Прокурорский надзор (лекции) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Прокурорский надзор (лекции)

2017-10-11 348
Прокурорский надзор (лекции) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прокурорский надзор (лекции)

Иванова Любовь Павловна

УрГЮА, ИПиП, 2003 / 2004 учебный год

 

Рекомендуемая литература:

 

1) учебно-методический комплекс

2) Чумилёв «ПН»: учебник

3) Винокуров «ПН: курс лекций и практикум», 2000

Учебные пособия кафедры УРГЮА

4) Козлов А.Ф. «ПН в РФ: общая часть», 1999

5) Козлов А.Ф. «Участие прокурора в рассмотрении судами

уголовных дел», 1997

6) Кожевников О.А. «ПН за исполнением законов органами

расследования», 1994

 

7) Рохлин, 1999

8) Учебник по ПН под ред. Сухарева

 

Содержание:

 

тема вопросы в теме
Сущность прокурорского надзора в РФ  
Система и содержание курса «Прокурорский надзор в РФ»  
Основные понятия курса «Прокурорский надзор в РФ»  
Правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры Источники  
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры в РФ  
Компетенция органов прокуратуры Понятие компетенции органов прокуратуры Классификация Характер полномочий, входящих в компетенцию Пределы компетенции органов прокуратуры Разграничение компетенции Компетенция военной прокуратуры Компетенция транспортной прокуратуры Компетенция природоохранной прокуратуры Компетенция прокуратуры по надзору за исполнением наказания (прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях) Компетенция прокуратуры войсковых частей
Организация работы в органах прокуратуры Понятие организации работы в органах прокуратуры, виды организационных мероприятий
Служба в органах и учреждениях прокуратуры РФ 1. Общие условия прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ 1.1. Аттестация прокурорских работников 2. Присвоение классных чинов и воинских званий работникам органов и учреждений прокуратуры 3. Обеспечение социально-материальных условий службы и правовой защиты прокурорских работников 4. Поощрения и дисциплинарная и иная ответственность прокурорских работников 5. Прекращение службы в органах прокуратуры
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина 1. Сущность надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина 2. Предмет надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина 3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина 4. Правовые средства надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 1. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 2. Правовые средства надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

 

 


Это деятельность по наблюдению за исполнением конституции и законов (надзор)

Эта деятельность состоит из 2-х частей:

Деятельность по выявлению нарушений законов

Т.е. прежде, чем принять меры против нарушителей, нужно установить факт правонарушения.

Для цели выявления нарушений проводятся проверки.

Поводом к проверке могут служить: жалоба гражданина, сообщения должностных лиц, сообщения СМИ и др.

Прокуроры изучают разную информацию: данные статистики, нормативный материал и т.д.

Деятельность по реагированию на нарушение закона

Имеет место тогда, когда факт нарушения установлен.

Способы реагирования:

а) принятие прокурором мер по устранению нарушения

б) обращение прокурора к компетентным органам с просьбой (требованием) принятия мер по устранению нарушения

в) привлечение виновного к ответственности

Прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении производства по делу об административном нарушении.

Система курса «Прокурорский надзор в РФ»

 


Общая часть

В рамках общей части изучаются:

ü принципы организации и деятельности

органов прокуратуры

ü компетенция прокуратуры, её виды,

виды прокурорских полномочий

ü вопросы организации деятельности

органов прокуратуры

ü система прокурорских органов

ü история развития прокуратуры.


Особенная часть

В рамках особенной части изучаются:

ü деятельность прокуратуры по

отдельным направлениям

ü отрасли

ü методика осуществления надзора по

отдельным вопросам

ü работа органов прокуратуры по

разрешению поступающих заявлений, обращений (от граждан и организаций)

ü надзор за соблюдением

законодательства о молодёжи и несовершеннолетних.


 

Основные понятия

Органов прокуратуры

Это совокупность правовых норм, которые содержатся в разных источниках.

Существует несколько точек зрения:

1) Когдаев, Ломовский

Прокурорский надзор – это отдельная отрасль.

2) Алексеев С.С.

Прокурорский надзор – это часть (подотрасль) конституционного права.

3) нет однородной совокупности правовых норм, есть нормы различных отраслей права (конституционного и административного права, уголовного и гражданского процесс и др.)

Источники

Источники, в которых содержатся нормы конституционного надзора:

1) конституция

2) ФЗ

3) международные договоры и соглашения

4) указы президента

5) приказы и указания ген. прокурора и иные акты.

