Бог непостижимый, сокровенный (deus absconditus) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Бог непостижимый, сокровенный (deus absconditus)

2021-06-30 24
Бог непостижимый, сокровенный (deus absconditus) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Бог нашей веры - Тот, Который таинственным образом открыл Свое Имя Моисею у подножия горы Хорив, говоря: «Я есмь, Который есмь», - абсолютно трансцендентен по отношению к миру. «...Он в действительности и по существу отличается от мира... Он бесконечно превышает все, что кроме Него существует или могло бы существовать» - Est re et essentia a mundo distinctus, et super omnia, quae praeter ipsum sunt et concipi possunt, ineffabiliter excelsus - (I Ватиканский Собор, Конституция Dei Films, гл. I, канон 1-4). Так гласит один из документов I Ватиканского Собора, подтверждающий изначальное вероучение Церкви.

Ибо хотя существование Бога, а в известной мере и Его сущность, могут быть (согласно учению Церкви, о котором напомнил тот же самый Собор) отчасти познаны в зеркале тварного мира, - все же, однако, никакой символ, никакое тварное существо не раскроют перед нашим человеческим познанием Божественной Сущности как вещи в себе. Она превыше всего, что существует в тварном мире; превыше всего, что может помыслить человеческий разум: Бог превыше всех вещей (ineffabiliter excelsus).

2. На вопрос: «Кто такой Бог?», на вопрос о Сущности Бога мы не можем ответить, давая Ему «определение» в строгом значении этого слова. Сущность Бога - то есть Божественность - находится вне всяких категорий рода и вида, на которые ссылаются наши определения, а потому ни в какое определение «вместиться» не может. Если во всех наших размышлениях о Боге в категориях esse возникают аналогии с бытием, то они указывают гораздо более на различия, нежели на сходства, гораздо более на несопоставимость, нежели на сопоставимость Бога и тварных существ (о чем в свое время напомнил также IV Латеранский Собор в 1215 г.). Это утверждение относится ко всем творениям, в том числе и к творениям духовного порядка, а в мире видимых вещей оно относится также и к человеку, хотя он был сотворен «по образу и подобию» Бога (ср.: Быт 1, 26).

Итак, познаваемость Бога через тварный мир не отменяет Его принципиальной «непостижимости». Бог «непостижим» - так утверждается в документах I Ватиканского Собора. Человеческий разум - хотя и обладает определенным пониманием Бога, хотя и обогатилось это понимание по мере возвещения Откровения Ветхого и Нового Завета, что привело к более полному и глубокому познанию Его тайны, - никогда не сможет постичь Бога надлежащим и соизмеримым образом. Бог остается сокровенным и непостижимым для тварного разума. «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия», - говорит апостол Павел (1 Кор 2, 11).

3. В современном мире научная мысль обращена прежде всего на то, что «видимо» или в какой-то степени «измеримо» с помощью чувственного опыта и доступных сегодня средств наблюдения и исследования. В мире позитивистской методологии и практической технологии эта «непостижимость» Бога становится еще более ощутимой для многих ученых, особенно для представителей западной цивилизации. И еще сильнее это проявляется тогда, когда происходит отрыв научно-технического видения мира от категорий, присущих философии бытия (esse). Таким образом, на основе мировоззренческих предпосылок, характерных для мышления многих современных людей, возникли благоприятные условия для распространения агностических или даже атеистических воззрений. В то же время некоторые полагают, что такое умонастроение может также по-своему благоприятствовать формированию убежденности в непостижимости Бога - в том смысле, в каком оно понимается религиозной, и особенно христианской традицией. И тем самым воздавалась бы честь бесконечной трансцендентной реальности Бога, которую не в силах вместить никакие предметные категории, доступные нашему опыту и знанию.

4. Таким образом, Бог, открывший Себя Самого людям, в то же время явил Себя как Тот, Кто непостижим, безграничен, беспределен. «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, - что можешь сделать? глубже преисподней, - что можешь узнать?» - вопрошают нас со страниц Книги Иова (11, 7-8).

Мы читаем в Книге Исход о событии, которое проникновенным образом подчеркивает именно эту истину. Вот Моисей просит Бога: «Покажи мне славу Твою!» Господь отвечает: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Ягве пред тобою» (это уже произошло во время теофании у подножия горы Хорив), однако: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33, 18-20).

«Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» - исповедует пророк Исаия (Ис 45, 15).

5. Тот Бог, Который, открывая Себя, говорил через пророков, а в конце возвещал через Сына, остается «Богом сокровенным». Апостол Иоанн пишет в начале своего Евангелия: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1, 18). Через Сына Бог Откровения несравненным образом приблизился к людям. Понимание Бога, обретаемое человеком посредством веры, в этой близости достигает наивысшего совершенства. Тем не менее этот Бог - такой близкий, ибо получил телесное воплощение, - продолжает оставаться сокровенным в Своей Божественной Сущности. «Это не то, - читаем мы в том же Евангелии от Иоанна, - чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца» (Ин 6, 46).

Итак, Бог, Который явил Самого Себя человеку, остается для него глубочайшей тайной. Это тайна веры. В начальном члене Символа - «верую в Бога» - выражена не только первая и основная истина веры, но также первая и основная тайна веры. Бог, явивший Себя человеку, остается для человеческого разума одновременно и познаваемым, и непостижимым. В течение своей земной жизни человек общается с Богом Откровения во «мраке веры». Эта мысль находит свое объяснение в целом направлении теологии, классической и современной, представители которого поддерживают тезис о непознаваемости Бога и находят тому особенно глубокое - подчас просто выстраданное - подтверждение в духовном опыте великих мистиков. В то же время - как утверждает св. Иоанн Креста - именно эта «темная ночь веры» является светом, который безошибочно ведет к Богу (ср.: Восхождение на гору Кармель, II гл. 3, 4-6).

Это тот Бог, о котором св. Павел говорит так: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим 6, 15-16).

Мрак веры постоянно сопутствует земным блужданиям человеческого духа на пути к Богу, дабы уступить сиянию славы только в будущей жизни - в вечности. «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор 13, 12).

In lumine Tuo vidibimus lumen («Во свете Твоем мы видим свет» - Пс 36 [35], 10).

(28. 08. 1985)

8. БОГ: ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ВЕЧНОСТЬ

1. Церковь неустанно исповедует веру, выраженную в первом члене древнехристианских Символов: «Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли». В этих словах кратко и обобщенно отражено то свидетельство о Себе, которое Бог нашей веры, живой и истинный Бог Откровения, даровал нам, «говоря в пророках, а в последние дни в Сыне», как сказано в Послании к Евреям (ср.: 1, 1-2). Церковь - сообразно требованиям разных эпох - уточняла истину о Боге, что было предметом рассмотрения на многих Вселенских Соборах. Здесь же мы хотим обратиться к документам I Ватиканского Собора, появление которых было вызвано необходимостью противостоять, с одной стороны, заблуждениям пантеизма XIX в., а с другой, - материализму, начинавшему тогда утверждаться.

2. Вот слова из Конституции I Ватиканского Собора: «Святая Церковь верует и исповедует, что есть единый Бог, истинный и живой, Творец и Господь неба и земли, всемогущий, предвечный, сокровенный, непостижимый, безграничный в области разума и воли, а также во всех совершенствах. Поскольку Он - единственная в своем роде, целостная и неизменяемая духовная субстанция, Его необходимо определять как Сущность, отличную от окружающего мира, ибо Он по Своей природе и сущности Сам из Себя и в Себе обладает всей полнотой счастья и неизреченным образом превышает все, что есть и что могло бы быть в мире кроме Себя Самого» (Конституция «Сын Божий», канон 1-4: Denz. 3001).

3. Нетрудно заметить, что текст соборного документа берет свое начало из известных нам древних Символов Веры: «Верую в Бога... Творца неба и земли, Всемогущего», расширяя эти основополагающие формулировки за счет вероучения, содержащегося в Священном Писании, Священном Предании и в Учительстве Церкви. Расширенное толкование истины о Боге, наблюдаемое нами в Конституции I Ватиканского Собора, идет в направлении более полного, чем это было в древнехристианских Символах, перечисления Божественных атрибутов.

Под словом «атрибуты» мы понимаем те свойства Божественного Esse, о которых говорят нам свидетельства Откровения, а также философские размышления Учителей Церкви (ср., например: Summa Theol., I qq. 3 nn.). Священное Писание, определяя Бога, использует различные прилагательные. Эти прилагательные относятся к выразительным средствам человеческого языка, весьма ограниченного, особенно когда речь идет о той абсолютно трансцендентной Реальности, каковой является Бог в Самом Себе.

