Характер отношений между клиентом и специалистом по соц. работе. Основные принципы в работе с клиентом. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Характер отношений между клиентом и специалистом по соц. работе. Основные принципы в работе с клиентом.

2017-10-11 1252
Характер отношений между клиентом и специалистом по соц. работе. Основные принципы в работе с клиентом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальной работе как профессиональной деятельности присущи специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом по социальной работе и клиентом.

По характеру взаимодействия выделяют три модели взаимодействия: субъект-субъектную, субъект-объектную, объект-субъектную. В субъект-субъектной модели специалист и клиент в равной мере признаются в качестве субъектов социального процесса, возможности осуществления выбора и реализации своего «Я». В субъект-объектной модели специалист выступает субъектом, носителем целей и программы действий, а клиенту отводится пассивная роль объекта, который должен обладать тем, что ему предлагают. Клиент полностью избавляется от необходимости предпринимать самостоятельные усилия и нести какую-либо ответственность. В объект-субъектной модели в качестве субъекта выступает клиент, специалисту отводится пассивная роль. Устойчивые изменения достигаются в том случае, если в процессе взаимодействия отношения между специалистом и клиентами из субъектно-объектного типа преобразуются в субъект-субъектные.

В процессе социальной работы используются в основном субъект — субъектные отношения, причем помощь ориентирована прежде всего на активизацию потенциала самозащиты индивида или группы или носит лишь вспомогательный характер.

Основная цель взаимодействия социального работника и клиента — оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

— увеличение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

— создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;

— адаптация или реадаптация людей в обществе.

Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Так, например, к первой группе относятся вопросы о характере проблемы клиента (потеря работы, развод, инвалидность и т.п.), с одной стороны, и об особенностях клиента, с другой.

Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.

Взаимодействие формируется с учетом следующих основных принципов: 1) каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать; 2) каждый человек имеет право на самореализацию; 3) приверженность принципам социальной справедливости; 4) использование ЗУНов социального работника для оказания помощи людям, для разрешения конфликтов между личностью и социальным окружением; 5) социальные работники оказывают помощь всем обратившимся независимо от их пола, возраста, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания и др.; 6) уважение основных прав индивидов и групп; 7) соблюдение принципов личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственности использования информации в своей работе.

 

Социальная история клиента

Глубокое исследование и описание условий жизни клиента, его настоящего и прошлого, обычно включаемое в его личную и медицинскую карты. Содержит сведения о семье клиента, о его ближайшем окружении, социальной активности и самочувствии. Эти материалы могут быть получены как на основе документальных данных, так и в результате прямого наблюдения за клиентом. Социальная история клиента обычно является основой для оценки и планирования дальнейшей работы с ним.

Примерная схема социальной истории включает в себя следующие элементы:

1. Личность (объективные данные): 1)имя адрес, место проживания, место рождения, брачный статус, кем он направлен (или пришел добровольно); 2)семья: близкие родственники (имена, даты рождения, места проживания). Возможности семьи в оказании помощи клиенту; 3)образование (выяснить отношение к образованию); 4)трудовая деятельность: места работы, время и причины ухода с той или иной работы. Потребность в трудовой деятельности; 5)специфические факторы, имеющиеся у клиента: физ.и умственное здоровье, их состояние в настоящий момент; 6)окружающая среда: отношения вне семьи и значимые факторы в более широком смысле (работа).

2.Проблема: 1)причина обращения за помощью 2)начало проблемы, попытки справиться с проблемой и что заставило обратиться за помощью 3)способность трудиться, состоять в браке, выполнять родительские функции 4)нынешняя стадия физ.,умств.и психологического социального развития 5)наличие общечеловеческих потребностей, как он их удовлетворяет (в пище, одежде, желании познакомиться) 6)потребность клиента, связанная с просьбой об услуге, как семья реагирует на проблему, как она может помочь клиенту.

3.Поддержка в оказании помощи: 1)что ожидает клиент в результате оказания помощи. Каковы его планы относительно услуг. Какова его мотивация в получении услуг. Каковы его внутренние ресурсы для достижения желаемых перемен 2)какова обстановка в окружении клиента, которая может или помочь или помешать справиться с проблемой 3)выяснить факторы, влияющие на мотивацию клиента, его способности и возможности. Способности клиента в 3-х аспектах: 1).способность поддерживать отношения с социальным работником 2).способность решать проблему 3).способность решать проблему исходя из физического и умственного развития, состояния. Возможности зависят от того: 1)осталось ли у клиента достаточно энергии, чтобы решать свои проблемы после тех усилий, которые он затрачивает на выполнение обязательств перед его семьей и окружением;2)есть ли у него в наличии необходимые ресурсы, которые можно использовать для решения проблемы.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.