Божие Провидение и свобода человека — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Божие Провидение и свобода человека

2021-06-30 31
Божие Провидение и свобода человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В наших размышлениях над тайной Провидения Божия мы часто задаем себе вопрос: если Бог присутствует во всем и во всем Себя проявляет, то может ли человек быть свободным? И прежде всего: в чем смысл и назначение его свободы? И как следует понимать, в свете Провидения Божия, грех - этот горький плод ошибочно понятой свободы?

Обратимся еще раз к торжественным словам из документа I Ватиканского Собора: «Все, что сотворил, Бог своим Провидением сохраняет и направляет, 'распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу' (Прем 8, 1). 'Все обнажено и открыто перед очами Его' (ср.: Евр 4, 13), так же и то, что произойдет по свободному почину творений» (Denz. 1784 [3003]).

Тайна Провидения Божия глубоко запечатлена во всем деле творения. Как выражение извечной Премудрости Бога, Провидение предваряет дело творения и в свою очередь, как проявление Его извечного могущества, утверждает дело творения, осуществляет его и как бы само в нем претворяется. Провидение это носит трансцендентный характер, но в то же время оно имманентно по отношению к вещам, ко всему тварному миру. Как следует из вышепроцитированного соборного текста, это относится прежде всего к творениям, наделенным разумом и свободной волей.

2. Провидение, охватывая fortiter et suaviter все сотворенное, особым образом объемлет творения, созданные по образу и подобию Бога. Эти творения через свободу, дарованную им Создателем, имеют привилегию «автономности земных ценностей» в том значении, которое определено в Конституции II Ватиканского Собора (ср.: РН 36). Это касается и тварных существ, наделенных чисто духовной природой, о которых мы поговорим отдельно. Они образуют невидимый мир. В мире видимом Божие Провидение особое внимание обращает на человека - «единственное на земле творение, - как сказано в той же Конституции, - которое Бог восхотел ради его самого» (там же, 24) и которое именно поэтому «может найти себя самого только через искреннюю отдачу самого себя» (там же).

3. Тот факт, что видимый мир был увенчан созданием человека, открывает перед нами совершенно новые перспективы относительно тайны Провидения Божия. На это обращается внимание в догматическом документе I Ватиканского Собора: в нем подчеркнуто, что пред очами Божественной Премудрости и ведения все становится «открытым» (aperta) и как бы «обнаженным» (nuda), так же и то, что должно произойти по свободному почину разумного творения, - то, что должно стать результатом сознательного и свободного выбора и решения человека. Божие Провидение и здесь сохраняет свое творческое главенство и причинность. Это трансцендентное главенство любящей Премудрости, которая через любовь воздействует и силой, и благостью, а значит, Провидение, которое заботливо и по-отечески руководит, поддерживает и ведет к цели свое столь одаренное создание, уважая его свободу.

4. В этом измерении, когда предвечный Божий замысел по отношению к сотворенному миру встречается со свободой человека, возникает тайна, столь же непостижимая, как и достойная преклонения. Это тайна той взаимосвязи, которая возникает - прежде всего в онтологическом, а затем и в психологическом плане - между деянием Бога и самостоятельными решениями человека. Мы знаем, что свобода решений заложена в естественной динамике разумного создания. Мы знаем также по собственному опыту, что свобода человека, пусть отмеченная печатью греха и немощная, все же является подлинной. Говоря о ее связи с Божественной причинностью, следует напомнить, что пишет о Провидении как о выражении Божественной Премудрости, упорядочивающей все вещи согласно их внутренней цели, св. Фома Аквинский: ratio ordinis rerum in finem («разумная организация вещей в согласии с их целью» - ср.: Summa 77г., 1, 22, 1). Все, что Бог творит, подчинено именно этой целесообразности и таким образом становится предметом Провидения Божия (ср.: там же, 1, 22, 2). Через человека - образ Божий - все видимые творения должны как бы приблизиться к Богу, обретая в этом путь к своему окончательному завершению. Такова, в частности, мысль св. Иринея (Adv. haereses, 4, 38; 1105-1109), которая нашла свое отражение в учении II Ватиканского Собора о развитии мира благодаря участию в этом человека (ср.: РН 4). Истинное развитие (то есть прогресс), которое осуществляется в мире благодаря участию человека, должно иметь характер не только «технический», но прежде всего «этический», чтобы приближать тварный мир к торжеству Царства Божия (ср.: там же, 35, 43, 57, 62).