4. Процитированный выше текст из Конституции I Ватиканского Собора подтверждает эту невыразимость Бога. Бог является для нас непостижимым и неизреченным. И все-таки Церковь в своем учении о Боге, постоянно осознавая Его «непостижимость» и «невыразимость», не ограничивается отрицательными утверждениями, как например так называемая «апофатическая» теология, исходящая из положения о том, что средствами человеческого языка, а значит, и на языке теологии, можно выразить исключительно или почти исключительно только то, чем Бог не является, тогда как для утвердительных выводов отсутствуют необходимые выразительные средства.

5. Документы I Ватиканского Собора не ограничиваются высказываниями, в которых о Боге говорится с помощью отрицаний, в них используются также и позитивные утверждения. Так, например, там говорится, что Бог полностью отличается от земного мира (a mundo distinctus re et essentia), есть Бог вечный. В Священном Писании эта истина выражена в разных местах и различными способами. Так, например, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, читаем: «Все вообще создал Живущий во веки» (Сир 18, 1), а в Книге пророка Даниила: «Он есть Бог живый и присносущий» (Дан 6, 26).

Приведем теперь слова Псалма 102 (101), а затем обратим внимание на их отзвуки в тексте Послания к Евреям. Вот эти тексты: «В начале Ты, [Господи], основал землю, и небеса - дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс 102 [101], 26-28). Несколько веков спустя автор Послания к Евреям как бы подхватывает слова этого Псалма: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр 1, 10-12).

Вечность здесь - это то, что существенным образом отличает Бога от земного мира: мир подвержен изменениям и является преходящим; Бог пребывает вне преходящего мира: Он является непреходящим и присносущим - «Ты - тот же...»

Исполненный духом этой веры - веры в вечного Бога, - св. Павел пишет: «Царю... веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим 1, 17). Эта же истина по-иному выражена в Откровении св. Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1, 8).

6. В этих свидетельствах Божественного Откровения находит свое выражение и убежденность нашего разума, которая укрепляется в нас, когда мы размышляем о том, что Бог - самодовлеющая Сущность, а потому непреходящая и вечная, поскольку Он не может не существовать, не может иметь ни начала, ни конца, не может быть подвержен течению времени в едином и бесконечном Акте своего существования. В этом отношении здравый смысл и Откровение удивительно согласуются между собой. Если Бог - абсолютная полнота бытия (ipsum esse subsistens), то вечное существование Бога, «выраженное в терминологии бытия», необходимо понимать как «нераздельное, совершенное и полное обладание жизнью вечной», а значит, как свойство «вневременного» бытия.

Вечное существование Бога не охватывает время тварного мира, не «совпадает» с ним, не опережает его и не «продолжает» в бесконечности - оно вне этого времени и над ним. Вечность Бога, вместе с неотъемлемой Его тайной, как бы «извне» и «сверху» охватывает все, что «изнутри» подвержено течению времени, переменам и бренности. При этом вспоминаются слова св. апостола Павла, обращенные к афинскому ареопагу: «Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян 17, 28). Используя метафорическое слово «извне», мы утверждаем, что Бог является трансцендентным по отношению к вещному миру и вечным - по отношению ко времени, хотя знаем и подтверждаем это, что Он - Сущность, пребывающая внутри самого бытия вещей, а значит, также внутри текущего времени, которое складывается из минут, следующих одна за другой, каждая из которых не выходит за пределы Его вечности.

В Конституции I Ватиканского Собора выражена вера Церкви в Бога живого, истинного и вечного. Бог является вечным, ибо Он - абсолютная полнота бытия, а такая полнота не может быть представлена как сумма изменяющихся во времени фрагментов или же «частиц» бытия, на что прямо указывают процитированные библейские тексты. Абсолютную полноту бытия можно представить только как вечность, то есть одновременное и нераздельное обладание этим бытием, которое и является жизнью Бога. В этом смысле - Бог вечен. Он - Nunc, Он - Сейчас, самодовлеющий и неразделимый, а присущая ему форма бытия коренным образом отличается от тех форм, которые присущи тварным существам, - их бытие носит случайный характер.

