Божие Провидение и существование зла и страдания в мире — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Божие Провидение и существование зла и страдания в мире

2021-06-30 26
Божие Провидение и существование зла и страдания в мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сегодня мы вновь обратимся к словам из первого Послания св. апостола Петра, которые мы процитировали в конце предыдущей беседы.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас... О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1 Петр 1, 3-4. 6-7).

На основании этих слов можно заключить, что откровенная истина о «предназначении» тварного мира, и прежде всего человека, - предназначении во Христе (praedestinatio in Christo) - составляет главную и самую необходимую основу для размышлений о взаимосвязи, возникающей между Божием Провидением и присутствием зла в мире, и особенно страдания, в столь разных его проявлениях.

2. Следует сразу отметить, что существование зла и страдания представляет собой главное затруднение при восприятии истины о Божием Провидении. В некоторых случаях эта трудность восприятия принимает радикальный характер, когда Бога прямо обвиняют в существовании зла и страдания в мире, и это обвинение порой приводит людей к отрицанию самой истины о Боге и Его существовании (то есть к атеизму). В менее радикальной форме, однако не менее глубокой, это затруднение выражается в проникнутых скептицизмом вопросах, с которыми человек обращается к Богу. Сомнения, вопросы или даже явный протест возникают потому, что трудно примирить между собой Божие Провидение - эту отеческую заботу о тварном мире - и существование зла и страдания, которое при разных обстоятельствах испытывают люди.

Необходимо отметить, что эта реальность зла и страдания в мире во всей полноте отражена на страницах Священного Писания. Можно даже сказать, что Библия, помимо всего прочего, - это и великая книга о страдании. Таким образом, страдание всецело включено в контекст всего того, что Бог пожелал открыть человечеству «многократно и многообразно... в пророках, а в последние дни... в Сыне» (ср.: Евр 1, 1); оно входит в контекст самооткровения Бога, а также в контекст Евангелия, то есть Благой Вести о спасении. Отсюда следует, что есть только один метод - уместный и адекватный - в поисках ответа на вопрос о том, почему в мире существуют зло и страдание: искать этот ответ в контексте откровения, данного нам в Слове Божием.

3. Проявления зла и страдания сами но себе многообразны. Общепринято различать зло в физическом понимании и зло нравственное. Нравственное зло отличается от физического прежде всего тем, что оно включает в себя понятие вины, что оно зависит от свободной воли человека. Это зло имеет духовную природу. Физическое зло отличается от нравственного еще и тем, что оно не зависит непосредственно от воли человека, хотя это не означает, что человек не может быть его причиной или прямым виновником. Существует множество проявлений физического зла, вызванного человеком по неведению или неосторожности, а иногда и по причине пренебрежения надлежащими действиями или даже в силу действий неправильных, вредных. Но кроме того, в мире существует множество случаев физического зла, которые происходят независимо от действий человека. Достаточно вспомнить хотя бы разного рода несчастные случаи или стихийные бедствия, а также различные виды телесных недугов - соматических и психических заболеваний, в которых человек неповинен.

4. Страдание связано с тем, что человек испытывает на себе проявление этих различных и многообразных видов зла. В известной мере страданию подвержены также животные как существа, наделенные способностью испытывать чувства, но только у человека оно принимает свойственные ему духовные формы. Можно сказать, что человек страдает внутренне, сознавая, что он переживает страдание, всем своим существом, в меру своих способностей действовать и реагировать, воспринимать и отвергать те или иные ощущения. И перед лицом таких мучительных испытаний, и особенно не оправданного ничем страдания, человек задается этими трудными, глубокими и порой драматичными вопросами, в которых подчас звучит обвинение, иногда - вызов, а нередко и отказ от Бога и Его Провидения. Эти вопросы и проблемы можно выразить следующим образом: как примирить зло и страдание с исполненной любви отеческой заботливостью Бога, о которой говорит Христос в Евангелии? Как примирить зло и страдание с трансцендентной Премудростью и всемогуществом Творца? И еще более диалектический вопрос: можем ли мы перед лицом всего того зла, что существует в мире, и особенно перед лицом невинно страдающих, можем ли мы сказать, что Бог не желает зла? А если желает, то как можем мы верить, что Бог есть Любовь? Да еще Любовь всемогущая?

