Структурные компоненты досуговой деятельности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Структурные компоненты досуговой деятельности

2017-10-09 5320
Структурные компоненты досуговой деятельности 4.82 из 5.00 11 оценок
Заказать работу

Структура досуговой деятельности включает в себя несколько важных составляющих:

ü задействованных культурно-исторических, художественных, духовных ценностей, а также товаров культурного назначения;

ü природно-ландшафтных, биорастительных комплексов;

ü материально-технических средств, сопутствующих бытовых товаров, вещественных ресурсов:

ü субъектов и объектов деятельности, без которых выше указанные составляющие были бы не актуальными[9].

Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека. Рассмотрим их подробнее.

Культурно-художественные ценности, товары культурного назначения. В досуговой деятельности задействованы культурно-исторические и художественные ценности, находящиеся в музеях (тематические экспонаты, картины, старинные костюмы и т.п.), расположенных на исторических территориях (архитектурно-исторические объекты, технические сооружения прошлых веков и др.). В большинстве стран эта совокупность культурно-исторических и художественных ценностей представляет национальное или мировое достояние и находится под охраной государства. Но могут существовать ценности регионального, локального или частного значения, к которым потребители также проявляют интерес.

Велика роль в осуществлении досуга предметов и товаров культурного назначения: книжной продукции, дисков и видеокассет, коллекционной и сувенирной продукции и др. Эти предметы участники досуговой деятельности могут приобретать в личное пользование, обращаясь к ним в свободное время. Однако немалая часть товаров культурного назначения может пополнять и учреждения культуры: библиотеки, музеи, досуговые центры.

Расположение центров, хранящих культурно-исторические и художественные ценности, а также производство и продажа товаров культурного назначения – важные элементы досуговой инфраструктуры конкретного города, страны или мирового региона.

Природно-ландшафтная основа, растительный и животный мир как компоненты досуговой деятельности. В современной досуговой деятельности населения развитых стран данные компоненты приобре­тают исключительно важное значение. Особенно высок спрос на эколо­гически чистую окружающую среду, здоровый ландшафт и климат. В разных странах, осо­бенно в тех, которые притягивают крупные потоки туристов, специаль­но выделяются и охраняются масштабные чистые зоны: рекреацион­ные, курортные, заповедные, особо охраняемые зоны отдыха, а также заказники-заповедники, крупные парки (национальные, аквапарки). В определенных поселениях и, особенно в городах, выделяются локальные рекреационные пространства: зеленые насаж­дения, городские сады, скверы и парки, зоны отдыха, площадки развле­чений.

Досуговые занятия, в процессе которых человек общается с рас­тительным и животным миром, – сфера деятель­ности зоопарков и зоомагазинов, а также сервисных фирм, занятых раз­ведением и продажей домашних животных, комнатных растений.

Сейчас естественные компоненты ландшафтной среды, флоры и фау­ны нередко вводятся в помещение учреждений досуга и центров развле­чений. Так, широко используются декоративные растения, бассейны или аквариумы с рыбами, клетки с поющими пернатыми и даже вольеры с рептилиями.

Материально-технические средства, сопутствующие товары и вещественные ресурсы культурного назначения. К ним относятся материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, товары и вещественные ре­сурсы повседневного спроса, сопровождающие культурно-досуговую активность.

Материальные сооружения и постройки характерны для досуга, прово­димого как в помещении, так и на открытых площадках (стадионы), в при­родной среде (национальные парки). К этой категории также относятся беседки и скамейки в сквере, места для отдыха на территориях, предназначенных для прогулок, рыбалки, охоты и т.п.

В организации современного досуга постоянно растет доля машин, технических средств и механизмов. В настоящее время множество ви­дов досуговых занятий связано не только с отдельными механизмами, но и с целой системой технических комплексов. Это парки развлечений, досу­говые и спортивные центры, в рамках которых работает множество пло­щадок с техническими средствами — аттракционами, тренажерами, обо­рудованием для детских площадок, тиров, бильярдных залов, боулинг- и фитнес-клубов. Сложные технические комплексы разрабатываются специально для центров с искусственным климатом, тематических пар­ков и аквапарков, бассейнов. Для театральных помещений, концертных площадок, стадионов существуют разнообразные светотехнические, ла­зерные и акустические установки. Современные казино и игровые залы снабжаются немалым числом специальных автоматов и разнообразной игровой техникой

Свой вклад в технизацию досуга вносит компьютерная техника. Ныне компьютер может быть использован для игры и развлечений в разных ме­стах и жизненных ситуациях. Играть в электронные и компьютерные игры, слушать музыкальные записи можно как дома, так и в интернет-кафе или во время транспортного передвижения по городским улицам.

Специально разработанного оборудования требует проведение мас­совых праздников на городских улицах или специальных площадках — стадионах, летном поле, открытом пространстве. В этом случае исполь­зуют декорации, стенды, материалы для украшения домов и улиц, тех­нику для светодизайна городской среды, фейерверки, светотехническое, лазерное и акустическое оборудование, а также оборудование для вре­менных сценических площадок.