7. Итак, живой Бог, Который явил Самого Себя людям, является вечным Богом. Говоря точнее, этот Бог и есть сама вечность. Такой формы выражения требует совершенная простота Божественной Сущности (omnino simplex - самый простой из всех).

Когда мы говорим на нашем человеческом языке: «Бог вечен», - мы указываем на «свойство» Божественной Сущности. Однако ни одно из свойств не отличается сколько-нибудь от самой сущности Бога (как различаются человеческие свойства, когда они принадлежат конкретному человеку), и поэтому, говоря «Бог вечен», мы подразумеваем: «Бог - это вечность».

Для нас, подчиненных законам пространства и времени, эта вечность является непостижимой, как непостижима для нас сама Божественная Сущность. Но понятие вечности дает нам все же возможность ощутить в этом плане бесконечное величие и великолепие Божественной Сущности, и нас переполняет радостная мысль о том, что эта Сущность-Вечность заключает в себе все, что сотворено и бренно, в том числе и наше ничтожное бытие, каждый наш поступок, каждый миг нашей жизни.

«Мы Им живем и движемся и существуем».

(4. 09. 1985)

9. БОГ: ДУХ БЕСКОНЕЧНО СОВЕРШЕННЫЙ

1. «Бог есть дух» (Ин 4, 24) - так сказал Иисус из Назарета Самарянке во время беседы с ней у колодца Иакова в Сихаре.

В свете этих слов мы следуем в наших катехизических наставлениях за Символом Веры, сосредотачивая наше внимание на первой истине: «Верую в Бога». В частности, мы ссылаемся на учение, разработанное на I Ватиканском Соборе и содержащееся в Конституции «Сын Божий», в гл. I De Deo rerum omnium creatore («О Боге, Творце всех вещей»). Этот Бог, явивший Себя Самого, «говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни... в Сыне» (ср.: Евр 1, 1-2), будучи Творцом мира, коренным образом отличается от сотворенного Им мира. Он есть вечность - как мы уже говорили об этом в предыдущей катехизической беседе, - в то время как все, что сотворено Им, подвластно времени и подвержено бренности.

2. Будучи вечностью, этот Бог нашей веры есть вся полнота жизни, и эта полнота радикально отличается от всего, что живет в видимом мире. Здесь имеется в виду «жизнь», понимаемая в самом высоком значении этого слова, когда оно относится к Богу, Который есть дух, чистый дух. Столь чистый, что - как гласит Конституция I Ватиканского Собора - Он является неизмеримым и невидимым. Мы не находим в Нем ничего, что подходило бы под мерки тварного, видимого мира и времени, определяющего ход человеческой жизни, ибо Бог - надматериальная Сущность, Он абсолютно «нематериален». Однако же «духовность» Божественной Сущности не сводится только к тому, что мы можем утверждать путем отрицания, - к нематериальности. Духовность как свойство Божественной Сущности мы устанавливаем путем утверждений - подобно тому как Иисус из Назарета ответил Самарянке: «Бог есть дух».

3. В тексте Конституции I Ватиканского Собора, на который мы здесь ссылаемся, выражена та же утвердительная интонация, когда вероучение о Боге, проповедуемое Церковью, излагается в двух главных фразах: «Бог... единственная в своем роде, целостная и неизменяемая духовная субстанция». «Бог... безграничный в области разума и воли, а также во всех совершенствах».

Учение о духовности Божественной Сущности, которое содержится в свидетельстве всего Откровения, в этих фразах явно выражено в «терминологии бытия». Об этом говорит прежде всего формулировка «духовная субстанция», поскольку термин «субстанция» принадлежит к языку философии. В тексте соборной Конституции это выражение призвано подчеркнуть, что Бог, всей своей Сущностью отличаясь от всего тварного мира, является не только самобытным Бытием, но и как самобытное Бытие является самодовлеющим Духом. Вся совокупность Божественного Бытия по сути своей духовна.

4. Духовность означает разумность и свободу воли. Бог - сама Разумность, а также Воля и Свобода, бесконечные в своих проявлениях, точно так же, как безграничен Бог во всех Своих совершенствах.

Эта истина о Боге различным образом подтверждается в Откровении, в Священном Писании и в Священном Предании. Мы ограничимся пока только несколькими цитатами, в которых подчеркивается бесконечная степень «разумности» Божественной Сущности. О бесконечной степени Свободы и Воли Бога мы поговорим в наших последующих катехизических беседах.

