Общие сведения и обзор литературы. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие сведения и обзор литературы.

2017-10-07 189
Общие сведения и обзор литературы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение. 3

1. Общие сведения и обзор литературы 14

1.1. Определение. 14

1.2. Из истории Церкви. 15

1.3. Построение проповеди в истории. 16

1.4. Из истории Руси. 17

1.5. «Руководство по Гомилетике». Архиепископ Аверкий (Таушев) 19

1.6. Учебник Кохтеева Н.Н. «Риторика». 20

1.7. «Гомилетика. Подготовка библейской проповеди». 21

1.8. «Гомилетика. Семь шагов к проповеди». 23

1.9. Выводы обзорной части. 25

2. Основные постулаты речи. 27

2.1. Информативность речи. 27

2.2. Упорядоченность, логичность речи. 31

2.3. Коммуникативные качества речи. Логичность. 32

2.4. Ловушки лексики. 33

2.5. Простота речи. 34

2.6. Фонетика или речь на уровне звука. 35

2.7. Речь – это человек в целом. 37

2.8. Виды передачи послания и наставлений в Церкви. 38


Введение

В первой части мы говорили об основах риторики и все же считаем, что будет не лишним их повторить. Также мы рассмотрим особенности связанные с подготовкой и произнесением библейской проповеди.

Важность изучения данного предмета обусловлена необходимостью упорядочить и усовершенствовать процесс подготовки проповедников и учителей для современной, русскоговорящей пятидесятнической аудитории.

Ценность изучения данного предмета заключается в том, что это практический предмет, он формирует навыки подготовки и произнесения проповедей и учений у пасторов и проповедников. Для использования в современных русскоязычных Церквях.

В христианских конфессиях, при обучении верующих используют различные методы.

От визуализированных (икон и статуй, фресок и живописи) до философских и мистических приемов, с помощью которых люди прикасаются к миру веры и религиозных переживаний. Даже музыку и песнопения в протестантской и евангельской среде пытаются использовать как «мантры» и «заклинания», уповая на их силу, влияющую на душу человека. В такой постановке вопроса необходимо отделить источник веры от русла.

Другими словами необходимо петь о том, во что веришь, а не верить в то, что поёшь.

В любом случае, предположим, что все действия служителей Церкви и ревностных членов церкви предпринимаются не из злого умысла, а по причине того, что желают более эффективного действия и совершенного христианства.

Но, что говорит Писание, и какими методами в современной реальности лучше воспользоваться для нашей плодотворности?

Апостол Павел, имея веру, выражал её речью для провозглашения Евангелия и наставления в вере христиан: «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим». [1]

Именно речь, слова и прописные формы передачи истины являются инструментами для выполнения задач, стоящих перед служителями, поставленными Богом в Церкви.

В наше время стало популярным высказывание: «проповедуйте Евангелие и, если необходимо, используйте слова». Оно возникло на почве лицемерия и притворства в современной Церкви, что привело к пренебрежительному отношению к искусству проповеди и учения.

Подпавшие под искушение, манипуляции эгоистов, лукавых, беспорядочных людей и тюремные парадигмы – христиане столкнулись с вызовом Иуды Искариота: «лучше раздать нищим, чем послужить Христу».

Особенно явно это выражено в безответственном тезисе: «слова – ничего не значат!»

Подобное отношение не могло положительно сказаться на процессе обучения проповедников и преподавателей Слова Божьего.

Просто накормив голодного, одев нагого и не научив их учению Христа, мы заботимся об их телах и при этом ввергаем их души в ад.

Без наставления в вере, но при самой обширной благотворительности, мы культивируем тщеславие у одних и паразитизм у других.

В безбожном мире без Божьего Слова люди обречены, идти в след своих плотских похотей и непотребств.

Бог оставил каждого человека на земле, нежелающего думать и говорить о Боге, с искаженным разумом и неправильным образом мышления[2]. Что будет выражено в эгоизме, материализме и тому подобному.