Конституция

Согласно ст.71 судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности находятся исключительно в ведении РФ.

Прокуратуре посвящена ст.129 Конституции:

1. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

2. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

3. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

 

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов.

ФЗ

ФЗ «О прокуратуре» 1992 г. с многочисленными изменениями – содержит нормы, регламентирующие деятельность по основным направлениям.

ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, Семейный кодекс и др.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и др.

Указы президента

1) указ Президента от 16 апреля 1996 г. № 567, утверждающий Положение

«О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью»

2) касается деятельности органов прокуратуры в переходный период (в период с начала судебной реформы)

Приказы ген. прокурора

Обязательны для всех подчинённых.

Издаются по наиболее важным направлениям деятельности прокуратуры.

Указания ген. прокурора

Указания ген. Прокурора – это акты, которые регулируют более узкие направления деятельности (одно из них – деятельность судебных приставов).

Указания ген. прокурора издаются на основе обобщения практики.

Они обязательны для применения.

Органов прокуратуры в РФ

 

Принципы – это руководящие положения (идеи), положенные законодателем в основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в РФ.

В РФ существует система принципов.

Принципы делятся на 3 вида:

1) общеправовые (общеорганизационные)

Т.к. прокуратура входит в систему гос. органов, является гос. органом => на неё распространяются принципы организации и деятельности всех гос. органов.

1) принцип законности

2) принцип гласности

2) специфические принципы, характерные только для прокуратуры как системы органов (поскольку прокуратура является особым гос. органом – единственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законов):

1) независимость

2) единство и централизм

3) принцип единоначалия

3) отраслевые принципы – это принципы уголовного процесса, гражданского, административного.

Деятельность прокуратуры неразрывно связана с деятельностью поднадзорных субъектов => подчиняется установленному для этой деятельности законодателем правовому режиму. Прокурор является полноправным участником уголовного процесса, подчиняется принципам.

 

Общеправовые (общеорганизационные) принципы:

Принцип законности

Закреплён в Конституции и ст.4 закона «О прокуратуре»: органы прокуратуры должны действовать на основе соблюдения конституции и законов.

Этот принцип распространяется на все органы, организации, должностных лиц, граждан.

Это основополагающий принцип.

Применительно к прокуратуре выделяются 2 аспекта применения этого принципа:

1) внешний

Характеризует взаимоотношения прокуратуры с поднадзорными субъектами.

Эти отношения бывают 2-х видов:

1) законоохранительные – направлены на охрану закона от нарушений

2) правоохранительные – охраняют от нарушений права и свободы, предоставленные гражданам и организациям.

Деятельность поднадзорных субъектов оценивается прокурором только с одной позиции: соответствует ли она закону (является ли законной)? Другие характеристики (например, целесообразность/нецелесообразность) для прокурора значения не имеют. Для прокурора не может служить оправданием ссылка должностного лица на то, что закон, который оно нарушило, устарел.

2) внутренний аспект

Касается того, какой должна быть деятельность прокуроров и органов прокуратуры. Она должна соответствовать конституции и законам. Недопустимы ошибки, т.к. они подрывают авторитет государства и прокуратуры в глазах граждан (общественности).

Необходимо:

1) глубокое знание прокурорами действующего законодательства

2) в процессе осуществления надзора полностью должны выявляться нарушения закона и обстоятельства, способствующие их совершению

3) прокурор, выявив правонарушение, должен правильно квалифицировать его

4) прокурор обязан применить исчерпывающие меры по устранению правонарушений, их причин и условий

5) прокурор обязан проконтролировать, как фактически устранены нарушения закона после его вмешательства. Для этого проводятся контрольные проверки и проч.

 

Принцип гласности

 

Принцип гласности – это информирование граждан (общественности), должностных лиц о деятельности прокуратуры и правоохранительных органов в борьбе с преступностью и правонарушениями.

Предназначение этого принципа:

1) оказывать воспитательное воздействие на граждан и должностных лиц с целью формирования у них убеждения о недопустимости правонарушений

2) гласность позволяет развивать демократические начала в общественной жизни, позволяет гражданам знакомиться с деятельностью этих органов, оценивать её, определять значимости и выявлять недостатки.

Формы проявления принципа гласности:

1) информирование населения о состоянии законности; о мероприятиях, проводимых правоохранительными органами (например, издаётся специальный журнал, по результатам расследований организуются выступления с докладами и проч.)