5. Задаваясь этими вопросами, мы - как и Иов - осознаем, насколько трудно дать на них ответ. Мы со смирением и упованием ищем ответ не в нас самих, но в Слове Божием. Уже в Ветхом Завете мы находим проникновенное и знаменательное утверждение: «Премудрости не превозмогает злоба. Она [премудрость] быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу» (Прем 7, 30-8, 1). Перед лицом многообразных проявлений зла и страдания в мире уже Ветхий Завет дает нам свидетельство преобладающей роли Премудрости и благости Божией, верховенства Провидения Божия. Может быть, наиболее полно это проявилось в Книге Иова, целиком посвященной теме зла и страдания, иногда проявляющихся в виде ужасных испытаний, из которых праведник выходит победителем благодаря приобретенной ценой страданий уверенности в том, что Бог - сама Благость. Осознание ограниченности и тленности тварных вещей - эта мысль достаточно четко прослеживается в Книге Иова - приводит к выводу, что отдельные проявления физического «зла» (то есть отсутствие или недостаточность блага) обусловлены самой структурой тварных существ, которые по природе своей случайны и преходящи, а значит, подвержены разрушению. Кроме того, мы знаем, что материальные создания находятся в тесной взаимозависимости, о чем античная пословица гласит: «смерть одного есть жизнь другого» (corruptio unius est generatio alterius). Таким образом, в какой-то мере и смерть служит жизни. Это касается и человека, поскольку он является существом животным и вместе с тем духовным, смертным и бессмертным. Но знаменательны с этой точки зрения слова св. апостола Павла, открывающие перед нами еще более широкие горизонты: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор 4, 26). И далее: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (там же, 4, 17).

6. Итак, когда Священное Писание уверяет нас: «Премудрости не превозмогает злоба» (Прем 7, 30), более прочным становится наше убеждение в том, что, согласно провиденциальному замыслу Творца о мире, зло, в конечном счете, подчинено благу. В контексте единой истины о Божием Провидении легче установить различие между утверждением «Бог не желает зла как такового» и утверждением «Бог попускает зло». Что касается первого утверждения, стоит еще раз процитировать слова из Книги Премудрости Соломона: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал все для бытия» (Прем 1, 13-14). Что же касается попущения зла в физическом мире - например, то, что материальные существа (в том числе и человеческое тело) тленны и подвержены смерти, - необходимо сказать, что это относится к самой внутренней структуре этих существ. Трудно было бы вообразить - при нынешнем состоянии материального мира - не ограниченное ничем существование каждого индивидуального телесного существа. Поэтому становится понятным, что «Бог, - как утверждает Книга Премудрости Соломона, - не сотворил смерти», но Он все же ее попускает, исходя из совокупного блага материального мира, насколько это осуществимо в его пределах. Вполне понятно, что это благо носит относительный характер, как и само материальное бытие является бытием относительным, случайным, существующим в необязательном порядке - в противоположность бытию обязальному, то есть безусловному (абсолюту).

7. Что же касается нравственного зла, то есть греха и вины в их разных проявлениях и с различными последствиями (также и в физическом плане), то такого зла Бог решительно и безоговорочно не желает. Нравственное зло полностью противоречит воле Бога. И если в истории человечества и мира это зло действительно присутствует - а иногда кажется, что оно преобладает, - если у него в каком-то смысле есть своя история, то со стороны Провидения Божия оно было попущено потому, что Бог хочет, чтобы тварный мир был свободным. Существование тварной свободы (а значит, и существование человека, и существование чистых духов - таких как ангелы, о которых мы поговорим позже) необходимо для той полноты сотворенного мира, которая отвечает предвечному замыслу Бога (об этом мы уже говорили в одной из предыдущих катехизических бесед). Исходя из той полноты блага, которую Бог желает воплотить в творении, гораздо более важным является существование свободных существ, нежели то, что эти существа могут использовать свою свободу против Творца, то есть что эта свобода повлечет за собой нравственное зло. В этом смысле христианское вероучение полагает, что Бог попускает существование нравственного зла.

