Б1.В.ОД.2.2 Теория государства и права право — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Б1.В.ОД.2.2 Теория государства и права право

2017-10-11 1688
Б1.В.ОД.2.2 Теория государства и права право 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.2.2 Теория государства и права право

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: История и Право

 

Степень выпускника бакалавр

 

Форма обучения заочная

 

Составитель:

К.и.н,, доцент кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин

_________________ А.А. Чирков

 

 

Бийск 2016


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (от 09.02. 2016 г. № 91) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (История и право) утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина» (от 15.03.2016, протокол № 11/1).

 

Номер семестра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
1 и 2 108/3             экзамен

 

Программа обсуждена на заседании кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от «31» августа 2016 г.

Заведующий кафедрой _____________________ Д.С. Орлов

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Рабочая программа по курсу «Теория государства и права» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки Российской Федерации по общественным дисциплинам.

Задачами курса «Теория государства и права» является обучение основам государства и права как основополагающей дисциплины в курсе «Юриспруденции» привитие студентам навыков практической работы по специальности, связанных с правильным применением норм права к отдельным случаям, возникающим в реальной жизни.

Целью курса является овладение основами знаний по теории государства и права, познание закономерностей их развития, знакомство с выработанными наукой понятийным аппаратом, теоретическим обоснованием, закрепленных в законе норм права, правилами их толкования и применения.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Профессиональный цикл. Вариативная часть.

Для изучения дисциплины студент должен знать основные теоретические понятия теории и истории государства и права из школьного курса обществознания, способен логически верно строить устную и письменную речь, способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. Теория государства и права является базовой дисциплиной для изучения других юридических дисциплин. Поэтому знания, умения и навыки, приобретённые при изучении дисциплины необходимы для изучения юридических дисциплин.

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

- знает основной круг законодательных актов; способен к общению в юридической среде (ПКд-10);

- знает содержание основных научных направлений в изучаемой дисциплине (ПКд-11).

 

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

основной круг законодательных актов;

содержание основных научных направлений в изучаемой дисциплине;

уметь:

анализировать правоотношения и найти их место в системе нормативного регулирования;

способен участвовать в нормотворчестве;

владеть:

навыками идентификации в области правоприменения;

навыками правореализации;

способен понять содержание юридического документа, способен подготовить юридический документ

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Уст. сессия      
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции (Л)          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС): - решение задач; - контрольные задания; - тестовые задания.                    
Вид промежуточной аттестации (экзамен) (указывается вид промежуточной аттестации) экзамен        
Общая трудоемкость час 108/3        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов (модулей) дисциплины

