Божие Провидение: трансцендентная, любящая Премудрость — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Божие Провидение: трансцендентная, любящая Премудрость

2021-06-30 26
Божие Провидение: трансцендентная, любящая Премудрость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. На повторяющийся и подчас полный сомнения вопрос о том, присутствует ли Бог в современном мире и каковы знамения Его присутствия, христианская вера дает ясный ответ, исполненный непоколебимой убежденности: «Бог сохраняет и направляет Своим Провидением все, что Он создал». Этими краткими словами на I Ватиканском Соборе было выражено учение о Божием Провидении, данное нам в Откровении. Согласно Откровению, полное выражение которого мы находим в Ветхом и Новом Завете, понятие «Божие Провидение» включает в себя два элемента: элемент заботливости («сохраняет»), и в то же время элемент власти («направляет»). Эти два элемента дополняют друг друга. Как Творец, Бог по отношению ко всему тварному миру обладает наивысшей властью (dominium altum) - определение, аналогичное суверенной власти земных владык. Ибо все, что было сотворено, принадлежит Богу как Творцу. Следовательно, весь тварный мир зависит от Него. В известной степени все это прежде всего «Божие», а затем уже «свое». Эта власть проявляется настолько решительно и всецело, что безусловно превосходит всякую аналогичную зависимость подданных от повелителя на земле.

2. Власть Творца («Он направляет») выражается через заботливость Отца («Он сохраняет»). В этом заключена как бы самая суть истины о Божием Провидении. В Священном Писании, для того чтобы выразить эту же истину, используется еще одно сравнение: «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс 23 [22], 1). Какой прекрасный образ! В древних символах веры и в христианском предании первых веков, выражая истину о Провидении, называли Бога Omni-tenens, что соответствует греческому Pantokrator (Вседержитель). Однако в этом имени нет того богатства и красоты библейского Пастыря, какие заключены в истине Откровения. Ибо Божие Провидение - это «власть, преисполненная заботливости», соответствующая предвечному замыслу премудрости и любви в управлении сотворенным миром, в особенности «путями человеческого общества» (ср.: PC 3). Эта «заботливая власть» Провидения Божия, с одной стороны, исполнена силы, а с другой - благости. Как сказано в Книге Премудрости Соломона (библейское выражение процитировано в документе I Ватиканского Собора): эта власть с мощью (fortiter) и полнотой благости (suaviter) «распростирается от одного конца до другого» (ср.: Прем 8, 1), то есть она охватывает, помогает, сохраняет и, согласно другому библейскому сравнению, как бы питает все, что создано.

3. В том же духе сказано в Книге Иова: «Бог высок могуществом Своим и кто такой, как Он, наставник?... Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем; из облаков каплют и изливаются обильно на людей... Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии» (36, 22. 27-28. 31). «Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его... Они [исполняют] то, что Он повелит им на лице обитаемой земли» (там же, 37, 11-12).

Так же сказано и в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Повелением Его скоро сыплется снег, и быстро сверкают молнии суда Его» (43, 14).

А Псалмопевец превозносит «могущество», «великую благость», «высокую славу величия» Бога, Который «благ ко всем», и возглашает: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс 145 [144], 5. 6. 7. 15-16). И в другом Псалме: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс 104 [103], 14-15).

4. Священное Писание во многих местах славит Божие Провидение как наивысшую власть над миром, которая, исполненная заботливости обо всех творениях, и в особенности о человеке, использует созидательную силу тварной причинности. Именно в этом проявляется творческая и властно-провидящая Премудрость Божия, аналогичная такому важному человеческому свойству, каким является предусмотрительность. Ибо Бог, безгранично превосходящий все созданное, в то же время так управляет тварным миром, что он представляет собой тот удивительный порядок, который мы можем наблюдать равно как в макро -, так и в микрокосмосе. Именно Провидение как трансцендентная Премудрость Творца способствует тому, что мир является «космосом», а не «хаосом».

«... Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем 11, 21).