Воистину величествен тот свет, который нисходит на нас через наш разум и Откровение, когда мы погружаемся в тайну Провидения Божия, не желающего зла, однако попускающего его существование во имя высшего блага. Но источником совершенного света может быть только всепобеждающий крест Христов. Этому кресту мы и посвятим нашу следующую катехизическую беседу.

(4. 06. 1986)

7. БОЖИЕ ПРОВИДЕНИЕ: ПОБЕДА НАД ЗЛОМ,
ОДЕРЖАННАЯ ХРИСТОМ ИСКУПИТЕЛЕМ

1. В предыдущей катехизической беседе мы искали ответ на вопрос о Божием Провидении, который волновал человека во все времена, когда он сталкивался с реальностью зла и страдания в мире. Под этим углом зрения Слово Божие нас постоянно просвещает, говоря, что «Премудрости [Божией] не превозмогает злоба» (Прем 7, 30) и что Бог не желает зла, но попускает его существование в мире во имя высших целей. Сегодня мы хотим обратиться к Иисусу Христу, Который в Своей пасхальной тайне с исчерпывающей полнотой отвечает на этот мучительный для человека вопрос.

Задумаемся прежде всего над тем, что св. апостол Павел провозглашает распятого Христа как «Божию силу и Божию премудрость» (ср.: Кор 1, 24), в которой заключено спасение для верующих. Это, без сомнения, удивительная сила, поскольку она проявляется в немощи и унижении - в страдании и смерти на кресте. Это также удивительная премудрость, неведомая миру вне Откровения Божия. Согласно предвечному замыслу Бога и Его провиденциальным действиям в истории человечества, всякое зло, и в особенности нравственное зло, то есть грех, оказывается подчиненным благу искупления и спасения именно через крест и воскресение Христа. Можно сказать, что в Нем Бог извлекает благо из зла. В известной мере Он извлекает благо из того зла, которое заключено в грехе и которым было страдание Агнца Непорочного и Его страшная смерть на кресте как жертва за грехи мира. В тексте Литургии прямо говорится: felix culpa - блаженная вина (ср.: Литургия Пасхальной Всенощной, Exsultet).

2. Итак, на вопрос о том, как примирить существование зла и страдания в мире с истиной о Божием Провидении, мы не можем дать определенный ответ, не обратившись ко Христу. Ибо, с одной стороны, Христос, Воплотившееся Слово, подтверждает Своей жизнью в бедности, унижении и трудах, и особенно Своим страданием и смертью, что Бог пребывает с каждым человеком в его скорби, что Он сам как бы принимает на Себя эти многообразные страдания, присущие земному существованию человека. В то же время Иисус Христос возглашает, что это страдание несет в себе искупительное и спасительное значение и силу: именно в нем приуготовано то «наследство нетленное», о котором говорит св. апостол Петр в своем Первом Послании: «Наследство, хранящееся на небесах для нас» (ср.: 1 Петр, 1, 4). Таким образом, через «силу и премудрость» креста Христова, истина о Провидении обретает свой конечный эсхатологический смысл. Окончательный ответ на вопрос о зле и страдании в земной жизни человека дает нам Божие Откровение в перспективе praedestinatio in Christo (предназначения во Христе), в перспективе призвания человека к жизни вечной, к соучастию в сокровенной жизни самого Бога. Именно этот ответ принес в мир Иисус Христос и до конца подтвердил его своим крестом и воскресением из мертвых.

3. Таким образом, все, а также зло и страдание в тварном мире, и особенно в истории человечества, подчинено этой неизреченной Премудрости, о которой вдохновенно пишет св. апостол Павел: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11, 33). Это и есть, во всей своей спасительной полноте, та Премудрость, которую «не превозмогает злоба».(ср.: Прем 7, 30). Эта Премудрость исполнена любви, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3, 16).

