II. Бог создал мир по собственной воле, без какого-либо внешнего принуждения или внутреннего обязательства. Он мог создать мир, а мог бы не создавать его. Он мог бы создать мир таким или другим. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

II. Бог создал мир по собственной воле, без какого-либо внешнего принуждения или внутреннего обязательства. Он мог создать мир, а мог бы не создавать его. Он мог бы создать мир таким или другим.

2021-06-30 27
II. Бог создал мир по собственной воле, без какого-либо внешнего принуждения или внутреннего обязательства. Он мог создать мир, а мог бы не создавать его. Он мог бы создать мир таким или другим. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

III. Мир был создан Богом в определенном отрезке времени, а следовательно, мир не является вечным: он имеет начало во времени.

IV. Мир, сотворенный Богом, постоянно поддерживается Творцом в своем существовании. Это поддержание в известной степени является продолжающимся актом творения (conservatio est continua creatio).

6. На протяжении почти двух тысячелетий Церковь неизменно исповедует и возвещает истину о Божественном сотворении всего видимого и невидимого; истину, которую прежде исповедовал и возвещал Израиль: народ Божий Ветхого Завета. Церковь разъясняет и углубляет эту истину, обращаясь к философии бытия. В то же время Церковь оберегает эту истину от искажений, подчас возникающих в истории человеческой мысли.

Учительская Власть Церкви истину о Божественном сотворении мира особенно ясно подтвердила на I Ватиканском Соборе, откликаясь на бытовавшие тогда в философской мысли тенденции - с одной стороны, пантеистические и, с другой стороны, материалистические. Эти же тенденции характерны и для нашего столетия в связи с развитием точных наук и атеистических идеологий.

Итак, в Конституции Dei Filius I Ватиканского Собора мы читаем: «Единый и истинный Бог, в силу Своей благости и Своего всемогущества, не для умножения или обретения Своего блаженства, но дабы явить Свое совершенство, даруя блага творениям, всецело свободным волеизъявлением, 'однажды в начале времен создал из небытия первый и второй род творений: существа духовные и материальные, то есть ангелов и этот мир, а под конец, как бы соединяя и то, и другое, создал человеческую натуру, состоящую из души и тела' (Cone. Later. IV)» (Denz. 1783 [3002]).

7. Согласно Canones - приложению к этому доктринальному тексту, - на I Ватиканском Соборе были утверждены следующие истины:

I. Единый, истинный Бог есть Творец и Господь «всего видимого и невидимого» (Denz. 1801 [3021]).

II. Вере противоречит утверждение, что существует только материя (материализм) (Denz. 1802 [3022]).

III. Вере противоречит утверждение, что Бог по Своей сущности тождественен миру (пантеизм) (Denz. 1803 [3023]).

IV. Вере противоречит воззрение, которое либо воспринимает творения (хотя бы только духовные) как эманацию Божественной Сущности, либо утверждает, что все является следствием эволюции и постепенного выявления Божественной Сущности (Denz. 1804 [3024]).

V. Вере противоречит также воззрение, согласно которому Бог есть вездесущее и неопределенное бытие, которое, становясь реальностью, создает все вещи, подразделяя их на роды, виды и особи (там же).

VI. Также противоречит вере отрицание того, что мир и все, что в нем есть, как духовное, так и материальное, со всей своей субстанцией, было сотворено Богом из небытия (Denz. 1805 [3025]).

8. Необходимо будет отдельно обсудить вопрос о целесообразности дела творения - вопрос, занимающий большое место в Откровении, а также в трудах Учительства Церкви и в теологии.

А пока ограничимся тем, что вспомним необыкновенно прекрасный текст из Книги Премудрости Соломона, славящий Бога, с любовью сотворившего мир и поддерживающего его существование:

«Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи» (Прем 11, 25-27).

(29. 01. 1986)

ТВОРЕЦ: БОГ ТРИЕДИНЫЙ

1. Истина о сотворении мира, о призвании его к существованию из небытия направляет наше духовное зрение к Богу-Творцу. Сотворение мира - это Откровение Его всемогущества, премудрости и любви. Всемогущество Творца проявляется как в том, что Он призывает твари к существованию из небытия, так и в том, что Он поддерживает их бытие. «И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» - вопрошает автор Книги Премудрости Соломона (11, 25).

2. Вместе с тем во всемогуществе проявляется и любовь, ибо Творец, создавая, дарует жизнь существам, столь отличным от Себя и при этом так непохожим друг на друга. Таким образом, изначально реальность Его дара пронизывает всю структуру бытия и существования. Сотворить - значит одарить (одарить прежде всего существованием). И тот, кто одаряет, тот любит. Именно это имеет в виду автор Книги Премудрости Соломона, когда восклицает: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел» (11, 25); и добавляет: «Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи» (11, 27).