Если мы все-таки хотим следовать за Христом и верно исполнить Его Волю, то необходимо строго держаться Божьего Слова, указывающего, что даже в добрых поступках необходима рассудительность, а не только дела, признанные добрыми, как сказано: «то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность»[3].

Тем более, что «доброе» несколько относительное понятие. Если не сроить свои размышления на Библейских основаниях, то неизбежно «доброе» будет зависеть от культуры и доминирующих парадигм общества.

Таким образом, даже вера должна быть выражена разумно, божественно, как делом, так и словом.

Современной Церкви просто необходимо вернуться к серьезному отношению в вопросе подготовки служителей для овладения искусством проповеди.

Проповедники и учителя Церкви всегда используют устную форму в своей деятельности.

Бог именно «словом» совершал акт творения и устройства мира.

Посредством слов, как записанных, так и произнесенных, Моисей передал закон и заповеди.

Судьи, пророки и цари использовали слова в своем служении народу и Богу. Устную форму использовал в своем служении Христос и Его апостолы.

Именно «слово» является главным инструментом в арсенале служителей и современной Церкви. Собственно говоря: «Слово стало плотью».

Если несколько лет назад в большинстве Церквей Евангельского направления России (имеются в виду баптисты, пятидесятники и харизматические церкви) было достаточным для пасторов и других проповедников просто пересказать своими словами текст синодальной Библии, то сегодня уже не достаточно даже снабжать подобные проповеди философскими приемами и пересказом чужих проповедей и примеров.

Неспособность пасторов и проповедников подготовить и произнести проповедь независимо от постороннего влияния, частенько похоронит, даже самые яркие Божии откровения.

Доходит до того, что в отсутствии ясного подхода к овладению искусством проповеди, некоторые служители ищут помощи в светских приемах и методиках, а другие заняты поиском проповедей в Интернете.

Проповеди принимают форму презентации, доклада, шоу или «политинформации».

Богослужения начинают принимать формы мюзиклов и театральных действий, вечеринок или партсобраний.

Также существует и другая грань: когда проповедники пытаются выдать за вдохновение Божье все то, что выходит из их уст.

Есть даже такие примеры, когда можно с облегчением констатировать: «не смотря на все усилия проповедников, Церковь устояла».

Каждый пастор и каждый проповедник – должен уметь «вкусно» приготовить и правильно подать необходимое «слово» для Церкви, в которой Бог дал ему честь служить.

Совершенствовать святых на дело служения, которое Бог определил для Церкви во Христе.

Проповедь Слова Божьего является фундаментальной задачей Церкви, служители которой, должны владеть искусством проповеди и учения.

Это искусство, в отличие от светской риторики, не устанавливает посредством многообразных способов убеждения[4] аудитории владычества над людьми, но добивается целей, к которым направляет Дух Святой.

Подходить к процессу овладения искусством проповеди и учения необходимо очень серьезно. Не стоит думать, что если вы не владеете знанием хотя бы на обзорном уровне, текстов Библии и не систематизировали определенные догматы христианского богословия и вероучения, то вы все равно, без усилий, сможете приготовить и произнести хорошую евангельскую проповедь. Столь безответственное и легкомысленное отношение просто не допустимо. Особенно необходимо быть весьма осторожными, если вы еще не знакомы с законами герменевтики.

Наша рекомендация, для изучающих искусство проповеди и учения, заключается в том, чтобы не давать в руки «детям» то, что может причинить вред им или тем, кто их окружает. Как обоюдоострым мечём, при замахе, отрубают себе уши, как нечаянно стреляют в себя небрежно относящиеся к оружию, так и не владеющие здравым учением могут нанести вред себе и окружающим. Мы возьмем во внимание не всю сферу, связанную с подготовкой и произнесением речей, а сфокусируемся только на некоторых наиболее распространенных в христианской практике методах подготовки и произнесения проповедей и учения.

