Густав Густавович Шпет (1879-1937) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Густав Густавович Шпет (1879-1937)

2021-06-01 19
Густав Густавович Шпет (1879-1937) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рамках философского направления в отечественной педагогике феноменологический подход к изучению целостной личности «в ее целостных проявлениях» разрабатывался преимущественно Г.Г. Шпетом. Педагогика, согласно этому подходу, должна строиться не только на основе данных экспериментальной психологии, но и на основе мысленных и естественных экспериментов, особого рода самонаблюдения. Изучение отношения психических переживаний к личности, а не изучение психических процессов, оторванных от особенностей личности, - магистральный путь к воспитанию «существа, способного к творчеству жизни»[100], - писал Г.Г. Шпет. С его точки зрения, ни педагогика, ни психология не могут существовать без философской методологической основы.

Творчество Шпета с самого начала стремление к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук. Это стремление привело его впоследствии к герменевтике, основы которой в отечественной науке были заложены именно Шпетом. Его научные интересы связаны как с собственно философскими проблемами познания и логики, так и с исследованием психологии «социального бытия». Этот подход предполагал анализ социально-исторических причин, обуславливающих развитие психики человека, в том числе мышления, речи, индивидуальных и национальных психологических особенностей, а также исследование психологических основ культуры, которая была особенно значима для Шпета[101].

Идеи феноменологии Г.Г. Шпет пытался развивать в русле отечественной философской традиции. Отсюда – обращение к ее народным психологическим истокам. Он акцентирует этико-воспитательный потенциал философии, ее направленность на человека, стремление выявить психологическую специфику национального сознания, его отличие от официальной идеологии. Все это придает русской философии особый тон, особый стиль повествования, объясняет отсутствие рассудочности, абстрактности, столь характерных для западной философской традиции.

По мысли ученого, социальная психология должна охватывать огромный пласт жизни – язык, нравы и обычаи «питания и одевания», все виды искусства, ремесла, религиозные верования. При этом важно помнить о том, что отождествление индивидуальной психологии с социальной как бы растворяет глубинные общественные процессы на индивидуальном уровне. Задача же социальной психологии состоит в том, чтобы исследовать общие явления духовной жизни, которые должны быть объяснены «из связей духовного общежития»[102].

Г.Г. Шпет внес определенный вклад в исследование психологических проблем эстетического воспитания. Искусство, полагал он, возникает из потребности украшения, это его «генетический факт». Воспитательная функция искусства проявляется прежде всего в создании красоты, но лишь подлинно художественное творение становится «фактом действительности».

Говоря о механизме эстетического восприятия, он различал наслаждение формальное и подлинное. Первое – не более, чем видимость, основанная на восприятия форм – их разнообразия, группировки, пропорциональности, ничего, кроме приятности, оно в себе не заключает, так как отрешено от мысли, от действительности. Второе - вызывает чувство интеллектуального наслаждения, логической удовлетворенности, чувство, как говорил Г.Г. Шпет, «логической совести». Подлинное эстетическое наслаждение есть мыслительный, разумный акт постижения художественной ткани произведения искусства, что оживляет эстетическое восприятие, делает его продуктивным. Это своего рода «эстетическая надстройка», в которой мысль, эмоция и экспрессия неразделимы.

Идеи Шпета воспринимались негативно официальной философией и педагогикой, например, его мысли о невозможности строить систему образования и воспитания без опоры на научную философию и психологию, о том, что развитие просвещения и науки осуществляет подлинная интеллигенция, «аристократия таланта» (а не функционеры от идеологии), что основная цель просвещения – формирование культуры личности[103].

Подчеркнем, что мысли Г.Г. Шпета о воспитательном потенциале национальной философии, о философии как теоретическом фундаменте системы образования и воспитания, о языковой культуре человека и общества как основе культурного прогресса сохранили свою актуальность и сегодня.

Основные произведения Г.Г. Шпета: «Хрестоматия по истории психологии» (1917); «Очерк развития русской философии» (ч.1, 1922), «Эстетические фрагменты» (в.1-3, 1922 – 1923); «Введение в этническую психологию» (1927); «Внутренняя форма слова» (1927).

   


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.