5. Хотя библейский способ выражения мыслей как будто бы склонен все приписывать непосредственно Богу, все же сохраняется довольно отчетливое различие между действиями Бога-Творца как Первопричины и тем, что относится к собственной причинности творений как вторичных причин. Здесь встает вопрос, очень существенный для современного человека, - вопрос об автономности тварного мира, то есть о роли творца мира, которую человек стремится играть. Так вот, согласно христианской вере, именно трансцендентная Премудрость Творца является причиной того, что Бог присутствует в мире как Провидение; она же содействует тому, что тварный мир обладает той «автономностью», о которой говорится в Конституции II Ватиканского Собора. Ибо Бог, поддерживая все существующее, способствует тому, что все вещи суть то, чем они являются: «в силу самого творения, все существующее наделяется крепостью, истинностью, совершенством, своими законами и порядками» (РН 36). В то же время Бог управляет всем существующим таким образом, что мир находится в состоянии подлинной автономности, которая «соответствует воле Творца» (там же).

В «автономности земных ценностей», понимаемой именно таким образом, и проявляется Божие Провидение. В ней выражают себя как присущая Богу сила, так и Его «мягкость». В ней подтверждается мысль о том, что Провидение Творца как Премудрость, трансцендентная и всегда таинственная, охватывает все («простирается от одного конца до другого»), во всем осуществляется с творческой силой и решительностью (fortiter), в то же время предоставляя самим творениям как вторичным, имманентным причинам возможность формировать и развивать мир, на что указывает определение suaviter (благость), встречающееся в Книге Премудрости Соломона.

6. Человек, созданный по образу и подобию Бога, с самого начала занимает в этом имманентном формировании мира особое место. Согласно Книге Бытие, он сотворен, дабы «владычествовать над всею землею» (ср.: Быт 1, 28). Участвуя как субъект разумный и свободный, но в то же время в меру своей тварности, в управлении миром вместе с Творцом, человек становится для самого себя в некотором смысле «провидением», что прекрасно выразил св. Фома Аквинский (ср.: Summa Th., 1, 22, 2 ad 4). Но по этой же причине на него с самого начала возложена особая ответственность как перед Богом, так и перед остальными творениями, особенно перед другими людьми.

7. Все, что на тему Провидения Божия изложено в библейской традиции Ветхого Завета, подтверждается и развивается в Новом Завете. Среди всего, что сказано на эту тему Иисусом Христом, особенно впечатляют те Его слова, которые мы читаем в Евангелии от св. Матфея и в Евангелии от св. Луки: «Итак не заботьтесь и не говорите: 'что нам есть?' или 'что пить?'... Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6, 31-33; ср. также: Лк 12, 29-31).

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф 10, 29-31; ср.: Лк 21, 18).

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры?» (Мф 6, 26. 28-30; ср.: Лк 12, 24-28).

8. Этими словами Господь Иисус не только подтверждает все то, что было сказано о Божием Провидении в Ветхом Завете, но и углубляет то, что относится непосредственно к человеку, к отдельным людям, к которым Бог относится очень снисходительно, по-отечески.

Без сомнения, прекрасны строфы Псалмов, прославляющие Всевышнего как прибежище, защиту и утешение для людей, - например, в Псалме 91 (90): «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. Говорит Господу: 'прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!'.. Ибо ты сказал: 'Господь - упование мое'; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим... 'За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби'«(1-2. 9. 14-15).

9. Прекрасны эти стихи, но все же слова Иисуса Христа несравнимы с ними по глубине. Они исходят из уст Сына, Который, «проливая свет» на все, что было сказано о Провидении, передает нам самое полное свидетельство о тайне Своего Отца - тайне Провидения и отеческой заботливости, которая охватывает каждое творение, пусть самое незначительное, как полевая трава или малые птицы. И тем более - человека! Христос прежде всего хочет подчеркнуть именно это: если Божие Провидение проявляет такую щедрость по отношению к творениям, столь незначительным по сравнению с человеком, то насколько более щедрым будет оно к человеку! В евангельской притче о Провидении глубоко отразилась та же истина о иерархии ценностей, которая с самого начала присутствует в Книге Бытие, в описании акта творения: человек - превыше всех вещей. Он превыше их в силу своей природы и своего духа, превыше их в заботе и попечении о нем Провидения, он превыше их в сердце Божием.

10. Вместе с тем Иисус Христос со всей настойчивостью провозглашает: человек, поставленный Творцом в такое привилегированное положение, должен взаимодействовать с Провидением в меру полученных от Бога дарований. Он не должен довольствоваться только материальными, потребительскими ценностями. Человек обязан искать прежде всего «Царство Божие и правду Его, и это все приложится ему» (ср.: Мф 6, 33).

Слова Христа обращают наше внимание на это особое измерение Провидения, в центре которого - человек, существо разумное и свободное. Этой теме следует посвятить наши дальнейшие размышления.

(14. 05. 1986)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.