Нас интересует подготовка и произнесение проповедей продолжительностью от пяти до сорока пяти минут.

Также рассмотрим два наиболее удобных способа проведения учений в поместной Церкви. В диапазоне времени от 5 до 45 минут лежит большинство возможностей проповеди Слова Божьего используемых сегодня. Люди не посвящают богослужебной практике дни или месяцы. В основном это непродолжительные богослужебные собрания.

Возможно, эта традиция возникла из-за опасения обнаружения в период гонений. Возможно, из-за ограниченных ресурсов при аренде помещений для проведения богослужебных собраний. Возможно, из-за неспособности современных христиан и обывателей воспринимать окружающее вне «клипового» мышления.

Причины могут быть различны, но они не являются предметом нашего исследования.

Мы освещаем данный вопрос для того, чтобы снарядить современных служителей Церкви эффективными, практическими инструментами для служения в Церкви. Что является наиболее востребованной формой проповеди в современном христианском обществе.

Проповедь на служениях среди недели и в воскресение, на похоронной церемонии, на венчании, евангелизационном собрании, урок в библейской школе и детском служении, доклад на конференции и разговор с чиновником, «выступления в гостях» (т.е. в других церквях).

Также рассмотрим некоторые методы подготовки и систематизации учебных материалов в процессе обучения в русскоязычных христианских учебных заведениях.

Наша цель в упорядочении и применении известных методов и приемов гомилетики и риторики в богослужебной практике евангельских Церквей русскоговорящего мира.

 

В некотором смысле, данная работа будет универсальной и сможет быть применена и в иных случаях. В данную работу мы постараемся поместить достаточно материала, чтобы христианскому служителю было комфортно овладевать данным предметом в указанных рамках, не прибегая к поиску других источников. По той причине, что на русском языке не так много литературы по подготовке Библейских проповедей. Необходимо подчеркнуть, что значение культуры речи в жизни Церкви трудно переоценить. Мы верим каждому слову Библии и исповедуем истину открытую Христом о Духе Святом, Которого Бог даёт покаявшимся и крещенным во Имя Иисуса Христа.

Как написано: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш».[5]

Одно из проявлений Святого Духа является пророчество. Что воспринимается как прямое послание от Бога: «и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать».[6]

Проповедь – это форма изречения истины, подобная пророчеству в свете пятидесятнического богословия, где пророчество является прямым следствием сошествия Духа Святого.

С той разницей, что проповедник использует формы образования риторических приемов и построений речевых форм, благодаря которым люди способны слышать и воспринимать Божье Слово.

Пророк скорее использует навык, выработанный характером, при этом не исключая применения искусства проповеди.

В некотором смысле, проповедь не должна по силе воздействия отличаться от силы воздействия пророчества. Как пророчество призвано совершенствовать святых, так проповедь и учение призваны к тому же. По этой причине пророчество и проповедь в одинаковой степени должны быть библейски верными.

Пятидесятническое богословие, в отличие от прочих, делает ударение на вдохновении Духом Святым не только слушающих проповедь, но и проповедника. Мы должны отчетливо понимать, что Дух Святой не будет вдохновлять глупости и ереси.

Так как написано: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам».[7]

Исходя из этого, мы можем утверждать, что недопустимо относиться к подготовке и произнесению проповеди легкомысленно или опрометчиво. Будущее души, будет определено и тем, что на неё влияет.

От влияния Истины Божьей посредством русского слова будет добрый плод для русскоговорящих людей.

Как выразил апостол Павел: «но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». [8]

В отличие от того, что происходит с человеком, если на него попытаться влиять, применяя чуждые слова, определения и культурные ценности. Нам всегда небезразлично, что звучит от имени Бога, но особенно возрастает тревога за язык в периоды наибольшей общественной активности Церкви, когда в центре внимания оказываются пути развития националь­ной культуры, правосознания, культуры мысли и поведения человека, вопросы экономики и процветания. В наше неспокойное время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия в практике проповеди.