Немалое количество промышленных товаров и ресурсных средств различного характера и назначения связано с содержанием досуговой деятельности или с обслуживанием людей в этом процессе. Участие людей в художественной самодеятельности сопряжено с по­купкой специальных костюмов, обуви, украшений. Даже традиционное проведение досуга дома, как правило, сопровождается тем, что люди делают друг другу подарки, покупают книги, музыкальные диски и т.п.

Главное требование к материалам, товарам, технике и автоматам для досуговых занятий связано с их удобством, безопасностью, простотой в обращении. Потребности населения в такого рода продуктах, това­рах, технике способствуют развитию определенных сегментов индуст­риально-промышленного производства.

Субъекты и объекты досуговой деятельности.

Важнейшими ком­понентами досуговой деятельности выступают конкретные люди или группы, обладающие досуговыми потребностями. Они относятся к категории объектов досуговой деятельности. Все должно быть предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому при разработке досуговых мероприятий необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на восприятие программы: возраст, пол, национальность, уровень образования, доходы, профессиональные интересы, хобби.

Субъекты досуговой деятельности – люди, учреждения и фирмы, которые участвуют в организации досуговой активности. Организаторы задействованы в досуговой деятельности на профессиональной основе, создают условия и помогают населению реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников[10]:

- руководящий состав профессиональных организаторов досуга – ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры. Представители этой груп­пы – ключевые фигуры в проектировании, организации и реализа­ции основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

- профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации. Эти люди (артис­ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст­ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис­ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п.) осуществляют непосредственный контакт с аудиторией. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан­ных мероприятий с их участием;

- высококвалифицированные работники и специалисты разных от­раслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви­са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек­реационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се­тей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализа­ции основных этапов организации и осуществления досуга, на­прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

- рядовые исполнители и производители услуг в области досуга. Часть из них напрямую взаимодей­ствуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостини­цы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

- представители исполнительной и законодательной власти в цент­ре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санатор­ных, спортивно-туристских учреждений, информационных струк­тур и правовых организаций. Работники этих учреждений и органи­заций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятель­ности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

- лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ­ции, связанные с финансированием, а также предоставляющие до­норскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы вла­сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных орга­низаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделе­ния выступают следующие.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

ü культурное просветительство, художественное творчество, разви­тие эстетических чувств аудитории досуга;

ü отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия или учреждения досуга:

ü коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос­ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф­фекта — фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и до­суга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ­водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;

ü некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен­ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. — общественные каналы СМИ, государственные теат­ры, библиотеки, музеи, клубы;

ü смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, полу­чаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перерасп­ределяя дополнительные средства внутри своей организации. В усло­виях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком­мерческих организаций.

Учреждения и организации культурно-досуговой сферы как важнейшие субъекты досуговой деятельности.

Очень большую роль в подготовке и проведении досуговых мероприятий играют разнообразные учреждения культурно-досуговой сферы. Они относятся к категории коллективных организаторов досуга и предназначены создавать условия для отдыха и духовного развития различных слоёв населения в сфере свободного времени.

За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям сеть культурно-досуговых учреждений претерпела серьезные изменения. За последние 15 лет почти на 25% сократилась численность основных типов организаций: клубов, библиотек, парков культуры и отдыха (см. таблицу 1). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждений. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры Российской Федерации.

Таблица 1.

Число учреждений культуры культурно-досугового типа - всего, тысяча единиц, Российская Федерация, значение показателя за год [11]

год                                
всего   63,7 61,3 59,9 58,6 57,4 56,1 55,1 54,8 54,8 54,2 53,6 52,9 51,4 49,5 49,5

 

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

Наряду с традиционными Домами и Дворцами культуры, появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки, ночные клубы и др.).

Ресурсной базой культурно-досуговых учреждений являются:

1) Нормативный ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении (учредительные документы, правила, инструкции, приказы).

2) Материально-технический ресурс:

- недвижимый – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и закрепленный земельный участок.

- движимый – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.

3) Финансовый ресурс – бюджетное финансирование и (или) другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству (благотворительные, спонсорские средства со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской деятельности).

4) Кадровый ресурс – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, необходимые для бесперебойной работы учреждения (технический состав).

К наиболее популярным учреждениям досуговой сферы относятся социально-культурные комплексы и центры досуга, клубы, парки, музеи, библиотеки, театральные, концертные и кинозалы, спортивные и игорные заведения. Рассмотрим некоторые из этих организаций.

Реально действующей, динамично развивающейся структурой являются современные социально-культурные комплексы (СКК) и центры досуга. Они действуют в каждом районе города, сельском поселении и предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации клубов по интересам, художественного, прикладного, технического творчества, группового общения и отдыха жителей социума. Это разнообразные Дома и Дворцы Культуры, спортивно-оздоровительные центры и т.п. Большинство из них является государственными учреждениями культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы.