№ п/п Наименование раздела (модуля) дисциплины Содержание
  Методологические основы теории государства и права Предмет теории государства и права: его особенности, закономерности возникновения и развития. Теория государства и права в системе наук, изучающих государство и право, ее назначение, основные функции. Методология теории государства и права. Принципы и методы научного познания государства и права. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука и как учебная дисциплина. Органическая связь теории государства и теории права. Значение теории государства и права для юридической практики и формирование современного юриста.
  Понятие права. Форма права. Понятие права. Право как система правил поведения, как мера справедливости и как мера свободы личности. Основные направления исследования права. Сущность права. Содержание права. Объективное и субъективное в праве. Принципы права. Социальное назначение и функции права. Социальная ценность права. Нормативные и ненормативные регуляторы. Понятие социальных норм. Виды социальных норм. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Понятие внутренней и внешней форм права. Понятие системы и структуры права. Отрасли и подотрасли права. Правовой институт. Основания деления права на отрасли. Система права и система законодательства. Система права и правовая система: характер соотношения. Понятие источника права в широком и узком смыслах. Источники и формы права: характер соотношения.
  Механизм правового регулирования. Правотворчество. Правовое воздействие и правовое регулирование как способы социального управления. Нормативное и индивидуальное регулирование. Стадии правового регулирования. Предмет правового регулирования. Типы, методы и способы правового регулирования. Механизм правового регулирования и его основные элементы. Общая характеристика правотворческого процесса. Понятие, стадии и виды правотворчества. Принципы процесса правотворчества. Юридическая техника и ее значение для правотворчества. Язык правовых актов. Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правотворчество и правообразование: общее и особенное. Объективное и субъективное в правотворчестве.
  Норма права. Правоотношение. Реализация права. Понятие нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Содержание правовых норм. Правовые нормы и индивидуальные предписания. Юридико-технические нормы, их роль и место в правовом регулировании. Виды норм права. Норма права и статья нормативно-правового акта. Правовые отношения как разновидность общественных отношений: понятие и место в механизме правового регулирования. Состав правоотношения: понятие, виды. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность как правовые качества участников общественных отношений. Объект правоотношений: понятие, основные разновидности. Содержание правоотношения: материальный и юридический аспекты. Понятие и структура субъективного права. Правопритязание. Юридическая обязанность: понятие, разновидности. Виды правоотношений. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений: понятие, виды. Фактический состав. Понятие, место и значение реализации права в правовом регулировании общественных отношений. Основные формы реализации права. Субъекты правореализации. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права: понятие, классификация. Требования к правоприменительным актам: содержательные, формальные, процессуальные. Толкование права: понятие, способы, виды. Субъекты толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права, аналогия закона и условия их использования в различных отраслях права.  
  Правомерное поведение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Право и поведение. Правомерное поведение: понятие и виды. Понятие правонарушения. Юридический состав правонарушения. Виды правонарушений. Понятие юридической ответственности. Ограничение юридической ответственности от иных мер государственного принуждения. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
               
1. Гражданское право + + + + +        
2. Трудовое право + + + + +        
3. Административное право + + + + +        
4. Гражданское процессуальное право + + + + +        
5. Уголовное право + + + + +        

 

6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ учебным планом не предусмотрен

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрены

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. N 1559-I // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (заключена в Риме 4 апреля 1950 г.) вместе с «Протоколом №1» (подписан в г. Париже 20 марта 1052 г.), «Протоколом №4» «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 марта 1963 г), «Протоколом №7» (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984г) // СПС «Консультант Плюс»

3. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // СПС «Консультант Плюс»

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // РГ. 2005. 12 янв.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

11. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате /утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. №4462-1 (ред. от 2 октября 2007 г.) // СПС «Консультант Плюс»

12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880

13. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

17. Закон Российской федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 (в ред. от 01.01 2008г.) «Об образовании» // СПС «Консультант Плюс»

18. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

19. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

24. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432 "Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния" // СЗ РФ. 1999. N 17. Ст. 2149.

б) дополнительная литература

29. Анисимова Т.В. Договор доверительного управления ценными бумагами // Юрист, № 12.

2001.

30. Артабаева Л.С. К вопросу о составе предприятия // Юрист, № 8. 2001.

31. Артабаева Л.С., Семенов А.А. К вопросу государственной регистрации сделок с недвижи

мостью // Юрист, № 12, 2001.

32. Адамчук Н.Г., Мальковская М.А. Проблемы и пути государственного регулирования процессов слияния и конвергенции на финансовых рынках // Страховое право, 2002, № 1.

36. Ильин Д.И. Законодательство о недвижимости: Проблемы содержания употребляемых понятий // Журнал российского права. 2005. N 8. С. 144 – 152.

37. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. - М.: Юристъ, 1997.-544с.

38. Щербаков Н. Свойство или вещь // ЭЖ-Юрист. 2005. № 17.

в) программное обеспечение:

_____________________________________________________________________;

_____________________________________________________________________;

_____________________________________________________________________;

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»_____________________

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(указывается рекомендуемое материально-техническое обеспечение дисциплины)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Практическое занятие 1.