5. Человек, созданный по образу и подобию Бога, является тем единственным видимым творением, которое Творец «восхотел ради его самого» (РН 24). Итак, человек - в пределах мира, подчиненного трансцендентной Божественной Премудрости и Могуществу, - это существо, которое в то же время является целью для себя самого: как личность обладает собственной целесообразностью (autoteleologis), в силу которой стремится к самоосуществлению. Все это человек получил от Творца в виде дара, который в то же время стал и его долгом. Так человек становится облеченным в тайну Провидения Божия.

Мы читаем в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Господь создал человека из земли... дал им [людям] власть над всем, что на ней... Дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения. Исполнил их проницательностью разума, и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих... Он приложил им знание, и дал им в наследство закон жизни» (17, 1-2, 5-7. 9).

6. С таким, можно сказать, «экзистенциальным» снаряжением человек отправляется в свой путь в этом мире. Он начинает создавать свою собственную историю. Божие Провидение сопутствует ему на этом пути. Мы читаем далее в той же Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Пути их всегда пред Ним [Богом], не скроются от очей Его... Все дела их - как солнце пред Ним, и очи Его всегда на путях их» (17, 13. 16).

Псалмопевец не менее выразительно передает эту же истину: «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя... Душу мою Ты знаешь вполне, не сокрыты были от Тебя кости мои» (Пс 139 [138], 9-10. 14-15).

7. Так Божие Провидение присутствует в истории человека, в истории человеческой мысли и человеческой свободы, в истории сердца человека и его совести. В человеке и вместе с человеком Провидение обретает свое «историческое» измерение, то есть приспосабливается к ритму и законам развития человеческой природы, и в то же время оно остается неизменным и непоколебимым в господствующей трансцендентности своего вечного существования. Провидение извечно присутствует в истории человека - как отдельной личности, так и сообществ. История отдельных народов и всего человечества развертывается пред «очами» Божиими и под Его всемогущим воздействием. Если все, что было сотворено, Провидение «стережет» и всем руководит, то по отношению к созданиям разумным и свободным эта Божия власть, исполненная отеческой заботливости, проявляется в том же время как полное уважение той свободы, через которую Творец выразил в тварном мире образ и подобие своей собственной Божественной Сущности, своей Божественной свободы.

8. Это уважение свободы тварного существа носит настолько принципиальный характер, что Бог своим Провидением допускает даже грех человека (и ангела). Разумное творение, вознесенное выше всех остальных, но всегда ограниченное и несовершенное, может употребить во зло свою свободу, может воспользоваться ею против Бога, своего Творца. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть такое высказывание на эту мучительную для человеческого разума тему: «Он [Бог] от начала сотворил человека, и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди, и сохранишь благоугодную [Ему] верность. Он предложил тебе огонь и воду; на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему. Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом, и видит все. Очи Его - на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека. Никому не заповедал Он поступать нечестиво, и никому не дал позволения грешить» (15, 14-20).

9. «Кто усмотрит погрешности свои?» - спрашивает Псалмопевец (Пс 19 [18], 13). А ведь Божие Провидение проливает свет даже на это неслыханное упущение человека, дабы мы научились не совершать его.

В том мире, в котором человек был сотворен как разумное и свободное существо, грех был не только возможен, но с самого «начала» стал реальным фактом. Грех - это то, что более всего противоречит Богу, то, чего Бог решительно - абсолютно - не приемлет. Однако Он его попускает, создавая свободные существа, создавая человека. Он попустил грех как результат неправедного использования тварной свободы. Итак, для предвечной трансцендентной Премудрости Божией - с точки зрения целесообразности всего творения - гораздо более важным было то, чтобы в тварном мире существовала свобода, даже с риском злоупотребления ею, нежели чтобы мир был лишен свободы, что исключало бы всякую возможность греха.

