Божие Провидение: утверждение дела творения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Божие Провидение: утверждение дела творения

2021-06-30 24
Божие Провидение: утверждение дела творения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В сегодняшней катехизической беседе мы продолжаем тему Провидения Божия.

Бог призвал из небытия к бытию все, что стало существовать вне Его. Но на этом творческое деяние Бога не заканчивается. Все то, что возникло из небытия, предоставленное самому себе, вернулось бы в небытие, если бы Творец не поддерживал его существования. В действительности Бог, сотворивший Вселенную, продолжает дело творения, поддерживая ее существование. Это поддержание существующего есть продолжающееся творение (conservatio est continua creatio).

2. Мы можем сказать, что Божие Провидение, понимаемое в самом широком смысле, проявляется именно в этом conservatio (сохранении) - в поддержании существования всего того, что произошло из небытия. В этом смысле Провидение есть как бы непрерывное и постоянное подтверждение дела творения во всем его богатстве и разнообразии. Провидение означает непрерывное и постоянное присутствие Бога как Творца во всем, что Им сотворено: присутствие, непрерывно способствующее творению, непрерывно проникающее как бы в самые глубины всего существующего и тем самым выступающее как первопричина всякого бытия и движения. В этом присутствии Бога выражается все та же предвечная воля к творению и поддержанию всего созданного - воля абсолютно независимая, посредством которой Бог, согласно свойственной Ему, то есть высшей, природе Блага (bonum diffusivum sui), продолжает, как и в первом акте творения, отстаивать бытие перед небытием, жизнь перед «тьмой» (ср.: Ин 1, 4-5), наконец - истину, благо и красоту всего, что существует. В тайне Провидения непрестанно и необратимо продолжается это первоначальное: «и увидел Бог, что это хорошо... хорошо весьма» (Быт 1, 25. 31), то есть основное и незыблемое утверждение дела творения.

3. Это основополагающее утверждение не может быть опровергнуто никаким злом, которое неизбежно присутствует в каждом элементе вселенной и которое, как известно, играет свою роль в истории мира, и особенно в судьбах человечества, в печальном контрасте с этим первоначальным: «и увидел Бог, что это хорошо... хорошо весьма». Божие Провидение означает, что в предвечном замысле Бога, в Его творческом намерении, то зло, которого вначале не было, однажды совершенное человеком и допущенное Богом, в конце концов подчинится благу - «все содействует ко благу», как говорит апостол (ср.: Рим 8, 28). Но к этой проблеме нужно будет обратиться особо.

4. Истина о Божием Провидении заключена во всей совокупности Откровения. Можно сказать, что, подобно истине о творении, она пронизывает все Откровение. Так же как истина о творении, она является главной и отправной точкой во всем, что Бог «многократно и многообразно» благоволил сообщить людям «в пророках, а в последние дни в Сыне» (ср.: Евр 1, 1). А значит, эту истину надлежит распознавать и там, где о ней говорится прямо, и в тех текстах, где о ней Священное Писание свидетельствует косвенно.

5. Как основную истину веры, Церковь с самого начала включала истину о Божием Провидении в свое повседневное вероучение, хотя впервые только I Ватиканский Собор высказался на тему о Божием Провидении в рамках торжественной догматической Конституции De fide catholica, в контексте истины о творении. Там сказано следующее: «Все, что сотворил, Бог своим Провидением сохраняет и направляет, «распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу» (Прем 8, 1). «Все обнажено и открыто перед очами Его» (ср.: Евр 4, 13), так же и то, что произойдет по свободному почину творений» (Denz. 1784 [3003]).

6. Весь этот текст, как видим, весьма лаконичный, был продиктован особой потребностью времени (XIX в.). Участники Собора, высказываясь таким образом, стремились прежде всего подтвердить постоянное учение Церкви о Провидении, то есть неизменное доктринальное Предание, связанное со всей совокупностью библейских свидетельств, на что указывают цитаты из Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в тексте Конституции. Подтверждая это постоянное учение христианской веры, участники Собора стремились противодействовать тогдашним заблуждениям материализма и деизма. Как известно, материализм вообще отрицает существование Бога, а деизм, хотя и допускает существование Бога и творение Им мира, однако утверждает, что Бог совершенно не занимается делами тварного мира. Можно, следовательно, сказать, что именно деизм является той доктриной, которая прямо направлена против истины о Божием Провидении.

7. Отрыв дела творения от Провидения Божия, характерный для деизма, и тем более полное отрицание Бога, присущее материализму, открывают путь материалистическому детерминизму, принципы которого распространяются на человека и на его исторические судьбы. Теоретический материализм преобразуется в исторический материализм. В таком контексте истина о существовании Бога, и особенно о Божием Провидении, является основным и в то же время безусловным гарантом сохранения человека и его свободы в мире. В Священном Писании эта мысль выражена уже в Ветхом Завете, когда Псалмопевец именно в Боге видит прочный и несокрушимый оплот: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс 18 [17], 2-3). Бог - непоколебимая основа, на которой человек строит все свое бытие: «Ты держишь жребий мой» (Пс 16 [15], 5).

Можно сказать, что Божие Провидение как свободное утверждение со стороны Бога всего созданного, и особенно превосходства человека над всем тварным миром, является основной гарантией независимости человека от окружающего его мира. Разумеется, речь идет не о том, чтобы отклонить тот детерминизм, который присущ законам природы, но о том, чтобы исключить детерминизм материалистический, который все человеческое существование низводит до «царства необходимости», практически уничтожая «царство свободы», предназначенное человеку самим Творцом. Бог и Его Провидение всегда остаются конечной опорой «царства свободы».

8. Итак, вера в Божие Провидение тесно связана с основными представлениями об экзистенции человека, о смысле человеческой жизни на земле. Человек, безусловно, совершенно иначе воспринимает свою земную жизнь, если обладает уверенностью, что им управляют не предначертания слепой судьбы (фатума), но Кто-то, Кто для него одновременно и Творец, и Отец. Вера в Провидение, выраженная в первых словах Апостольского Символа - «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца», - освобождает представление о человеческом существовании от разного рода фатализма.

9. Следуя традициям постоянного учения Церкви, и особенно доктринальным постановлениям I Ватиканского Собора, также и II Ватиканский Собор в целом ряде своих документов обращается к истине о Божием Провидении. Как следует из текста соборных документов, Бог - это Тот, Кто заботится «как Отец о всех» (ср.: РН 24), и особенно о «роде человеческом» (БО 3). Проявлением этой заботы является также «Божественный закон, вечный, объективный и универсальный, которым Бог, в Своем замысле премудрости и любви, распоряжается, руководит и управляет всем миром и путями человеческого общества» (PC 3). «Человек... существует потому, что он сотворен Богом по любви и всегда храним любовью, и он полностью живет по истине только тогда, когда свободно признаёт эту любовь и предает себя своему Творцу» (РН 19).

(7. 05. 1986)


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.