Человек, созданный по образу Божию — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Человек, созданный по образу Божию

2021-06-30 29
Человек, созданный по образу Божию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Символ Веры говорит о Боге - «Творце неба и земли, всего видимого и невидимого», - в нем прямо не говорится о создании человека. Человек появляется в сотериологическом контексте Символа, когда затрагивается тайна Воплощения, что особенно подчеркивается в Никео-Константинопольском Символе, когда мы исповедуем веру в Иисуса Христа, Сына Божия, «ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес... и ставшего человеком».

Мы должны, однако, помнить, что хронологическая последовательность истории спасения не только предполагает акт создания, но более того - с этого создания и начинается.

Символ Веры - с присущей ему лаконичностью - отсылает нас ко всей совокупности истины о творении мира (данной нам в Откровении), чтобы мы могли убедиться, какое воистину почетное и исключительное место занимает человек.

2. В Книге Бытие мы находим два повествования о сотворении мира (о них уже шла речь в прошлых беседах). Более раннее по времени написания содержится во второй главе, а более позднее - в первой.

В целом эти повествования взаимодополняют друг друга, и в каждом из них есть элементы, необычайно содержательные и ценные с теологической точки зрения.

3. В Книге Бытие (1, 26) мы читаем, что на шестой день Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

Знаменательно, что сотворению человека как бы предшествовало исключительное намерение Творца, которое Он высказывает во множественном числе - «сотворим» - замысел сотворить человека по образу Своему: «по подобию Нашему» (что согласуется с формой глагола - «сотворим»). Некоторые считают, что множественное число, вероятно, указывает на Божественное «Мы» единого Творца. Тогда это был бы первый далекий сигнал, как бы указывающий на тринитарность Божественной Сущности. Во всяком случае, сотворению человека предшествует, как об этом повествуется в гл. 1 Книги Бытие, особая «сосредоточенность» в Самом Себе творящего Бога.

4. Затем наступает акт творения. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27). В этой фразе бросается в глаза троекратное употребление глагола «сотворил» (bara'). Скорее всего, это указывает на особую важность творческого акта, на его особую «интенсивность». Об этом же, как нам кажется, свидетельствует и тот факт, что если в конце описания каждого из пяти дней творения следует фраза: «И увидел Бог, что это хорошо» (ср.: Быт 1, 4. 8. 12. 18. 21. 25), то после сотворения человека в шестой день говорится: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31).

5. В более раннем «ягвистском» повествовании (Книга Бытие, гл. 2) не употребляется выражение «образ Божий»; следовательно, оно относится исключительно к более позднему тексту, в большей степени «теологическому».

Тем не менее, ягвистский текст также указывает, хотя и более косвенным образом, на эту истину. Вот человек, сотворенный Богом - Ягве, хотя и может «нарицать имена» всем животным (ср.: Быт 2, 19), однако не находит среди творений видимого мира никого, кто мог бы стать «помощником, подобным ему»; следовательно, человек констатирует свое особое отличие. И поэтому, хотя во втором повествовании из Книги Бытие прямо не говорится об «образе» Божием, мы находим там важные достоверные признаки этого «образа»: способность к самопознанию, опыт собственного бытия в мире, потребность преодолеть свое одиночество, зависимость от Бога.

6. Из этого повествования следует также, что мужчина и женщина равны между собой по природе и личному достоинству. Ибо если ни одно из сотворенных прежде существ не могло быть достойным помощником для человека, то такую «помощь» он нашел в женщине, сотворенной Богом - Ягве. Согласно Книге Бытие (2, 21-22), женщина создается из плоти: «из ребра» мужчины. Это указывает на тождественность их человеческой природы, на их сущностное сходство, несмотря на различия. И поскольку их природа одинакова, они обладают равным личным достоинством.

7. Истина о человеке, созданном «по образу Божию», повторяется в разных местах Священного Писания, как в Книге Бытие («человек создан по образу Божию» - Быт 9, 6), так и в других учительных Книгах. В Книге Премудрости Соломона сказано: «Бог создал человека для нетления и сделал его образом Своего вечного бытия» (2, 23). А в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы читаем: «Господь создал человека из земли, и опять возвращает его в нее... По природе их, облек их силою, и сотворил их по образу Своему» (17, 1. 3).

Таким образом, человек, созданный «для нетления», и после грехопадения, и после того, как он стал смертным, не перестает быть образом Божиим. Он несет в себе отражение могущества Божия, обладая способностью к познанию и свободной волей. Человек является самостоятельным субъектом, хозяином своих поступков, но он не перестает быть носителем существеннейших черт, свидетельствующих о его зависимости от Бога, своего Творца (онтологическая случайность).

8. После создания человека (мужчины и женщины) Творец благословил их, говоря: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными... и над всяким животным» (Быт 1, 28). То, что человек был сотворен по образу Божию, является основанием для владычества над другими творениями видимого мира, которые были созданы с мыслью о человеке и «для него».

Властью, о которой говорится в Книге Бытие (1, 28), будут наделены все люди, которые произойдут от мужчины и женщины. Об этом говорится и в ягвистском повествовании (Быт 2, 24), к которому мы еще вернемся. Передавая жизнь своим детям, мужчина и женщина дают им возможность наследовать «образ Божий», полученный человеком навсегда в момент творения.

9. Тем самым человек становится выразителем особой славы Творца - создателя тварного мира. Gloria Dei vivens homo, vita autem hominis visio Dei («Слава Бога - человек живущий, жизнь же человека - видение Бога»), - напишет св. Ириней (Adv. Haer. IV, 20, 7). Человек является славой Творца, потому что он сотворен по Его образу, но особенно потому, что имеет доступ к истинному познанию живого Бога.

В этом основа особой ценности человеческой жизни, а также всех прав человека, о которых сегодня так много говорят.

10. То, что человек был сотворен по образу Божию, обязывает его также быть среди созданий видимого мира глашатаем славы Бога, в определенном смысле - голосом Его славы.

Здесь учение о человеке, изложенное на первых страницах Библии (Быт 1), перекликается с новозаветным Откровением истины о Христе, предвечном Слове, Которое есть «образ Бога невидимого», и в то же время - «рожденное прежде всякой твари» (Кол 1, 15).

Согласно Божественному замыслу, человек, созданный по образу Бога, наделяется особой связью со Словом, Предвечным образом Отца, которое воплотится, когда настанет полнота времен. Св. апостол Павел пишет: «Адам есть образ будущего» (Рим 5, 14). Ибо Бог - Творец тех, «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим 8, 29).

11. Таким образом, истина о человеке, сотворенном по образу Божию, не только предопределяет место человека во всем порядке тварного мира, но одновременно выражает его связь с домостроительством спасения во Христе, Который есть предвечный и единосущный «образ Бога» (2 Кор 4, 4) - образ Отца. Сотворение человека по образу Божию с самого начала Книги Бытие свидетельствует о Божественном призыве, значение которого раскрывается до конца с пришествием Христа. Именно тогда, «содействием Духа Святого», открывается перспектива полного уподобления Образу, единосущному Богу, Который есть Христос (ср.: 2 Кор 3, 18). Так «образ» Книги Бытие (1, 27) достигнет полноты своего откровенного значения.

(9. 04. 1986)


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.