2) информирование органов гос. власти, управления, органов местного самоуправления

По истечении отчётного периода данные о состоянии преступности и предпринятых по борьбе с ней мерах (мероприятиях) оформляются, подводятся итоги и информация направляется в эти органы.

Соблюдается тайна расследования, государственная тайна, военная тайна. Материалы расследования (проверок) не могут разглашаться до завершения дела иначе как по разрешению прокурора.

 

Специфические принципы, характерные для прокуратуры:

 

Принцип единоначалия

 

Характерен для системы органов прокуратуры.

Действие этого принципа связано со способом управления, который принят в этой системе. В системе органов прокуратуры существует единоличное управление: все основные решения принимаются прокурором, окончательное решение всегда принимает прокурор. Для управления нижестоящими органами он издаёт приказы, инструкции и иные акты, обязательные для исполнения. Все акты прокурорского реагирования исходят за подписью прокурора (хотя могут готовиться иными работниками прокуратуры, специалистами). Прокурор осуществляет надзор за законностью издаваемых правовых актов, проводимых расследований.

Действие принципа единоначалия дополняется началами коллегиальности. Коллегиальное обсуждение вопросов позволяет учесть мнение других сотрудников прокуратуры, их опыт. Коллегиальность проявляется:

ü в районных и городских прокуратурах проводятся оперативные совещания при

прокуроре. На них распределяются функции, задачи между сотрудниками, совместно обсуждаются вопросы.

ü в субъектах федерации действуют коллегии прокуратуры.

Коллегии прокуратуры – это совещательные органы. На заседаниях коллегий обсуждаются наиболее актуальные вопросы деятельности, заслушиваются подчинённые прокуроры с докладами. В состав коллегий входят руководители структурных подразделений прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующим приказом руководителя прокуратуры и становятся обязательными для исполнения.

Все прокурорские полномочия делятся на 2 группы:

1) передаваемые

2) непередаваемые

Передаваемые полномочия – могут быть переданы прокурором другим работникам прокуратуры (заместителям, помощникам прокурора, следователям).

Непередаваемыми являются наиболее важные по правовым последствиям действия прокурора (подписание актов прокурорского реагирования, направление дела в суд, подписание обвинительного заключения и т.п.), внешние отношения прокуратуры.

 

Отраслевые принципы

 

Сюда относятся:

1) принципы уголовного процесса

- принцип презумпции невиновности

- принцип законности

- принцип неприкосновенности жилища и др.

2) принципы гражданского процесса

- состязательность (т.е. стороны имеют равную возможность доказывания своей позиции)

- диспозитивность (т.е. стороны могут применять любые предусмотренные законом средства доказывания).

Это точка зрения Козлова А.Ф.

Другие авторы выделяют также принцип федерализма и др.

 

Предметные

Они определяют:

ü круг поднадзорных прокуратуре субъектов

ü какие действия и акты прокуратура может проверять в порядке надзора

2) функциональные – это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них

Отраслевые

В каждой отрасли надзора (в каждом основном направлении деятельности) прокуратура обладает определённым объёмом полномочий. В каждой отрасли есть полномочия, направленные на выявление нарушений и реагирование на них.

По степени власти полномочия подразделятся на:

Властные полномочия

Они характеризуются тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (предусмотрена административная ответственность (штрафы) за невыполнение требований прокурора)

2) ограниченно властные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.).

Только в ряде отраслей надзора обязательными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:

ü надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

ü надзор за исполнением наказания.

Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.

Наряды или дела

Образуются в соответствии с утверждённой прокурором номенклатурой дел, согласованной с местным архивом. Всего около 20-и нарядов. Основой для их создания являются основные направления деятельности. По каждой отрасли надзора создаются несколько нарядов. В нарядах с учётом хронологии формируются (скапливаются) документы, относящиеся к данной отрасли. По мере исполнения документы списываются в наряд.

Статистическая отчётность

Статистическая отчётность установлена перед органами статистики и перед вышестоящим прокурором.

Существует несколько обязательных статистических отчётов:

  отчёт о следственной работе Эти отчёты составляются совместно с руководителями других правоохранительных органов. Это подведение итогов по следственной работе как прокуратуры, так и иных правоохранительных органов. № 1Е  
  отчёт о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях Это отчёт о количестве рассмотренных дел и принятых решений. № 2Е  
  отчёт о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности называется ОРД
  отчёт о работе прокурора Состоит из 8-и разделов, которые посвящены отраслям надзора, а также подведению итогов работы по рассмотрению заявлений и обращений граждан. Гласность. по форме П  

 

Вся эта отчётность – полугодовая.

