Эволюция мира и возрастание Царства Божия — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эволюция мира и возрастание Царства Божия

2021-06-30 23
Эволюция мира и возрастание Царства Божия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сегодня, как и в нашей предыдущей беседе, мы будем обращаться к документам II Ватиканского Собора, в которых содержатся размышления об исторической обусловленности современного человека, с одной стороны, предназначенного Богом владычествовать над всем тварным миром и подчинять его себе, а с другой - поскольку он сам является тварным существом, - подчиненного любящей власти Бога Отца, Творца и Провидения.

Ныне, в большей степени, чем в прошлые времена, человек обостренно осознает величие и исключительность своей миссии, состоящей в изучении и покорении сил природы.

Необходимо, однако, заметить, что на пути развития и прогресса мира встает одно значительное препятствие. Этим препятствием является грех и связанное с ним необузданное себялюбие, то есть нравственное зло. Глубокое исследование этой ситуации дает нам Конституция «Радость и надежда».

В ней говорится: «Поставленный Богом в состояние праведности человек, однако, по обольщению лукавого, злоупотребляя свободой с самого начала истории, противопоставил себя Богу, желая достигнуть своей цели вне Бога» (РН 13). И потому неизбежно «человеческий прогресс, который является великим благом для человека, несет, однако, с собой большое искушение: когда порядок ценностей нарушен и зло смешивается с добром, отдельные люди и объединения заботятся только о себе, а не о других. Поэтому мир больше не является местом для подлинного братства, а возросшая мощь человека угрожает уничтожением уже самому человеческому роду» (там же, 37).

Конечно, современный человек осознает свою собственную роль, «но если под словами 'автономность земных ценностей' подразумевается, что тварный мир не зависит от Бога и что люди могут пользоваться им вне отношения к Богу, всякий признающий Бога сознает или чувствует ложность такого рода утверждений, ибо тварь без Творца немыслима... Более того, забвением Бога сама тварь погружается во мрак» (там же, 36).

2. Вспомним прежде всего слова, которые помогают уловить «другое измерение» исторического развития мира, на которое неоднократно ссылаются документы II Ватиканского Собора. В Конституции сказано: «Дух Божий, направляющий дивным Провидением течение времени и обновляющий лицо земли, присутствует в этой эволюции» (там же, 26). Противоборство злу - в этом и заключается нравственное совершенствование человека, стремящегося сохранить свое человеческое достоинство, а также ответ на насущную потребность в «более гуманном» мире. В этой перспективе Царство Божие, созидаемое в истории человечества, находит как бы свой «строительный материал» и знамения своего действенного присутствия.

В Конституции II Ватиканского Собора особо подчеркнуто этическое значение эволюции и показано, что идеал «более гуманного» мира прямо отвечает учению Евангелия. И хотя Конституция четко разделяет эволюцию «мира» и историю спасения, она стремится в то же время выявить те связи, которые возникают между ними: «Поэтому, хотя и следует тщательно отличать земной прогресс от возрастания Царства Христова, все же, поскольку он может содействовать лучшему устройству человеческого общества, он имеет большое значение для Царства Божия. Ибо блага человеческого достоинства, братского общения и свободы, то есть все добрые плоды природы и нашего труда, которые мы в Духе Господнем и по Его заповеди распространим на земле, мы опять найдем, но уже очищенными от всякой скверны,, озаренными и преображенными, когда Христос предаст Отцу «царство вечное и всеобщее: царство истины и жизни, царство святости и благодати, царство справедливости, любви и мира». Это Царство уже тайно присутствует здесь на земле, свершится же оно в пришествии Господа» (там же, 39).

3. Соборная Конституция подтверждает убежденность верующих, провозглашая: «Церковь признаёт все, что есть хорошего в современном социальном динамизме: прежде всего стремление к единству, процесс здравой социализации и гражданской и экономической солидарности. Ибо развитие единства связано с глубокой миссией Церкви, которая есть само 'во Христе некое таинство или знамение и орудие глубочайшего единения с Богом и единства всего человеческого рода'... Ибо сила, которую Церковь может влить в современное общество людей, заключается в вере и любви, действительно проводимых в жизнь, а не в каком-либо внешнем владычестве, проявляемом чисто человеческими средствами» (там же, 42). Вот почему между отдельными вехами истории и эволюции мира и истории спасения возникает глубокая связь, а иногда даже прямая тождественность. Божественный замысел спасения коренится в самых реальных устремлениях и целях отдельных людей и всего человечества. И искупление постоянно направлено на человека и человечество «в мире». И Церковь постоянно встречается с «миром» на основе именно этих устремлений и целей человека и всего человечества. В той же мере и история «мира» протекает в русле истории спасения, считая его как бы своим собственным. И наоборот: истинные достижения человека и человечества в целом, эти подлинные победы в истории мира, являются в то же время «строительным материалом» Царства Божия на земле (ср.: Kard. Karol Wojtyla, U podstaw odnowy, Studium о realizacji Vaticanum II, Krakow, 1972, s. 146-154).

