Отец - тайна Божественного отцовства в Ветхом Завете — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Отец - тайна Божественного отцовства в Ветхом Завете

2021-06-30 29
Отец - тайна Божественного отцовства в Ветхом Завете 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2, 7).

Автор Послания к Евреям, желая объяснить всю полноту истины о Божественном отцовстве, явленной нам в Иисусе Христе, обращается к свидетельству Ветхого Завета (ср.: Евр 1, 4-14), к приведенным выше словам из Псалма 2, а также к словам из Второй Книги Царств: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (2 Цар 7, 14).

Эти слова звучат как пророчество: Бог говорит Давиду о его потомке. Но если в контексте Ветхого Завета эти слова, казалось бы, свидетельствовали только об усыновлении, по аналогии с человеческим кровным родством между сыном и отцом, то в Новом Завете раскрывается их истинный и окончательный смысл: Новый Завет говорит о Сыне, единосущном Отцу, о Сыне, воистину рожденном от Отца. И потому он говорит также о действительном отцовстве в Боге, отождествляемом с рождением Сына, единосущного Отцу. Он говорит о Боге, Который есть Отец в трансцендентном, а значит, в самом истинном смысле этого слова. О Боге, предвечно рождающем предвечное Слово. Слово это - Сын, единосущный Отцу. Через Него Бог есть Отец в неизреченной тайне Своей Божественности.

«Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя».

Слово «ныне» говорит о вечности.Это «ныне» относится к сокровенной жизни Бога: «ныне» вечности, «ныне» пресвятой и неизреченной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа, Который есть извечная любовь, извечно единосущная Отцу и Сыну.

2. В Ветхом Завете тайна Божественного отцовства в Троице еще не была до конца раскрыта. В то же время весь контекст Ветхого Завета пронизан истиной о Божием отцовстве, понимаемом в нравственном смысле и по аналогии с межчеловеческими отношениями. Бог открывается как Отец Своего народа, Израиля, когда велит Моисею добиваться освобождения из египетской неволи: «Так говорит Господь (Бог Еврейский): Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего» (Исх 4, 22-23).

Это отцовство, основанное на Завете, - отцовство по доброй воле - восходит к тайне Сотворения. Пророк Исаия говорит: «Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей» (Ис 64, 8).

Это отцовство распространяется не только на избранный народ, но на каждого человека - оно выше тех родственных связей, которые соединяют нас с нашими природными родителями. Вот некоторые из библейских высказываний на эту тему: «Отец мой и мать моя оставили меня; но Господь примет меня» (Пс 27 [26], 10). «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 103 [102], 13). «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3, 12). В приведенных текстах отчетливо проступает понимание отцовства Бога-Господа по аналогии с земным отцовством, к Нему обращена молитва: «Господи, Отче и Владыко жизни моей! Не оставь меня на волю их, и не допусти меня пасть чрез них... Господи, Отче и Боже жизни моей! Не дай мне возношения очей» (Сир 23, 1. 4). Тот же смысл и в этих словах: «Ибо если праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов» (Прем 2, 13).

3. Это Божие отцовство, как по отношению к народу Израиля, так и по отношению к каждому отдельному человеку, проявляется в милосердной любви. «Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением... Ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой» (Иер 31, 9).

Во многих других текстах Ветхого Завета выражена милосердная любовь Бога Завета. Вот некоторые из них:

«Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния... Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи» (Прем 11, 24. 27).

«Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер 31, 3).

У Исаии мы находим трогательные свидетельства заботы и любви: «Сион говорил: 'Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!' Забудет ли женщина грудное дитя свое... Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис 49, 14-15; ср.: 54, 10).

Примечательно, что в текстах пророка Исаии отцовство носит и черты материнства (ср.: Иоанн Павел II, энц. Dives in misericordia [«Бог, богатый милосердием»], примеч. 52).

4. Во время Своего мессианского служения Иисус Христос многократно возвещает отцовство Бога по отношению к людям, используя многие высказывания из Ветхого Завета. Так, например, говоря о Божием Провидении по отношению к каждому из творений, Он говорит: «Отец ваш небесный питает их» (Мф 6, 26; Лк 12, 24), «Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф 6, 32; ср.: Лк 12, 30). Иисус старается раскрыть суть Божественного милосердия, представляя нам поведение отца блудного сына как образ действий, присущий и Богу (ср.: Лк 15, 11-32), и призывает Своих слушателей: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6, 36).

В заключение мы можем сказать, что для Иисуса Бог не только «Отец Израиля», «Отец людей», но также «Мой Отец».

