмы или сетевой язык, язык пользователей Интернетом.

С точки зрения сферы употребления выделяются общенародные слова, ограниченные в своем функционировании территориальной и социальной принадлежностью человека.

Территориальная лексика называется диалектной (пехлея, кочет, клямка, дежка и др.). В процессе развития русского языка многие диалектизмы вошли в общий лексический фонд (пурга, вольготно, и др.).

К социально-профессиональной лексике следует отнести термины и профессионализмы.

Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.

Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии (спортсменами, журналистами, инженерами, строителями, моряками и др.)

Среди наиболее распространенных нарушений точности языка и речи – это речевая избыточность, многословие. Выделяют следующие случаи, в которых встречаются данного типа ошибки:

- плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов (лично я, свободная вакансия и др.);

- тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем (изобразить образ, назвать название, приблизиться ближе);

- лексические повторы – немотивированное употребление плеонестических сочетаний, содержащих иностранные слова, значение которых точно не известно говорящему (хронометраж времени, прейскурант цен, странный парадокс).

Помимо точности речи качеством идеального текста является логичность.

Логичность – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Логичность текста предполагает соблюдения следующих законов: закона тождества; закона исключения третьего и закона достаточного основания. Этим законам особенно подчинена предметная логичность, которая требует последовательности, определенности, однозначно, ясности и устойчивости, непротиворечивости и обоснованности. Помимо предметной логичности текста выделяют понятийную логичность, которая требует точности употребления слов и словосочетаний; синтаксической организации высказываний, подразумевающих правильное построение предложения и связанного текста в целом; непротиворечивости сочетания одного слова с другими.

Логичность текста тесно связана с порядком слов и интонаций, т.е. со средствами выражения мысли (движения мысли от известного к неизвестному, новому).

Идеальный текст помимо точности и логичности предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм; стилистически оправданное употребление не только литературных языковых единиц, но и элементов, находящихся за пределами литературного языка (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов и вульгаризмов). Областью их использования является художественная литература, публицистика. Использование профессионализмов допустимо в научном и официально-деловом стилях.

Чаще всего чистота речи нарушается в разговорном стиле, где встречаются слова-сорняки (значит; в общем; прямо скажем; так сказать и т.п.). Чистота идеального текста нарушается и из-за использования языковых штампов, канцеляризмов.

Уровень языковой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения богатством русского языка, умения пользоваться им в процессе общения. Чем большим словарным запасом пользуется говорящий, тем свободнее, полнее и точнее он может выразить свою мысль.

Выразительностью речи называются такие особенности структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя (Б.Н. Головин, 1988). Выразительность – качество не только грамотной речи, но и подлинного речевого мастерства педагога.

Невозможно представить себе педагога, читающего лишь программу, нормативные документы министерских сборников… Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей с помощью так называемых троп.

Тропы – оборотыречи и слова, сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, олицетворение. Тропы выполняют следующие функции: придают речи эмоциональность (выражают оценки, чувства при постижении мира); наглядность (способствует наглядному отражению картины внешнего и внутреннего мира); позволяют понять внутреннее состояние говорящего (пишущего); придают речи привлекательность.

Метафора основана на переносе наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Например: «загорелись звезды очей» (глаза сравниваются со звездами), «пустые обещания», «буря плачет», «лыжня скрипит», «на льду жарко», «на ринге кипят страсти», «хоккеистам надо набирать темп движения».

Метонимия основана на смежности, т.е. два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Например, школа, аудитория, класс, институт, дом, спортивная база. Из рассказа спортивного комментатора: «Золото и серебро получили наши гимнасты, бронза досталась французам».

Синекдоха (разновидность метонимии) – употребление названия большого в значении меньшого, целого в значении части, и наоборот. Например: «В наших лесах водится белка», «Защитник команды «Спартак» самоотверженно прикрывал свои ворота, спасая от неминуемого гола» или «Вратарь, стиснув зубы, переносил все невзгоды и лишения на хоккейной площадке ради победы».

Эпитет – образное определение. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Пример: «Слепая любовь», «Прекрасный искристый камень», «Игривое копье», «Спорт – моя слабость», «Футбол –это моя любовь».