Приведем замечательные слова И. С. Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Однако безжалостно портим его, бездумно искажаем, уродуем и засоряем. Так что многие усилия, прилагаемые служителями Церкви, оказываются часто напрасными.

Как используя русский язык в проповеди и лекциях, достичь более весомых результатов?

Как избежать засорения, не прибегать к понятийным сленгам?

Научиться использовать несложные приемы построения проповеди и произнесения наставлений.

Об этом должен задуматься каждый, кто встал на путь служения в Христовой Церкви и, в частности, для русскоговорящей аудитории.

Что значит для человека родной язык?

Родной язык — это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всем ее многообразии.

Слова рождают в нашем воображении зримые картины: мы можем представить себе, как сверкают айсберги, дрейфуют льды Ледовитого океана, как в азиатской пустыне караван верблюдов спешит к оазису, как с шумом низвергаются на камни и разлетаются в брызги водопады Америки, как спят вековым сном в знойном мареве пирамиды и сфинксы Африки...

В словах, нам землянам, раскрывается огромный мир звездных пространств. Через язык современный человек воспринимает мудрость древних и обретает возможность обращаться к будущим поколениям. Слушающие проповедь Слова Божьего будут судить о Христе и Его учении по описаниям передаваемыми нами.

Как донести до людей дух и реалии Божьей истины? Каким должен быть язык, чтобы наши мысли были восприняты правильно и затронули сердца тех, кто придет в грядущую вечную жизнь через столетия?

В русском языке достаточно красок, чтобы живо изоб­разить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать самую сложную мысль. Однако умеем ли мы использовать в речи неисчерпаемые возможности родного языка? Всегда ли мы правильно пользуемся им?

Вряд ли среди русскоязычных проповедников найдется много таких, кто, не задумываясь, утвердительно ответит на эти вопросы. Даже если мы абсолютно грамотны и свободно выражаем свои мысли на правильном литературном языке, мы должны самокритично признать, что наша речь могла бы быть и ярче, и богаче, если бы мы обладали большим количеством методов истинно хорошего слога.

Ведь «говорить и писать правильно» и «говорить и писать хорошо» — совсем не одно и то же. К хорошей речи, кроме правильности, предъявляется множество других требований. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности. Всех не перечесть!

И чем больше мы осознаем возможности нашего языка, тем взыскательнее становимся к своей речи, тем острее ощу­щаем необходимость совершенствовать стиль, бороться за эффективность используемого русского языка. Тем глубже мы хотим изучить родной язык, чтобы познать его природу, проникнуть в его тайны.

Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Если вы прочувствовали и осознали справедливость этих слов, то заниматься риторикой и совершенствоваться в ней – это ваше призвание.

Данная работа адресована всем, кто стремится повысить свою речевую культуру, овладеть искусством публичного выступления, развить стилистическое чутье.

Мы будем учиться искусству хорошей речи, работа со словом заслуживает пристального внимания и является одним из основных инструментов в христианском служении.

Бог избрал Слово, как инструмент, для совершения великих дел, в том числе и дело спасения и совершенствования людей.

Библия утверждает: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их»[9].

Классические образцы использования выразительных возможностей русского языка помогут нам овладеть его богатствами, раскроют секреты хорошей речи. Однако основной задачей данной работы является само искусство проповеди и учения. Предоставление методики и схемы для подготовки и развития библейской проповеди, наиболее приемлемой в современных реалиях. Также мы предложим действия по наработке навыков проповеди. По той причине, что наша работа затрагивает вопросы, связанные с наукой, где существуют правила и определенные законы, она является научной.

Но также для использования в практической богослужебной практике, в публичной светской деятельности и даже в личных беседах на бытовом уровне, потребуется искусство применения, то данная работа является и частью искусства.