Ежемесячно составляются отчёты 1ЕМ (т.е. в усечённом виде отчёт о следственной работе).

Основой для подготовки статистической отчётности являются данные оперативного учёта. Оперативный учёт проделанной работы ведётся каждым работником прокуратуры или в целом прокуратурой. Учитываются:

- проведённые проверки исполнения закона

- проведённые обобщения практики

- разрешённые жалобы и обращения

- подготовленные акты реагирования

- расследованные уголовные дела

- разрешённые материалы по заявлениям и сообщениям о преступлениях.

В каждой прокуратуре ведутся Книги учёта работы по надзору за исполнением законов, исполнением законов несовершеннолетними и проч. По одной отрасли может быть несколько Книг (по разным показателям).

Учитываются и направленные в суд исковые заявления и дела, в которых участвовали прокуроры.


Систематизация законодательства

Необходимым условием эффективной работы является знание текущего законодательства каждым прокурорским работником. Законодательство стремительно меняется, своевременно должны изучаться все новые нормативные акты, своевременно должны вноситься изменения в действующие акты.

Работа по систематизации законодательства, как правило, возлагается на одного из оперативных работников.

Существует Приказ генерального прокурора РФ № 64 от 21 октября 1997 года

«О систематизации законодательства в органах прокуратуры», генеральным прокурором утверждены соответствующая Инструкция и Классификатор картотеки нормативных актов.

Систематизация законодательства предусматривает следующие направления:

1) ведение систематической картотеки нормативных актов

Для этого во все прокуратуры рассылались экспресс-бюллетени.

2) ведение контрольных экземпляров нормативных актов

3) учёт и хранение нормативных актов и поступающей специальной литературы.

В работе прокуратуры применяются информационные системы («Консультант+», «Гарант», «Кодекс»).

Использование различных технических средств

Применяются средства оргтехники, средства криминалистической техники.

 

Мероприятия по повышению квалификации

прокурорских работников

1) проведение семинаров по повышению квалификации

Это достаточно эффективная форма работы.

Применяется система кустовых семинаров (когда ежемесячно в конце месяца работники нескольких прокуратур собираются для проведения семинара).

В Свердловской области 75 прокуратур, все они распределены по 8-и кустам.

На семинарах обсуждаются наиболее актуальные и наиболее сложные вопросы.

Отдел криминалистики регулярно выезжает на семинары к следователям.

2) проведение научно-практических конференций

Чаще всего конференции проводятся по вопросам поддержания государственного обвинения. На эти конференции часто приглашаются учёные.

3) прохождение стажировок

Стажировки всегда индивидуальны. Стажировка представляет собой вызов работника в вышестоящую прокуратуру (на срок от 2-х дней до 2-х недель), где он знакомится с работой одного или нескольких отделов. По результатам составляется отчёт, на работника пишется характеристика.

4) занятия в институтах повышения квалификации

Недостаток состоит в том, что институты в состоянии принять только небольшое количество работников. Группы набираются ежемесячно, раз в два месяца. Группы набираются численностью 20 – 25 человек. Кандидаты для учёбы отбираются не имеющие дисциплинарных взысканий и показывающие хорошие результаты работы.

5) распространение положительного опыта путём подготовки и направления в нижестоящую прокуратуру информационных писем, обзоров практики прокурорского надзора.


Служба в органах и учреждениях прокуратуры РФ

 

Поощрение

Законом предусмотрена система мер поощрения прокурорских работников за примерное исполнение ими служебных обязанностей, продолжительную безупречную службу и выполнение заданий особой важности и сложности.

Меры поощрения:

1) объявление благодарности

2) награждение почётной грамотой

3) занесение на доску почёта

4) занесение в книгу почёта

5) выдача денежной премии

6) награждение подарком или ценным подарком

7) награждение именным оружием (обычно происходит на торжественном заседании, посвящённом Дню прокуратуры – награждаются 1–2 прокурорских работника)

8) досрочное присвоение классного чина или классного чина на ступень выше очередного

9) награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в Прокуратуре РФ», «Почётный работник Прокуратуры РФ» с одновременным вручением грамоты генерального прокурора.