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, имеющих общий признак. Например: «Факты – это воздух ученого» (И.П. Павлов), «Злые языки страшнее пистолета», «Обвинять в чем-то вратаря – все равно, что обвинять врача, поставившего точный диагноз тяжелой болезни»; «Раньше легкоатлеты тренировались за городом, а теперь их туда не загонишь…».

Гипербола – образное преувеличение («ждать целую вечность», «вечно ты опаздываешь», храпит как трактор», «вся футбольная арена стала огромным дискуссионным клубом» или «предвидеть результат матча, особенности развития игры в подробностях не в состоянии никто»).

Олицетворение – одушевление неодушевленного («ветер стучит в окно», «старость стоит у порога», «сильный снегопад не дает пошевелиться ни игрокам, ни судьям»).

Для оживления речи, придания ей эмоциональной выразительности, образности используют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры. Выделяют: повтор, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание.

Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Пример: «Ученье свет, а неученье тьма»; «густо–пусто»; «аукнется–откликнется». Из беседы двух футболистов: «…Попробуем взглянуть друг на друга не как два бывших противника, а как партнеры и возможные друзья».

Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Например: «Таковы времена! Таковы нравы в мире спорта!» или «Эти нравы в спорте!», «Таковы эти нравы в мире футбола»!

Инверсия – намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении. Пример: «Как бы трудно ни было, сделать это должны игроки», «И хорошо, что мы себя за потерю темпа критикуем!», «Трудными и жестокими были предыдущие матчи», «Многие болельщики свой тупик неминуемо выдавали за тупик игроков».

Часто используется прием присоединения, создающий впечатление раздумья в слух. Например, спортивный комментатор рассуждает во время игры: «Да, мы многое сегодня в горячих спорах обсуждаем, разбираемся в прошлом, думаем о настоящем и будущем команды «Зенит» или «Сегодня на сборную команду навалилась лавина неотложных конкретных задач и практических дел», «Огромен интерес болельщиков к философии обновления, так сказать, генеральному проекту…».

Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее меняется по интенсивности. Пример: «Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю» (восходящая градация); «Звериный, чужой, неприглядный мир» (нисходящая градация).

Риторический вопрос - утверждение или отрицание, обличенное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей. Пример: «Будут ли найдены эффективные пути сочетания собственного «Я» тренера с умением находить общий язык с другими игроками команды?».

Риторическое восклицание – особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание слушателей аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. Пример: «стоит так долго игроку держать мяч!», «вот до чего довел команду этот тренер!», «Какие письма! В них живая мысль бьется! Просто за душу берут они!»

Техника речи – это важная сторона речевого мастерства оратора и особый раздел риторики. Ее главная цель – научить оратора владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей.

Суть техники речи – в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Речевой аппарат состоит из трех частей: органов дыхания (пассивных – легкие, бронхи, трахея – и активных – мышцы, приводящие их в движение, в первую очередь – диафрагма, брюшной пресс); органов голосообразования (гортань, голосовые связки, резонаторы – полость носа и рта); артикуляционной системы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо).

Воздух проходит через гортань и заставляет вибрировать голосовые связки – возникает звук голоса, который расширяется и обогащается, отражаясь в резонаторах (усилителях звука).

Голос – это совокупность звуков, производимых голосовыми связками при прохождении потока воздуха. Различают: высокий речевой голос, в котором преимущественно развито головное звучание со слабо выраженным грудным звучанием; низкий речевой голос, в котором преимущественно развито грудное звучание со слабо выраженным головным звучанием; средний речевой голос с хорошо развитым и головным, и грудным звучанием.

Особенности голоса: сила звука (зависит от активности работы органов речевого аппарата); полетность (длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков); гибкость, подвижность (тональное изменениеголоса по высоте до двух октав, а в обычной речи мы обходимся тремя-пятью нотами). Диапазон голоса – объем голоса (низкий и высокий). Способность без особых усилий менять высоту голоса, т.е. пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса.

Дикция – это отчетливость выговаривания звуков речи и их сочетаний, а также манера произношения. Для развития дикции используют особый фольклорный жанр – скороговорку. Хорошая дикция обусловлена правильной, четкой артикуляцией звуков. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука – важнейший компонент речевой интонации.