Форма проведения: семинар

Форма проведения: семинар

Форма проведения: семинар

Тема: «Понятие права»

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие права.
  2. Основные направления исследования права (юридический позитивизм, теория естественного права, социологическая юриспруденция, историческая и психологическая школы права).
  3. Новейшие направления правопонимания в правовой науке.
  4. Сущность права: методологические подходы.
  5. Содержание права: его волевой, интеллектуальный и нравственный аспекты.
  6. Объективное и субъективное в праве.

Задачи:

  1. В 1935 году в фашистской Германии был принят закон «О любви к фюреру». Есть ли основания признать данный закон правовым?
  2. Назовите условия, при которых обеспечивается стабильность принимаемых правовых актов.

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

  1. Назовите ценности, которые, по Вашему мнению, составляют содержание права. (А – Г)
  2. Римские юристы утверждали: «Закон говорит всем одним языком». Объясните смысл этого высказывания. Какой принцип права в нём провозглашается и как он понимается в современном праве?(Д – Ж)
  3. Богиня Фемида изображается с повязкой на глазах, в весами и мечом в руках. Какие признаки права это символизирует? Раскройте их.(З – К)
  4. Сторонники теории естественного права утверждают: «Не всякий закон является правовым». Что это означает? Приведите примеры. (Л – О)
  5. Тит Ливий утверждал: «Законы глухи и неумолимы, поэтому удобнее для слабого, чем сильного». Как Вы понимаете эти слова римского историка? Какие признаки права он считает «удобными» для бедных и слабых?(П – Т)
  6. Президент США К. Кулидж заметил: «Один человек плюс закон – это уже большинство». Как Вы понимаете это высказывание? Какие качества права и закона в нём выражены?(У – Ч)
  7. Римский юрист Папиниан утверждал: «Право – это общее обещание государства». Раскройте это определение. Какие признаки права в нём отражены?(Ц – Щ)
  8. Римские юристы утверждали» «Законы устанавливаются для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые бывают редко». Какой важнейший признак права имеется в виду в этом высказывании? Раскройте его.(Э-Я)

Практическое занятие 4. (2 часа)

Форма проведения: семинар

Тема: «Принципы права»

Вопросы для обсуждения:

  1. Принципы права: понятие и классификация.
  2. Социальное назначение и функции права.
  3. Социальная ценность права.
  4. Право как явление цивилизации и культуры.

Задачи:

  1. Институт присяжных в Российской федерации в 1993 году был первоначально введён в порядке эксперимента в 9 из 89 субъектов Федерации. Гражданин Збруев, обвинённый в соврешении убийства и живущий в субъекте Федерации, где суд присяжных не был создан, обратился с жалобой в Конституционный суд Российской Федерации о нарушении принципа равноправия, закреплённого в Конституции. Каким, по вашему мнению, может быть ответ суда?
  2. Гражданин США Л. Джонс, находясь в г. N – ске, обратился в городскую прокуратуру с жалобой. С него при размещении в гостинице и при посещении городского музея была взята, как с иностранца, более высокая плата по тарифам услуг, чем с аналогичных клиентов, но граждан России. По мнению гр-на Джонса этим была нарушена норма Конституции РФ, провозглашающая принцип равноправия.

Что, по Вашему мнению, прокуратура ответит данному заявителю?

Практическое занятие 5. (4 часа)

Форма проведения: семинар

Форма проведения: семинар

Тема: «Норма права»

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие нормы права.

2. Общий характер правовых норм.

3. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция.

4. Содержание правовых норм.

5. Правовые нормы и индивидуальные предписания.

6. Юридико-технические нормы, их роль и место в правовом регулировании.

7. Виды норм права.

8. Норма права и статья нормативно-правового акта.