Прежде всего вспоминаются восторженные слова св. Павла из его Послания к Римлянам: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (11, 33 и след.).

В словах Апостола Народов громким эхом отзываются поучения Книг Премудрости из Ветхого Завета. «Разум его [Господа] неизмерим», - как гласит Псалом (147 [14б], 5). Величие Бога связано именно с этой Мудростью: «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо» (Пс 145 [144], 3).«Невозможно ни умалить, ни увеличить, и невозможно исследовать дивных дел Господа. Когда человек окончил бы, тогда Он только начинает, и когда перестанет, придет в изумление» (Сир 18, 6-7). Итак, Мудрец может сказать о Боге: «Он превыше всех дел Своих» и закончить словами: «Он есть всё» (Сир 43, 29-30).

И если авторы Книг Премудрости говорят о Боге в третьем лице - «Он», то пророк Исаия переходит к первому лицу: «Я». Вдохновленный Богом, он записывает Его слова: «Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55, 9).

5. Итак, в «мыслях» Бога, в Его «премудрости и ведении» отражается бесконечное совершенство Божественной Сущности: своей абсолютной «разумностью» Бог бесконечно превосходит все, что существует вне Его. Ни одно тварное существо, и в частности ни один человек, не может отрицать это совершенство. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: 'зачем ты меня так сделал?' Не властен ли горшечник над глиною..?» - спрашивает св. Павел (Рим 9, 20-21). Этот образ мыслей и их выражение унаследованы от авторов Ветхого Завета: похожие вопросы и ответы мы находим у Исаии (ср.: 29, 16; 45, 9-11), а также в Книге Иова (ср.: 2, 9-10; 1, 21). В Книге же Второзаконие провозглашается: «Воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды (в Нем); Он праведен и истинен» (Втор 32, 3-4). Восхваление бесконечного совершенства Бога - это исповедание не только Его мудрости, но также Его справедливости и праведности, то есть Его нравственного совершенства.

6. В Нагорной проповеди звучит призыв Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф 5, 48). В этом призыве одновременно заключено и признание: Бог совершенен! Он «безмерно совершенен» (Vaticanum I, Denz. 3001).

Мысль о бесконечном совершенстве Бога постоянно присутствует в проповедях Иисуса Христа. Тот, Кто сказал Самарянке: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4, 24), так же знаменательно ответил юноше, обратившемуся к Нему со словами: «Учитель благий!..» - «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10, 17-18).

7. Только Бог благ благостью безмерно совершенной, Как в Его имени «Сущий» заключена вся полнота бытия, так и в словах «Он благ» - вся полнота благости. Эта полнота благости отвечает безмерному совершенству Его воли, точно так же как безмерному совершенству Его разума и мудрости соответствует абсолютная полнота Истины, в Нем заключенная, поскольку она отождествляется в Его разуме с Его самопознанием и бытием. Бог - бесконечно совершенный дух, и потому познавшие Его становятся истинными Его поклонниками, поклоняются Ему в Духе и истине.

Бог - бесконечное благо, которое есть абсолютная полнота Истины... est diffusivum sui (Summa Theol. I, q. 5, a. 4 ad 2). И поэтому Бог явил Самого Себя, а Откровение есть Благо, даваемое нам как Истина.

Этот Бог, явивший Самого Себя, желает невыразимым и несравненным образом отдать Себя людям, отдать Себя! Это Бог Завета (Союза) и Благодати.

(11. 09. 1985)

10. БОГ: ОТЕЦ ВСЕМОГУЩИЙ

1. «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли...»

Бог, явивший Себя Самого, - Бог нашей веры - есть бесконечно совершенный дух. Мы уже говорили об этом в предыдущей катехизической беседе. Как бесконечно совершенный дух, Он воплощает в Себе абсолютную полноту истины и блага, исполненную желания отдавать Себя. Ибо благо стремится к распространению: bопит est diffusivum sui (Св. Фома Аквинский, Summa Theol., I, q. 5 а. 4 ad 2).

Именно эта истина о Боге, понимаемом как безмерная полнота блага, в Символах Веры формулируется как истина о Творце неба и земли, всего видимого и невидимого. И хотя истину о самом акте творения мы рассмотрим несколько позднее, уже сейчас уместно будет рассмотреть в свете Откровения то, что в самом Боге соотносится с тайной творения мира.

