Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962)

2021-06-01 24
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В юности В.В. Зеньковский увлекался идеями В.С. Соловьева и Л.М. Лопатина[127], позже обратился к христианской антропологии и философии. В русле традиций русской религиозной философии обосновывал православную педагогику «духовного устроения». С точки зрения Зеньковского для истинного обоснования педагогики не подходят ни католические догматы, ни протестантские, ни идеи Л.Н. Толстого, ни концепция К.Н. Вентцеля. Не могут дать для нее принципов ни рационализм, ни идеализм, ни материализм, а только «православное познание».

Если в вопросах религиозного воспитания многие готовы допустить значение христианского вероучения, то учение о развитии личности и ее воспитании строится независимо от религиозных идей, стремится опереться на науки и указания опыта. Но секуляризация педагогики, по мнению Зеньковского, губительна для нее. Привлечение идей христианской антропологии нужно не только для одного только религиозного или даже морального воспитания – оно необходимо для педагогики в целом. Поэтому целостное понимание человека либо распространяется на педагогику, либо приходится отказаться и от человека, и от педагогики.

В.В. Зеньковский с горечью констатировал, что секуляризация связана с верой в человека и верой в историю как путь прогресса. Педагогика невозможна без учения о первородном грехе, об образе Божием в человеке, натуральной и благодатной соборности как проникающей в человека социальности. Зеньковский разделяет концепцию, согласно которой не «я», а «мы» образуют исходную основу индивидуального социального развития: «подлинно индивидуальное в нас так глубоко сплетается с социальным, что следование одному индивидуальному в себе является уже разрушением целостности в человеке и усилением в нем противостояния добру».

Православная антропология мыслилась Зеньковским теоцентрически: она трактует человека как определяемого Богом и постигает его, исходя из Бога. Одновременно она мыслит себя как антропоцентрическую: человек признается венцом творения. Но и как венец творения человек слаб и греховен перед Богом. Способности человека суть Божья благодать, если они даже снисходят на человека, их земное проявление неполно, несовершенно: они приобретают свое высшее состояние только в потустороннем, вечном.

Важнейшей темой педагогики, по мнению В.В. Зеньковского, является начало свободы в человеке. Он подчеркивал: уважение к детской индивидуальности, признание права ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, изгнание того, чему внутренняя динамика души противится – всякому принуждению – все это укрепляет идею свободы в современной педагогике. Вне свободы, убежден он, нет воспитания: оно превращается в дрессировку. Однако одной свободы недостаточно – необходимо обеспечить связь свободы и добра. Важно видеть примат духовного начала в человеке.

Как считал Зеньковский, на всех возрастных этапах воздействие на личность должно иметь в виду эсхатологический момент [128]: «Воспитание направлено на конкретную личность, судьба которой уходит в эсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся через смерть. Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти»[129].

В.В. Зеньковский подчеркивает, что моральная жизнь становится фактором духовного устроения, когда понимается лишь как религиозная жизнь. При этом моральная жизнь, утверждает он, неотрывна от труда; то, что мы признаем добром, правдой, должно быть воплощено нами в жизнь. Но труд не абсолютен, ибо способен стеснить духовность.

Не абсолютна и дисциплина; она есть инструментальный фактор духовного воспитания ребенка. Дисциплина не имеет ни самодовлеющей ценности, ни значения охранения отвлеченных принципов: она не должна подавлять духовную жизнь. Смысл дисциплины – в регуляции духовной жизни, как она протекает конкретно.

Главнейшим принципом педагогики В.В. Зеньковский признает принцип индивидуальности. По его убеждению, единого идеала не существует; для каждой индивидуальности открывается свой путь развития, в конце каждого светит свой идеал. Воспитание индивидуальности и есть подлинная цель педагогического воздействия.

Для педагога нет ничего более важного, чем проникнуть в конкретную, неповторимую личность, душу ребенка, приобщиться к ней, помочь ей. И есть только один путь приближения к тайне души человека – путь любви к нему. Здесь рациональное, дискурсивное сливается с переживаниями, с интуицией, т.е. с «трансрациональным».

Обращается Зеньковский и к вопросам полового воспитания. Справедливо полагая, что «жизнь пола является самой трудной и неустроенной стороной в нас», педагог и философ считает важной задачу его «устроения», так как ни отвержение пола, ни беззаботное следование всем движениям его не дают правильной жизни. Он твердо уверен в том, что только брачные отношения способны разрешить все вопросы, связанные с полом.

Основные произведения В.В. Зеньковского: «О сравнительной психологии» (1907); «Проблема психической причинности» (1914); «Дети и война» (1915); «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918); «О педагогическом интеллектуализме» (1923); «Психология детства» (1924); «Педагогика и психология» (1925); «О психологии современной молодежи» (1927); «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934); «На пороге зрелости» (1955); «История русской педагогики в ХХ в.» (1960) и др.

  

 

 

2. НЕОРТОДОКСАЛЬНО-МИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.005 с.