Мы посвятим этому нашу следующую катехизическую беседу.

(16. 10. 1985)

ОТЕЦ ИИСУСА ХРИСТА

1. В предыдущей катехизической беседе мы вкратце упомянули о некоторых свидетельствах Ветхого Завета, подготавливающих к принятию полного откровения истины о тайне Божественного отцовства, возвещенного Иисусом Христом.

Христос многократно говорил о Своем Отце, по-разному раскрывая Его Провидение и милосердную любовь.

Но в своем учении Иисус Христос развивает эту тему еще дальше. Вслушаемся в Его по-особому торжественные слова, которые записывает Евангелист Матфей (а также Евангелист Лука): «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам»; и далее: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11, 25. 27; ср.: Лк 10, 21).

Таким образом, Бог для Иисуса не только «Отец Израиля, Отец людей...» - но и «Отец Мой»! «Мой»: именно поэтому Иудеи хотели убить Иисуса, ибо «Отцом Своим называл Бога» (Ин 5, 18). «Мой» - в самом буквальном смысле этого слова: Тот, Которого только Сын знает как Своего Отца, и в свою очередь только Ему Он известен как Сын. Именно на этой почве возникнет позднее Пролог Евангелия от св. апостола Иоанна.

2. «Отец Мой»: Отец Иисуса Христа, Тот, в Котором начало Его жизни, Его мессианского служения, Его учения.

У св. Иоанна Богослова мы встречаем очень много примеров мессианских проповедей, приоткрывающих тайну Бога Отца и Его Единородного Сына Иисуса Христа.

Иисус говорит: «Верующий в Меня, не в Меня верует, но в Пославшего Меня» (Ин 12, 44). «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин 12, 49). «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить - Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин 5, 19). «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин 5, 26). И, наконец: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем» (Ин 6, 57).

Сын живет Отцом прежде всего потому, что Он рожден Им. Возникает самая тесная взаимосвязь отцовских и сыновних отношений - взаимосвязь, предопределенная фактом рождения: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр 1, 5).

Когда Симон Петр в окрестностях Кесарии Филипповой выскажет свое убеждение: «Ты Христос, Сын Бога живого», Иисус ответит ему на это так: «Блажен ты Симон... потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой» (Мф 16, 16-17), ибо только «Отец знает Сына», как только «Сын знает Отца» (ср.: 11, 27). И только Сын дает возможность познать Отца: Сын видимый - Отца невидимого. «Видевший Меня, видел и Отца» (Ин 14, 9).

3. Каждый, кто внимательно читает Евангелие, не может не заметить, что Иисус и в Своей жизни, и в Своих деяниях устремлен к одной единственной цели - к Отцу. Обращаясь к Нему, Он часто называет Его словом, преисполненным сыновней любви - «Аbbа» (Отче); Он произносит его также во время молитвы в Гефсиманском саду (ср.: Мк 14, 36 и парал.). Когда ученики просят Его научить их молиться, Иисус учит их молитве «Отче наш» (ср.: Мф 6, 9-13). После Воскресения из мертвых, перед тем как покинуть землю, Он как бы еще раз ссылается на эту молитву, поскольку говорит: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20, 17).

Итак, Бог, открывший Себя окончательно в Сыне (ср.: Евр 1, 2), явил Себя в полноте тайны своего отцовства. И только Сын мог открыть эту полноту тайны, ибо «Отца не знает никто, кроме Сына» (ср.: Мф 11, 27). «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1, 18).

4. Кем является Отец? В свете того окончательного свидетельства, которое мы получили от Иисуса Христа - через Сына, - мы вполне осознанно веруем, что отцовство Бога есть прежде всего безусловная тайна сокровенной жизни Бога. Это часть тринитарной тайны. Отец - это Тот, Кто извечно рождает Слово, единосущного Сына, - и в то же время это Тот, кто в единении с Сыном извечно «вселяет» Духа Святого; ту любовь, в которой Отец и Сын взаимослитно пребывают (ср.: Ин 14, 10).

Поэтому сам Отец в тринитарной тайне есть общее «Начало - без начала». Pater a nullo est factus, пес creatus, пес genitus - «Отец не был никем ни создан, ни сотворен, ни рожден» (Символ Веры Quicumque). Только Он - Начало той Жизни, которая и есть Бог Сам в Себе. Эта Жизнь - то есть Божественная Сущность - есть абсолютное единение Отца с Сыном и Духом Святым, которые единосущны Ему.