Письменные задания (выполняются в тетрадях; вариант задания определяется начальной буквой фамилии студента):

1. В Таможенном кодексе Российской Федерации установлено, что «государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач, в том числе путём создания надлежащих условий для этого» (ч.2 ст.13). Оцените эффективность данной нормы права по максимально возможному числу критериев. (А – Е)

2. Определите структуру следующей нормы права: «По достижении пенсионного возраста гражданин имеет право на получение пенсии, если это право не возникло раньше при наличии необходимого трудового стажа либо в иных предусмотренных законом случаях» (Ё – К)

3. «Потребитель – это физическое лицо, приобретающее товары и услуги для личных, бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли либо имеющее намерение на такое приобретение», - говорится в преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Охарактеризуйте структуру данной правовой нормы. (Л – П)

4. В п.5 ст.7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» говорится:» Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя». Определите структуру данной нормы права. (Р – Х)

5. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.224 УК РФ «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет». (Ч – Я)

 

Практическое занятие 5

Тема: «Итоговое занятие»

Вопросы:

Тема «Система права»

 

12. Что из нижеперечисленного является правовым институтом:

2. защита прав потребителей;

3. банковское право;

4. уголовный процесс;

5. экологическое право;

6. право частной собственности;

7. государственная служба:

8. увольнение работников;

9. право владения;

10. право на труд.

13.Определите, к каким отраслям права относятся следующие институты права:

1. авторское право а – гражданское право

2. охрана труда б – экологическое право

3. административное взыскание в – трудовое право

4. Производство в кассационной инстанции г – административное право

5. Обязательственное право д- процессуальное право

14.какие из перечисленных договоров можно отнести к нормативным:

1.Договор между администрацией предприятия, профсоюзом и коллективом работников данного предприятия;

2.соглашение о сотрудничестве между правительством Свердловской области и администрацией Республики Саха-Якутия;

3.Договор купли-продажи кондитерской фабрики;

4. Договор найма жилого помещения;

5. Соглашение о намерениях между банками «А» и «Б».

15.Совокупность всех действующих в данном государстве юридических норм называется:

1. субъективным правом;

2. системой права;

3. правовой системой;

4. объективным правом.

16.Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность называются:

1. принципами права;

2. признаками права;

3. функциями права;

4. ценностями права.

Тема «Источники права»

17.Выделите законы и подзаконные акты:

1.Указ Президента Республики Саха -Якутия;

2.Конституция РФ;

3.Постановление Правительства РФ.

18. Какой из указанных нормативных актов обладает в России высшей юридической силой:

1.Закон Республики Бурятия;

2.Приказ ректора университета;

3.Постановление Правительства РФ;

4.Указ Президента Татарстана.

19.какой из нормативных актов обладает высшей юридической силой на территории Республики Татарстан:

1Распоряжение мэра Казани;

2.Закон Республики Татарстан;

3.Указ Президента РФ;

4Решение администрации Казани.

20.Расположите нормативные правовые акты по степени их юридической силы:

1.Постановление Правительства РФ;

2Закон РФ;

3.Инструкция Минздрава и социального развития РФ;

4.Указ Президента РФ.

21Выделите формы права:

1Правовой обычай;

2.Нормативный правовой акт;

3.Экономический базис общества;

4.Юридический прецедент.

Тема «Норма права»

22. Назовите элемент юридической нормы, который указывает на условия, при которых данная норма вступает в действие:

1.Гипотеза;

2.Диспозиция;

3. Санкция;

4.Презумпция.

23. Назовите элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения:

1Санкция;

2.Превенция;

3.Диспозиция;

4.Гипотеза.

24. Выделите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.331 ГК РФ: Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечёт недействительность соглашения о неустойке».

25. Выделите признаки нормы права:

1. охраняется от нарушений принудительной силой государства;

2.справедлива;

3. выражена в форме закона или подзаконного нормативного акта;

4. обеспечивает равенство всех перед законом и судом;

5. неперсонифицированность;

6.системность.

26. Укажите структуру нормы права:

1. если…,то…, иначе….;

2. запрещено всё, что не разрешено;

3. гипотеза, диспозиция, санкция.

27. Основные элементы структуры юридической нормы- это:

1.гипотеза, преюдиция, санкция;

2. гипотеза, диспозиция, санкция;

3. преамбула, диспозиция, санкция;

4. фикция, диспозиция, санкция.

