Творение: Откровение славы Божией — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Творение: Откровение славы Божией

2021-06-30 28
Творение: Откровение славы Божией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Истина веры о творении мира из ничто (ex nihilo), над которой мы размышляли в предыдущих беседах, подводит нас к осознанию самых глубин тайны Бога - Творца «неба и земли». Как следует из слов Апостольского Символа Веры: «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца...», творение приписывается прежде всего Отцу. Но по существу оно является делом Трех Лиц - Троицы, что было неявно выражено еще в Ветхом Завете и полностью явлено в Новом Завете, прежде всего благодаря текстам св. Иоанна и св. Павла.

2. В свете этих апостольских текстов мы можем утверждать, что творение мира находит свой прообраз в предвечном рождении Слова как Сына, единосущного Отцу. А свой главный источник дело творения мира обретает в любви, которая есть Святой Дух. Эта Любовь-Ипостась, единосущная Отцу и Сыну, и составляет вместе с Отцом и Сыном источник сотворения мира из небытия, то есть источник одаривания бытием всех тварных существ. В этом бескорыстном даре находит свою долю все многообразное и неисчислимое множество существовании - «видимых и невидимых», все то, что на языке космологии называется «макрокосмосом» и «микрокосмосом».

3. Истина веры о творении мира ведет нас, как видим, к глубинам тринитарной тайны Бога, открывая вместе с тем то, что на языке Библии называется «Славой Божией» (Kabod lahwe, doxa tou Theou). Слава Божия пребывает прежде всего в Нем Самом, это «внутренняя» слава, как бы заполняющая саму неизмеримую глубину и вместе с тем олицетворяющая бесконечное совершенство Единого Божества в Троице Ипостасей. Это бесконечное совершенство, будучи совершенной полнотой Бытия и Святости, в то же время является полнотой Истины и Любви во взаимном созерцании и преданности (то есть в единении) Отца, Сына и Святого Духа.

В акте творения эта внутренняя слава Бога, проистекающая из самой тайны Божественной Сущности, как бы переносится «вовне» - в измерение мира видимых и невидимых вещей, соответственно степени их совершенства.

4. Таким образом, одновременно с творением мира (видимого и невидимого) возникает новое измерение славы Божией, являющееся «внешним» по отношению к прежнему. В Священном Писании об этом говорится во многих, очень многих местах и самым различным образом. Приведем для примера только некоторые высказывания.

Вот Псалом 19 (8): «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь... Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (2. 4-5). Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней» (42, 16). Или вот весьма своеобразное высказывание из Книги пророка Варуха: «И звезды воссияли на стражах своих, и возвеселились. Он призвал их, и они сказали: 'вот мы', и воссияли радостью пред Творцом своим» (3, 34).

5. В некоторых других местах библейский текст звучит как призыв, обращенный к тварным существам, дабы они возвещали славу Бога-Творца. Вот, например, фрагмент из Книги пророка Даниила: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (3, 57), или же Псалом 66 (65): «Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих!.. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему (Вышний)!» (1-4).

Конечно, это только малая часть того, чем до краев наполнено Священное Писание: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс 104 [103], 24). Вся сотворенная вселенная взывает многообразно, могущественно и неустанно к восхвалению Творца: «жив я... и славы Господней полна вся земля» (Числ 14, 21), ибо «и богатство и слава от лица Твоего» (1 Пар 29, 12).

6. Весь этот хвалебный гимн, запечатленный в сотворенном мире, ожидает существа, способного осознать его и выразить в мысли и в слове, - существа, которое «прославит святое имя Его и возвестит о величии дел Его» (ср.: Сир 17, 8). В видимом мире таким существом является человек. К нему обращен призыв, идущий из вселенной: это он глашатай тварных существ, их представитель перед Богом.

7. Вернемся еще раз к словам, с помощью которых на I Ватиканском Соборе была сформулирована истина о творении мира и о Творце мира. «Этот единый и истинный Бог, в силу Своей благости и Своего всемогущества, не для умножения или обретения Своего блаженства, но дабы явить Свое совершенство, даруя блага творениям, всецело свободным волеизъявлением, 'однажды в начале времен создал из небытия первый и второй род творений...' (Cow. Later. IV)» (Denz. 1783 [3002]).

Этот текст, на языке своего времени, выражает ту же истину о творении мира и о его целесообразности, которую мы находим в библейских текстах. Создавая мир, Творец не ищет какого-либо «дополнения» Самому Себе. Такое понимание решительно противоречило бы тому, чем Бог является в Самом Себе. Ибо Он - Существо во всех отношениях совершенное, бесконечно совершенное. И в силу этого сотворенный мир Ему не нужен! Ничего не могут «добавить» к божественности Бога-Троицы тварные существа - «все видимое и невидимое».

8. И, однако, Бог творит! Тварные существа, призванные Богом к существованию в силу решения всецело добровольного и независимого, получают пусть ограниченную и частичную, но тем не менее реальную сопричастность к совершенству Того, Кто является абсолютной полнотой. Творения различаются между собой разной степенью совершенства, которым их наделили, начиная от неодушевленных тварей, существ одушевленных, вплоть до человека, и еще выше - до существ чисто духовной природы. Все вместе они составляют вселенную: мир видимый и невидимый, в котором - как в его совокупности, так и в каждой частице этой совокупности - отражается извечная Премудрость Творца и в то же время находит свое выражение Его неисчерпаемая Любовь.

9. Откровение об этой Премудрости и об этой Любви Бога - первостепенная и высшая цель творения. В то же время в нем заключена тайна славы Божией, согласно словам Священного Писания: «Благословите, все дела Господни, Господа» (Дан 3, 57). Через тайну славы все творения обретают свой трансцендентный смысл: они как бы «превосходят» самих себя, устремляясь к Тому, в Ком находят свое начало... и свой конец.

Так будем же с верой восхищаться делами Творца и прославлять Его величие: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро: земля полна произведений Твоих. Да будет Господу слава во веки, да веселится Господь о делах Своих! Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс 104 [103], 24. 31. 33).

(12. 03. 1986)

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.