Интонация – система изменений, модуляций высоты, громкости, тембра, эмоциональных окрасок с помощью темпа речи, пауз и ритма речи. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность, или силу звучания, темп речи и тембр голоса. Темп речи – это скорость произнесения речевых элементов. Нормой в темпе русской разговорной речи принято считать 120 слов в минуту. Темп речи связан с интонациями, тембром голоса. Тембр, или «цвет», голоса – специфическая окраска речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр голоса зависит от эмоционального состояния человека. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор и др.

Риторика (греч. rhetorike) - это теория и искусство красноречия.

Русское красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно. Ораторское искусство – искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторское искусство – явление историческое.

Ораторская (публичная) речь представляет собой монологическую речь, сложный процесс общения со слушателями. Оратор (лат. “orator”- говорить) - тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром красноречия.

Особенности публичной речи: наличие обратной связи (реакция на слова оратора); устная форма общения (живой непосредственный разговор со слушателями); сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением (оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный вариант речи); использование различных средств общения (языковых и невербальных средств).

Оратор должен уметь: самостоятельно подготовить выступление; убедительно излагать материал; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией; отвечать на вопросы слушателей и т.д. Ясность выступления достигается его четкой композицией, убедительностью приводимых аргументов, простотой и эмоциональностью языка.

К основным навыкам оратора относятся: навык отбора и изучения литературы; составления плана и написания текста речи; самообладания перед аудиторией.

Основные этапы подготовки к конкретному выступлению:

§ выбор темы и определение цели и вида речи;

§ подбор материалов;

§ композиционно-логическая организация речи;

§ доказательство и аргументация;

§ работа над языком и стилем.

Выбор темы – один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Тема должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Оратор должен определить цель предстоящего выступления. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление.

Главная составляющая подготовки к выступлению – поиск и подбор материала. Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Оратору необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, предметным, систематическим), библиографическими изданиями, справочной литературой. В зависимости от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (сплошное, выборочное или комбинированное чтение).

При подготовке к выступлению важно составить план (взаимное расположение частей, краткая программа изложения).

По цели и назначению различают планы: предварительный, рабочий и основной.

Предварительный план рекомендуется составлять после выбора темы и определения целевой установки, такой план помогает целенаправленно подбирать материал для выступления.

Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления (по ходу подготовки план многократно уточняется, конкретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезисы, план-конспект или план-сценарий, по которому и проходит публичное выступление). На основе рабочего плана составляется основной план. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. План отражает внутреннюю структуру выступления, логику перехода от одного вопроса к другому.

В теории ораторского искусства (риторики) под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и каждой части (что за чем и как излагается). Структура устного выступления включает в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Во вступлении оратору необходимо решать задачи:

1) вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории;

2) наладить взаимопонимание и доверие;

3) подготовить аудиторию к восприятию речи.

Различают три основных вида вступлений: просто е (оратор сразу приступает к изложению темы, ограничившись приветствием или обращением); косвенное (оригинальный зачин подготавливает слушателей к восприятию речи, помогает овладеть вниманием аудитории); внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном начале).

В главной части речи (логическое изложение, доказательство, опровержение) реализуются главные целевые установки:

1) сообщить информацию;

2) обосновать свою точку зрения;

3) убедить аудиторию;

4) побудить слушателей к конкретным действиям.

Для достижения этих целей оратор должен хорошо владеть методикой публичного выступления (теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи).

Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства. Аргументация – это приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения, которые убеждают слушателей в истинности высказанных оратором положений. Виды аргументов: аргументы к существу дела (приводятся факты, полученные в результате наблюдения); аргументы к человеку (эмоциональное воздействие на слушателей). К ним относятся: аргумент к авторитету (ссылка на мнение видных ученых, деятелей, чья позиция совпадает с позицией выступающего); аргумент к публике (привлечение слушателей на свою сторону); аргумент к жалости (стремление вызвать у слушателей чувство жалости, сострадания и этим склонить на свою сторону); аргумент к тщеславию (похвала оппонентам с целью смягчить их противостояние).