4. Именно об этой Премудрости, исполненной любви и сочувствия к страдающему человеку, говорят Послания Апостолов, помогающие опечаленным верующим распознать пути благодати Божией. Так, например, св. апостол Петр пишет, обращаясь к первому поколению христиан: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений». И добавляет: «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр 1, 6-7). Эта последняя фраза отсылает нас к Ветхому Завету, в частности к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в которой мы читаем: «Ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения» (2, 5). Затрагивая ту же тему, св. апостол Петр пишет далее в своем Послании: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр 4, 13).

5. В том же ключе высказывается св. апостол Иаков, когда призывает верующих с радостью и терпением переносить всевозможные испытания: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие» (Иак 1, 2-4). Наконец, св. апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря о том, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне», имеет в виду прежде всего «стенания» тех, кто имеет «начаток Духа» и ожидает окончательного усыновления, то есть «искупления тела нашего» (ср.: 8, 22-23). Он, однако, добавляет: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8, 28) и далее: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим 8, 35). В конце же он пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8, 38-39).

Помимо отцовства Бога, которое явлено через Божие Провидение, возникает также мотив Божественной педагогики: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?.. [Бог наказывает] для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр 12, 7. 10).

6. Итак, страдание, если смотреть на него глазами веры, хотя и представляется еще наиболее мрачной стороной земной судьбы человека, в то же время приоткрывает тайну Провидения Божия, уходящую своими истоками к откровению Христа, в особенности к Его кресту и воскресению из мертвых. Может, конечно, так случиться, что на вопрос о зле и страдании в сотворенном Богом мире человек не находит немедленного ответа, особенно если у него нет живой веры в пасхальную тайну Иисуса Христа. Истинный смысл страдания, выпадающего на долю каждого человека в этой жизни, открывается постепенно, с помощью веры, укрепляемой молитвой. Это открытие становится возможным благодаря словам Божественного Откровения, «слову о кресте» Иисуса Христа (ср.: 1 Кор 1, 18), который есть «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор 1, 24). В Конституции II Ватиканского Собора говорится: «Через Христа и во Христе освещается загадка [aenigma] страданий и смерти, которая так нас гнетет вне Его Евангелия» (РН 22). Постигая через веру эту силу и эту «премудрость», мы оказываемся на спасительных путях Провидения Божия. И подтверждается тогда значение слов Псалмопевца: «Господь - Пастырь мой... Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс 23 [22], 1. 4). Таким образом, Божие Провидение означает, что Бог всегда рядом с человеком на его жизненном пути.

7. Итак, истину о Провидении, которая по сути своей тесно связана с тайной творения, необходимо постигать в контексте всего Откровения, всего Символа Веры. В истину о Провидении органично входит откровение о предназначении человека и мира во Христе (praedestinatio in Christo), откровение о всей совокупности домостроительства спасения и его осуществлении в истории человечества. Истина о Божием Провидении тесно связана также с истиной о Царстве Божием, и поэтому ключевое значение имеют слова Христа, сказанные Им в непосредственной связи с учением о Провидении: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф б, 33; Лк 12, 31). Истина о Божием Провидении, то есть о трансцендентной власти Бога над сотворенным миром, становится понятной в свете истины о Царстве Божием, о том Царстве, которое Бог предвечно замыслил осуществить в тварном мире, основываясь на предназначении во Христе, «рожденном прежде всякой твари» (Кол 1, 15).

(11. 06. 1986)

8. БОЖИЕ ПРОВИДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (В СВЕТЕ ДОКУМЕНТОВ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА)

1. Истина о Божием Провидении соединяет в себе многие другие истины, содержащиеся в утверждении: «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли». В силу богатого содержания этой истины и ее неизменной актуальности она глубоко вошла в учительство II Ватиканского Собора, в документах которого эта истина подробно изложена. Во многих из них мы находим неоднократные обращения к этой истине веры. Особое место ей уделено в Конституции «Радость и надежда». Стоит обратить на это внимание в контексте всего того, что уже было сказано о Божием Провидении в наших предыдущих катехизических беседах.