Таким образом, данная работа, является научной работой, по определенному искусству проповеди и учения.


Определение.

 

Гомилетика — наука о христианской церковной проповеди. Название науки происходит от греческого глагола oJmilevw, имевшего в классическую эпоху следующие значения: быть связанным (с кем-либо); быть хорошо знакомым (с кем-либо); собираться (в собрание). В новозаветную эпоху это слово стало обозначать: созывать на собрание, произносить речь в собрании.

Производное от этого глагола существительное oJmiliva, первоначально означавшее просто общение, стало обозначать беседу в собрании. Соответственно существительное oJmilhtikhv, являющееся непосредственным предшественником термина гомилетика, можно перевести, как умение общаться с людьми, умение вести беседу.

Гомилетика изучает исключительно внутренне церковную богослужебную проповедь (дидаскалию). Поэтому в гомилетической науке под проповедью принято понимать речь священнослужителя (или другого лица, получившего от церковной власти полномочия для ее произнесения), обращенную к богослужебному собранию.

Проповедь (в широком смысле) — это распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.

С этой точки зрения проповедью может быть названо распространение не только религиозных, но и любых иных взглядов.

Соответственно, под христианской проповедью в широком смысле следует понимать распространение христианами своей веры. [11]

Богословско-церковное красноречие – один из древних видов красноречия. Наиболее характерная его черта – морально-этическая назидательность. Законы красноречия имеют большое значение в деле церковного проповедничества. Церковная проповедь является неотъемлемой частью христианского богослужения.

Проповедь – публичная речь, произносимая, как правило, в церкви священнослужителем (адресантом) перед прихожанином (адресатом) по определенному поводу с целью оказания религиозно-мотивированного воздействия на адресата.[12]

 

Из истории Церкви.

 

До III века по Р.Х. в Церкви не существовало специальной гомилетической теории. Общераспространенным являлся взгляд на проповедь как на плод непосредственного вдохновения от Святого Духа.

В I-II веке в Церкви не было обычая выступать перед слушателями с заранее подготовленной проповедью.

К пересмотру такого взгляда на проповедь первым призвал Ориген, один из великих христианских учителей. Богослов и экзегет. Ориген оказал огромное влияние на развитие проповеди в третьем веке. Профессор Н. Барсов[13] считает, что главные гомилетические идеи этого времени принадлежат Оригену.

Он высказал мысль, что проповедь является не только плодом наития свыше, но и плодом личного творчества проповедника. Ориген призывал церковных учителей к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий (церковных бесед).

Такой взгляд на проповедь вскоре стал в Церкви общераспространенным, что создало основу для построения теории церковной проповеди, в значительной степени заимствовавшей принципы светского ораторского искусства. При этом в Церкви никогда не переставала существовать и всецело импровизированная проповедь. Поэтому, можно сказать, что к IV веку оформилось два основных подхода к построению проповеди.

 

Из истории Руси.

 

Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века. В 867 г. греческие проповедники, знавшие славянский язык, и, вероятно, посланные из Болгарии[14].

Заметим, что христианство пришло в русскую культуру, не через человека мыслящего по-русски, спасенного Христом, а через христиан, знакомых со славянским языком.

Мы также должны заметить, что и баптизм, и другие протестантские движения также вначале проповедовали евангелие на территории России просто используя знание языка, но мыслящие на своем родном языке.

Только пятидесятническое движение ХХ века на территории России было распространяемо людьми, размышляющими на русском языке.

На Руси гомилетической теории не существовало вплоть до XVII века. Первым отечественным курсом гомилетики принято считать сочинение архимандрита Иоанникия Галятовского «Наука, або способ зложеняказаня» (Наука, или способ составления проповеди). Это сочинение представляло собой приложение к двухтомному сборнику проповедей архимандрита Иоанникия («Ключ разумения»), увидевшему свет в Киеве в 1659-1660 годах.