Для особо отличившихся предусмотрено присвоение почётного звания «Заслуженный юрист РФ» и награждение государственными наградами.

Поощрения осуществляются в соответствии со специальными Положениями

«О знаках», «О званиях», «О государственных наградах».

Например: награждение знаком «Почётный работник Прокуратуры РФ» может быть в качестве поощрения применён к проработавшим в органах или учреждениях прокуратуры не менее 10 лет, отличавшихся образцовым исполнением служебных обязанностей работникам. Награждение производится приказом генерального прокурора по представлению руководителя (прокурора субъекта РФ). Награждённые этим знаком имеют право на:

§ 10%-ую надбавку к окладу

§ надбавку за классный чин

§ максимальный оклад по должности

§ досрочное присвоение классного чина

§ преимущественное право на улучшение жилищных условий или

предоставление жилой площади

§ отпуск в удобное время.

Увольнение таких работников возможно только с согласия генерального прокурора.

 


Дисциплинарная ответственность

 

Наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей, а также за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание

2) выговор

3) понижение в классном чине

4) лишение нагрудных знаков «За безупречную службу в Прокуратуре РФ» или «Почётный работник Прокуратуры РФ»

5) предупреждение о неполном служебном соответствии

6) увольнение из органов прокуратуры.

Полномочия по наложению дисциплинарных взысканий имеет генеральный прокурор; остальные руководители органов и учреждений имеют право налагать взыскания только в отношении тех работников, которых они могут назначить на должность (например: прокурор города или района может наложить взыскание только на водителя, техничку и т.п.), но они могут писать представления вышестоящему прокурору.

Дисциплинарные взыскания налагаются непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее 1 месяца со дня обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в очередном отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено:

1) во время болезни работника

2) во время нахождения работника в очередном отпуске

3) позднее 6-и месяцев со дня совершения проступка. Если проступок был выявлен в результате ревизии или проверки хозяйственной деятельности, дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее 2-х лет со дня совершения проступка (в этот срок не включается время производства по уголовному делу).

Работник, который совершил дисциплинарный проступок, может быть временно (не более чем на 1 месяц) отстранён от должности с сохранением денежного содержания (т.е. сохраняется должностной оклад и доплаты за выслугу лет и классный чин). Отстранение производится по распоряжению руководителя.

Установлены специальные правила и гарантии при решении вопроса о привлечении прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности:

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершённого прокурорским работником, относится к исключительной компетенции органов прокуратуры (за исключением случаев, когда прокурорский работник был застигнут на месте преступления, происшествия).

Важной гарантией независимости прокуроров и следователей является установленный в законе запрет на задержание прокурорского работника, привод, личный досмотр вещей и транспорта (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления).

На период расследования правонарушений производится отстранение прокурорского работника от должности.

Порядок проверки заявлений и сообщений о совершении прокурорскими работниками правонарушений, порядок возбуждения уголовных дел и их расследования определён в Приказе генерального прокурора.

По каждому сообщению по решению соответствующего руководителя назначается служебное расследование или проверка. Служебное расследование проводится в случае совершения прокурорским работником административного правонарушения или дисциплинарного проступка, проверка проводится при совершении преступления.

По решению руководителя в отношении прокурорского работника могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия. Причём это решение должно быть принято руководителем прокурорского органа, а не руководителем оперативно-розыскного отдела. Это имеет место в случае, когда имеются веские (серьёзные) основания для подозрения в совершении прокурорским работником преступления.

 

5. Прекращение службы в органах прокуратуры

 

Основания и порядок прекращения службы в органах прокуратуры предусмотрены законодательством о труде, о прохождении государственной службы (с учётом особенностей, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре»).

Общим основанием для прекращения службы в органах прокуратуры является увольнение.

Законом предусмотрены особенности увольнения прокурорских работников в связи с выходом в отставку, а также по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры.

В числе оснований для увольнения названо достижение прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе (60 лет).

После достижения работником 60-летнего возраста в каждом отдельном случае (с учётом состояния здоровья, трудоспособности, моральных и профессиональных качеств) допускается продление срока службы. Продление срока службы происходит на основании решения соответствующего руководителя, не более чем на 1 год (на контрактной основе). При достижении 65-летнего возраста дальнейшая служба невозможна.