4. Вот что сказано на эту тему в соборной Конституции: «Но если человеческая деятельность исходит от человека, то она и предназначена Для человека... Такого рода преуспевание, если оно правильно понимается, имеет больше цены, чем накопление внешних богатств. Человек больше ценен тем, что он есть, чем тем, что он имеет. Равным образом, все, что люди делают для достижения большей справедливости, для более широкого братства и для более гуманного порядка в социальных отношениях, гораздо ценнее, чем технические достижения... Отсюда следующая норма человеческой деятельности: она должна содействовать, согласно замыслу и воле Божией, истинному благу рода человеческого и дать возможность человеку, лично или в обществе, развить и исполнить свое призвание» (РН 35; ср.: там же, 59). В этой же Конституции далее утверждается: «Порядок этот [социальный] должен постоянно развиваться, основываясь на истине, созидаясь на справедливости, оживляясь любовью; а в свободе он должен находить все более человечное равновесие. Но для достижения этого нужно проводить обновление умов и широкие изменения в обществе. Дух Божий, направляющий дивным провидением течение времени и обновляющий лицо земли, присутствует в этой эволюции» (там же, 26).

5. В ходе истории подчинение человека водительству и воздействию Духа Божия выражается в честном и последовательном ответе на голос совести и в постоянном обращении к нему: «Через верность голосу совести христиане соединяются с другими людьми в искании истины и в разрешении согласно истине столь многочисленных нравственных вопросов, которые возникают как в жизни отдельных личностей, так и в жизни общественной. Следовательно, чем более превозмогает правая совесть, тем более отдельные личности и группы отходят от слепого произвола и стремятся сообразоваться с объективными нормами нравственности» (там же, 16).

Реалистически подходя к проблеме, соборная Конституция напоминает нам о том, что в практике человеческой жизни на путях истинного прогресса перед отдельным человеком и человечеством в целом встает самая решительная преграда - нравственное зло, грех, приводящий к тому, что «человек разделен в самом себе. Поэтому вся человеческая жизнь - и индивидуальная, и коллективная - проявляется как трагическая борьба между добром и злом, между светом и тьмою. Более того, человек видит, что собственными силами он неспособен действенно побороть нападения зла, так что каждый чувствует себя словно связанным цепями» (там же, 13). Он ведет борьбу, «которая началась при самом начале мира и будет продолжаться до последнего дня, как говорит Господь (ср.: Мф 24, 13; 13, 24-30. 36-43). Включенный в эту борьбу человек должен постоянно бороться, дабы привязаться к добру, но без великих трудов, без помощи благодати Божией, не может он в самом себе обрести единства» (РН 37).

6. В заключение мы можем сказать, что хотя возрастание Царства Божия не отождествляется с эволюцией мира, но все-таки Царство Божие присутствует в мире, и прежде всего в человеке, который в мире живет и действует. Христианин знает, что своим участием в историческом процессе он, с помощью благодати Божией, способствует возрастанию Царства Божия, направленному к историческому и эсхатологическому завершению замысла Провидения Божия.

(25. 06. 1986)

 

 

ИОАНН ПАВЕЛ II

 

ВЕРУЮ В БОГА ОТЦА

ВСЕМОГУЩЕГО ТВОРЦА

Часть IV. Вера в Бога творца

Глава III. ВЕРА В БОГА, ТВОРЦА «ВСЕГО ВИДИМОГО И НЕВИДИМОГО».

1. Творец «всего видимого и невидимого» (существ, сущностей).

2. Творец ангелов – свободных существ.

3. Творец «всего невидимого» - ангелов.

4. Участие ангелов в истории спасения.

5. Падшие ангелы – злые духи.

6. Победа Христа над духом зла.

Глава 4. ТАЙНА ИСКУПЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ ГРЕХА.

1 Реальность греха и Божий замысел Искупления.

2. Грех человека и состояние первоначальной праведности.

3. Первый грех в истории человека.

4. Всеобщность греха в истории человека и его наследственный характер.

5. Учение Церкви о первородном грехе.

6. Последствия первородного греха, совершённого человеком.

7. Состояние падшего человека.

8. Грех: нарушение Завета с Богом.

9. Грех человека и «грех мира».

 10. «Отчуждение» человека вследствие греха.

11. «И вражду положу…»: человек, вовлечённый в борьбу против сил тьмы.

12. Протоевангелие спасения.

Список условных сокращений

 

ГЛАВА III. ВЕРА В БОГА, ТВОРЦА «ВСЕГО ВИДИМОГО И НЕВИДИМОГО»


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.