Сергей иосифович Гессен (1887 – 1950) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сергей иосифович Гессен (1887 – 1950)

2021-06-01 23
Сергей иосифович Гессен (1887 – 1950) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С.И. Гессен подошел к теории и истории педагогики как к двум самостоятельным наукам с философским базисом. Более того, он считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. В трудах Гессена наиболее разработаны этико-философские, правовые аспекты образования, с их понятиями свободы, дисциплины, индивидуальности личности, нравственности, добра, красоты. Эти категории рассматриваются им с позиций историзма, понимаемого в духе историко-философских концепций марбургской школы неокантианства, ставящей во главу угла закономерности развития культуры, цивилизации и образованности. Одной из излюбленных тем Гессена была проблема формирования личности, идущая от теории ценностей Генриха Риккерта, которую Гессен развил в стройную теорию своей «социальной педагогики»[104].

Для педагогических построений Гессена характерен герменевтический подход, который проявляется не только в стремлении к определенной интерпретации текста (в широком смысле слова), но и в реконструкции «жизненного мира» образования и культуры, структурировании педагогических явлений. С точки зрения неокантианской этики Гессен выделяет три основные ступени нравственного образования, связанные с восхождением личности к идеалам Правды, Добра и Красоты: аномию, гетерономию и автономию[105].

Аномия – это ступень и теория дошкольного образования, на которой ведущими являются законы природы, а не социума, естественное воспитание через игровую деятельность. Ступень гетерономии – период жизни, в котором действуют начала, взятые из других сфер общественной жизни, они связаны с проблемами труда, учения, свободы, наказания, авторитета, самоуправления. Третья ступень – свободное самообразование. Это этап формирования нравственных принципов и императивов, независимых от каких-либо внешних по отношению к морали целей, условий и интересов. Каждый из этих этапов Гессен наполняет конкретным теоретическим, историческим, этико-философским и практическим содержанием.

Особое внимание С.И. Гессен уделяет развитию идеи о сверхкультурном и сверхдуховном уровнях человеческого бытия: Человеческий индивид существует как бы в четырех планах бытия, которым соответствуют четыре плана воспитания: индивид как организм психофизический, как социальная личность, включенная в культурную традицию, и как член «Царства духовных существ»»[106].

Важной стороной концепции Гессена была идея единой школы. Он рассматривает единую школу как реализацию государством права на образование. Однако увязывает это право с политическими свободами, различиями идеологий либерализма и демократизма в обществе. Такая школа должна обеспечить научное образование как по его составу, отражающему классификацию наук, так и по ступеням – пропедевтика, систематика, научный университетский курс. Исходя из идеи развития так называемой критической дидактики, Гессен отстаивает возможность синтеза теории формального и материального образования. На старшей ступени школы не должно противопоставляться общее и профессиональное образование, а создавались бы условия для свободы выбора на основе их взаимодействия, для дифференциации ценностных ориентаций личности.

Гессену принадлежит оригинальная система периодизации фаз психического развития, которая положена им в основу объяснения ведущих видов деятельности и структурирования школы, в которой подмечен феномен неравномерности психического развития.

Значительное внимание он уделил философско-педагогическому обоснованию методов обучения. Учащийся овладевает знанием не ради самого знания, а с целью продвижения к более глубокому началу, находящемуся «позади» знания, порождающему само знание, т.е., по сути, учащийся овладевает научным методом познания.

Целью образования, по С.И. Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в ее духовности.

Гессен полагал, что нельзя считать особым видом образования национальное образование: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства»[107].

С точки зрения С.И. Гессена, история воспитания и педагогики становится понятной лишь при условии сравнительно-исторического анализа различных педагогических систем и учений, в контексте взаимодействия культурных ценностей. С позиции проблемного подхода Гессен анализирует педагогическое наследие Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Ф. Фребеля, М. Монтессори, Д. Дьюи, Г. Спенсера, Г. Кершенштейнера и др.

С.И. Гессен является одним из основоположников сравнительной педагогики ХХ в.

Будучи в эмиграции, Гессен интересуется проблемами школьной политики правящей в Советской России партии большевиков, советской образовательной практикой, социальным положением учителей и школьников, использованием инноваций и педагогическими дискуссиями в СССР. Все это позволяло ему вполне объективно отмечать не только ростки действительно нового в школьной практике, интересный опыт, самоотверженные усилия учительства, но и серьезные промахи советского образования. Правда, порой, в оценках Гессена проявлялся известный философский максимализм, не всегда учитывавший конкретно-исторические обстоятельства.

Основные труды С.И. Гессена: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923); «Судьба коммунистического идеала образования» (1933); «О противоречиях и единстве в воспитании» (1939); «Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики» (1947).  

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.