Павел, апостол тайны Христовой, преклоняет колени с обожанием и молитвой перед Отцом, от Которого все проистекает, в Котором прообраз и наименование «всякого отечества на небесах и на земле» (Еф 3, 15).

«Один Бог и Отец всех, Который [живет и действует] над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4, 6).

(23. 10. 1985)

СЫН

1. «Верую во Единого Бога Отца, всемогущего... И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу...»

Этими словами Никео-Константинопольского Символа Веры, обобщающего учения Никейского и Константинопольского Соборов, на которых было определено вероучение Церкви о Пресвятой Троице, мы исповедуем нашу веру в Сына Божия.

Таким образом, мы приближаемся к тайне Иисуса Христа, слова и свершения Которого и сегодня, как и в прежние времена, ставят перед людьми ряд вопросов. Христиане, вдохновленные верой, выражают ему свою любовь и преданность. Но и среди тех, кто не является христианином, есть немало таких, которые искренне восхищаются Иисусом Христом.

В чем же тайна притягательной силы Иисуса из Назарета? Стремление до конца познать Иисуса Христа с самого начала жило в сердце и разуме Церкви, возвещающей, что Он - Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы.

2. Многократно говоривший «отцам в пророках, а в последние дни... в Сыне» - как сказано в Послании к Евреям (ср.: 1, 1-2) - Бог явил Себя Отцом предвечного и единосущного Ему Сына. Так же и Иисус, раскрывая отцовство Бога, открыл и Свои сыновние связи с Богом. Отцовские и сыновние взаимоотношения Бога тесно связаны с общей тайной Триединого Бога. «Ибо иная ипостась Отца, иная - Сына, иная - Духа Святого. Но Божественная Сущность Отца и Сына и Духа Святого одна и та же, одна и та же слава, величие во все века... Сын происходит от Отца, и не был ни создан, ни сотворен, но был рожден» (Символ Веры Quicumque).

3. Иисус из Назарета, говорящий: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам», затем торжественно возвещает: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11, 25. 27).

И поэтому, когда Сын пришел в мир, чтобы «явить Отца» таким, каким только Он сам Его знает, Он должен был открыть и Себя - Сына таким, каким только Отец Его знает. Поэтому Он так и поступал, с юношеских лет осознавая, что - как Иисус объяснил Марии и Иосифу - Он должен быть «в том, что принадлежит Отцу Его» (ср.: Лк 2, 49). Он поступал так, имея свидетельство от Отца, особенно в решающие моменты, как например во время крещения в Иордане, когда собравшиеся услышали таинственный голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3, 17). Подобное происходило и во время преображения на горе Фавор (ср.: Мк 9, 7 и парал.).

4. Иисус Христос, открывая Отца и тем самым открывая Себя как Сына, выполнял миссию, связанную с определенными трудностями. Ибо Он должен был преодолеть преграды, вызванные тем, что Его слушатели имели строго монотеистские представления, сформированные всем комплексом учения Ветхого Завета, верностью традициям, идущим от Авраама и Моисея, наконец, длительной борьбой с языческим многобожием. Читая Евангелия, особенно Евангелие от св. Иоанна, мы находим множество свидетельств, указывающих на эти трудности, которые Иисус Христос сумел мудро преодолеть, как истинный наставник указывая ученикам, внимавшим Ему, на знамения, возвещающие Откровение.

Иисус говорил своим слушателям просто и однозначно: «Свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня». А на вопрос: «Где Твой Отец?» Он отвечал: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего, если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего»; «Я говорю то, что видел у Отца Моего». Слушателям, возражавшим Ему: «одного Отца имеем, Бога», Иисус говорил: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Он послал меня... Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8, 18. 19. 41-42. 58).

5. Христос говорит: «Я есмь» - подобно тому, как когда-то Бог, отвечая Моисею у подножия горы Хорив на его вопрос об имени Бога, сказал: «Я есмь Сущий» (ср.: Исх 3, 14). Слова Христа: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» - вызвали яростное негодование слушателей, которые «искали убить Его... за то... что Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин 5, 18). В самом деле, Иисус не только говорил: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Ин 5, 17), но более того: «Я и Отец - одно» (Ин 10, 30).

В последние драматические дни своей жизни Иисус, представ перед судом Синедриона, слышит главный вопрос-обвинение, заданный первосвященником: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» - и отвечает: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26, 63-64; ср.: Мк 14, 62).

Трагедия завершалась, Иисуса приговорили к смерти.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.