 

28. Виды гипотез правовых норм:

1. простые;

2. относительно-определённые;

3. альтернативные;

4. запрещающие;

5. сложные.

29. Виды санкций правовых норм:

1. управомочивающие;

2. абсолютно-определённые;

3. альтернативные;

4. относительно-определённые.

30.Виды диспозиций правовых норм:

1. обязывающие;

2. штрафные;

3. запрещающие;

4.абстрактные.

31. Элемент правовой нормы, в котором предусмотрены определённые нежелательные для субъекта последствия материального, физического, психического характера, называется:

1. санкцией;

2.гипотезой;

3. диспозицией;

4. преамбулой;

5. наказанием.

Тема «Реализация права»

32. Найти соответствие:

 

1.Соблюдение права А.Активная форма реализации права
2.Использование права Б.Пассивная форма реализации права
3.Исполнение права В.Форма активного и творческого обеспечения субъектом своих законных интересов

 

33. Выделите формы реализации права:

1. консолидация;

2.соблюдение;

3. кодификация;

4. использование;

5. правотворчество;

6. исполнение.

34.Особой формой реализации права является:

1. исполнение права;

2. правотворчество;

3.применение права;

4. злоупотребление правом.

35.Субъекты правоприменения:

1.граждане,иностранцы, лица без гражданства;

2.суд;

3. прокуратура;

4.военкомат;

5. администрация предприятия.

36. На какой стадии правоприменения его субъекты обращаются к теории доказательств:

1. на стадии правовой квалификации;

2. на стадии исследования фактических обстоятельств дела;

3. на стадии толкования норм права;

4. на стадии вынесения решения компетентным органом или должностным лицом.

37.Основные признаки правоприменения:

1. особый (властный) субъект;

2. это деятельность по созданию правовых норм;

3. деятельность по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4. осуществляется в определённых процедурных формах;

5. результаты оформляются индивидуальным правовым актом.

38. Выделите существенное отличие актов применения права от нормативно-правовых актов:

1. обладают высшей юридической силой;

2. содержат государственно-властное веление, направленное на индивидуальное регулирование общественными отношениями;

3. могут быть однократного действия и длящегося действия;

4. содержат нормы первичного, исходного характера.

39. Правоприменительные акты могут быть:

1. основными и вспомогательными;

2.законодательными;

3. правоохранительными и исполнительными;

4. коллегиальными и единоличными;

5.императивными и диспозитивными.

40. Аналогия права – это:

1. совокупность мыслительных операций, совершаемых субъектом в целях уяснения смысла правовых норм;

2. решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал – смысла законодательства;

3. решение конкретного дела при наличии пробела на основании исходной, наиболее близкой по содержанию нормы;

4. форма реализации права, при которой субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права.

41. Режим законности диктует следующее требование к использованию аналогии (права или закона):

1. использование аналогии допустимо только в случае отсутствия или неполноты правовых норм;

2. решение дела по аналогии предполагает обращение к законодательству, целям и принципам права, а только потом поиск соответствующей нормы в актах соответствующей отрасли;

3. решение по аналогии недопустимо в уголовном праве.

Тема «Систематизация права»

42. Наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путём подготовки и принятия нового акта называется:

1. инкорпорация;

2. кодификация;

3. правотворчество;

4. консолидация;

5. норматизация.

43. В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нём. С помощью множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определённой тематике.

Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?

1. инкорпорация;

2. кодификация;

3. правотворчество;

4. консолидация;

5. норматизация.

44. Деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение законодательства, - это:

1. систематизация законодательства;

2. система законодательства;

3. правовая система;

4. система права.

45. Отношение к систематизации нормативных правовых актов имеет:

1. учёт правовых норм;

2. соблюдение юридических норм;

3. санкционирование юридических действий;

4. правовая доктрина.