«Наука» была написана под влиянием католических гомилетик и потому активно заимствовала не только их теоретические подходы, но и саму латинскую терминологию. Таким образом, эта книга представляет собой классическое руководство по схоластической гомилетике.

Попытку преодолеть всецело схоластический характер отечественной гомилетической теории и церковной проповеди предпринял в начале XVIII века архиепископ Феофан (Прокопович).

В противовес польско-латинскому влиянию он стремился использовать в своей проповеднической деятельности протестантский опыт.

Тем не менее, господство схоластических подходов сохранялось в отечественной гомилетической науке вплоть до середины XIX века.

Важную роль в преодолении схоластического метода сыграла книга профессора Я. К. Амфитеатрова «Чтения по церковной словесности, или гомилетика»[15], которая послужила основой для формирования самобытного отечественного стиля церковной проповеди. Вплоть до начала ХХ века она являлась основным учебным пособием по гомилетике на русском языке.[16]

1.5. Руководство по Гомилетике». Архиепископ Аверкий (Таушев).

 

В своем труде «Руководство по Гомилетике»архиепископ Аверкий (Таушев) замечает:«Св. Златоуст во все времена считался и считается поныне совершеннейшим образцом для всех проповедников. От него дошло до нас более 800 проповедей. В этих проповедях мы находим объяснение почти всего Нового Завета и многого из Ветхого Завета».

По содержанию проповеди Златоуста нравственно-практического характера – они имеют целью исправление грешника и утверждение его в добродетели. Началом и концом добродетели Златоуст считает любовь к Богу и ближним. В его проповедях чувствуется дух отеческой кротости: он говорит тоном просьбы и мольбы, утешает и ободряет.

Все его беседы, произносившиеся большей частью экспромтом, лишены всякой искусственности. Он часто напоминает слушателям сказанное и приглашает их самих припомнить, задает вопросы, решает недоумения. Поэтому его проповеди очень живы и убедительны, язык – необыкновенной простоты, ясности, доступности для понимания.

Как толкователь Священного Писания, Иоанн Златоуст был далек от крайностей, как грубого буквализма, так и произвольного аллегоризма.

Будучи воспитанником Антиохийской Школы толкования, он разъясняет, во-первых, буквальный историко-грамматический смысл, а затем указывает и высший таинственный смысл.

Беседы его делятся обычно на три отдела: вступление, изъяснение и нравственное приложение. Содержание вступлений довольно разнообразное. В них проповедник то указывает повод к беседе, то призывает слушателей ко вниманию, то изображает высоту и важность Слова Божия.

Во второй части объясняет грамматически и логически сам текст Священного Писания, показывая, почему такое, а не другое слово стоит в данном месте, принимает во внимание контекст речи, делает замечания исторические, хронологические и другие.

В третьей части предлагаются нравственные уроки применительно к состоянию слушателей. Проповедь у Златоуста является главным средством воспитания «пасомых». Поэтому она имеет самое тесное отношение к жизни слушателей. Он пользуется всеми обстоятельствами их жизни, чтобы призвать их к покаянию и направить на путь добродетели. Он заботится о тех, кого пасет, буквально, как отец о своих детях: для исправления упорных обращается к содействию благочестивых членов своей паствы, увещевая их заботиться о спасении ближних».[17]

 

Учебник «Гомилетика. Подготовка библейской проповеди».

 

Также мы рассмотрим учебное пособие принятое за основу при изучении подготовки проповеди в Московском Теологическом институте Российской Церкви Христиан Веры Евангельской. «Гомилетика. Подготовка библейской проповеди».[19]

В данном учебнике предлагается достаточно глубокий и всесторонний подход к изучению темы. Это весьма объемный материал, снабженный по всем правилам и иллюстрациями, и таблицами. Последовательно помещены и материал, и практические задания, и контрольные вопросы.