Заключение речи предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Заключение обязательно должно быть оптимистичным. В конце выступления (если позволяет время) можно предложить слушателям задать вопросы.

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это установление контакта со слушателями. Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающими и слушателями. Факторы, влияющие на установление контакта: актуальность темы; авторитет личности оратора; форма преподнесения материала; учет особенностей аудитории; понимание психологии слушателей.

Композиционные средства активизации внимания и интереса: обращение; интригующее начало; вопросно-ответный ход рассуждения: контрастное сопоставление аргументов; «пунктирное» развертывание тезиса; экспрессивное заключение.

Переключению и удержанию внимания аудитории способствуют также следующие приемы: прием сопереживания (оратор выражает свое сочувствие по поводу каких-либо событий); прием соучастия (усиливает эффект своей речи, ссылаясь на эпизоды совместной работы со слушателями); голосовые приемы (понижение или повышение тона голоса, изменение его тональности); апелляция к интересам аудитории (оратор подчеркивает значимость данной проблемы для слушателей, говорит о важности приобретения знаний, умений и навыков дляпрактической работы); апелляция к событиям (оратор обращается к значимым событиям для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы); ссылка на авторитеты и известные источники (оратор ссылается на известные научные труды).

Речевые средства: использование разностилевой, экспрессивной лексики; цитат, крылатых выражений, пословиц; художественность изложения (тропы и фигуры речи); интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы.

Методические средства: зрительный контакт с аудиторией, рассмотрение проблемных ситуаций; полемический характер изложения; выделение; основных моментов речи; использование обращений к аудитории для возобновления внимания; использование наглядности и технических средств.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СЛОВАРЬ

ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Адресант   отправитель корреспонденции
Адресат получатель корреспонденции
Академический подстиль собственно научный подстиль, обслуживающий сферу научного общения
Академическое красноречие род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой
Акт документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты, события
Аллегория способ повествования, при котором буквальный смысл целого текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования
Аналогия соответствие, сходство, уподобление.
Анафора повторение слова или группы слов в начале предложения, строфы, стихотворения
Анкета документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов на них
Аннотация краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, оформления, направленности, происхождения и т.д.
Антонимы слова с противоположным значением
Архаизмы устаревшие названия современных предметов и явлений, вытесненных из активного употребления их синонимами
Афоризм изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль
Беседа устная диалогическая форма общения
Богатство речи максимально возможное насыщение речи разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения
Вербальное общение словесное общение
Виза подпись, подтверждающая факт ознакомления должностного лица с документом
Визуальное восприятие зрительное восприятие
Гипербола слова, заключающиеся в чрезмерном, нарочитом преувеличении свойств, размеров, возможностей изображаемого объекта, процесса, явления
Грамматические нормы правила образования форм слов, правильность построения словосочетаний и предложений, рекомендации по их употреблению в тех или иных сферах коммуникации
Грамматические ошибки ошибки, обусловленные нарушением грамматических законов языка (в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений)
Деловое письмо корреспонденция, применяющаяся для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой деятельности
Диалекты (говоры) местные разновидности языка
Диалог беседа, разговор двоих
Дискурс связанный текст, взятый в событийном аспекте; различные виды речевой практики
Дискуссия устное коммуникативное взаимодействие группы, которое организуется для обмена мнениями, связанными с изучением какой-либо проблемы
Диспозитивные нормы существование вариантов произношения, грамматических и синтаксических единиц
Диспут публичный спор на научные или какие-либо другие темы.
Диссертация текст более жёстких форм; рукописный текст (машинописный, в компьютерном наборе), создаваемый в целях установления авторских прав на какие-либо мысли, идеи, технологии, а также для публичного признания автора текста достойным научной степени
Доверенность документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя.
Договор (контракт) документ строго юридического характера, фиксирующий соглашения сторон о совместной деятельности
Докладная записка документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, содержащий выводы и предложения составителя
Жанр форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля.
Жаргон нелитературная разновидность русского языка, используемая различными социальными группами людей, отличающаяся в большинстве случаев специальной лексикой
Заявление внутренний служебный документ, предназначенный для доведения до сведения должностного лица информации узкой направленности
Императивные нормы строго обязательные литературные нормы, нарушение которых трактуется как слабое владение русским языком
Интервью беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации
Ирония завышение оценки с целью её занижения
Историзмы слова, вышедшие из активного употребления в связи с тем, что из жизни ушли понятия, обозначенные ими
Каламбур, или игра слов остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове или в словосочетании прямого и переносного значения или на совпадении звучания слов (словосочетаний) с различными значениями
Клише положительные конструктивные единицы, которые употребляются для экономии мыслительных усилий
Кодификация нормы закрепление литературной нормы в словарях, грамматиках, учебных пособиях
Коммерческая корреспонденция переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта
Коммуникация информационная связь субъекта с тем или иным объектом (человеком, животным, машиной)
Композиция текста закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала
Крылатые слова устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенных фольклорных, литературных, публицистических или научных источников, цитаты, получившие широкое распространение
Культура речи 1) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении целей общения; 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации и оптимизации общения
Лексика 1. Вся совокупность слов, словарный состав языка. 2. Совокупность слов, характерных для данного варианта речи, того или иного стиля
Лексико-фразеологические ошибки ошибки в речи, обусловленные неправильным употреблением слов во фразеологизмах
Лексические нормы правила и порядок использования слов в соответствии с их значением и экспрессивно-стилистическими свойствами
Лексические ошибки неправильность и неточность в употреблении отдельных слов, незнание точного значения слова, неуместное использование их в речи
Лекция цельнооформленное речевое произведение публичной речи на научные темы; один из жанров устной научной речи
Лингвистика синоним языкознания
Литературная норма принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств
Литературный язык исторически сложившаяся система общеупотребительных единиц, которые прошли длительную культурную обработку и осмысление в текстах авторитетных мастеров слова, при научном описании языка в грамматиках, а так же в общении образованных носителей национального языка
Логичность речи качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание
Межстилевая лексика лексика, способная благодаря нейтральности, употребляться во всех стилях
Метафора художественный литературный прием, заключающийся в перенесении свойств одного объекта, процесса, явления на другой по принципу сходства или по контрасту
Метонимия перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности.
Монография жанр многоплановый, структурно и содержательно сложный, рассчитанный на визуальное усвоение, неоднократное прочтение, внимательное изучение отдельных разделов и адресованный человеку, который имеет тот же уровень интеллектуального развития, те же интересы, что и автор текста
Монолог устное или письменное высказывание одного человека
Научная статья основной и наиболее часто используемый жанр академического подстиля, являющийся самым свободным жанром, т.к. его параметры не ограничивают субъекта речи ни в выборе и структурировании содержательного материала, ни в логике организации текста, ни в его развертывании, ни в выборе темы.
Научный стиль стиль, обслуживающий многообразную научную, научно-техническую сферу деятельности людей с целью описания предметов, явлений, системы знаний, научных открытий, технических изобретений.
Невербальное общение общение с помощью взгляда, жеста, мимики и т.д.
Неологизмы новые слова, созданные и заимствованные для обозначения вновь возникающих явлений, понятий, предметов
Нетологизмы сетевой жаргон (язык пользователей Интернетом)
Нормализация исторически длительный отбор из языковых вариантов единых, наиболее употребительных единиц
Омонимы слова, которые совпадают по звучанию (написанию), но имеют разный смысл
Описание тип речи, в котором раскрываются признаки предмета, явления в широком смысле слова
Орфографические и пунктуационные ошибки ошибки, появляющиеся в результате нарушения правил правописания и пунктуации
Орфоэпические нормы совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, предложений
Орфоэпические ошибки ошибки, связанные с отступлением от нормы в произносительной системе языка
Отзыв текст, основанный на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, увиденному, услышанному
Официально-деловой стиль стиль, обслуживающий сферу письменных официально-деловых отношений
Очерк самостоятельный жанр публицистики; это рассказ, основанный на фактическом материале и включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые происшедший факт высвечивает
Паронимы слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению
Письменный литературный язык совокупность письменных стилей языка
Плеоназм употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов
Повествование тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях, сменяющих друг друга

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.