Основания прекращения службы в органах прокуратуры:

§ прекращение гражданства

§ нарушение присяги прокурором

§ совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника

Например:

- злоупотребление властью и служебным положением, если эти действия не носят

исходя из личных интересов характера преступления

- совершение действий вопреки интересам службы

- появление в нетрезвом виде в публичной обстановке

- грубое нарушение служебных обязанностей и трудовой дисциплины

- иные отклонения в соблюдении норм права, морали и нравственности.

Например: возможно увольнение за фальсификацию процессуальных документов (это считается грубым нарушением служебных обязанностей).

§ совершение преступления (в любом случае влечёт увольнение)

§ несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой

§ возникновение препятствий пребыванию на государственной службе

(например: наличие родственных отношений с руководителем, отказ от оформления допуска к информации с ограниченным допуском)

§ в случае разглашения сведений, составляющих государственную или

иную охраняемую законом тайну. Увольнение происходит по инициативе руководителя.

§ в связи с выходом в отставку

Выход в отставку возможен в связи с выходом на пенсию. На пенсию можно выйти при наличии выслуги продолжительностью 20 лет (в выслугу входят периоды службы в вооружённых силах, периоды обучения в высших учебных заведениях с государственной аккредитацией, периоды обучения в аспирантуре и некоторые другие периоды работы в других государственных или судебных органах). Выход в отставку возможен в случае несогласия прокурорского работника с решениями и действиями государственных органов.

Отставка должна быть принята руководителем, имеющим право назначать на эту должность. Отставка генерального прокурора и его заместителей принимается решением Совета Федерации Федерального Собрания.

Прокурорские работники, вышедшие на пенсию, сохраняют право ношения форменного обмундирования и право пользования служебным удостоверением.

Базовая пенсия прокурорских работников составляет 50% от их ежемесячного денежного содержания в период работы.

 

Тема: Надзор за исполнением законов,

Целевые проверки

Целевая проверка – это проверка исполнения законов в одной правовой сфере (например, в сфере исполнения трудового законодательства).

Комплексные проверки

Комплексная проверка – это проверка исполнения законов в нескольких правовых сферах (например: одновременно проверяется исполнение земельного, таможенного, банковского законодательства).

4. Виды проверок по объёму:

Узкие проверки

Узкие проверки касаются строго определённого круга фактов. Например: проверка по жалобе гражданина – инвалида о том, что он не обеспечен компенсацией за пользование транспортом.

2) широкие проверки (касаются неопределённого круга фактов).

5. Виды проверок по проверяемым субъектам:

1) проверки, проводимые в одной организации

2) проверки, проводимые в нескольких организациях одной системы или во всей системе (например, проверка законности предоставления помещений учебных учреждений в аренду различным организациям).

6. Виды проверок по целевому назначению:

1) первоначальные проверки (их цель – выявление нарушений закона)

2) контрольные проверки (проводятся по результатам ранее проведённых проверок с целью проверки эффективности мер, принятых по устранению нарушений закона).

 

Проверка состоит из 3-х этапов:

1) подготовительный этап (подготовка к проверке)

2) непосредственно проведение проверки

3) подведение итогов проверки, реализация результатов проверки.

 

Подготовительный этап проверки

На этапе подготовки к проверке прокурор обязан:

ü ознакомиться с тем законодательством, которое подлежит проверке

ü ознакомиться с методическими рекомендациями по проведению проверок,

разработанными вышестоящими прокуратурами

ü получить необходимую предварительную информацию (например, статистическую).

Сделать запросы для получения этой информации

ü определить круг лиц, которые будут участвовать в проверке.

Определить, есть ли необходимость в привлечении к проведению проверки специалистов. Если специалисты будут привлекаться, прокурору необходимо подготовить требование о выделении специалистов.

ü необходимо постараться получить информацию о ранее выявленных нарушениях

(компромат) у контролирующих органов

ü рассмотреть сообщения по данному вопросу в СМИ.

Прокурор должен представлять, какие типичные нарушения закона допускаются при исполнении законодательства в других организациях!

 

Непосредственно проведение проверки

 

Этап проверки предполагает непосредственный выход на предприятие или в организацию, изучение документации, взятие объяснений и т.п. (т.е. реализация полномочий прокурора).

В процессе проведения проверки должны быть установлены нарушения, определены последствия нарушений, виновные лица, а также причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

В процессе проверки могут применяться разные приёмы.

 


Подведение итогов проверки, реализация результатов проверки

 

По результатам проверки прокурор составляет справку, где описывается:

ü какой период

ü кем (с участием


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.