2. Как известно, Конституция «Радость и надежда» посвящена такой теме, как положение Церкви в современном мире. Но уже из первых разделов Конституции становится очевидным, что обсуждение этой темы на основе учения Церкви требует и обращения к откровенной истине об отношении Бога к миру, то есть тем самым к истине о Божием Провидении.

Поскольку мы читаем в Конституции: «Итак, Собор имеет в виду мир, состоящий из людей... мир, как верят христиане, сотворенный и хранимый любовью Творца, впавший в порабощение греху, но по сокрушении власти лукавого Христом распятым и воскресшим освобожденный, дабы быть преображенным согласно Божию замыслу и достигнуть своего свершения» (РН 2).

В этом отрывке говорится - по крайней мере, косвенно - о Провидении как о предвечном замысле Бога по отношению к тварным существам, как о воплощении этого замысла в истории человечества, а также как о спасительной и эсхатологической целесообразности мира, особенно человеческого мира, вытекающей из «предназначения во Христе», в котором средоточие и основа всех вещей. Тем самым Конституция «Радость и надежда» обращается вновь, используя другие формулировки, к догматическому утверждению, выработанному на I Ватиканском Соборе: «Все, что сотворил, Бог Своим Провидением сохраняет и направляет, 'распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу' (Прем 8, 1). 'Все обнажено и открыто перед очами Его' (ср.: Евр 4, 13), так же и то, что произойдет по свободному почину творений» (Denz. 1784 [3003]). Собственно уже в самом начале Конституции «Радость и надежда» вырисовывается эта столь близкая современному человеку проблема, тесно связанная с интересующей нас темой: как согласуются «возрастание» Царства Божия и развитие (эволюция) мира. Теперь напомним в общих чертах все то, что сказано в Конституции на эту тему, делая главный упор на ее основные положения.

3. В видимом мире главным действующим лицом исторического и культурного развития является человек. Созданный по образу и подобию Божию и поддерживаемый Богом в своем существовании, для того чтобы он «владычествовал» над другими созданиями, человек в известной мере сам для себя является «провидением». «Верующим ясно, что человеческая деятельность, как индивидуальная, так и коллективная, то есть то великое усилие, с которым люди в течение веков стремились улучшать условия своей жизни, рассматриваемая в самой себе, отвечает Божественному замыслу. Ибо человек, сотворенный по образу Божию, получил заповедь, подчинив себе землю и все, что в ней, управлять миром в праведности и святости и, признавая Бога Творцом всего, относить себя и совокупность всего к Богу, дабы с подчинением всего человеку имя Божие было дивно по всей земле» (РН 34).

В одной из предыдущих глав этого же документа утверждается: «Действительно, человек не ошибается, когда сознает себя превышающим свои телесные свойства и видит себя не только частицей природы или анонимной составной частью человеческого общества. Своим внутренним миром он превосходит весь материальный мир, к этим глубинам он возвращается, когда обращается к сердцу своему, где ожидает его Бог, испытующий сердца, и где он пред взором Божиим решает свою участь» (там же, 14).

4. Развитие мира, направленное на установление экономического и культурного порядка, наиболее полно отвечающего всем насущным потребностям человека, относится к числу тех заданий, которые определяются призванием человека господствовать над миром. Поэтому как достижения и завоевания научной и технической цивилизации, так и успехи гуманитарной культуры и «мудрый опыт» всех веков входят в орбиту «Провидения», в котором принимает участие человек, чтобы воплощать Божественный замысел в земном мире. В свете этого Конституция II Ватиканского Собора отмечает и признает ценность и функциональную значимость культуры и труда в современную эпоху. В Конституции «Радость и надежда» дана картина по существу новой культурной и общественной ситуации, в которой находится человечество, при этом особо выделены ее отличительные черты и возможности дальнейшего развития, ошеломляющие темпы которого вызывают изумление и внушают надежду (ср.: РН 53-54). Конституция отдает должное восхитительным достижениям человека, относя их к сфере Божественного замысла и повеления Бога и связывая с Евангелием всеобщего братства, возвещаемого Иисусом Христом: «Когда человек своими руками или при помощи техники возделывает землю, чтобы она принесла плод и стала пригодной для жизни на ней всей человеческой семьи, и когда он сознательно принимает участие в жизни социальных групп, он осуществляет явленный в начале времен замысел Божий об обладании землей и об усовершенствовании творения и улучшает сам себя; и в то же время он повинуется великой заповеди Христа усердно служить братьям своим» (РН 57; ср.: там же, 63).

