Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему № 8 — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему № 8

2017-10-10 497
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему № 8 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По тексту Ю. Яковлева «Мальчик Костя» (Вариант № 2)

Известный лингвист Б.Н.Головин утверждал, что «к оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Учёный абсолютно прав: главный признак хорошей речи – её точность, суть которой и заключается в правильном подборе языковых единиц. За аргументами, доказывающими эту мысль, обратимся к тексту Ю. Яковлева.

Во-первых, показывая противоречивость образа мальчика, автор использует фразеологизмы, которые являются контекстуальными антонимами: из таких «молчальников», как Костя, «у доски каждое слово приходится вытягивать клещами», а после звонка мальчик «сломя голову выбегал из класса». А чтобы показать настойчивость характера героя, писатель применяет лексический повтор в предложениях 7, 9, 10: «Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку. … Он отняли снова поставил в воду. И каждый день менял воду».

Во-вторых, желая подчеркнуть доброе начало в поступках мальчика по отношению к животным, писатель использует ряды однородных членов предложения и деепричастный оборот: «Ей захотелось заговорить с ним и распросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая веру в человека».

Итак, удачно отобранные языковые единицы помогают человеку выражать свои мысли и чувства точно и ясно.

Текст № 9

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

– (23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

– (29)Э, подох один…

(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём – её выследили и ранили из ружья. (ЗЗ)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(З5)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

– (38)Куница не виновата. (39)Её обидели, – и выпустил зверька на волю.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов».

(По В. Астафьеву)*

* Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001) – русский писатель. В его творчестве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.

 

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отде листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания р филолога JI.B. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргуме свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или про цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрыв на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете JI.B. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Сочинение – рассуждение по тексту № 9 (Вариант № 1)

Русский филолог Л. В. Успенский утверждал: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Это высказывание постараюсь доказать на примере текста В.П.Астафьева.

Возьмем предложение: «Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за ней по косогору, притаились». Оно состоит из двенадцати отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, расставить знаки препинания, как они получают единый смысл и становятся предложением с однородными членами.

Знаки препинания также играют немаловажную роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию. Две запятые, стоящие в предложении 2: «Однажды поселилась в чащобе косогорка, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница» выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении оно помогает рассказчику сделать предположение в том, о чем говорится.

Значит Л. В. Успенский прав, утверждая, что грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.