2. Бог Всемогущий, как исповедует Церковь («Верую в Бога, Отца Всемогущего»), будучи бесконечно совершенным духом, является также всеведущим: Он все объемлет Своим познанием.

Всеведущий и всемогущий Бог обладает властью творить: Он в силах призвать из небытия, из ничто к бытию. («Есть ли что трудное для Господа?» - читаем мы в Книге Бытие (18, 14).

В Книге Премудрости Соломона провозглашается: «Великая сила всегда присуща Тебе, и кто противостанет силе мышцы Твоей?» (11, 22). Этой же верой проникнуты слова из Книги Есфири: «Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе» (Есф 4, 176). «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1, 37) - эти слова из уст архангела Гавриила услышит во время Благовещения Мария из Назарета.

3. Бог, открывающий Себя устами пророков, - всемогущ. Эта истина глубоко пронизывает все Откровение, начиная с первых слов Книги Бытия: «И сказал Бог: Да будет...» (Быт 1, 3). Акт творения проявляется как всемогущее слово Бога: «Он повелел, - и явилось» (Пс 33 [32], 9). Создавая все из ничто - бытие из небытия, - Бог являет Себя как безмерная полнота Блага, распространяющегося повсюду. Тот, который Есть, Самодовлеющая Сущность, бесконечно совершенное Бытие, как бы дарит Себя в Этом «Есть», призывая к существованию за пределами Себя видимый и невидимый мир: сотворенные сущности. Созидая, Он дает начало истории мира; творя человека - мужчину и женщину, - Он открывает историю человечества. И значит, как Творец Он является Господом истории. «Действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор 12, 6).

4. Бог, являющий Себя как Творца, и вместе с тем как Господа истории мира и человечества, есть Бог всемогущий, есть Бог живой... «Церковь верует и исповедует, что существует единый Бог, истинный и живой, Творец и Господь неба и земли, Вседержитель» (Vaticanum I, Denz. 3001). Этот Бог, бесконечно совершенный и всеведущий дух, является в то же время абсолютно свободным и независимым от самого акта творения. Если Он - Господь всего сотворенного Им Самим, то, значит, Он прежде всего Господь Своей Собственной Воли в деле творения. Он творит, потому что такова Его Воля. Он творит, потому что это отвечает Его бесконечной Мудрости. Творя же, Он исходит из неисчерпаемой полноты Своей свободы, следуя зову предвечной любви.

5. В неоднократно цитируемом тексте Конституции I Ватиканского Собора «Сын Божий» подчеркивается полная независимость Бога в акте творения, как и во всех Его Божественных действиях. Бог Сам в Себе и из Себя является пресвятым, Он обладает Сам в Себе и из Себя абсолютной полнотой благости и счастья. Он призывает мир к существованию не для того, чтобы как-то дополнить или восполнить то благо, каковым Он Сам является, но лишь только для того, чтобы наделить благом многообразного бытия мир видимых и невидимых тварных существ. Это есть многообразное и разнородное дарование единого, бесконечного, предвечного блага, в котором и заключена Сущность Самого Бога.

Таким образом, Бог, абсолютно свободный и независимый в акте творения, остается совершенно независимым от сотворенного Им мира, но это ни в коем случае не означает, что Он равнодушен к нему. Ибо Он управляет делом созидания как извечная Премудрость, Любовь и всемогущее Провидение.

6. В Священном Писании подчеркивается, что в этом созидании Бог одинок. Приведем слова пророка Исаии: «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю. Кто был со Мной?»1 (Ис 44, 24). В этом контексте «одиночество» Бога в момент созидания подчеркивает Его неограниченную свободу и отцовское всемогущество.

«Сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства» (Ис 45, 18).

В свете самооткровения Бога, «говорившего в пророках, а в последние дни в Сыне» (ср.: Евр 1, 1-2), Церковь с самого начала исповедует свою веру в Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Этот всемогущий Бог в то же время является всеведущим и вездесущим. Правильнее было бы сказать, что, будучи бесконечно совершенным духом, Бог одновременно - Само всемогущество, всеведение и вездесущность.