СКК и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

2. Физкультурно-оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

3. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

4. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

5. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

Также СКК и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

По основному профилю деятельности они подразделяются на полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, научно-технические.

По социальной ориентации СКК и центры досуга могут являться дошкольными, детскими, подростковыми, студенческими, семейными и т.п.

Отдельно взятые институты (клуб, библиотека, музей, кинотеатр) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Несмотря на различия в содержании и подходах, социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: «семья – дети», «дети – подростки – взрослые» и т.п. Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы и состязания. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов, самодеятельных ансамблей, мастерских прикладного творчества. В г. Ярославле к подобным центрам досуга относятся, например, Дворец культуры им. Добрынина, Дворец культуры Нефтяник, Дом культуры «Гамма» и др. Наряду с государственными в настоящее время функционируют и социально-культурные центры и на частной основе. Так, современный культурно-спортивный комплекс «Арена-2000», являющийся открытым акционерным обществом, предлагает услуги по организации концертов и выставок, на его базе действует каток, проводятся новогодние елки для детей, семейные обеды выходного дня и т.п.[12]

Одними из самых массовых организаций досуговой деятельности в настоящее время являются клубы. Клуб – это учреждение культуры или досуговое объединение, специализирующееся на организации отдыха, творческой и просветительной работе среди населения в целом, отдельных групп с целью формирования общественно значимых качеств личности.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие предприятия и объединения, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица. Так, давно уже существует государственная сеть клубных учреждений, которая делит их на виды, в зависимости от расположения на территории страны (городские, сельские, районные клубы). Действуют ведомственные клубные учреждения, которые находятся в подчинении различных ведомств, а не государства (матросские клубы (Министерство обороны РФ), Дом учителя (Министерство образования РФ)). Наконец, многие активно развивающиеся в последние годы клубные заведения подчинены частным лицам (Клуб деловых людей, ночной клуб, казино).

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба, принятый собранием граждан желающих организовать клуб. Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.

Структурными единицами клуба как учреждения являются коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества; любительские объединения и клубы по интересам; школы прикладных знаний и навыков; другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.

Парки культуры и отдыха также очень популярны среди населения. Они представляют культурно-просветительный и рекреативный функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и культурно-досуговую работу в условиях местного климата специально-организованной природной среды и ландшафта. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

Особенностями творческо-производственной деятельности парков культуры и отдыха являются: обширная площадь; открытые площадки, естественная природная среда; зависимость от климатических условий; сезонность работы; массовость посетителей; самые крупные формы досуговых учреждений – фестивали, праздники; наличие аттракционного хозяйства; специализированные городки; спортивные площадки.

Парки культуры и отдыха – государственные учреждения культуры, они действуют на нескольких уровнях[13]:

1. Федеральный – в Москве ЦПКиО им. А.М. Горького.

2. Региональный – парки, расположенные на территории областных центров, центров автономных округов (ЦПКиО им. Маяковского в г. Екатеринбурге, Останкинский ПКиО в г. Москве).

3. Городские ПКиО.

4. Сельские ПКиО.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в том числе дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Министерстве культуры РФ сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Наряду с парками культуры и отдыха в настоящее время действуют различные тематические парки, которые могут являться как государственными, так и частными учреждениями. Особенностью их является комплекс услуг, отвечающий определенной теме. К популярным тематическим паркам относятся культурно-исторические парки (связаны с одним или несколькими историко-культурными событиями), национальные парки (природная резервация, доступная для туристов), зоопарки, океанариумы и дельфинарии, аквапарки, аттрактивные парки (парки развлечений), аквапарки (основаны на аттрактивности водной стихии).

Итак, структурными компонентами досуговой деятельности являются культурно-художественные ценности, природно-ландшафтные комплексы, различные материально-технические средства, ее объекты (аудитория досуга) и субъекты. Субъекты досуга представляют собой как конкретных людей-организаторов мероприятий, так и учреждения и фирмы, которые объединяют население для совместной деятельности по удовлетворению его культурно-досуговых потребностей. Активное взаимодействии субъектов и объектов досуга, а также вовлечение в творческий процесс других компонентов досуговой деятельности приводит к ее успешному функционированию и дальнейшему развитию.

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте неодушевленные компоненты, сопровождающие культурно-досуговую деятельность людей.

2. Какие требования предъявляются к материально-техническим средствам, используемым в досуговой деятельности?

3. Назовите основные подходы к классификации коллективных организаторов досуга.

4. Как изменилось количество культурно-досуговых учреждений за последние пятнадцать лет?

5. Какие функции выполняют социально-культурные комплексы и центры досуга?

6. Что является ресурсной базой культурно-досуговых учреждений?

7. Какие парки называют аттрактивными?


Лекция 3


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.