3. И любовь эта бескорыстна, она направлена на то, чтобы зародилось благо и чтобы это благо существовало и развивалось согласно присущей ему динамике. В Боге-Творце мы почитаем «совершающего все по изволению воли Своей» (Еф 1, 11). А все дело творения мира входит в «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все...» (Еф 3, 9). Замысел спасения начинает осуществляться через акт сотворения мира, и особенно человека. Творение является делом любящей Премудрости, о чем не раз свидетельствует Священное Писание (ср., например: Притч 8, 22-36).

В этом пункте истина веры о сотворении мира решительно противостоит различным течениям материалистической философии, в которых утверждается, что возникновение космоса является результатом эволюции материи, которую можно свести к чистой «случайности» и неизбежности.

4. Вот что говорит св. Августин: «И когда Творец открывается нам в делах, постигаемых разумом, необходимо, чтобы мы своим разумом вознеслись к Троице, причастность которой мы замечаем в творении» (De Trinitate, VI, 10, 12). Истиной веры является то, что начало мира исходит от Творца, Который есть Триединый Бог. Хотя дело сотворения мира приписывается прежде всего Отцу - именно так мы исповедуем в Символах Веры («Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли»), - но вместе с тем истиной веры является и то, что Отец, Сын и Святой Дух составляют единое и общее (неразделимое) principium (начало) творения.

5. В Священном Писании эта истина подтверждается различными способами. Прежде всего когда речь идет о Сыне - Слове, единосущном Отцу. Уже в Ветхом Завете мы встречаем вот этот стих Псалма, исполненный особого смысла: «Словом Господа сотворены небеса» (Пс 33 [32], б), который до конца прояснился только в Новом Завете, например в Прологе Евангелия от св. Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... и мир чрез Него начал быть» (Ин 1, 1-3. 10).

Истину о том, что все сотворено «в Иисусе Христе», возвещают также Послания св. апостола Павла: «Один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор 8, 6). В Послании к Колоссянам мы читаем: «Который [Христос] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... Все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол 1, 15-17).

Апостол пишет: «Все Им и для Него» - следовательно, он одновременно указывает и на причинность творения, и на его целесообразность. К этой теме еще придется вернуться. В Послании к Евреям мы еще раз встречаем истину о том, что Бог через Сына «веки сотворил» (ср.: 1, 2) и что Сын «держит все словом силы Своей» (ср.: 1, 3).

6. Таким образом, в свете Нового Завета, прежде всего благодаря Посланиям св. Иоанна и св. Павла, становится глубже и богаче та мысль, которая была выражена еще в Ветхом Завете - о созидающей Премудрости, точнее о созидательной силе Слова: «Словом Господа сотворены небеса» (Пс 33 [32], 6). Это созидающее Слово не только «было у Бога», но «Слово было Бог». И как Сын, единосущный с Отцом, это Слово в единении с Отцом сотворило мир: «мир чрез Него начал быть» (Ин 1, 10).

Оно сотворило мир способом, присущим личности (ипостаси) Слова. Будучи «образом Бога невидимого» (ср.: Кол 1, 15), Слово, Которое есть Предвечный Сын, «сияние славы Отца и образ ипостаси Его» (ср.: Евр 1, 3), было рождено «прежде всякой твари» (Кол 1, 15) - в том смысле, что все было «сотворено в Слове-Сыне», чтобы во времени стать «вне Бога» - тварным миром, призванным из небытия к бытию. В этом смысле, следовательно, «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1, 3).

7. Итак, можно утверждать, что Откровение содержит в себе истину о «логической» структуре вселенной (от Logos - Слово), или же об ее «иконической» структуре (от Eikon - образ, образ Отца). Со времен Отцов Церкви утвердилось учение, согласно которому сотворенный мир несет в себе «следы Троицы» (vestigia Trinitatis). Он есть дело Отца через Сына во Святом Духе. В творении открывается Премудрость Божия. Как утверждают некоторые современные теологи, проявляющаяся в тварном мире двойственная - «логически - иконическая» - структура сотворенных существ остается глубоко связанной со структурой дара. Отдельные творения являются не только «словом» Слова, с которым Творец обращается к нашему разуму, но также и «дарами» Дара: они несут на себе знамение Святого Духа - созидательного Духа.

Уже в первых стихах Книги Бытие сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю [вселенную]... и Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 1-2). Эти слова, довольно убедительно, хотя и не совсем точно, говорящие о действиях Святого Духа в самом «начале» вселенной, приобретают огромное значение, когда мы читаем их в свете полного Откровения Нового Завета.

8. Сотворение мира есть дело Бога-Троицы. Мир, «сотворенный» в Слове-Сыне, вместе с Сыном «возвращен» Отцу посредством несотворенного Дара, единосущного Им Обоим, которым является Святой Дух. Таким образом, мир оказывается «сотворенным» в той Любви, которая есть Дух Отца и Сына. Во времени, которое Троица избрала «началом», этот преисполненный извечной Любви мир начинает существовать.

Таким образом, сотворение мира есть дело Любви, есть одаривание, то есть это сотворенный дар, исходящий из несотворенного Дара - во взаимной Любви Отца и Сына. В Пресвятой Троице.

(5. 03. 1986)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.