7. Бог прежде всего пребывает Сам в Себе, в Своей Триединой Божественности. Он присутствует также в мире, который сотворил, и это присутствие как следствие акта творения проявляется в виде созидательной силы (per potentiam), в которой воплощается сама трансцендентная Сущность Бога (per essentiam). Это Божественное присутствие наполняет и пронизывает мир, поддерживая тем самым его существование. Можно также сказать, что Бог присутствует через свое познание как безграничный взгляд, который все видит, пронизывает и изучает (per visionem или per scientiam). Бог особым образом присутствует также в истории человечества, поскольку она является историей спасения. Это присутствие Бога носит более «личный» характер (если можно так выразиться): присутствие посредством благодати, полноту которой человечество обрело в Иисусе Христе (ср.: Ин 1, 16)-17). Об этой тайне веры мы побеседуем в одной из последующих катехизических бесед.

8. «Господи, Ты испытал меня и знаешь...» (Пс 139 [138], 1). Когда мы повторяем богодухновенные слова этого Псалма, мы исповедуем вместе с народом Божиим всего земного шара веру во всемогущество, всеведение и вездесущность Бога - нашего Творца, Отца и наше Провидение! «Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян 17, 28).

(18. 09. 1985)

БОГ ЗАВЕТА

1. В текущем цикле наших катехизических бесед мы пытаемся последовательно отвечать на вопрос: Кто есть Бог? Ответ должен быть подлинным, то есть основанным на слове Божественного самооткровения. Он должен быть проникнут твердою верой и в то же время убежденностью разума, просвещенного этой верой. Вот почему мы обращаемся к Священному Писанию и Священному Преданию, к Учительству Церкви, то есть к поучениям особого рода и к наставлениям обычного характера.

2. Сегодня нам следует еще раз возвратиться к подножию горы Хорив, где Моисей, пасший овец, услышал голос, обращенный к нему из глубины пылающего куста: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». И голос продолжал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх 3, 5-6). Бог отцов посылает Моисея освободить Свой народ из египетского рабства.

Мы знаем, что получив это поручение, Моисей спрашивает Бога, как Его называть. И тогда он слышит ответ: «Я есмь Сущий». Согласно экзегетической, теологической и доктринальной традиции Церкви, которую, как нам кажется, подтверждает и Павел VI в Credo Populi Dei (1968), ответ этот связывается с откровением Бога как Esse.

В свете истории спасения ответ Бога: «Я есмь Сущий» приоткрывает Его более богатый и точный образ. Посылая Моисея в силу этого Имени, Бог - Ягве открывает Себя прежде всего Богом Завета (Союза): «Я есмь Бог, желающий завета и спасения», Бог, который вас любит и спасает. Такое понимание указывает на Бога как Esse, на Бога-Личность, открывающего Себя личностям и относящегося к ним как к личностям. Этот Бог, создавая мир, решил как бы выйти из Своего «одиночества», чтобы «отдать» Самого Себя, открыться миру, и в частности людям, сотворенным по Его образу и подобию (ср.: Быт 1, 26). В имени «Я есмь Сущий» (Ягве) прежде всего, как нам кажется, преобладает истина, что Бог - это Сущность-Личность, знающая людей, любящая их и привлекающая их к Себе: Бог Завета (Союза).

3. В разговоре с Моисеем Бог как бы подготавливает новый этап в истории спасения. Ибо инициатива Бога Завета предопределяет историю спасения на многих ее этапах, как это подчеркивают слова из IV Евхаристической Молитвы: «Сколько раз Ты предлагал Завет Твой людям!».

Разговаривая с Моисеем у подножия горы Хорив, Бог - Ягве называет Себя «Богом Авраама, Исаака и Иакова», тем самым Он ссылается на Завет (Союз), заключенный прежде с Авраамом (ср.: Быт 17, 1-14) и его потомками, то есть с праотцами того рода, который дал начало избранному народу. Вот почему Иаков получает имя «Израиль», ставшее именем этого народа - Народа Божия.

Однако инициативы Бога Завета уходят еще дальше в прошлое, во времена до Авраама. Книга Бытие рассказывает о завете (союзе) с Ноем после потопа (ср.: Быт 9, 1-17). Можно также говорить о первоначальном завете, заключенном до первородного греха (ср.: Быт 2, 15-17). Поэтому можно утверждать, что инициативы Бога Завета с самого начала устанавливают в истории человечества перспективу спасения. Перспектива спасения - это общение с Богом в вечной жизни, символом которой было райское «древо жизни» (ср.: Быт 2, 9). Все заветы, заключенные после грехопадения, подтверждают со стороны Бога ту же перспективу, ту же волю к спасению. Бог Завета - это Бог, «дающий Себя» таинственным образом человеку: Бог Откровения и в то же время Бог благодати, а поэтому не только Бог, дающий человеку возможность познать Его, но и Бог, делающий человека сопричастником Божественного естества (2 Петр 1, 4).