5. Однако Конституция II Ватиканского Собора не обходит молчанием большие проблемы, связанные с развитием современного человека, в масштабах как отдельной личности, так и всего общества. Было бы заблуждением считать, что их можно игнорировать, равно как было бы ошибочным рассматривать их ненадлежащим образом или слишком поверхностно, пребывая в абсурдном убеждении, что нет необходимости в каком-либо соотнесении этих проблем с Провидением или Божией волей. В Конституции сказано: «В наши дни род человеческий, восхищающийся своими открытиями и своей силой, все же часто тревожно вопрошает себя о теперешней эволюции мира, о месте и назначении человека во вселенной, о смысле своих личных и общественных стремлений и, наконец, о конечной цели мира и человека» (РН 3). И далее поясняется: «Как бывает при любом кризисе роста, эта трансформация несет с собой немалые затруднения. Хотя человек так широко распространяет свое могущество, он все же не всегда в состоянии заставить его служить себе. Пытаясь проникнуть все более в самое сокровенное своего существа, он часто оказывается все более неуверенным в себе самом. Раскрывая все яснее законы социальной жизни, он колеблется в недоумении, какое придать ей направление» (там же, 4).

В Конституции четко сказано о «противоречиях и нарушениях равновесия», являющихся результатом «быстрой эволюции, происходящей часто беспорядочно», в социально-экономической области, в обычаях и культуре, а также в мышлении и сознании человека, в семье, в общественных отношениях, в отношениях между группами людей, сообществами и нациями; эволюции, ведущей к «взаимному недоверию и вражде, конфликтам и бедствиям, причиной и в то же время жертвой которых является сам человек» (ср.: там же, 8-9). И наконец, Конституция подходит к самой сути проблемы, утверждая: «Действительно, нарушение равновесия, от которого страдает современный мир, связано с другим, более глубоким, нарушением равновесия, коренящемся в сердце человека» (там же, 10).

6. Утверждение, что «владычество над миром», приписываемое человеком самому себе, является абсолютным и решительным и что его можно осуществлять вне всякой связи с Божием Провидением, не имеет под собой никаких оснований в той ситуации, в какой оказался человек в современном мире. Убеждение, что можно построить свою собственную жизнь и превратить мир в царство всеобщего счастья, полагаясь только на собственные силы, является пустой и опасной иллюзией. Современный человек поддался этому искушению, забыв о том, что индустриальная и постиндустриальная цивилизация также зависит от законов природы (ср.: там же, 26-27). Однако человек легко поддается ослеплению, убежденный в своей самодостаточности по мере постепенного «подчинения» себе сил природы, что ведет к забвению Бога или же к стремлению занять Его место. Подобные умонастроения некоторых общественных кругов провоцируют ученых на биологические, генетические и психологические манипуляции, которые, если не руководствоваться при этом критериями нравственного закона (то есть если не стремиться к осуществлению Царства Божия), могут привести к установлению господства человека над человеком и повлечь за собой трагические и непоправимые последствия. Конституция II Ватиканского Собора, признавая величие и в то же время ограниченность человека в справедливой автономности земных ценностей (ср.: там же, 36), напоминает ему истину о Божием Провидении, идущем навстречу человеку, предлагая ему поддержку и помощь. В таком союзе с Богом Отцом, Творцом и Провидением, человек может всегда находить опору для своего спасения.

(18. 06. 1986)


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.