В то же время Божие Провидение как ласковая заботливость Отца, попуская грех в тварном мире, предвечно провидело пути исправления и искупления, оправдания и спасения через Любовь. Ибо свобода предназначена для любви - без свободы любовь невозможна. В борьбе между добром и злом, между грехом и искуплением последнее слово останется за любовью.

(21. 05. 1986)

5. БОЖИЕ ПРОВИДЕНИЕ И ТАЙНА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕЧЕЛОВЕКА И МИРА ВО ХРИСТЕ

1. Вопрос о собственной судьбе непрестанно рождается в человеческом сердце. Этот большой и сложный вопрос имеет решающее значение: «Что будет со мной в будущем?». При этом есть риск, что ошибочные ответы могут привести к фатализму, отчаянию, а также к надменности и слепой самоуверенности. «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя», - предупреждает нас Господь (ср.: Лк 12, 20). Но именно здесь проявляется неисчерпаемая благодать Провидения Божия. Это Иисус привносит сюда свет истины. Ибо Он, говоря в Своей Нагорной проповеди о Божием Провидении, заканчивает ее следующим призывом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф б, 33; ср. также: Лк 12, 31). В нашей предыдущей катехизической беседе мы размышляли о глубокой взаимосвязи между Божием Провидением и человеческой свободой. Именно к человеку, сотворенному по образу Божию, обращены слова о Царстве Божием и о необходимости искать его прежде всех иных вещей.

Именно эта связь между Провидением и тайной Царства Божия, которое должно осуществиться в тварном мире, направляет нашу мысль к истине о предопределении человека, о его предназначении во Христе (praedestinatio in Christo). Предназначение человека и мира во Христе, предвечном Сыне Отца, придает всему учению о Божием Провидении отчетливый сотериологический и вместе с тем эсхатологический характер. Сам Божественный Учитель говорит об этом в разговоре с Никодимом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).

2. Вышеприведенные слова Иисуса составляют самую суть апостольского учения о предназначении, содержащегося главным образом в Посланиях святых апостолов Петра и Павла.

Так, например, мы читаем в Послании к Ефесянам: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (...) в Нем избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей» (1, 3-6).

Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чем состоит то, что на языке христианства мы называем «предопределением» или «предназначением» (лат. praedestinatio). Очень важно освободить это понятие от ошибочных или же неподходящих и несущественных значений, связанных с ним в обиходной речи: «предопределение» как синоним понятия «слепая судьба» (фатум) или капризный «гнев» какого-нибудь ревнивого божества. В Божественном Откровении слово «предопределение» означает предвечный выбор Бога, выбор отеческий, разумный и справедливый, выбор любви.

3. Этот выбор и связанное с ним решение, то есть замысел сотворения мира и искупления, принадлежат к сокровенной жизни Пресвятой Троицы: выбор предвечно осуществляется Отцом, совместно с Сыном, в Духе Святом. Этот выбор предшествовал - как говорит св. апостол Павел - сотворению мира («прежде создания мира» - Еф 1, 4) и человека в мире. Прежде чем создать человека, Бог его «избрал». Это избрание совершается в предвечном Сыне («в Нем» - Еф 1, 4), то есть в Слове предвечного Разума. Итак, человек избран в Сыне, чтобы стать сопричастным сыновним отношениям через Божественное усыновление. В этом состоит самая суть тайны предназначения, являющей нам предвечную любовь Отца: «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф 1, 5). Итак, предназначение подразумевает предвечное призвание человека быть сопричастником самой Божественной природы. Это призвание к святости через благодать Божественного усыновления: «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф 1, 4).

4. В этом значении предопределение предшествует «основанию мира», то есть сотворению; более того, сотворение осуществляется с перспективой на такое предопределение человека. Используя по отношению к жизни Бога выражения, почерпнутые из человеческого, земного языка, мы можем сказать, что Бог «прежде» хочет приобщить к Своей Божественности человека, который в тварном мире должен быть Его образом и подобием; «прежде» выбирает его в предвечном и единосущном Сыне, дабы он стал сопричастником Его сыновних отношений (по благодати) и только «затем» («в свою очередь») Бог приступает к сотворению, выражает желание создать мир, к которому человек должен принадлежать. Таким образом, тайна предназначения как бы «органично» включается в общий миропорядок Провидения Божия. Осуществление именно этого замысла открывает перед нами перспективу Царства Божия; вводит нас как бы в самое сердце этого Царства, которым определяется конечная целесообразность сотворения мира.