46. Разновидностью систематизации нормативных правовых актов, при которой они объединяются по хронологическому и)или) предметному критериям в разного рода сборники и собрания, является:

1. легитимация;

2. кодификация;

3. инкорпорация;

4. легализация.

Тема «Правоотношения»

47. Основания возникновения правоотношений:

1. норма права;

2. дееспособность лица;

3. гражданство;

4. имущественное положение лица;

5. юридические факты;

6. правоспособность лица.

48. К каким видам юридических фактов (события или действия) относятся:

1. Разрушение дома Иванова в г. Иваново при урагане;

2. Хулиганское поведение Широкова в метро;

3. Получение высшего образования Петровой;

4. достижение пенсионного возраста Жигаловым;

5. Переход Макашовой на зелёный свет светофора.

49. Красин родился в 1920 г. и умер в 1998 г. С 8 лет пошёл в школу, в 18 лет – в армию. Остальное время трудился. В какой период Красин обладал правоспособностью?

50. На кого из указанных лиц распространяется закон о воинской обязанности:

1)Борисов – пенсионер;

2) Сучков – учащийся 7 класса;

3) Грецов – находящийся на учебных военных сборах;

4) Осипов – инвалид I группы;

5) Будрайтис – советник по культуре Латвии.

51. Порождают (изменяют, прекращаю) отношения между субъектами на основе предписаний правовых норм:

1. праводееспособность;

2. цель правоотношения;

3. объект правоотношения;

4.юридические факты.

 

52. Объём правосубъектности индивидуальных субъектов правоотношений в настоящее время зависит:

1. от возраста;

2.от состояния душевного здоровья:

3. постоянного места жительства;

4. имущественного положения.

53. Правоотношения, в которых поимённо определены все участники (носители субъективного права и носители юридической обязанности), называются:

1. конкретными;

2.абсолютными;

3. относительными;

4. регулятивными.

54. Церковь, региональные общины, конфессии относятся к следующему виду субъектов права:

1. к юридическим лицам;

2. к физическим лицам;

3. церковь не является субъектом права;

4. к субъектам федерации.

55. Одновременно правоспособность и дееспособность возникает:

1. у юридических лиц;

2. у физических лиц;

3. у юридических и физических лиц;

4. ни у одного субъекта.

51. Деликтоспособность – это:

1. способность быть носителем юридических прав и обязанностей;

2. способность своими действиями приобретать права и нести обязанности;

3. способность нести юридическую ответственность;

4. способность быть субъектом правоотношений.

52. Смерть человека по правовым последствиям относится к:

1. правоизменяющим юридическим фактам;

2. правопрекращающим юридическим фактам;

3. правоизменяющим, правопрекращающим, правообразующим юридическим фактам;

4. только к правообразующим юридическим фактам.

53. Отношения собственности относятся:

1. к относительным правоотношениям;

2. к абсолютным правоотношениям;

3. к общерегулятивным правоотношениям;

4. могут относиться и к относительным, и к абсолютным,и к общерегулятивным правоотношениям.

54. Дееспособность гражданина:

1. никогда не может быть ограничена;

2. может быть ограничена в судебном порядке;

3. может быть ограничена, но только с согласия гражданина;

4. может быть ограничена по решению местных органов власти.

55. Юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права, - это:

1. поджог, повлекший гибель чужого имущества;

2. состояние в браке;

3. наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества;

4. заключение договора купли-продажи.

 

56. Участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, - это:

1,субъекты права;

2. субъекты правонарушения;

3.субъекты правоотношения;

4. субъекты РФ.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.2.2 Теория государства и права право

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: История и Право

 

Степень выпускника бакалавр

 

Форма обучения заочная

 

Составитель:

К.и.н,, доцент кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин

_________________ А.А. Чирков

 

 

Бийск 2016


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (от 09.02. 2016 г. № 91) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (История и право) утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина» (от 15.03.2016, протокол № 11/1).

 

Номер семестра Учеб

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.311 с.