5. В Иисусе Христе завет обретает свое наивысшее выражение и окончательную форму: это «новый» и «вечный» Завет (Евр 12, 24; 13, 20). В нем Бог окончательно утверждает Себя как Бог Завета. В то же время Завет свидетельствует о полнейшей новизне той истины о Боге, которую мы исповедуем в нашем христианском «Верую». Бог, будучи Творцом и Господом вселенной, не остается полностью и исключительно «над тварным миром, над человеком». В языческой древности Бог (боги) был скорее объектом устремлений человека (eros). Откровение Ветхого, и еще в большей степени Нового Завета являет нам Бога, Который ищет человека, приближается к нему, Сам желает заключить с ним союз (завет): «Буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев 26, 12); «Буду их Богом, а они будут Моим народом» (2 Кор 6, 16).

6. Завет, равно как и акт творения, на всех этапах своей истории является совершенно свободной и независимой инициативой Бога. Одновременно в свете Божественной свободы Завет еще глубже раскрывает значение и смысл творения. Если премудрость и любовь направляют эту трансцендентную свободу Бога-Творца, то еще полнее раскрываются и та, и другая - а в особенности любовь - в трансцендентной свободе Бога-Завета.

7. Необходимо еще добавить, что если благодаря Завету, особенно этому последнему и окончательному - в Иисусе Христе, - Бог по-новому становится имманентным по отношению к земному миру, то Он в то же время полностью сохраняет свою трансцендентность. Бог воплотившийся, и еще более - Бог распятый на кресте, остается Богом непостижимым и безграничным. Более того: Он становится еще более непостижимым и безграничным именно потому, что открывается нам как Бог бесконечной и беспредельной любви.

8. Не хотелось бы заранее касаться тех тем, которые станут предметом наших будущих катехизических размышлений. Вернемся еще раз к Моисею. Откровение о Божественном Имени, данное у подножия горы Хорив, призвано было стать началом того Завета (Союза), который Бог праотцев заключил со Своим народом на Синае. Этот Завет (Союз) особенно ярко и выразительно подчеркивает монотеистский характер той религии, которая основывает на нем свой Символ Веры: «Верую во единого Бога!» Бог один. Один-единственный.

Вот слова из книги Исхода: «Я Господь, Бог Твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20, 2-3). В Книге Второзаконие мы находим основополагающую формулу ветхозаветного Символа Веры, выраженную такими словами: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6,4; ср.: 4, 39-40).

Исаия придаст этому монотеистскому Символу Веры Ветхого Завета пророческую выразительность: «Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня... Вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я тот же» (Ис 43, 10-12). «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного» (Ис 45, 22).

9. Эта истина о едином Боге составляет основу обоих Заветов. В Новом Завете св. апостол Павел, например, выражает ее такими словами: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4, 6). И тот же Павел, который искоренял языческое многобожие с рвением, не уступающим ветхозаветному (ср.: Рим 1, 23; Гал 3, 8), не менее решительно возглашал, что этот Единый истинный Бог «есть Бог всех, как обрезанных, так и необрезанных, как Иудеев, так и язычников» (ср.: Рим 3, 29-30). Откровение о едином истинном Боге, дарованное в Ветхом Завете Израилю, избранному народу, было обращено ко всему человечеству, и оно именно в монотеизме нашло выражение для тех своих убеждений, к которым приводил и естественный ход человеческой мысли: Бог как Сущность совершенная, бесконечная, самодостаточная может быть только один. В Новом Завете, благодаря деяниям Иисуса Христа, истина Ветхозаветного Откровения стала верой вселенской Церкви, которая исповедует: «Верую во единого Бога». Именно этот единый истинный Бог есть Бог Завета.

(25. 09. 1985)

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ»

1. «Бог есть Любовь». Эти слова, сказанные в одной из Книг Нового Завета - в Первом Послании св. Иоа


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.