Творение и истинная независимость тварного мира — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Творение и истинная независимость тварного мира

2021-06-30 27
Творение и истинная независимость тварного мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Проблема целесообразности творения, которую мы прежде рассмотрели как бы в «трансцендентном» измерении, в свою очередь побуждает нас рассмотреть ее и в измерении имманентном. Сегодня это особенно актуально в виду развития науки и техники, повлекшего за собой значительные изменения в мышлении многих современных людей. «Множество наших современников, по-видимому, боятся, что слишком тесная связь между человеческой деятельностью и религией может оказаться препятствием автономности человека, общества или науки», - читаем мы в Пастырской Конституции II Ватиканского Собора, посвященной проблемам Церкви в современном мире (РН 36).

Эта проблема, тесно связанная с истиной веры о творении мира и о целесообразности этого творения, в соборной Конституции разъясняется довольно четко и убедительно. Вслушаемся же в слова этого документа Церкви:

2. «Если под автономностью земных ценностей мы подразумеваем, что все тварное, в том числе и общества, имеет свои законы и свои ценности, которые человек должен познавать, применять и направлять, то требовать такой автономности - совершенно законно: это не только требуется людьми нашего века, но и соответствует воле Творца. Ибо в силу самого творения, все существующее наделяется крепостью, истинностью, совершенством, своими законами и порядками, которые человек должен уважать, принимая во внимание в науке и технике свойственные им методы. Поэтому методическое исследование во всех дисциплинах, если оно производится действительно научным образом и согласно нравственным нормам, по существу не может никогда противоречить вере, ибо для земных ценностей и ценностей веры один источник - Бог. Более того, исследователь, смиренно и непрестанно стремящийся проникнуть в тайну тварного мира, руководится, хотя бы и неведомо для него, десницей Бога, Который, поддерживая все существующее, делает его тем, что оно есть. Здесь да будет позволено выказать сожаление о некоторых взглядах, бытующих среди самих христиан, вследствие недостаточно ясно понимаемой автономности науки, из-за которых возникают споры и разногласия, приводящие многих к мысли, что вера и наука противоречат друг другу.

Но если под автономностью земных ценностей подразумевается, что тварный мир не зависит от Бога и что люди могут пользоваться им вне отношения к Богу, всякий признающий Бога сознает или чувствует ложность такого рода утверждений, ибо тварь без Творца немыслима. Впрочем, все верующие любой религии всегда слышали голос Его и видели проявление Его через вещание тварей. Более того, забвением Бога сама тварь погружается во мрак» (РН 36).

3. Таков соборный текст. Он как бы дополняет вероучение о творении мира, и в то же время в нем дана попытка сопоставить эту основополагающую истину веры с образом мышления современных людей, на которых глубокое воздействие оказывают развитие точных наук и технический прогресс. Попытаемся систематизировать главные мысли, содержащиеся в параграфе 36 Конституции «Радость и надежда».

а) В свете учения II Ватиканского Собора истина о творении мира - это не только истина веры, основанная на Откровении Ветхого и Нового Завета. Это истина, которая объединяет всех людей, «верующих любой религии». Речь идет о всех тех, которые «слышали голос Творца и видели проявление Его через вещание тварей».

б) Истина эта - хотя и принадлежит по сути своей к Откровению - сама по себе доступна пониманию человеческого разума. Об этом говорят и основные выводы, содержащиеся в тексте соборной Конституции, и в особенности такие утверждения: «Тварь без Творца немыслима», «Забвением Бога сама тварь погружается во мрак». Эти утверждения указывают (хотя бы косвенно) на обязательность Конечного Смысла или же Первопричины. Случайные существа по своей природе, для того чтобы существовать, нуждаются в поддержке Абсолюта (Необходимого Бытия), который является Самодостаточной Сущностью (Esse Subsistens). Случайный и преходящий мир «немыслим без Творца».

в) Рассматривая истину о творении мира под этим углом зрения, соборная Конституция устанавливает принципиальное различие между «правильным» и «ложным» пониманием автономности земных ценностей. Ложным, то есть противоречащим истине Откровения, является понимание автономности бытия как независимости тварного мира от Бога-Творца: «тварный мир не зависит от Бога, и люди могут пользоваться им вне отношения к Богу». Такой образ мышления и действия отрицает и ниспровергает истину о творении мира. Чаще всего, а может быть, даже как правило, подобные утверждения отстаиваются во имя «независимости» мира и человека в сфере человеческого познания и деятельности.

Следует добавить, что в рамках такого понимания «независимости» человек в действительности лишается своей автономности по отношению к миру и оказывается подчиненным этому миру. К этой теме мы еще вернемся.

г) При таком понимании «автономности земных ценностей» - в свете уже процитированного текста Конституции «Радость и надежда» - она оказывается не только ложной, но и излишней. Ибо тварные вещи обладают свойственной им независимостью «по воле самого Творца». Эта независимость заложена в самой их природе, она предопределена целесообразностью творения (в имманентном измерении). «Ибо в силу самого творения, все существующее наделяется крепостью, истинностью, совершенством, своими законами и порядками». Это относится ко всем созданиям видимого мира, и прежде всего к человеку. Поэтому если человек стремится правильно «познавать, применять и направлять» эти законы и порядки, то он и сам не только творчески участвует в истинной автономности сотворенных вещей, но и надлежащим образом реализует автономность, присущую ему самому. Тем самым он соприкасается с имманентной целесообразностью сотворения мира, а косвенным образом и с самим Творцом: «руководится... десницей Бога, Который, поддерживая все существующее, делает его тем, что оно есть» (РН 36).

4. Следует добавить, что проблема «правильного» понимания «автономности земных ценностей» связана с очень актуальной для нашего времени проблемой экологии, то есть с охраной окружающей природной среды. Источником экологического кризиса, который связан всегда с определенным антиобщественным эгоизмом, является самовольное - и в конечном итоге вредное - использование творений, с нарушением их законов и естественного порядка, без уважительного отношения к имманентной целесообразности сотворенного мира. Такой образ действий является также результатом ложного понимания автономности земных ценностей. Когда человек пользуется ими «вне отношения к Богу», если еще раз воспользоваться словами из той же соборной Конституции, тогда он и себе самому наносит непредсказуемый по своим последствиям вред. Предотвращение экологической угрозы тесно связано с принципами «истинной автономности земных ценностей», то есть в конечном итоге с истиной о творении мира и о его Творце.

(2. 04. 1986)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.