Нет сомнений в том, что составители, проявив христианскую ревность и любовь, постарались исчерпывающе снабдить учебник максимальным количеством информации. Вероятнее всего, учитывая недоступность для русскоязычных проповедников обширных материалов имеющихся на других языках.

Основной принцип, предлагаемый в данной книге, исходит из прагматических особенностей американской культуры. Что, возможно, является самым эффективным приемом в англоговорящей среде.

Этот принцип назван: «проблема – решение».

Необходимо определить проблему и направить на её решение. Что, по нашему мнению, также является способом манипуляции.

Все искусство проповедника можно заключить в том, чтобы эффективно определить и описать проблему, а как из неё выйти – это удачно подобранные отрывки из Библии.

Подобная постановка оказала определенное влияние на образ мышления в церковной жизни. Что применительно к русскоговорящей аудитории обнаруживает изрядную индифферентность. Взгляды на «проблему» у людей, находящихся в русскоязычной культуре, и у людей, принадлежащих к западной культуре, очень различны.

К примеру, взять употребление понятия «проблема», в русской культуре. Это слово «проблема», применялось достаточно редко или вовсе не упоминалось.

Только с началом 1991 года, в период «ПЕРЕСТРОЙКИ» и падения «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»,русскоговорящие люди, вместо слов «беда», «неприятность», «лихо», «напасть», «горе», «несчастье» и так далее, стали употреблять, только обобщающий все вышеперечисленные значения термин – «проблема».

Что в свою очередь является непреодолимой, форс-мажорной ситуацией или, наоборот, не является неразрешимой задачей для русского человека. И во всех случаях не заставляет русскомыслящего человека искать посторонней помощи.

В результате люди не проявляют интереса к проповеди Слова, чаще равнодушны, безучастны, безразличны.

В результате евангельская воскресная и евангелизационная проповедь в русскоговорящем обществе становится неэффективной, не оказывающей влияния и воздействия на людей.

Проповедники, не вступающие в контакт с русским восприятием мира, не могут повлиять на него.

Проповедь не вызывающая интереса к тому, что проповедуется – это достаточно печально.

Основной эффект в деле спасения и приглашения людей последовать за Христом в современном русскоязычном обществе дают личные разговоры, передачи на личном (бытовом) уровне рядовых членов Церкви, а не «профессиональных» проповедников.

Более того, книга в формате А4, объемом более двухсот десяти страниц, не располагает к эффективному обучению. В условиях именно русскоязычных христиан,

На наш взгляд, наиболее подходящим методом подготовки проповедников на русском языке являются аудиторные занятия.

 

1.8. Начальный курс: «Гомилетика. Семь шагов к проповеди». [20]

 

Также один из немногих русскоязычных учебников по подготовке проповеди, тоже достаточно объемен. Скрупулезно и систематично вводит студента в мир подготовки проповеди[21].

В данном случае, по мнению автора, больший упор делается на подготовку через герменевтику, экзегетику и исследование большого разнообразия материала. От русской классики, до выпусков новостей.

 

Что в итоге будет использовано в проповеди для того:

1. … чтобы достичь ума современного человека, который мыслит образами. Образование современного человека заставляет его думать образно, особенно, под влиянием кино, театра, телевидения и видео.

2. … чтобы осветить истину христианской веры. Новый Завет употребляет религиозный символизм – крест, крещение, преломление хлеба.

3. … чтобы сделать впечатление истины более стойким.

4. …для разъяснения.

5. … делать истину ясной и понятной.

6. … подтверждать мысли проповедника.

7. … доказывать свои аргументы.

8. … привлекать внимание слушателей.

9. … чтобы разбудить ответные чувства у слушателей.

 

 

По большей части, этот материал мало чем отличается от учебника по гомилетике, рассмотренного выше. С разницей в том, что фокус делается не на проблеме, а на формулировке вопроса. Что, в какой-то мере, похоже одно на другое, но не столь драматично.