5. В Послании к Колоссянам мы читаем: «С радостью благодарим Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление - прощение грехов» (1, 11-14). Царство Божие как результат свершения извечного предопределения Триединого Бога в особенности потому является Царством «Сына Возлюбленного», что благодаря Ему осуществились «искупление» и «прощение грехов». Слова апостола имеют в виду в этом случае уже «грех» человека. В этом контексте предопределение, то есть усыновление в предвечном Сыне, осуществляется не только по отношению к сотворенному миру и человеку в мире, но и по отношению к искуплению, совершенному Сыном, Иисусом Христом. Искупление становится выражением Провидения, то есть того заботливого управления, которое осуществляет Бог как Отец, в особенности по отношению к тварному существу, наделенному свободой.

6. В Послании к Колоссянам мы открываем глубокую связь истины о «предназначении во Христе» с истиной о «творении во Христе», «Который, - как пишет св. апостол Павел, - есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все» (1, 15-16). Итак, созданный во Христе, предвечном Сыне, тварный мир с самого начала несет в себе провиденциальный залог того предназначения во Христе, с которым связано подтверждение целесообразности мира, то есть эсхатологическое осуществление окончательного спасения мира, и прежде всего - человека. «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (там же, 1, 19). Подтверждение целесообразности создания мира, и в особенности человека, становится возможным благодаря той Полноте, которая пребывает во Христе. Сам Христос является этой Полнотой. В Нем Самом находит отчасти свое воплощение та конечная целесообразность тварного мира, согласно которой Божие Провидение следит за ходом мировой истории, в особенности за судьбами человека в мире, за его жизнью, его историей, и управляет всем этим.

7. В свете сказанного становится понятным другой важный аспект истины о Божием Провидении - его спасительная целесообразность. Ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2, 4). В таком контексте нельзя ограничиться натуралистическим пониманием Провидения Божия, рассматривая его лишь как управление миром природы или же поддержание естественного нравственного порядка. Божие Провидение выражается в достижении той конечной целесообразности, которая отвечает предвечному Замыслу спасения мира. В ходе этого процесса, благодаря «Полноте Христа», в Нем и через Него побеждается грех, который резко противоречит спасительной целесообразности тварного мира, той окончательной завершенности, какую мир и человек обретают в Боге. И поэтому, говоря о Полноте, пребывающей во Христе, апостол пишет также: «Ибо благоугодно было Отцу... чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное, и небесное» (Кол 1, 19-20).

8. Благодаря этим размышлениям, почерпнутым из Посланий св. апостола Павла, новый смысл обретает тот призыв Иисуса Христа, с которым Он обратился к Своим слушателям, говоря о всеобъемлющем Провидении Отца небесного (ср.: Мф б, 23-34; Лк 12, 22-31). Он сказал тогда: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6, 33; Лк 12, 31). Произнося слово «прежде», Иисус хотел как бы указать на то, чего Сам Бог хочет «прежде», что является Его первым намерением в деле создания мира и в то же время конечной целью этого мира. Это «Царство Божие и правда Его» (правда Самого Бога). Весь мир был сотворен во имя этого Царства; сотворен, дабы оно осуществилось в человеке и в его истории, дабы через это «Царство» и эту «правду» исполнилось то предвечное предначертание, какое мир и человек имеют во Христе.

9. Такое понимание предназначения, которое нам дал св. апостол Павел, находит свое подтверждение в словах св. апостола Петра: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Петр 1, 3-5).

Воистину «благословен Бог» за то, что открывает нам Свое Провидение, которое - неустанное и исполненное заботливости - направлено на наше спасение. Эти неустанные деяния будут продолжаться вплоть до наступления «последних времен», когда изначальное «предназначение во Христе» окончательно осуществится через воскресение в Иисусе Христе - Который есть «Альфа и Омега» нашей человеческой судьбы (Откр 1, 8).

(28. 05. 1986)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.