Однако вопрос – это некая форма выражения непонимания, а иногда и протеста, вызова или сомнения.

Выводы обзорной части

Заметим еще раз, что христианство пришло в русскую культуру не через мыслящего по-русски человека, спасенного Христом, а через христиан знакомых с языком. Мы также должны заметить, что на территории России, не только православная Церковь, но и баптизм и другие протестантские движения, кроме пятидесятников, также вначале проповедовали евангелие, просто используя знание русского языка, но мыслящими на своих языках.

Возможно, это является причиной того, что такое христианство обросло различного рода языческими атрибутами.

Русскому человеку просто необходимо привязать новые истины, пусть даже Божественного происхождения, к известному словесно-понятийному образу, для того чтобы принять их.

Так известные языческие персонажи приобрели христиански облик. Перун стал Ильей, Хляби небесные стали раем, Бес стал Сатаной, Сварог стал Творцом, Род отождествлялся с Отцом и так далее.

Современные харизматические проповедники сильно не отличаются от древних проповедников. Так критерием Божьего благословения стали материальные измерения: финансовое процветание, мегасобрания и так далее. Тогда как у русского человека всегда главным был другой критерий, проиллюстрировать который можно поговоркой: «В тесноте, да не в обиде».

Только пятидесятническое движение было распространяемо людьми, умеющими размышлять на русском языке.

А что, если культура и образ мышления не заинтересованы в вопросах и ответах? Или попросту отсутствует основание для вопросов?

В итоге возникает вопрос: «Проповедник – это человек, отвечающий на вопросы?»

Или все же проповедник – это провозглашающий Божье Слово?

На наш взгляд, проповедник – это больше пророк, чем мастер задавать вопросы. Это отображено в словах апостола Павла:

«проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».[22]

Считаем важным заметить и то, что умение задавать вопросы также важно, как и умение отвечать на них.

В русскоговорящем обществе, конечно, есть место вопросам, и они обильно используются. Но современность такова, что хоть на дворе XXI век, огромное количество людей ничего не знают ни о Боге, ни о Его Слове.

Богословских вопросов почти не возникает. Богословские диспуты с целью созидания Церкви ушли в прошлое. В Церквях приходится проповедовать многим служителям на голом основании. Где одна ясно выраженная мысль может восприниматься как Божье откровение, пророчество с притязанием на обязательность к вере. Даже если она ничего общего не имеет с истиной Библии. Что недопустимо для нас.

Очевидно, что общество, культура, язык и речь не стоят на месте, но активно меняются в соответствии со временем. Так и Божие истины, должны быть выражены в каждом поколении эффективными инструментами для данного поколения.

По этой причине нам необходимо обратить пристальное внимание на речь и речевую среду, в которой мы осуществляем своё служение. С глубоким посвящением Богу и желанием наиболее эффективно исполнить своё служение, не упуская интеллектуальную и богословскую честность, следуя всем правилам науки и прилагая все старание, умение и таланты.

На наш взгляд, наиболее совершенный подход к подготовке проповедников заключён в аудиторных, личных занятиях.

Основные постулаты речи.

По той причине, что учение и проповеди – это, прежде всего, речевая форма донесения послания, то в первую очередь мы рассмотрим некоторые постулаты речи.

И только после этого приступим к рассмотрению способов проповеди и учения в христианском служении, применяя речь, как инструмент.

Информативность речи.

 

Всякая речь имеет определенное содержание, так как нет слов, лишенных значения. Однако информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют.

Например, если вы спешите в магазин, чтобы купить молоко, вас не оставит равнодушным сообщение: «Молока еще не привезли».

Но вряд ли кого в этой ситуации заинтересует такое высказывание:«Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? — Нет!».

Подобное пустословие, естественно, может вызвать лишь раздраже­ние, так как никакой информации не несет.

Навязчивое объяснение всем известных истин лишает речь ее глав­ного назначения — быть средством общения, передавать нужную информацию.

Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.